Этимология эпонима Полифем
Имя Полифема целиком вписывается в концепцию эвгемеризма. Полифем в древнегреческой мифологии громадный циклоп из племени лапифов.
«Эвгемер (Евгемер) из Мессены (греч. ;;;;;;;;, лат, Euhemerus; около 340 до н. э. — около 260 до н. э.) — греческий философ из школы киренаиков, живший при дворе македонского царя Кассандра. Сведений о жизни философа практически не сохранилось, но он сам упоминал, что был придворным Кассандра, одного из диадохов Александра Великого, который правил в 306—297 гг. Город рождения не известен: Эвгемера называли акрагантинецем и тегеатом. Чаще всего — мессенцем, как упоминал Полибий, но при этом не известно, имеется в виду Мессена на Пелопоннесе или в Сицилии (что вероятнее.
Эвгемер известен учением, вошедшим в историю религии как эвгемеризм, согласно которому вера в богов возникла из культа умерших или живущих великих людей (правителей, жрецов, философов), возведённых за свои заслуги в степень божеств. Кроме того, Эвгемер был одним из первых социальных утопистов, о чём вспоминают гораздо реже. При этом как обожествление монархов и героев, так и написание утопии — лишь составляющие его главной идеи: принести в цивилизацию (и Вселенную в целом) обоснованный единый миропорядок. Однако исторически сложилось так, что под эвгемеризмом понимают не цельное мировоззрение философа, а лишь его концепцию человеческого происхождения богов.» [ВП]
«Эвгемери;зм — герменевтическая теория толкования мифов, согласно которой религия возникла из культа умерших или живущих «великих людей». Сторонники эвгемеризма полагают, что мифология, а также религия являют собой результат сакрализации истории. В соответствии с этой теорией боги и мифологические персонажи — это фантастические трансформации реальных личностей, а мифы — искажённые исторические повествования. » [ВП]
Лапифы в переводе со славянского пеласги. Лапиф – lapif > pelasg – пеласг (слав.)(перест. l/p, ред. g/f, пропуск s). Из греческого мифа известно, что лапифы воевали с кентаврами за Таврию, где кентавры – кони Тавра (слав.), иначе, киммерийцы, а последние от ст.-слав. «комонь» - конь (слав.), срав. «Седлай, брате свои борзые комони» [СПИ]
Однако важно то, что эвгемеризм существует в мифах в названиях героев, богов и топонимов, которые раскрываются через преобразование слов по методу [2]. Это придаёт мифам историческую реальность, которую нельзя найти в весьма запутанных и часто субъективных античных источниках.
Еще следует отметить повторяемость событий, в разных пластах истории, например, битва лапифов и кентавров напоминает современную войну за Крым англо-саксов и славян, где Украине отводится роль буфера. В тоже время, англо-саксы – это углы (угличи) и сохатые, носящие тотем оленьих рогов, которые относились к племенам скифов, обитающих на территории Причерноморья. В притязание на Крым вмешались тюрки, где их предводитель из сельджуков имеет имя Эрдоган, что в переводе со славянского означает Ярый Дракон. Полифем, в тоже время, воспылал любовью к Галатее, что предполагает борьбу пеласгов или придунайских славян с галлами или кельтами за пролив Геллеспонт или Дарданеллы. Греки-аргонавты плавали в Колхиду за золотым руном, где Арго и Колхида означает слав. гора/горка или греки в обратном прочтении, что предполагает плавание греков на свою родину. и т. д.
Рассмотрим этимологию эпонима «Полифем» по методу [2]
Этимология
Полифем
«(в древнегреческой мифологии) имя нескольких персонажей Громадный циклоп Полифем увидел однажды прекрасную Галатею, когда выплывала она из волн лазурного моря, сияя своей красотой, и воспылал он к ней неистовой любовью. Николай Кун, «Легенды и мифы Древней Греции»,2017 г.» [ВКС]
«в греч. мифологии циклоп, сын Посейдона, дикий одноглазый великан, пожиравший спутников Одиссея. Последнему удалось освободиться от той же участи хитростью (он ослепил П. и подвязал товарищей под брюхо баранов П.). Как самое ослепление П., так и освобождение Одиссея с товарищами уже с древнейших времен довольно часто изображались в искусстве, особенно в живописи на вазах. За ослепление П. Посейдон стал преследовать Одиссея, и это преследование — один из главных мотивов "Одиссеи".» [ЭБЕ]
«Поскольку циклопы были рабами, кузнецами, работавшими в кузницах Гефеста, производить имя этого циклопа следует от муфеля (см.) "замкнутые камеры, в которых производят нагрев руд без соприкосновения их с продуктами сгорания" (см. БСЭ).» [ЭСВ]
Ложная этимология.
«ПОЛИФЕМ
греч. Polyphemos. В греческой мифологии, страшнейший из циклопов.» [ССИСРЯ]
«Полифе;м (др.-греч. ;;;;;;;;;, «много упоминаемый в песнях и легендах») в древнегреческой мифологии — лапиф, сын Элпта и Гиппы (или Гиннеи), из Лариссы. Согласно Евфориону, сын Посейдона.
Полифем был участником битвы кентавров и лапифов, его упоминает в своём рассказе Нестор.
Участник похода аргонавтов. По версии, возлюбленный Геракла (Полифем - полуженщина). Он не добрался с другими аргонавтами до Колхиды — помогая Гераклу разыскивать Гиласа, Полифем не успел на корабль, и аргонавты отплыли без них (или Геракл сам отплыл, а оставил Полифема искать).
Не найдя Гиласа, Полифем остался в Мисии, основал город Киос, где стал царствовать. Позже он погиб у халибов, там его могила.» [ВП]
«В славянской трактовке Артемида – Artemida > Dicajja – дикая (праслав.)(инверсия слова, редукция с/m, замена j/t, j/r).
Эпитет «дикая» вполне соответствует образу лесному жизни богини Артемиды.
Аналог богини в древнеримской мифологии – Диана – Diana > Dikaa – дикая (праслав.)(перест. a/k) подтверждает версию славянского происхождения имен Артемида/Диана.
Не исключено, что культ Артемиды/Дианы связан со множественном упоминанием греческих историков племени амазонок в Причерноморье. К амазонкам плавал Геракл за поясом Ипполиты. Амазонки в праславянском переводе могут означать «мазанные», то есть, татуированные. Амазонки, как племя женщин-воительниц могли существовать только в фантазии поэтов. Безусловно, это какие-либо племена кельтов или скифов, кочевавшие по просторам причерноморских степей. Известно, что кельтские племена пиктов и бриттов предпочитали носить юбки, татуировали синей краской свое тело и наряду с косматыми волосами, могли производить на соседние племена впечатление женщин-наездниц. Если кельты или скифы еще к тому же носили повязки на одном глазу, чтобы метче стрелять, то их древние греки могли ассоциировать с циклопами. Циклоп с греческого переводится как «круглый глаз», то есть глаз навыкат. Круглый глаз физически имел такой вид от чрезмерного напряжения при стрельбе с другим закрытым глазом. Имя циклопа Полифем в «Одиссее» означает в переводе с древнегреческого «полуженщина» (Полу - фем).
В славянcком варианте Polyphem > Polufem > polu-gen – полу-жена (слав.)(ред. g/ph, замена n/m), то есть грозный циклоп является аллегорией полуженщины, одной из амазонок, а, возможно, вождём амазонок.
В пику же, имя Иполлиты, главной воительныцы амазонок в славянской трактовке: Ipollita > Sicllopi/Scillovij – Циклоп / Скиловый (слав.)(инверсия слова, редукция s/t, пропуск с), где скила – юбка у шотландцев, без тени сомнения намекает на идентичность имен Циклоп - Иполлита.» [3]
Корневое слово от «Полифем» - полу-жена (слав)
Сокращения
БСЭ - большая советская энциклопедия
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ВП – Википедия
ВКС - Викисловарь
МАК – малый академический словарь русского языка
МС – медицинский словарь
ПВЛ – Повесть временных лет
СПИ – Слово о полку Игореве
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ССИСРЯ – сборный словарь иностранных слов русского языка
CРС – словарь русских синонимов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
ТСШ – Толковый словарь Шкловского
ФСРЯ – фразеологический словарь русского языка
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ – этимологический словарь Вашкевича
ЭСК – этимологический словарь Кузнецова
ЭСШ – этимологический словарь Шанского
Ссылки
1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm
3. В. Н. Тимофеев «Как рождаются мифы, часть 1», http://www.tezan.ru/dan_2.htm
Свидетельство о публикации №221100500710