ХР Смысл и значение понятия змея 3 Змеи и люди

ХР. 2.7.83.60. Смысл и значение понятия «змея». Часть 3. Змеи и люди.
 
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.2. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «змея». Часть 3. Змеи и люди.

Иллюстрация из открытой сети Интернет: Шаманский «посох» каменного века в форме змеи 4400-летней давности. Место обнаружения: доисторический участок Ярвенсуо 1, древнее водно-болотное угодье на берегу озера Раутаярви на юго-западе Финляндии. Обнаруженный «посох» длиной в полметра вырезан из цельного куска дерева и имеет форму натуралистической змеи, которая, возможно, использовалась шаманом каменного века в ритуальных целях. «Фигурка очень натуралистична и напоминает змею или европейскую гадюку, которая скользит или уплывает», — написали финские исследователи. «Это интересно, поскольку гадюка играет важную роль в гораздо более поздних (исторических) народных религиях и магии», — сказала исследователь скандинавской фольклористики из Университета Або Академи в Финляндии Соня Хукантайвал. Археологи отмечают, что находка не похожа ни на один другой деревянный артефакт из Северной Европы эпохи неолита, хотя змеи иногда изображаются на современных наскальных рисунках из Культуры Ямочно-Гребенчатой посуды (также называемой Культурой гребенчатой керамики), где их держат человекоподобные фигуры. «Похоже, существует определённая связь между змеями и людьми, это наводит на мысль о северном шаманизме исторического периода, где змеи играли особую роль в качестве животных-помощников шамана», — сказала доктор Антти Лахельма из Хельсинкского университета. (Источник: Информационное агентство «Красная весна», https://rossaprimavera.ru/).

Кстати, сосуд с петлёй-ручкой и палкой в правой руке изображённого человека - это травяной или кожаный мешок для змеи, которая нарисована внизу, а сам человек, получается, - змеелов.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «змея». Часть 3. Змеи и люди. 46 000 до н.э.

49. змея (опасный ползающий зверь)

Внимательный читатель-исследователь, возможно, заметил, что первые понятия в 207-словном «списке Сводеша» были простыми, первичными, практичными, чисто понятийными, отражающими естественное бытие первобытных людей. Начиная со слов «женщина», «мужчина», «человек» понятия, составляющие первобытный словарь понятий становятся образными, сложными, составными, многогранными, насыщенными синонимами, толкованиями, объяснениями и, самое главное, мировоззренческой мифологией, то есть духовностью, душевностью, вдумчивостью и совместным знанием (сознанием, сознательностью). Тоже самое относится к словам-понятиям «собака» и «змея», которые ещё больше насыщаются многозначностью толкований, объяснений и представлений. Кроме этого, сложно-понятийные слова приобретают исключительность, сакральность, тайность, становятся табуированными, то есть запретными, запрещёнными для произнесения всуе, в бытовой суете, небрежно, просто так.

На примере слова-понятия «собака» мы исследовали и увидели, что волк и шакал, лиса и койот становятся персонажами сказок, легенд, мифов, быличек, одухотворяются и очеловечиваются, превращаются в образы-духи, в божества, в человеко-богов или человеко-зверей (оборотней). То же самое происходит со словами-понятиями и образами-духами змей.

Несомненно, самые древние гоминиды, архантропы, питекантропы, палеоантропы, неандертальцы и кроманьонцы неизбежно и естественно, обязательно и стихийно сталкивались в своей жизни и деятельности со змеями. Сам процесс собирательства, то есть поиска съедобных растений, корней, грибов, ягод, орехов, плодов, рыбная ловля и ловля птиц в зарослях, а также охота на разных мелких, средних и больших животных сопровождался встречами и контактами первобытных людей со змеями.

Змеи были в растительности береговой линии болот, ручьёв, рек и водоёмов; змеи были на ветках деревьев и кустарников; змеи были в расселинах скал и камней; змеи были в земляных норах и в песке; змеи были на скалах и в пещерах. Змеи были повсюду…

Самая обычная ядовитая змея на огромных пространствах всего древнего мира, всей Ойкумены – это обыкновенная гадюка (лат. Vipera berus), вид ядовитых змей рода настоящих гадюк семейства гадюковых, часто встречающийся в Европе и Азии. В отличие от других представителей семейства , предпочитает более низкие температуры и встречается вплоть до Северного полярного круга и даже в Заполярье, либо в горах до 2600 м над уровнем моря. (Здесь и далее данные из источников Википедии).

Обыкновенная гадюка распространена мозаично в полосе лесов Евразии от Великобритании, Франции и северной Италии на западе до Сахалина и Корейского полуострова на востоке. Во Франции основной район обитания находится в пределах Центрального массива. В Европе южная граница ареала проходит через северную Италию, северную Албанию, северную Грецию и европейскую часть Турции.

В Восточной Европе гадюка местами проникает за Полярный круг — к примеру, она обитает в Лапландском заповеднике и на берегах Баренцева моря. Восточнее — в Сибири и на Дальнем Востоке — распространение во многих местах ограничено отсутствием подходящих зимовочных нор. Гадюка встречается к северу на Лене до 62-й параллели, в Западной Сибири до 64-й параллели, восточнее до Забайкальского края.

С юга ареал распространения обыкновенной гадюки ограничен степными районами. Юго-восточная окраина области распространения расположена в Монголии (Монгольский Алтай), северо-западном и северо-восточном Китае (Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинции Гирин).

Гадюка обыкновенная – относительно небольшая змея длиной обычно не более 65 см. Наиболее крупные особи встречаются в северной части ареала: так, на Скандинавском полуострове были зарегистрированы гадюки длиной более 90 см. Во Франции и Великобритании наиболее крупные особи достигали в длину 80–87 см. Самки гадюк несколько крупнее самцов. Масса взрослой гадюки варьируется в пределах от 50 до 180 г.

У гадюки обыкновенной большая уплощённая голова с закруглённой мордой заметно отграничена от туловища коротким шейным перехватом. В верхней части головы выделяются три крупных щитка: лобный, имеющий почти прямоугольную, вытянутую вдоль тела форму, расположен в пространстве между глазами, а теменные — прямо за ним. Иногда между лобным и теменными щитками развит ещё один маленький щиток. Носовое отверстие прорезано в нижней части носового щитка.

Вертикальный зрачок глаза гадюки наряду с нависающими надглазничными щитками придаёт змее, на взгляд человека, злобный вид, хотя в действительности ни то ни другое не имеет никакого отношения к проявлению эмоций. Апикальный щиток не разделён. Вокруг середины туловища обычно 21 чешуя. Брюшных чешуй у самцов 132–150, у самок 132–158. Хвостовых чешуй у самцов 32–46, у самок 23–38 пар.

Окраска гадюк чрезвычайно изменчива — основной фон может быть серым, желтовато-коричневым, бурым или красноватым с медным оттенком. В отдельных областях до 50% популяции составляют чёрные гадюки-меланисты. У большинства особей на спине вдоль хребта развит контрастный зигзагообразный рисунок. Брюхо серое, серовато-коричневое или чёрное, иногда с белыми пятнами. Кончик хвоста окрашен в жёлтый, оранжевый или красный цвет. У молодых особей спина часто окрашена в медно-коричневатый цвет с зигзагообразной полосой.

Продолжительность жизни гадюки обыкновенной может достигать 15, а по отдельным данным и 30 лет. Однако гадюки редко выживают после двух или трёх лет размножения, что с учётом достижения половой зрелости даёт предельный возраст в 5-7 лет.

Гадюка быстро адаптируется к любому рельефу, в швейцарских Альпах поднимается до 2600 м над уровнем моря. Места обитания более разнообразны в северной и восточной части ареала, где змея часто осваивает торфяные болота, вересковые пустоши, осветлённые смешанные леса, берега различных пресноводных водоёмов, влажные луга, окраины полей, полезащитные полосы, дюны. На юге Европы биотопы распространения гадюк в основном ограничены влажными понижениями в гористой местности.

Распространена гадюка обыкновенная неравномерно в зависимости от наличия пригодных для зимовки мест. Гадюка оседла (предпочитает жить в одном месте), как правило, не перемещается далее 60-100 метров. Исключение составляет вынужденная миграция к месту зимовки, змеи в этом случае могут удалиться на расстояние до 2-5 км.

Зимовка гадюк обычно происходит с октября-ноября по март-апрель (в зависимости от климата), на севере ареала длится до 9 месяцев, для чего змея выбирает углубление в земле (норы, расщелины и т. д.) на глубине до 2 метров, где температура не опускается ниже +2…+4 °C. В случае дефицита таких мест в одном месте может скопиться несколько сотен особей, которые весной выползают на поверхность, что создаёт впечатление большой скученности. Отогревшись, змеи расползаются.

В летнее время гадюка иногда греется на солнце, но большей частью прячется под старыми пнями, в расщелинах и т.п. Обыкновенная гадюка – змея не агрессивная и при приближении человека старается использовать свою камуфлированную окраску (прячется), либо уползти. Только в случае неожиданного появления человека либо при провокации с его стороны она может попытаться его укусить. Такое осторожное поведение объясняется тем, что ей требуется много энергии для воспроизводства яда в условиях меняющихся температур.

Питается гадюка обыкновенная в основном мышевидными грызунами, земноводными и ящерицами, разоряет расположенные на земле птичьи гнёзда. Соотношение различных кормов может меняться в зависимости от доступности в данное время и в данной местности. Так, во время наблюдения за гадюками в Нидерландах было выявлено, что они отдают предпочтение травяной и остромордой лягушкам, а также живородящей ящерице. В других регионах в питании могут преобладать серые и лесные полёвки, землеройки, веретеницы, птенцы пеночек, коньков и овсянок.

Молодые змеи-гадюки ловят насекомых — саранчовых, жуков, реже гусениц бабочек, муравьёв, слизней и земляных червей. Как только они достигают 30 см в длину, их питание начинает напоминать питание взрослых особей. Перед первой своей спячкой в октябре-ноябре они никогда не питаются, так как перед состоянием спячки должны переварить всю съеденную пищу во избежание проблем с обменом веществ.

Сезон спаривания обыкновенных гадюк приходится на май, а потомство появляется в августе или сентябре, в зависимости от климата. Гадюка обыкновенная относится к живородящим — развитие яиц и вылупление детёнышей происходит в утробе матери. Обычно появляются до 8-12 молодых особей, в зависимости от длины самки. Самки часто размножаются раз в два года, или даже раз в три года, если климат не благоприятствует.

Случается, что на время родов самка обвивает дерево или пень, оставляя хвост на весу, «разбрасывая» на землю змеёнышей, которые с первого мгновения начинают самостоятельную жизнь. Молодые особи обычно имеют длину 15-20 см и уже ядовиты. Многие считают, что только родившиеся особи более ядовиты, но это не соответствует действительности.

Неверно и мнение о том, что молодые особи гадюк более агрессивны. Только родившись, змеи обычно линяют. В дальнейшем линька молодых и взрослых происходит 1-2 раза в месяц. Считается, что самки не проявляют особого интереса к своему потомству, но молодые особи, как замечено, остаются рядом со своими матерями в течение нескольких дней после рождения.

По комплексу компонентов яд обыкновенной гадюки аналогичен ядам других европейских и тропических видов гадюк. В его состав входят высокомолекулярные протеазы геморрагического, гемокоагулирующего и некротизирующего действия, пептидные гидролазы, гиалуронидазы и фосфолипазы, которые в момент укуса через лимфатические узлы попадают в кровеносную систему.

Для человека укус обыкновенной гадюки считается потенциально опасным, однако крайне редко приводит к летальному исходу. Например, в Великобритании за период с 1876 по 2005 год было зарегистрировано всего 14 смертельных случаев, последний из которых произошёл в 1975 году (от укуса погиб пятилетний ребёнок).

Около 70 % укушенных либо не испытывают каких-либо симптомов вообще, либо чувствуют жгучую боль непосредственно в области укуса. Нередко вокруг раны развивается покраснение и припухлость — геморрагический отёк. При более тяжёлой степени интоксикации в течение 15-30 мин возможны головокружение, тошнота, рвота, диарея, побледнение кожи, повышенное потоотделение, озноб, тахикардия. Наконец, при особо повышенной чувствительности могут наступить потеря сознания, отёчность лица, значительное падение кровяного давления, обильное кровотечение (ДВС-синдром), почечная недостаточность, судорожное или коматозное состояние. В подавляющем большинстве случаев последствия укуса исчезают через 2-4 дня, но могут растянуться на более продолжительный срок вплоть до года. В частности, к осложнениям может привести неправильное самостоятельное лечение.

В качестве доврачебной помощи при укусе врачи рекомендуют успокоиться, наложить давящую повязку (но не жгут), уменьшить нагрузку на конечность вплоть до обездвиживания, обеспечить обильное питьё. Мнения о пользе отсасывания яда из ранки разделились: часть специалистов полагает, что при этой процедуре в течение 10-15 мин можно удалить до 30-50 % всего яда, другая считает её вредной, поскольку в кровь вместе со слюной может попасть бактериальная флора, вызывающая гнойное воспаление. Из неправильных и ошибочных, но всё ещё встречающихся способов лечения бывает нанесение поперечных разрезов на место укуса, прижигание, накладывание жгута, обкладывание снегом..

Наибольшую опасность для обыкновенной гадюки представляет человек, в первую очередь его хозяйственная деятельность, направленная на вырубку лесов и иное изменение природных ландшафтов. Среди лесных обитателей главные враги гадюк — ежи, обладающие иммунитетом к змеиному яду. Ёж при нападении кусает змею за тело и немедленно сворачивается в клубок, подставляя свои иголки для ответного удара. Процедура повторяется до тех пор, пока гадюка не ослабевает и не погибает. На змей также охотятся обыкновенная лисица, барсук, хорьки, совы, орлы-змееяды, реже аисты.
(Все приведённые данные из источников Википедии)
 
Как обычно ведёт себя человек при встрече с любой змеёй? По-разному. Одни вздрагивают, услышав и увидев шуршание и шевеление змеи в траве; останавливаются или замирают на месте; отскакивают или отходят прочь от того места, где якобы находится змея. Другие, наоборот, начинают осторожно ходить вокруг места, где якобы находится змея, пока не услышат её шипение и не увидят её резкие угрожающие движения-наскоки, после чего тоже ретируются и бегут прочь. Третьи охотятся на змею, уверенные в том, что смогут её поймать или убить. Поведение современного человека в отношении змеи точно такое, как у самого древнего гоминида, архантропа, питекантропа, неандертальца или кроманьонца. Боязнь, страх, уважение и почитание человеком змей одинаково во все времена и веси Ойкумены (обитаемого мира).

Да, естественно предположить, что человекообразные обезьяны или человекоподобные приматы использовали толстую и крепкую ветку дерева, чтобы достать ею какой-либо плод, выковырять из воды съедобный корень, подцепить и подтащить тушку погибшего животного или от махнуться от угрожающего врага или хищника, но вероятнее всего, настоящая палка, которую начали носить с собой гоминиды как посох, использовалась для того, чтобы ею проверять траву африканских саванн на наличие в ней ядовитых змей. Несомненно, первым оружием гоминид-мигрантов, гоминид-охотников, гоминид-путешественников стала палка-шест, которую, например, в Японии назовут «бо» (палка, шест для боя). (Подробнее о палке «бо» смотри главу «ХР. 2.7.61.1. Первобытные орудия и оружие. Палка», http://proza.ru/2015/01/23/1194).

Палка-шест-посох стали, возможно, первым настоящим специальным орудием-оружием самых древних первобытных людей, так же, как символом змеи, потому что кривая суковатая ветка с утолщённым комлем и тонкой оконечностью (концом) очень походила на змею, укус которой, так же, как удар палкой-веткой, делал человеку или животному «бо» (бо-бо), то есть причинял жгучую боль. Это не предположение автора, а утверждение, потому что в 2020 году финские археологи в заболоченном месте в Ярвенсуо 1 (4000 – 2000 лет до н.э.) обнаружили «деревянный посох в виде скользящей змеи с замысловатой резьбой». Учёные рассчитали возраст находки – 4400 лет до н.э. Посох очень хорошо сохранился. Его длина составляет более 50 см и он не похож ни на один другой деревянный артефакт, найденный в Северной Европе и относящийся к этому историческому периоду. (Источник данных:
dailymail.co.uk).

«Эта изящно вырезанная фигурка змеи естественного размера – великолепный, заставляющий задуматься взгляд из далекого прошлого, - сказал автор исследования доктор Сату Койвисто из Университета Турку. - Я видел много необычных вещей за годы своей работы археологом водно-болотных угодий, но эта находка лишила меня дара речи и вызвала дрожь». (Здесь и далее цитаты из статьи Евы Тушенкиной от 29 июня 2021 г. 15:28 на сайте «Новости со всего мира», https://fishki.net/).

В наскальном искусстве эпохи неолита присутствуют изображения предметов в форме змей, которые держат фигуры людей, поэтому эксперты считают, что этот предметом был ритуальным посохом шамана каменного века. Стоянка Ярвенсуо 1 на юго-западе Финляндии была случайно обнаружена землекопами в 1950-х годах, но раскопки были проведены лишь частично. Археологи начали вновь изучать этот участок с 2019 года. На доисторическом берегу озера есть заболоченные места, способствующие сохранению деревянных предметов. Во время предыдущих раскопок на этом месте был обнаружен деревянный ковш с ручкой в виде головы медведя.

Изображения змей в наскальных рисунках североевропейского неолита остались на скалах Онежского озера (зигзагообразное изображение змеи с круглой головой и отростками («рогами»?) на голове, обращёнными назад, с шестью боковыми «отростками» (ногами?) или следами от лап змеи), Кольского полуострова (тоже зигзагообразное, но неровное изображение змеи, причём либо с раскрытой пастью, либо двухголовой змеи), в Финляндии (символическая фигурка человека с широко расставленными в приседе ногами и поднятыми вверх согнутыми в локтях руками с зигзагообразными изображениями змей – одиночной змеи у ног человека и двух возле его правой руки, одной змеи рядом с правой рукой (второй рисунок) и символической зигзагообразной змеёй в девой руке – это уже, видимо, посох в виде змеи), на побережье Белого моря («объёмная» фигура человека с мощной грудной клеткой, широко расправленными в плечах и согнутыми в локтях руками, обращёнными вниз, к земле, причём рядом с правой рукой изображение аналогичное древнеегипетскому символу-предмету «анх», к которому тянется снизу извилистая змея с характерной треугольной головой). (Далее продолжение статьи Евы Тушенкиной)

«Кажется, существует определённая связь между змеями и людьми, – сказал соавтор исследования доктор Антти Лахелма из Университета Хельсинки. - Это напоминает северный шаманизм исторического периода, где змеи играли особую роль в качестве духов-помощников шамана. Даже несмотря на то, что разрыв во времени огромен, возможность некоторой преемственности дразнит – есть ли у нас посох шамана каменного века?».

Водно-болотное угодье Ярвенсуо 1 расположено на юго-западе Финляндии у подножия холма, возвышающегося посреди большого торфяного плато. Археологический интерес представляет южный берег осушенного озера Раутаярви. Открытие было сделано группой археологов. Помимо «змеиного посоха», они обнаружили несколько других деревянных артефактов, в том числе деревянную утварь, остатки строений и рыболовные снасти. По мнению археологов, это указывает на то, что Ярвенсуо 1 был местом не только причудливых ритуалов с участием фигурки змеи, но и обычной мирской деятельности, то есть здесь можно снять слепок всех аспектов жизни древнейшей эпохи. Результаты исследования опубликованы в журнале «Antiquity». (Источник: dailymail.co.uk  — переведено специально для fishki.net).

Данный факт подтверждает значимость змей в ритуальном мировоззрении первобытных людей, их мифическую и мистическую силу, если даже в виде амулета (извилистой палки, зигзагообразного посоха или специально изготовленного скульптурного предмета) она обладает властными и волевыми (шаманскими) полномочиями. В этом посохе первобытного шамана не только страх перед змеёй, но и уважение, почитание, признание и даже подчинение змее, символу змеи, человеку со змеёй-символом в руках…

Змея, как правило, не нападает на людей, так как они большие для неё и в качестве добычи неподходящие. Ядовитые змеи, в частности гадюка, «обычно кусает людей, когда защищается от невнимательного или неосторожного человека, прижавшего её рукой или ногой». (Здесь и далее цитаты и данные из многочисленных статей в сети Интернет о том, как нужно и ненужно вести себя со змеями).

Сама жизнь заставила гоминид, архантропов, питекантропов, палеоантропов, неандертальцев и кроманьонцев Каменного века (2 600 000 – 10 000 лет до н.э.) в болотистых, грибных и ягодных местах взять в руки палку-посох-шест, чтобы ворошить кусты, траву и растения в воде, где обычно обитает много гадюк. Гоминиды и первобытные люди изначально внимательно прощупывали палкой траву вокруг ягод или грибов, отгоняли ударами палки о землю ядовитых змей.

Все змеи, в том числе и гадюки, застигнутые людьми, либо уползают в стороны, в норы, под пни, стволы павших деревьев или под камни, либо обнаруживают себя характерным шипением, позами со свитыми в кольца телом и поднятой вверх передней части тела с головой. При этом потревоженные и застигнутые врасплох змеи покачивают головой, свивают своё тело в пружинистые кольца, нервно подрагивают кончиком хвоста, разевают угрожающе пасть и делают бросковые движения головой и телом в сторону врага. Вот когда нужна длинная крепкая палка-посох-шест (боевая палка «бо»), которой выполняется маховый удар по шее, вставшей в позу змеи…

Если человек не хочет общаться и контактировать с потревоженной им змеёй или не хочет охотиться на неё, то практикой первобытной жизни выработано естественное правило поведения - заметив неожиданно змею, её движение и шипение, человек замирает на месте, а затем ждёт, пока змея не скроется, не уползёт куда-то, не спрячется, не перестанет шипеть и её больше не станет ни видно, ни слышно.

Если змея приняла позу угрозы, то человек медленно отступает назад или в сторону от змеи. При этом человек избегает резких, пугающих змею движений, особенно, руками. Жизненная практика научила людей не выставлять и не протягивать к змее руки, не поворачиваться к змее спиной, не делать резких панических движений.

Если человек имеет в руках палку, то, как правило, он держит её впереди себя, перед собой, не параллельно, а в длину, по направлению к змее. Змеи, так как они все обладают плохим зрением, инстинктивно ориентируются на ближайший к ним предмет и атакуют, прежде всего, его, то есть кончик палки. Вот почему один из простых и основных приёмов использование человеком палки «бо» (посоха, шеста, копья) – это «тык вперёд» (тычок, толчок палкой вперёд, укол копьём).

При этом первобытный человек уже знал по благоприобретённому и наследственному опыту, что даже вооружённый палкой-посохом-шестом, тыкая в сторону змеи, нельзя убегать от неё, иначе можно наступить на другую, вторую, третью и т.д. змею. Нужно сохранять спокойствие, змеиное хладнокровие в своих решениях, действиях, поступках и, главное, жестах и мимике лица. Главное - это заставить змею ретироваться, убежать, ускользнуть. Кстати, то же самое характерно для всякого другого застигнутого врасплох сердитого, рассерженного или агрессивного животного, в том числе хулигана...

Методом ведического, то есть опытного, экспериментального, бытового, жизненного испытания и познания, первобытные люди постигли истину: «Опасна змея, которая не видна и непонятна по поведению». То же самое относится к любому другому врагу, зверю, человеку. Таким образом, лучшее средство защиты от змей – это не наступать, не тревожить и не встречаться со змеёй, то есть не знать её.

Поэтому, деревянный «шаманский посох» 4400-летней давности до н.э. (6420 лет назад) в виде волнистой змеи с вырезанной змеиной головой и открытой змеиной пастью, вполне вероятно, может быть просто тем же самым, что и современные резиновые игрушечные копии змей; чтобы пугать детей и учить их бояться или не бояться живых змей. В случае если этот посох в виде змеи «шаманский», то, тыкая им в лицо, в глаза или в сторону человека или врага, вероятнее всего, насылали «порчу» или «сглаз», то есть совершали магические действия первобытной магии. Почему в виде и образе змеи? Потому что издревле немигающий пристальный взгляд змей завораживал их жертвы, притягивал к себе, гипнотизировал, лишал воли и силы сопротивления.

Сегодня существуют так называемые «народные» или традиционные средства защиты от действия яда змей при укусе. Они простые и естественные, поэтому вполне возможно гоминиды, архантропы, питекантропы, палеоантропы, неандертальцы и кроманьонцы точно так же, как современные люди просто с криком ужаса отскакивали в сторону от укусившей их змеи, бежали прочь, а потом быстро-быстро садились на землю и пытались выжать из кровоточащей ранки кровь вместе с ядом.

Привычка и обычай груминга, то есть поиска в волосах и шерсти мелких паразитов (вшей, блох, клопов и т.д.), возможно, также использовалась при защите от змеиного яда. Кто-то рядом, точно так же, как современные люди, надавливал на края раки от укуса змеи, раскрывал её и энергично высасывал ртом из ранки сукровицу, кровянистую жидкость, а затем сплёвывал её.

Вероятнее всего, ранку от укуса змеи первобытные люди смачивали водой, разжёвывали какую-либо подходящую траву или сбор трав и накладывали кашицу из трав на место укуса. К этому времени человек уже испытывал сильную жгучую боль и мощное страдание. Также ведически (опытным путём), наблюдая за страданиями потерпевшего от укуса змеи, первобытные люди вполне естественно и неизбежно поняли, что указанную помощь пострадавшему нужно оказывать как можно раньше и в течение кроткого времени (3-5 мин, но не более 15 минут).

Считается, что в это начальное время после укуса змеи активное высасывание яда из ранки на месте укуса позволяет удалить из организма пострадавшего от 20 до 50% змеиного яда. То, что отсасывание яда из ранки не опасно для человека, также ведически, то есть экспериментально, узнал сам пострадавший, когда инстинктивно приникал ртом к месту укуса, например, на пальце руки или ноги, обильно смачивал его своей слюной, активно высасывал из неё и сплёвывал кровавую сукровицу. Конечно, это мог сделать только человек мужественный, справившийся со своим страхом и паникой.

Также естественно и неизбежно первобытные люди,  ведическим путём пришли к пониманию того, что жёванную травяную кашицу-лепёшку нужно чем-то закрепить на ранке, поэтому издревле самым первым лечебным средством была применена чистая вода для обеззараживания ранки и изобретена плотная, давящая и обеззараживающая повязка («первобытный бинт»). Вероятнее всего этим «бинтом» могли быть листья деревьев, трав и цветов, береста, липовое лыко, полоски чистой кожи, шкурки или шкуры животного; может быть даже ленты старой змеиной кожи после линьки змей…

Возможно, кто-то обвинит автора в творческой спекуляции, фантазии, придумывании всех этих способов, если только не фактический жизненный опыт автора, постигнутый им и его товарищами и друзьями во время пребывания в лесу, когда никаких иных средств и способов для защиты от реального укуса гадюки одного из нас у нас не было. Нас никто специально не учил всему тому, что автор поведал ранее и мы, школьники 5-го класса, в течение 5-10 минут сами обо всём догадались.

По очереди мы высосали из ранки на ноге нашего товарища змеиный яд, сделали жёваную кашицу из подорожника и тугую повязку на его ноге из лопуха и тонких веточек. Потом мы вели и несли на спине нашего страдающего от боли товарища из леса до окраины нашего города, где рабочие механических мастерских быстро организовали вызов скорой помощи и доставку нашего друга в больницу.

Конечно, пострадавшего надо было не вести, а нести на носилках, ограничить его подвижность и мышечную активность, чтобы не дать яду распространиться по сосудам по всему организму, но носилок у нас не было, а наш друг стонал и орал от боли и страха с каждой минутой всё больше и сильнее. Поэтому мы, естественно, торопились и тащили его из леса в город как можно скорее.

Должен признаться, что горячие головы ребят предлагали разрезать место укуса змеи, чтобы расширить ранку и высосать как можно больше кровавой сукровицы. Кто-то предложил прижечь ранку огнём от нескольких спичек. Другой предложил накрыть место укуса мхом или паутиной, даже начал бегать и собирать их с деревьев и кустов. Третий предложил наложить выше места укуса змеи жгут из наших ремней или обмотать ногу выше ранки гибкими тонкими ветками орешника. Жгут мы тогда наложили, но наш товарищ начал орать, что ему от этого только хуже и он принял от нас только кашицу из подорожника и повязку из лопуха.

Кстати, укус гадюки был почти незаметен и неощутим. Больше всего нас напугало шуршание и движение змеи в сухой траве, и её вид – типичная пёстрая лента гадюки и треугольная голова. Гадюка просто молча, как мгновенная пружина, метнулась к ноге нашего друга и ужалила его в лодыжку, в место между верхним краем кеда и штаниной. Даже тонкий носок не помешал змеиным зубам вонзиться в ногу нашего товарища. Он нечаянно наступил на змею, и она его ужалила…

Наш друг очень страдал от жгучей боли и потом, присутствуя при оказании врачом и медсестрой медицинской помощи, мы услышали от них, что о него проявились общие симптомы отравления змеиным ядом: боль, отёк, подкожное кровоизлияние, образование пузырей, наполненных кровянистым содержимым, увеличение регионарных (ближайших) лимфоузлов, одышка, головокружение, сердцебиение, частый пульс, тошнота и полуобморочное состояние.

Несомненно, все эти симптомы проявлялись и при укусе ядовитыми змеями гоминид, архантропов, питекантропов, палеоантропов, неандертальцев и кроманьонцев, всех пострадавших первобытных и древних людей. Только к этим симптомам добавлялись ещё шок, кома (паралич) и смерть…

Несомненно, самые древние первобытные люди узнавали, кто и какая из змей их ужалил или укусил, по форме укуса, по ранкам от укуса. Ядовитые змеи всегда оставляют один или несколько следов укуса в виде двух точечных круглых ранок-ямок, расположенных рядом друг с другом. Это ранки от двух ядовитых зубов змеи. Неядовитые змеи не имеют специальных выставленных вперёд двух ядовитых клыков, а как все звери имеют ряды мелких зубчиков, которые и оставляют характерные точечные ряды мелких ранок.

Укус любой змеи происходит так быстро и внезапно, что боли от укуса почти не чувствуется, но через 5-10 минут боль становится жгучей, сильной, мощной, особенно в месте укуса и распространения ядя змеи. Конечно, последствия воздействия змеиного яда внутри организма не видны, но теперь мы знаем, что яд воздействует на кровь, на мозг, нервную систему, вызывает шок, коллапс, сильную внутреннюю кровопотерю, многочисленные кровоизлияния во внутренних органах, нарушение свёртываемости крови, ухудшение работы важных для жизни органов: сердца, лёгких, гормональных органов. Мучения пострадавшего от укуса ядовитой змеи длятся, как правило, 3-5 дней и если помощь не оказана и противоядие не получено, то человек либо умирает, либо надолго заболевает.

Особо ядовитые змеи (например, кобра) обладает ядом, который действует сразу и вызывает ярко выраженные нервно-мышечные расстройства, угнетение дыхательного центра, паралич конечностей, остановку дыхания и быструю смерть. Яд гадюк воздействует на кровеносную систему и систему кроветворения. При этом во всех случаях укуса ядовитой змеёй наступает отравление всего организма.

Змеи существа очень осторожные, но любопытные; они такие же, как все другие животные, поэтому при малейшей опасности стараются отползти в сторонку, спрятаться, убежать, затаиться, но защищая себя и своих детёнышей, они могут быть агрессивными, нападать, яриться и кусать. Змеи обычно обитают там, где находится их кормовая база, то есть в заболоченных местах, около зарослей озёр, прудов, водоёмов. Днём змеи прячутся в старых пнях, копнах сена, соломы, под камнями, стволами деревьев, в заброшенных карьерах, в развалинах, любят греться на солнышке на тропинках, больших камнях, пнях. По ночам змеи либо охотятся, либо спят в укромных местах, в норках.

Плотную кожаную или лубяную обувь на толстой подошве первобытные люди изобрели не просто так. Несомненно, первопричиной изобретения подошвы обуви стало желание и необходимость уберечь ступню от колкости поверхности земли, от камешков, веток, стерни, неудобных неровностей. При этом кожаный или меховой верх первобытной обуви был, вероятно, порождён необходимостью защиты лодыжки и голени от укусов змей. (Подробнее смотри главу «ХР. 2.7.44.6. Первобытное использование шкур и кожи», http://proza.ru/2013/09/23/203).

Вероятнее всего, древнейшие первобытные люди изначально придумали универсальную защиту ног от укусов змей и от воздействия окружающей среды, обёртывая ступню, лодыжку и голени какими-либо защитными приспособлениями, например, свёрнутыми жгутами из травы, кусками звериных шкур, надевая «гетры» или «чулки» из кожи животных. Главное, создать прослойку достаточной прочности, плотности и толщины между кожей ног и зубами змей, не дать им вонзиться в ногу.

Кто-то опять может упрекнуть автора в выдумке, в спекуляции, в фантазировании за первобытных людей, но автор опять на основе простого жизненного опыта утверждает, что народная поговорка истинна: «Голь на выдумки хитра». Так говорится, когда хотят подчеркнуть естественно-вынужденную изобретательность простого, обычного, бедного, «голого» человека, его способность найти решение или выход из положения. В основе такой вынужденной изобретательности всё тот же инстинкт самосохранения, принцип выживаемости в любой обстановке.

При этом, как правило, поражает способность «голи», то есть самых «примитивных» первобытных людей находить уникальные и даже гениальные способы и средства разрешения сложных бытовых и ведических, то есть экспериментальных задач. Так, например, неандертальцы открыли способ «сухой» выгонки из древесной коры в песчаных и земляных кострах и очагах сверхпрочной древесной смолы, которую использовали для крепления каменных лезвий и резцов в деревянных и костяных рукоятках своих орудия.

Чаще всего неожиданные встречи человека и змей происходят утром или вечером. Утром внимание всех животных и людей ещё не достигло дневного накала, а вечером уже ослабло. Если человек наступил или очень потревожил змею, то она свёртывается в тугую спирали, бросается на обидчика и кусает за 0.02 секунды, то есть практически мгновенно. Поэтому спасти от укуса может только соответствующая защита ног или рук.

Отбиваться от змеи веткой-палкой и вступать с нею в ближний бой неразумно, змея быстрее и яростнее всех. Лучше всего отойти от змеи (не бежать в панике, а отойти), то есть достойно ретироваться и идти к людям за помощью либо «зализывать полученные раны». Несомненно, первым делом после укуса змеи первобытный человек как можно скорее сдавливал края ранки, чтобы выдавить как можно больше кровавой сукровицы, а затем промывал ранку любой жидкостью – слюной, водой, мочой. Если укус приходился на артерию или вену, то поверх места укуса (чуть выше) накладывалась тугая стерильная повязка. После чего либо покой и неподвижность, либо скорее «домой», к людям, к ведунам и ведуньям, к знающим людям, к шаману за помощью.

От укуса ядовитой змеи на месте ранки возникает болезненная опухоль, сильная боль, начинается жар (повышается температура тела). Сначала из ранки выделяется немного крови и сукровицы (жидкости), затем боль из места укуса распространяется по телу, а на месте укуса появляются волдыри, как от ожога огнем. Затем опухоль синеет, появляется сухость во рту, начинается лихорадка с ознобом, выступает холодный пот. Потом лицо пострадавшего синеет, начинается головокружение, тошнота или икота. Часто у пострадавшего носом идёт кровь (симптом внутреннего кровотечения) и он с трудом может помочиться (пописать). Впоследствии (первые 3 дня) пострадавший, которому не оказана врачебная помощь, часто падает в обмороки, а затем погибает.

Рука или нога, в которую пришёлся укус змеи, «отнимаются», обездвиживаются. Опаснее всего укус змеи в голову, в губу, в лицо. Дети переносят укус змеи особенно тяжко, поэтому ловить змею за хвост, бить её веткой и играть с ней очень опасно.

Облегчить страдания от змеиного укуса можно (и это, несомненно, делали первобытные люди) обильным тёплым питьём, покоем и неподвижностью поражённой конечности, тела. Лучше всего помогает противозмеиная сыворотка или травяной сбор, например, свежая трава «синюхи голубой», мелко нарубленная паста из подорожника на место укуса.

Считается, что чеснок и лук со спиртосодержащим питьём очень помогает при укусах ядовитых змей. Очень помогают могильник и семечки цитрона. Один из рецептов народной медицины от укуса змеи: 76,5 г аниса, 17 г перца, примерно по 4 г коры круглой аристохолии и бобровой струи. Все это настояно в тёплом или кипящем вине. Одноразовый приём внутрь по 40 г.

Другой рецепт противоядия: мирра, бобровая струя, перец, красный мышьяк по 3 г и 60 г семян укропа. Всё это запаривают в кипящем вине. Следующий рецепт растительного противоядия: семена клевера, круглой аристохолии и дикой руты. Все эти ингредиенты замешиваются на небольшом количестве старого топлёного масла и принимаются внутрь.

Кроме этого, чтобы поскорее выгнать яд из организма, пострадавшего купают в тёплой ванне, парят, заставляют бодрствовать, утешают, успокаивают, бодрят. В течение лечения от укуса змеёй пострадавшего поят настойкой из дикой петрушки, корня аира, выжатого сока капусты с перцем, дают семена могильника с выжатым соком порея или выжатым соком артишока, имбирь в материнском молоке. Очень полезны сок руты, листьев яблони и майорана, а также все острые лекарственные средства, особенно чеснок, лук, редька и её сок. Также считается, что при укусах змей полезен кипячёный уксус и человеческая моча…

Повязки, которые вытягивают яд из организма, готовят из ягод можжевельника, костянок лавра, ромашки, жареного морского лука, муки вики чечевицеобразной. Все эти вещества используются либо отдельно, либо в смеси с растворителем (например, вином). Считается, что хорошо вытягивает яд из ранок повязка со старым сыром и с мясом курицы или гадюки. Хорошо действует при укусах змей масло лавра или осадок отвара листьев лавра.

Вряд ли у классических неандертальцев и кроманьонцев Каменного века были с собой в походах на охоту пузырьки или медицинские банки, в которые можно было сунуть горящую веточку или три спички, а потом быстро-быстро приложить пузырёк горлышком к месту укуса, чтобы вакуум в пузырьке высосал из ранки кровавую сукровицу со змеиным ядом. Вероятнее всего первобытные люди естественно и инстинктивно помогали при укусе змеи и лечились так, как поведано автором.

Кроме этого в народной традиционной медицине, причём повсеместно, бытует такой древнейший способ лечения – прикладывание к месту укуса змеи свежее мясо, лучше всего, птицы или самой убитой гадюки. Считается, что свежее мягкое и сочное мясо втягивает в себя змеиный яд. Так ли это, никто не знает, но в Средние века в Англии, когда эта традиция превратилась в массовое суеверие, бывали случаи, когда такое лечение и выздоровление от укуса гадюк происходили.

Кроме этого в средневековой Англии использовались и такие методы лечения укушенных змеёй: чтение и повторение первого и второго стиха 68-го Псалма; хлёсткий удар по ранке от змеиного укуса убитой гадюкой; прыжок через водную преграду, прежде чем змея скроется из виду; оборачивание шеи укушенного тонкими осиновыми ветками; укутывание укушенного в шкуру только что убитой овцы.

Вероятнее всего, эти «методы» были отголосками более древних, правильных и действенных способов лечения от змеиного укуса. Например, в графстве Девоншир (Англия) для лечения укушенного змеёй «убивали цыпленка и прикладывали его желудок к укушенному месту, держали до тех пор, пока цыпленок был тёплым и если остывшая тушка птицы темнела, то считалось, что лечение удалось; если же она сохраняла свой естественный цвет, считалось, что яд всосался в кровь укушенного».

Этот обычай и метод был известен ещё африканским аборигенам – готтентотам. «Готтентот из поселка Кэт Райвер (восточная граница бывшей Капской колонии), будучи укушен змеей, ощипывал перья с груди какой-нибудь домашней птицы и слегка надрезал ей кожу. Затем он время от времени прикладывал этот надрез к укушенному месту, пока птица не умирала. Считалось, что птица постепенно угасает, всасывая в себя яд из тела человека».

Долгое время в средневековой Европе повсеместно бытовало убеждение, что «змея кусает не зубами, а «жалит» особенным ей свойственным «жалом», за которое, вероятно, принимается язык змей», что «змея, когда кусает человека, обламывает «жало», наподобие пчелы, и оставляет кусочек его в ране». Поэтому в средневековых лечебниках предписывалось «приложить к месту укуса растения, извлекающие из ран не только «железо», «стрелу», но и змеиное «жало».

«Во многих местностях России народ при укусах чёрной и пёстрой змеи (типы гадюк – автор) прикладывает кожу змеи, комки свежеразорванного голубя или мозг его; иногда на рану кладут часть змеи, если её удастся убить после укуса, свежее мясо голубя, тёмной кошки, разрезанных лягушек, шкуры только что убитой овцы». В Англии также верили, что «кожа, сброшенная гадюкой во время линьки, вытягивает шипы и колючки из человеческого тела».

«Говорят, будто гадюка, укусившая человека, спешит к воде; если она приползет к воде раньше укушенного, то для последнего нет спасения. Поэтому укушенному советуют бежать к реке или колодцу и погрузиться в воду» (графство Уэльс, Англия). Русская «голь» хитра, поразмыслив, русские мужики решили: «Змее к воде ещё надо ползти, а у человека вода всегда при себе - во рту, поэтому надо всего лишь «плюнуть на руку, штобы язык не задевау, шоркать больное место рукой и сказать: «У ужа - вода в море, а у мня - вода в роте». Ещё лучше – пописать на место змеиного укуса и всё пройдёт…
(Источник данных и цитат: Сайт онлайн-словарь «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ». Приметы погоды. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Сайт: https://omen.memax.com.ua/primety/narod/341796/).

На человека нападают и кусают многие животные, например, в 2020 году число погибших от нападения и укусов животных: 10 человек от акулы, 10 – от волков, 100 от львов, 1000 от слонов, 500 от бегемотов, 1000 от крокодилов, 2000 от ленточных червей, 2500 от аскарид (круглых червей), 10 000 от пресноводной улитки (шистосомоз), 10 000 от жука-убийцы (болезнь Шагаса), 10 000 от мух цеце (сонная болезнь), 25 000 от бешеных собак, 50 000 человек погибло и пострадало от укусов змей. (Источник данных, увы, небезопасный сайт: vawilon.ru статистика).

Завершая Часть 3. Главы «Змеи и люди», автор поведает о степени тяжести отравления змеиным ядом конкретных типов змей, местных проявлениях и местных признаках отравления, чтобы все знали и помнили эти важные данные.

Гадюки и ямкоголовые змеи при лёгкой степени отравления змеиным ядом вызывают только местную боль в первые часы после укуса; незначительный отёк (припухлость) в месте укуса, без пузырей, некроза, подёргивания мышц. В редких случаях в первые часы после укуса возникает только небольшая отдышка и сердцебиение.

Те же змеи (гадюки) при средней степени тяжести отравления змеиным ядом (зависит от места укуса и проникновения яда в кровеносные сосуды) возникает жгучая (часто с иррадиацией) боль, ярко выраженный отёк в месте укуса, редко сами по себе и часто после наложения жгута – пузыри и некрозы. Подёргивания мышц нет, но возникает отдышка, сердцебиение и иногда тошнота и повышение температуры (выраженные гемолитические явления).

Гадюки и ямкоголовые змеи, ужалившие человека в голову, в лицо, в шею, вызывают: немедленную жгучую боль с иррадиацией; отёк, который ярко выражен и распространяется на всю часть тела; геморрагические пузыри и некрозы с глубоким некротическим участком, особенно – при наложении жгута. Подёргиваний мышц (судорог) нет, но в первые-же часы возникает отдышка, сонливость, сердцебиение, субфебриальная температура тела, резко выраженные гемолитические явления, нарушение функций почек и печени.

Аспиды (кобры) и морские змеи при лёгкой степени отравления ядом вызывают местную боль после нескольких часов после укуса, при этом отёка, геморрагических пузырей и некрозов нет, мышцы тоже не подёргиваются. Ощущается только кратковременная скованность в движении и самочувствии, онемение кожи (нарушение кожной чувствительности) укушенной конечности, быстро проходящее возбуждение.

Те же аспиды при средней степени отравления вызывают местную боль, слабое подёргивание (тремор) мышц конечностей, век, пальцев рук, а также общую слабость, чувство онемения и скованности поражённой конечности, изредка тошноту.

При тяжёлой степени отравления змеиным ядом аспидов и морских змей по всему телу поражённого змеёй распространяется боль неопределённого характера, возникает в месте укуса незначительный отёк без пузырей и некрозов, при этом начинаются судороги, подёргивание конечностей, сведение пальцев рук, вялость, сонливость, тошнота, рвота, паралич конечностей, гортани, языка, затруднение дыхания, нарушение зрения, потеря сознания.

Несомненно, ведическим, то есть опытным путём, первобытные люди научились отличать ядовитых змей от неядовитых. Древние ведуны, знатоки змей и пресмыкающихся, знали, что у неядовитых змей обычно глаза с круглыми зрачками, а у ядовитых – с щелевидными (элипсовидными) зрачками. Правда есть некоторые ядовитые змеи, у которых круглые зрачки – это африканская мамба, кобры (Африка, Ближний Восток, Азия, Индонезия) и тайпан (Австралия). Песчаные ужи меняют форму своих зрачков с круглой на щелевидную и обратно, пугают…

Между ноздрями и глазами у ядовитых ямкоголовых змей есть специальные сенсорные ямки (органы), которыми они чувствуют теплокровную добычу. У ядовитых змей форма головы треугольная и голова заметно шире шеи. У неядовитых змей форма головы почти круглая и углы её сглажены. На хвосте ядовитой змеи чешуйки кожи располагаются ровными рядами, а у неядовитой змеи двойными рядами. У ядовитых змей окраска пёстрая, часто, яркая, они предупреждают врага шипением, дрожанием хвоста, агрессивным поведением. Только алые королевские змеи и красно-молочные змеи никого не предупреждают заранее, их ядовитость выдаёт их окраска. Ужа и гадюку можно отличить по желтым «ужам» и зигзагообразным полоскам на спине гадюки. Вообще рисунок ромбом на спине змеи – признак ядовитости, особенно, если змея трёхцветная. Кроме этого, ядовитые змеи, как правило, плавают по поверхности воды, а неядовитые – высунув только голову из воды.

Как первобытные люди защищались от змей в местах стоянок, стойбищ и поселений? Очень просто: убирали в этих местах всё, что могло бы привлечь змей. Например, выдёргивали или выкашивали траву и убирали хворост в округе. Ловили и убивали мышей и крыс, которыми питаются змеи. Метили и опрыскивали границы стоянки, стойбища или жилищ пахучими веществами, отпугивающими зверей и змей, например, человеческой мочой и экскрементами.

Во время хождения по лесу и на охоту применяли обувь и меховые гетры, чтобы уберечь ноги от змеиных укусов. Кстати, накладки из коры деревьев и голени, лубяная обувь и голенища сапог были изобретены, в том числе, для защиты от укусов змей. В солнечный полдень, в сильную жару и во время брачного периода спаривания змей (июнь-июль) первобытные люди ограничивали праздное гуляние и хождение в местах обитания змей. Во влажной и болотистой местности люди старались ходить по высокой траве только с палками-посохами, шли шумно, тыкая палками в вероятно опасные места.

При ночёвке на открытой местности первобытные охотники маскировали плетёными из веток щитами свет от костра, чтобы не привлекать змей и врагов, а заодно, сохраняя тепло от огня. Утром первобытные люди осторожно перетряхивали свою одежду и пожитки, потому что змей привлекает запах человека, живности, охотничьей добычи, и вообще, змею любят тёплые норки…
 
Самое главное условия безопасной встречи с любой змеёй – это не любопытствовать, не приближаться, не беспокоить и не преследовать змею; пускай ползёт, куда ей надо и хочется. Змеи сами по себе, а люди тоже сами по себе, у каждого животного свой мир, своя среда обитания. Не трогай и тебя не тронут. Недаром существует основной закон справедливого бытия и жизни, норма естественного животного права, золотое правило нравственности: «Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступали так же».
 
(Источник данных об отличиях змей: цикл лекций вух учёных: зоолога, ветеринара, специалиста по амфибиям, члена руководящего комитета aArk (всемирная ассоциация по сохранению амфибий), автора первых в мире разведений более чем 20 видов редких амфибий, автора книги «Последний ручей кохинхинского дракона» Евгения Рыбалтовского и невролога, доктора медицинских наук, ведущего научного сотрудника НИКИО, профессора кафедры Общей врачебной практики РУДН, автора 130 научных статей и монографий Михаила Тардова, сайт: https://elementy.ru/).
 
«Змеи всегда пугали людей. Первобытные охотники избегали встреч с «ползучими гадами», ведь всего один укус может привести к смерти. Страх помогал выжить, но мешал узнать больше об этих таинственных созданиях. А там, где точных знаний не хватало, пробелы заполняли фантазии и домыслы. И хотя многие змеи уже достаточно хорошо изучены, старые, передававшиеся из поколения в поколение страхи до сих пор владеют умами людей» (Евгений Рыбалтовский, Михаил Тардов).

Следующая глава «ХР. 2.7.83.61. Смысл и значение понятия «змея». Часть 4. Мифология змей.


Рецензии