Нелепости шрифта
НЕЛЕПОСТИ ШРИФТА
В шрифтах русского алфавита (кириллицы), которыми я вынужден пользоваться и которые мне навязывает Интернет, плохо различаются буквы Лл и Пп, Шш и Щщ. Это может не волновать русскоязычных людей, читающих «худлит», но важно для исследователей и журналистов, имеющих дело с впервые встреченными собственными именами и терминами; например, со словами монгольскими, тибетскими, тайскими. От одного неправильного прочтения ошибка может возникнуть и закрепиться в последующих текстах, в том числе в официальных документах. Проблема актуальна и для нерусскоязычных, тех, кто переводит с русского или изучает русский язык как неродной. Неприятность усугубляется и тем, что клавиши Ш и Щ расположены рядом: от подмены этих букв возникает самая распространённая опечатка, которую трудно заметить.
Вышеуказанные буквы похожи в самом распространённом шрифте Times New Roman, который требуют для публикации научные журналы. (По этой причине данным шрифтом написаны почти все тексты в моём ноутбуке). Ещё меньше злосчастные буквы различаются в шрифтах рубленых – Аrial и Calibri. Правда, в Calibri левая мачта буквы Л немного наклонена, но в Интернете господствует Arial, где она почти вся вертикальная, как и в Times New Roman.
Чтобы буквы Л и П различались хорошо, надо, чтобы Л было начертано в виде лямбды. Это найдено мною в весьма немногих гарнитурах – в засечной Bookman Old Style и в рубленых Century Gothic и Franclin Gothic Medium, но буква Щ у них такая же ущербная (со слишком коротким хвостиком-зубчиком), как и у всех вышеупомянутых шрифтов.
Чтобы хорошо различались Ш и Щ, надо, чтобы у Щ был не короткий зубчик, а длинный хвостик, к тому же извилистый, заходящий под основную часть буквы. Это давно изобретено, но применяется редко. Такую букву я нашёл в шрифте Monotypе Corsiva. И, более того, в этом шрифте Л имеет форму чистой лямбды. Но Monotype Corsiva бывает только курсивным, у него нет прямой версии. И в целом он очень вычурный, многие буквы оснащены хвостиками и тоже плохо различимы. Это красивый декоративный шрифт для отдельных надписей, но совершенно не годный дли длинных утилитарных текстов.
Затронутой мною проблемой вряд ли кто-нибудь собирается заняться. Но скажите, кто и когда изгнал из русского письма унаследованную от финикийцев многотысячелетнюю лямбду, ещё процветавшую в «Гражданской азбуке» Петра Первого? Кто заменил угол перекладиной? Кто автор этого гадкого, уродливого начертания, почему-то похожего на П?
Для «Проза.ру» 3 октября 2021
Свидетельство о публикации №221100301776