Освобождение Мелитополя. Прорыв линии Вотана

В начальный период Великой Отечественной войны, 6 октября 1941-го, фашисты захватили  Мелитополь наскоком в рамках прорыва группы армий «Юг» к Крыму.
Сразу же после поражения в Сталинградской битве, в марте 1943-го, гитлеровское командование приказало оккупационной администрации города строить мощную сеть оборонительных укреплений на западном, обрывистом берегу реки Молочная. На строительство оборонительных рубежей немцы под дулами автоматов согнали всё местное население города. Являясь ключом к Никополю, Херсону, Крыму, а значит – и ко всем причерноморским регионам Украины, Мелитополь имел для захватчиков исключительное стратегическое значение.
Тщательно подготавливая оборону города, немцы надеялись удержать за собой Никопольские железно-рудные и марганцевые месторождения, устье Днепра и Крым как опорную точку контроля над Чёрным морем.
Западный, обрывистый берег реки Молочная превращал оборонительные укрепления фашистов в неприступную крепостную стену протяжённостью 150 километров. Каждое село на этом участке фронта было преобразовано в мощный укрепрайон, связанный с соседними сёлами противотанковым рвом глубиной 2,5, а шириной 4,5 метра. Центром немецкой линии обороны был Мелитополь, превращённый в мощную цитадель. Данному оборонительному рубежу захватчики присвоили имя древнегерманского бога Вотана.
Вотан, конечно, помочь немцам не смог, но доставить массу неприятностей наступающей Красной Армии всё же сумел.
Летом 1943 года, потерпев поражение на Донбассе, 6-я армия Вермахта отошла за линию Вотана. В тот период времени Советское командование, как и весь советский народ, было воодушевлено победами под Сталинградом, на Курской дуге и на Донбассе. Это воодушевление поначалу не позволило до конца понять жестокий и неуступчивый нрав древнегерманского Вотана. Красную Армию ждал штурм неприступного оборонительного рубежа, упирающегося на севере в днепровские плавни, а на юге – в заболоченный лиман Азовского моря.
«Передний край обороны противника проходил по ряду командных высот, надёжно прикрытых рекой Молочной с очень обрывистым западным берегом. На севере в районе Васильевки вражеские позиции упирались в днепровские плавни. На юге они примыкали к солёному озеру Молочному, которое вытянулось почти на 30 км до самого Азовского моря. Озеро это неглубоко, но дно у него илистое, топкое и берега сильно заболочены», - так позже характеризовал позиции Вермахта на западном берегу реки Молочная начальник штаба Южного фронта, будущий маршал С.С. Бирюзов.
А тогда, 22 сентября 1943 года, начальник Генштаба и заместитель Наркома обороны маршал Александр Василевский отправил в Ставку Главнокомандующего чрезмерно оптимистичный доклад. В нём был подробно расписан план прорыва линии Вотана. На подготовку наступления предусматривалось всего 4 дня, прорыв немецкой обороны, по мнению маршала А. Василевского, должен был занять два дня, а на развитие успеха с выходом к Херсону и на Перекоп отводилось всего 12 дней. План был построен из расчёта того, что на западном берегу реки Молочная окопались обескровленные в боях за Донбасс части 6-й армии Вермахта, и потому скорость продвижения наступающей советской пехоты будет 15-16 км в сутки.
Ставка на тот момент времени не располагала разведданными насчёт оборонительного потенциала линии Вотана, и потому утвердила план А. Василевского. Но на самом деле ситуация была тяжёлой. И это доказали первые же попытки Красной Армии форсировать реку Молочная.
Немцы дополнительно укрепили линию Вотана свежими частями из Крыма и усилили свои позиции достаточным количеством артиллерии. К тому же они располагали большим количеством САУ, танков и авиации. О наличии у гитлеровцев на линии Вотана САУ Ставке, как и А. Василевскому, ничего не было известно. Со стороны фашистов Красной Армии противостояло 200 603 солдата Вермахта. Силы Красной Армии на данном участке фронта составляли 311 346 бойцов. Рубежи Вотана Красная Армия начала штурмовать при полуторакратном превосходстве в живой силе, что не гарантировало ей победы. Ведь согласно военной науке для успешного наступления требуется, минимум, трёхкратное  превосходство над противником.
Войска Южного фронта вышли на восточный берег реки Молочной 22 сентября 1943 года. И, согласно плану маршала А. Василевского, 26 сентября перешли в наступление по всему участку фронта.
Завязались жесточайшие бои, но в итоге советские войска сумели продвинуться вперёд лишь на глубину 2-6 километров на участке протяжённостью 22 километра из 150-и. На всех остальных участках вклиниться в немецкую оборону части Красной Армии не смогли из-за ураганного огня противника.
А фашисты тем временем продолжали укреплять рубежи своей обороны, продолжая перебрасывать туда из Крыма свежие силы. При этом стервятники «Люфтваффе» беспрерывно бомбили позиции советских войск, в том числе и ближние тылы. В первые четыре дня советского наступления ежедневно фиксировалось более 900 самолёто-пролётов фашистских эскадрилий, т.е. бомбы сыпались на головы советских бойцов почти ежеминутно.
В результате такого мощного огня противника Красная Армия на Мелитопольском направлении 26 сентября – 1 октября 1943 года понесла серьёзные потери: 4047 человек убитыми и 17440 человек ранеными при минимальном продвижении вперёд. Ставка приняла решение временно прекратить наступление. Советские войска закрепились на занятых позициях. На всех уровнях началась серьёзная подготовка к прорыву фашистской обороны.
Об этих днях подготовки С.С. Бирюзов вспоминает: «Мы приступили к более тщательной доразведке противника, стали подтягивать тылы, накапливать боеприпасы, производить перегруппировку войск для нанесения повторного удара. Удар этот намечалось осуществить во взаимодействии с Юго-Западным фронтом со стороны Запорожья.
Замысел был такой: протаранить вражеские оборонительные позиции на реке Молочная, севернее Мелитополя, стремительным охватывающим манёвром окружить и уничтожить главные силы мелитопольской группировки врага, а в дальнейшем развивать наступление в сторону Крыма и на плечах отступающего противника вырваться к Перекопу и в низовья Днепра».
Второй штурм линии Вотана Красная Армия начала 9 октября 1943 года. Наступление возвестила мощная 45-минутная артподготовка, после которой в атаку двинулись стрелковые части Красной Армии.
Необходимо упомянуть, что эту и последующие артподготовки советские артиллеристы проводили новыми методами. Подготовка начиналась с последовательного подавления целей, постепенно темп огня нарастал и к концу достигал максимальной силы. При переносе огня его интенсивность не менялась, при этом наступление авангарда пехоты начиналось через 16 минут после начала работы артиллерии по вражеским укреплениям. В результате введения этих новшеств основная часть атаки проходила при отсутствии ответного огня противника.
10 октября подразделениям 28-й армии удалось выйти на окраины Мелитополя. Этот прорыв был ключом к будущей победе. По приказу Командующего фронтом Фёдора Толбухина к городу перебросили 51-ю армию, до этого находящуюся в  резерве.
Немцы упорно держали оборону, несмотря на то, что к тому времени их резервы иссякали. На всех остальных участках оборонительного рубежа Вотана наступление Красной Армии не имело успеха и во второй раз. А потери, как и в первый раз, были высоки.
Однако 14 октября 1943 года войсками Юго-Западного фронта был освобождён город Запорожье. При этом 51-я армия начала бои на улицах Мелитополя.
Мелитополь был великолепно укреплён немцами, потому кровопролитные бои приходилось вести за каждый дом и за каждую улицу. Из-за этого многие историки называют битву за Мелитополь «малым Сталинградом». Самые жестокие бои за контроль над городом длились с 14 – 17 октября включительно.
Решающую роль в освобождении города сыграли «панцирники» - 12-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада. Бойцы этой бригады были снабжены стальными нагрудниками – отсюда и прозвище. Группы «панцирников» охотились за фашистскими танками. Суть их метода была в том, что они, рискуя собственной жизнью, подкладывали мины под гусеницы двигающихся фашистских танков.
В боях за освобождение Мелитополя советские воины проявили исключительный героизм. В статье невозможно перечислить всех подвигов. Приведу в качестве примера подвиг сержанта Николая Сосина, которому в решительный момент удалось своими действиями отбить штаб 550 полка 126-й Горловской стрелковой дивизии. В этом бою два фашистских танка он уничтожил лично, а ещё два загнал на минное поле, установленное его подчинёнными. За этот подвиг Николай Сосин был удостоен звания Героя Советского Союза.
18 октября 1943 года в состав Южного фронта вошла 3-я гвардейская армия Д.Д. Лелюшенко. В её рядах насчитывалось 68 тысяч 299 бойцов. Она сменила подразделения 31-го гвардейского корпуса 5-й ударной армии на участке Карачекрак-Лесной-Гладкий. Фронт наступления 5-й армии после этой перестановки сократился на 9 километров, что позволило повысить концентрацию силы удара.
20 октября 1943 года по решению Ставки Верховного Главнокомандующего Южный фронт был переименован в 4-й Украинский.
А 21 октября на всей протяжённости линии Вотана начался третий штурм гитлеровских укреплений. В этот раз частям Красной Армии удалось прорвать вражескую оборону на участке Васильевка-Карачекрак-Эристовка-Гендельберг и продвинуться вперёд на 1-6 километров. В это же время воины 51-й армии сумели взять под свой контроль 9 кварталов Мелитополя.
На протяжении двух последующих дней части Красной Армии расширяли и углубляли прорыв на обоих флангах фронта. К вечеру 22 октября в руках немцев оставались: лишь железнодорожный вокзал и северная часть Мелитополя. В тот же вечер батальон Ильи Сопина неимоверными усилиями вытеснил гитлеровцев с вокзала. Позже за свой подвиг Илья Сопин был представлен к званию Героя Советского Союза.
К 16-и часам 23 октября советские войска полностью овладели городом Мелитополем, при этом взяв под контроль железную дорогу, ведущую на Крым и Запорожье. Линия Вотана была прорвана.
За освобождение Мелитополя от немецко-фашистских захватчиков 87 бойцов и командиров Красной Армии были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие из них – посмертно. 12 из этих 87 Героев являлись уроженцами Мелитополя. Их именами после окончания Великой Отечественной войны были названы улицы города. После окончания ВОВ день освобождения Мелитополя стал считаться Днём города.
Прорыв линии Вотана достался Красной Армии очень дорогой ценой. Точные потери до сегодняшнего дня неизвестны. Известно только, что за время боёв на этом направлении, начиная с 26 сентября 1943 и заканчивая 26 декабря 1943 года, безвозвратные и санитарные потери Красной Армии составили в общей сложности около 280 тысяч человек. До сих пор в степях под Мелитополем находят незахороненные останки красноармейцев. В городе расположена огромная Братская могила, на гранитных плитах которой золотом высечены имена сотен советских солдат и офицеров, погибших в жестокой битве за освобождение города от фашистского ига.
Однако после майданных событий 2014 года и в Мелитополе начали появляться подонки, которые регулярно и совершенно безнаказанно глумятся над памятью советских Героев, отрывая буквы с гранитной стены памяти и разрисовывая надгробия под ней. И так будет продолжаться до тех пор, пока сами мелитопольцы сурово не пресекут это издевательство над великим подвигом тех, кто погиб за жизнь грядущих поколений. На правосудие и помощь украинской власти в этом праведном деле рассчитывать, как показывает опыт, не стоит. Когда-то воины Красной Армии, не щадя живота своего, сражались за освобождение  Мелитополя, теперь настал тот час, когда их потомки должны защитить от посягательств зомбированных нелюдей собственную память о своих великих предках.

Сентябрь, 2021 г.


Рецензии