Теплоход Пионер. Гвинея Канада - США Китай

Продолжение. Начало - http://proza.ru/2021/09/26/801

И снова наш «Пионер» зафрахтовали для перевозки бокситов, на этот раз из африканской Гвинеи в Канаду. Вся Западная Африка чрезвычайно богата алюминиевыми рудами, но залежи гвинейских бокситов совершенно уникальны и по запасам, и по качеству, и по доступности: лежат они буквально на поверхности земли.
 Для экспорта бокситов в Гвинее даже построили специальный терминал Камсар и протянули к нему железную дорогу. На берег поэтому я не собирался, ничего интересного там не было, а статуэтки из красного и чёрного дерева приносили для продажи прямо на борт судна.
 
Бокситы  нужно было везти в уже знакомый нам Порт-Альфред, до которого было около двух недель перехода. Погода в Атлантике было спокойная, и я больше времени стал проводить на палубе, где тоже много механизмов находится: брашпиль, шпили, лебёдки и краны самого разного назначения, гидравлические механизмы открытия трюмов, станция углекислотного тушения пожаров.  По палубе идёшь, поневоле в уме план ремонтных работ составляешь, потому что  замечаешь все дефекты корпусных конструкций, трубопроводов, проложенных рядом с горловинами грузовых трюмов, утечки гидравлического масла, состояние бочек с ГСМ, закреплённых на палубе.

Палубная команда во главе с боцманом тоже решила использовать тихую погоду, и на досуге оборудовала место для игры в баскетбол по левому борту между пятым и шестым трюмами. Сплели огромную защитную сеть, огораживающую площадку, сварили столб для установки баскетбольного щита, сделали из дерева и сам щит, а кольцо и два баскетбольных мяча на судне были.

Удивительно, что невысокие, в большинстве своём,  филиппинцы очень любят баскетбол и увлекаются им почти все. Второй помощник и сварщик были главными застрельщиками проекта, а позже и самыми ярыми игроками. Играли, конечно, на одно кольцо командами три на три, игроки в которых менялись. Я тоже с удовольствием вспомнил молодость, единственный из украинцев. Обычно мы в одной команде с Санни играли, с ним мы сблизились, когда вместе вахту второго механика стояли.

В то время я у него и начал уроки филиппинского языка брать, некоторые фразы из которого ещё в первом контракте запомнил. «Камуста ка»?  - «Как поживаешь»? – «Мабути» - «Хорошо». Знал ещё «Маганданг умага» и «Маганданг габи» - «Доброе утро» и «добрый вечер». Немного, но хоть поздороваться мог, а вот в этом рейсе я ещё сотню слов выучил. На Филиппинских островах разговаривают на ста восьмидесяти языках, и чтобы люди понимали друг друга, их обязали учить государственные языки: английский и тагалог, именно его я и пытался осваивать.

Переход наш протекал спокойно, никаких происшествий больше не происходило, спустя годы вспоминаются только отдельные эпизода рейса: бункеровка в Бальбоа по выходу из Панамского канала, встреча Нового года и стоянка в Шанхае.
Следующий после выгрузки в Канаде рейс оказался для меня последним в контракте. Выгрузившись в Порту-Альфред, мы перешли в балласте в Новый Орлеан, где наполнили трюма американским зерном для Китая.
 
В баскетбол играть по вечерам продолжали, и так им увлеклись, что даже на рейде панамского Кристобаля играли, когда стояли на якоре в ожидании прохода канала.
 Помню, как мяч «нашёл» дефект в защитной сетке и вылетел за борт. Упав в воду, он медленно поплыл по течению к корме. Поднять его ведром никак не получалось, а желающих прыгнуть в воду не нашлось, филиппинцы народ дисциплинированный.  Жалко было мяч терять, но мне проявлять героизм не позволяли солидная должность и не менее солидный возраст. Мяч уплыл в Атлантику, жаль, что на нём не было наших автографов.

Шлюзы Панамского канала, несмотря на многочисленные реверсы, прошли безукоризненно. К сожалению, мне почти всё время пришлось провести в ЦПУ, после канала отдохнуть не удалось, и усталость моя сказалась во время бункеровки.  В Бальбоа, на другой стороне канала,  нас сразу поставили на якорь для получения продовольствия, снабжения и топлива.

До этого я в Панаме бункеровался много раз, и никогда меня там не обманывали,  но в этот раз  недодали пятьдесят тонн мазута. Вот уж от кого не ожидал такой наглости, так это от панамцев. И инспекцию вызвать на борт я не мог, так как до бункеровки именно пятьдесят тонн составлял мой, тщательно сохраняемый личный запас.

Новый 2009 год встречали на переходе посреди Тихого океана. Главным блюдом праздничного стола стала жареная на вертеле свинья, которую купили в Панаме, откормили, закололи и эажарили целиком, по всем правилам классического барбекю. Вспоминается ещё и капитанское поздравление экипажу, после которого он объявил о премиальных всем морякам без исключения. Приятный был сюрприз и неожиданный, редко так капитаны поступают.

Шестнадцатого января наш долгий рейс, наконец, благополучно закончился в Шанхае, где в первый же день прибыла замена и капитану, и мне. Игорь Жуковский оказался  опытным и знающим стармехом, неформальная передача дел прошла быстро, а вечером новый капитан предложил нам с Жуковским и электромехаником поехать вчетвером в город.

Я, конечно, не возражал, настроение было уже отпускное, и настраивался не только на товарищеский ужин с новыми знакомыми, но и хотя бы на краткое знакомство с городом. Ведь Шанхай, судя по красочным картинкам в интернете, являлся крупнейшим портом в мире, а его городские пейзажи включали в себя красивейшие дворцы, замки, небоскрёбы самой причудливой формы.

К сожалению, ничего этого я в Шанхае не увидел, и даже в ресторан попал не сразу. Уже в такси выяснилось, что капитану нужно было купить что-то для рейса, и мы безуспешно искали это «что-то» около часа, пока не наткнулись  где-то на симпатичную китаянку, говорящую по-русски. Она почему-то прониклась к капитану сочувствием и вызвалась нам помочь. Сели в её машину и поехали в магазин, хозяйкой которого она оказалась.

Не помню, что там капитан покупал, но немного позже китаянка предложила нам подняться на второй этаж, где нас усадили, кого куда. Откуда ни возьмись, появились совсем молоденькие, лет по шестнадцать, миниатюрные девушки, мгновенно подавшие спиртное и тарелочки с орешками нескольких сортов. Это было совсем не то, что я планировал на вечер.

- Игорь, - сказал я Жуковскому, - мне это бордельеро с малолетними девочками не по душе. Я соскучился по хорошей еде и собирался в ресторан. Ты как, со мной, или с капитаном?
- Я бы тоже лучше поужинал. Что мне эти орешки? - комплекция Жуковского выдавала любителя вкусно поесть и хорошо выпить, - только где мы находимся? Надо бы такси вызвать!

Старшая из китаянок услышала наш диалог и сказала, что сама отвезёт нас в приличный ресторан. Ушли мы по-английски, не беспокоя оставшихся моряков. А ресторан, действительно,  оказался приличным, еда – очень вкусной, а водка – холодной. Китаянку, назовём ее, наконец, Нинг, что означает «спокойная, невозмутимая», мы пригласили, конечно, отужинать с нами и помочь разобраться в закусках, с чем она великолепно справилась. Вечер, начинавшийся так бестолково, в конце концов, нам понравился. Понравилась и наша спутница – компанейская, не жеманная, в меру разговорчивая.

- А вы почему от девочек отказались? – спросила она меня, - рейс ведь, наверное, длинный был? Неужели не хочется?
- Почему не хочется? Хочется. Только я домой через два дня лечу. И не с малышками же твоими худосочными развлекаться! Вот с тобой можно было бы и расслабиться.
-Да-а? – заметно было, что мой неуклюжий комплимент ей понравился.

Поле ресторана мы попросили Нинг хоть немного показать нам ночной Шанхай, и мы проехались на такси по великолепной набережной Вайтань.

Вылет нам назначили на двадцатое января, а девятнадцатого утром мы подписали акты о передаче дел, расписались в судовых журналах и переехали в отель.
Туристического Шанхая мы с Карзановым за два дня, проведённых в гостинице перед вылетом не видели, и задачу такую перед собой не ставили. Время проводили в прогулках по тому району, где находился отель, а питались в ресторане первого этажа. На входе в него находились витрины с самыми популярными блюдами китайской кухни, так что посетителям нужно было только показать на понравившееся. Кормили вкусно, не хуже, чем в ресторане, который мы с Жуковским посетили, но платить не нужно было, только расписаться в счёте.

Под окнами отеля был небольшой парк, в котором по утрам собиралась толпа китайцев на утреннюю , оригинальную китайскую гимнастику ушу, а упражнения демонстрировал какой-то спортсмен. Поглазели. Молодцы китайцы.

Прошлись по магазинам в окрестностях, купили какие-то сувениры, времена «отоваривания» безвозвратно канули в прошлое.  В полукилометре от гостиницы виднелся новый микрорайон, состоящий из десятка многоэтажных домов без освещения. Я поинтересовался, что это за чудо такое, почему в домах никто не живёт. Оказалось, что до заселения домов нужно ещё благоустроить территории, высадить деревья, открыть магазины, рестораны - в общем, обустроить быт, тогда и людей можно в квартиры заселять.

Мне сразу вспомнился 1984-й, год заселения в кооперативную девятиэтажку в Южном районе Одессы, когда все мои соседи ходили в резиновых сапогах, заляпанных грязью до колен. И позавидовал китайцам.

* На фотографии в белом комбинезоне капитан, справа от меня - электромеханик, а на столе - остатки недоеденной свиньи.
** Окончание следует - http://proza.ru/2021/10/24/1928


Рецензии
Здравствуй Миша !
Интересный рассказ, меня всегда поражало как ты помнишь все мелкие детали
прошлых плаваний, прошедших десятки лет назад.
Молодец !
Всех благ и удачи, дорогой Михаил !
Жму руку

Валерий Олейник   21.10.2021 22:29     Заявить о нарушении
Расшифровываю свои старые каракули. А многое и помню. Как забудешь рейс, в котором второй механик пропал? Спасибо, Валера.

Михаил Бортников   21.10.2021 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.