Галина Щекина. Ложка водки

Рецензия на «Ложка водки» (Галина Щекина)

Рассказ устарел примерно на ...дцать лет! Когда-то (о-о-очень давно) и Солженицын, и Рубцов были на пике интереса читающей публики. В наше время бесполезно гнобить любого из них, ибо каждый занял собственную "нишу". А дальше, задолго после нас, история рассудит, кто гений, а кто мимо проходил... Что такое радио "Свобода", знает ли кто-нибудь, кроме пенсионеров? И наступило время, когда чай из закопчённого чайника, с костра, стал стоить дороже, чем чай из пакетика, пусть и в фешенебельной гостинице.

Нина Писарчик   08.03.2021 22:32  

Да, вы хорошо говорите. но не про литературу. Временные метки там и так стоят, а мы пенсионеры, можем писать только для других пенсионеров. Это и есть целевая аудитория)

Галина Щекина   15.03.2021 19:14  


Короткая рецензия была первой непроизвольной реакцией на рассказ -- на момент его написания. Замечается ли сразу главное, о чём автор хочет сказать? Главное в этом рассказе -- именно его идея. Точнее, их несколько, как мне видится. Но сначала «про литературу». Язык рассказа очень свойственен «ранней» Галине Щекиной, есть ощущение, что написано давно и опубликовано спустя двадцать-тридцать лет. Нынешняя «продвинутая» демократия не позволяет называть обычных туристов «бомжами», хотя бы потому, что социальное неравенство давно не сводит антагонистов на одной площадке -- базы ли отдыха, или даже теплоходного ресторана. У всех свой ареал.
Язык героини образный, довольно просторечный, до нарочитости. Автор намеренно (это чувствуется) «опрощает» героиню, ставит её в зависимость от обстоятельств. Это внутренний монолог, точнее, «поток сознания» женщины, обременённой семьёй, погружённой в быт, но не потерявшей связей с культурной, радикальной интеллигентской средой. Чему способствует муж, «чел» передовых взглядов. Авторитет мужа неоспорим и подкреплён такими достоинствами, как уверенность, находчивость и невозмутимость, и героиня, как жена, совершенно теряется на его фоне. Недотёпистая (а как ещё назвать рафинированную горожанку, выбравшую для загородного отдыха юбку, когда «комары и муравьи большие недруги мои», не прихватившую брюки, хотя закопчённые чайник с котелком -- с собой, значит, не впервой на природе), притом амбициозная. Даже имя, пусть в уменьшительно-ласкательной форме -- Павлинка, происходит, всё-таки, от павлина, умеющего козырнуть ярким хвостом, в данном случае синей юбкой, в которой так неудобно спать в палатке. Но одна из идей рассказа -- именно семейная. Потому что лучшее время любой женщины -- это детство её детей, куда бесконечно хочется возвращаться, потому что это память о молодости. Это ощущение полноты жизни. Именно патриархальная семья привлекает автора, в которой муж -- добытчик и опора, поэтому и стоит на первом плане -- законно стоит.
Один из ключевых моментов рассказа -- когда семью героини обзывают «бомжами», что оскорбляет, как и обстоятельство, что на базу героиня не попадает, хотя рассчитывает именно на комфортный отдых. Антагонизм обитателей палатки не менее непримирим, чем у «хозяев» жизни и базы, той же буфетчицы, спихнувшей просроченные пирожные «пришлым», за их же деньги. Противопоставление культурных ценностей той и другой стороны -- граница, делящая мир на «духовную элиту» и «быдло». И это ещё одна из очевидных идей рассказа.
Дело не только в несоответствии культурных запросов у тех и других. Идея, возможно, бессознательно обозначенная, гораздо значительнее масштабом. Интеллигенция, всегда способствующая любой революции, как правило, остаётся не у дел. Дореволюционная интеллигенция, приветствовавшая свержение царя, в результате оказалась уничтоженной, физически или морально. Советская интеллигенция, втихую слушавшая радио «Свобода», в результате новой революции получила право слушать его беспрепятственно, но опять осталась на обочине жизни, теснимая «быдлом». И это -- генеральная идея рассказа «Ложка водки».
http://proza.ru/2021/03/03/374


Рецензии