Элис Лойд - Корабль тонет - Что делать?

Resilience,
2  августа 2021 г

 
Есть ли время для перестановки стульев или  мы должны надевать спасательные жилеты?  Многие считают, что мы еще в состоянии перейти к  сокращению экономики. Я потеряла для этого всякую надежду,  главным образом потому, что для любого реалистичного прогноза требуется  учесть два фактора — явно различимую  коллективную волю и  результаты климатических перемен.


Различимая коллективная воля

Связь между производством и климатическими  переменами была известна нефтяным компаниям с 1965 года.  Новостные медиа рассказали об этом в 1988 г, когда Джеймс Хансен давал показания в Конгрессе.  К 2000  г.  Экологи начали  инструктировать публику и официальных лиц,  подбирая терминологию, чтобы привлечь внимание и начать действовать. “Надо ли говорить ‘глобальное потепление’ или ‘климатические перемены?‘ ‘Парниковые газы’ или ‘климатическое загрязнение?’”  На протяжении по крайней мере двух десятилетий усилиями ученых, климатических активистов и энергетических экспертов мир узнавал об опасностях  и возможных решениях.

Мы знаем, каковы результаты. Главные эмиттеры вцепились в ископаемое топливо и напустили туману, дабы завуалировать проблему и ничего не делать.  После пандемии выбросы вновь возросли, а 2023 год возможно даст наибольший уровень выбросов  CO2  в истории человечества.  В данный момент желание не превысить уровень 1.5oC  -  просто желание, а не осознанное намерение тех, кто обладает властью.

Я удивлена инерцией мышления, но удивляться тут нечему.  Климатический кризис можно рассматривать как логический результат кумулятивных действий на протяжении тысяч лет. Сельскохозяйственная революция привела к иерархическим социальным и экономическим системам и  возможно подчинению природы и стоящих на низшей ступени людей, что в свою очередь привело к возникновению у населения того, что я называю нечувствительностью.  Страдание дополнительно притупило физические и эмоциональные рецепторы, которые в нормальном состоянии  должны были вызывать радость.  В конкурентной среде, те, кто  наилучшим образом способен подавить в себе чувствительность, имеют преимущество.  Выигравшие в конкуренции индивидуумы поднимаются по социальной лестнице,  а общества, состоящие из таких людей используют свои преимущества для подавления других культур.

Обычные люди наших ведущих наций не обучены тому, чтобы сочувствовать. Напротив,  с помощью воспитания и поощрения их научили тому как ограничить свои  возможности сочувствия.  Это значит, что защитники климатических действий должны выступать не только против дезинформации и всесильной экономики.  Мы должны просить население и его лидеров сочувствовать там, где они потеряли эту способность.  Мы должны направлять  свои усилия на людей, которые по словам Томаса Берри, стали аутистами по отношению к природе и, я бы сказала, по отношению к своим глубинным потребностям.


Результаты климатических перемен

Я перечислю только несколько последних новостей.
• Тепловой зонт над Северо-западом США
• Пожары на Западе США
• Тропический лес Амазонии -  начинает производить углеродные выбросы
• Наводнения в Западной Европе
• Температура 118oF (47,8oС) в Сибири
• Таяние вечной мерзлоты а Арктике
• Засуха в Калифорнии
• Саранча на хлебных полях Северо-запада США
• 1.5 млн эвакуированы в результате 3-дневных ливней в Китае.

Я не вижу, каким образом можно организовать и провести упорядоченный переход к стратегии снижения экономики, и в то же время  справиться с  событиями, связанными хотя бы с этим коротким списком.  Некоторые из них одновременно следствия  климатических перемен и их усиление.  Сегодня мы не можем  рассчитать степень ре-локации населения, болезней, нехватку еды, финансовых и политических  нарушений,  вызванных указанным климатическими дизрапторами. Я думаю, мы можем предположить, что проекты по снижению эмиссий где-либо в мире будут прерваны геофизическими процессами.

К несчастью,  возможность усложнений выходит за рамки связанных с климатом событий.  Миллиону видов животных и растений  угрожает вымирание.  Только насекомые уменьшились на 75%  за последние  50 лет – насекомые, которые  опыляют урожай,  перерабатывают детрит, оздоровляют почву, контролируют «вредителей»  и служат едой для других животных.  Мы загрязнили воду и воздух, весь верхних слой почв (гумус) может исчезнуть за шестьдесят лет.  Кроме этого, обезлесивание.   И засоление речной воды.  Потеря биоразнообразия.  Отходы пластмасс.  Кто может сказать, когда любая из этих не-климатических ситуаций  станет  ограничивающим факторов в человеческих делах?  Общая деградация настолько повсеместна, последствия настолько серьезны, требуемые меры настолько срочны, что я затрудняюсь обрисовать общий масштаб проблем.

Я только укажу на то, что неопределенная политическая ситуация в США является еще одним ограничивающим фактором на то, чтобы найти решения:  стремление доминантных культур производить индивидуумов, не заботящихся о последствиях за пределами  своих личных немедленных забот.  Часто это наименее альтруистичные индивидуумы, поднявшиеся к власти в таких обществах как наше,  в особенности во времена политических переворотов.  Без сильных демократических структур, предоставляющих право на мнения наименее агрессивных,  коллективно-мыслящих  членов,  долго-срочные  стратегии не имеют  шансов на реализацию.


Тогда что же нам делать?

Если принять серьезность нашего положения (а я его принимаю), возникает знакомый вопрос: “как тогда мы должны жить?”  Чем заботящиеся о жизни на Земле люди могут помочь в данный момент? И как люди, не потерявшие чувствительность, могут  избежать депрессии?

С помощью действий, отвечу на последний вопрос,  и  укажу  на роли, подпадающие под следующие категории:

1. Локалисты: Я думаю, что большинство нас будут просто работать, чтобы спасти то, что в наших силах.  Диапазон наших действий, однако, должен протянуться насколько это возможно.  Если я не становлюсь сильнее, я не выполняю свой долг.
2. Визионеры: Те, кто называют себя мечтателями, должны соединиться  с теми, кто способен воплотить их мечты.  Думать о пироге, это только первый шаг к десерту; чтобы испечь его, требуются ингредиенты и духовка. Мечтатель несет ответственность за реализацию идеи путем нахождения и организации соответствующей помощи.
3. Спотлайтеры: Те, кто имеют власть, должны применять ее ради всех.  В наш век единственным приложением большого таланта или большой мудрости должно быть спасение/лечение жизни на планете.  Как и дар мечтателя,  преимущество власти несет за собой обязательство.

Я подпадаю под категорию локалиста.  Мой круг влияния уменьшается по мере моего старения, и диапазон действий приближается к дому.  С годами  я перестала использовать ископаемое топливо  и свела на нет свою любовь к потреблению вещей. Я выращиваю большую часть своей еды,  редко хожу по магазинам, живу вместе с дочерью и иногда третьим поколением.  Когда мне нужна машина, я заимствую ее.  В свои восемьдесят пять, я учусь лучше слушать других, быть добрее, принимать свои ограничения и иногда просить о помощи.

Обучаюсь всему этому я в интенциональном сообществе, в сельской местности юга США.  Будучи молодой я стремилась стать непреклонней, сейчас я должна научиться стать гибкой.  Людям, непреклонным в своем мнении,  бывает трудно согласиться с  коллективно-принимаемыми решениями.  Более счастливые члены сообщества  чаще уступают и  меняют свое мнение, чтобы помогать группе двигаться дальше. Я “ставлю на кон”, что искусство построения нашего маленького сообщества  в конце концов поможет людям, выходящим за наш круг.

Я надеюсь, что у Визионеров будут широкие горизонты идей с не менее широким приложением,  и конечно же будут харизматические Спотлайтеры — поп-звезды или другие масс-культурные идолы — могущие увести настроения публики от потребления к сохранению природы.

Но смогут ли  люди согласиться и следовать  по устойчивому пути, удерживая потепление на допустимом уровне,  не убивая последних насекомых  и не отравляя реки?  Я так не думаю.  Мы подорвали почти каждый аспект экосистемы и находимся в периоде расплаты.  Каждый из нас может сделать  все возможное, чтобы не допустить последнего обрушения, но должен начинать с обломков.  Думайте о спасательных лодках, а не об океанском лайнере.  Как выжившие при кораблекрушении,  мы можем спасти только несколько сокровищ из эпохи ископаемого топлива,  и я даже не думаю, что у группы есть время для выбора этих сокровищ.  Мы будем двигаться в следующую эпоху, подсказанную движением  Земли, и так, как разрешит планета.


________________________________________
ABOUT THE AUTHOR
Alice Loyd is a lifelong gardener who has been a climate educator since 2001. She has worked with several organizations, including North Carolina Interfaith Power and Light, NC WARN, and the Center for Ecozoic Studies.



Комментарий ВП.  Любопытно, что эту статью я прочитал после того, как несколько дней назад посмотрел фильм о гибели Титаника  и написал заметку  ( http://proza.ru/2021/09/29/1701 ).  Видимо образ тонущего корабля носится в воздухе.   У автора четкое видение катастрофы, чего не скажешь о нашей  публике. Политические и прочие события никак не связываются с  тонущим кораблем.    Даже т.н. прогрессивные медиа  заняты текущими  распрями.  Распри продолжатся на Титанике до последней минуты, я думаю.   


Рецензии
"Распри продолжатся на Титанике до последней минуты, я думаю." Согласен с Вами, Виктор. Очень хорошая статья. Чёткие формулировки и, увы, полная безнадёга.
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   05.10.2021 21:50     Заявить о нарушении
Я бы назвал ситуацию "вызывающей". Еще одна проверка на гуманность. Для самых подлых наступил их маленький звездный час. Для нас - возможность отбросить страх, забыть мелкие обиды. Порвать с чуждыми людьми. Быть свободными, наконец.

Виктор Постников   06.10.2021 11:54   Заявить о нарушении