Иудей - эллину Ты меня уважаешь?

Комментарий к статье С. Стеблиненко «Как относились в древней Греции к евреям?»

Прочитав сию занимательную статью, я настолько сильно удивился, что не смог удержаться от того, чтобы не прокомментировать некоторые ее положения. Автор (далее – «автор» или «С.С.») чистосердечно признается читателю в том, что о Древней Греции у него составилось весьма смутное представление, поскольку единственной книгой на древнегреческую тему, которую он, впрочем, так и не осилил, были «Легенды и мифы Древней Греции» (вероятно, Н.А. Куна). Напрашивается бестактный вопрос, а зачем тогда огород городить насчет отношения древних греков к евреям?

Попутно С.С. зачем-то замечает, что и Греции-то с греками в древности не было, поскольку страна именовалась Элладой, а народ – эллинами. Очевидно, автор не подозревает, что и современные греки называют себя и свое отечество точно так же, как называли до нашей эры, что не мешает другим называть страну Грецией, а народ греками. Ему, автору, видимо, невдомек, что современные названия этой балканской стране и ее народу дали древние римляне, которые, как считает историческая наука, познакомились с небольшим западногреческим племенем «греки», обитавшим где-то в Эпире (откуда была родом мама Александра Филипповича Македонского). Впоследствии римляне перенесли название этого крошечного этноса на всех греков. Примерно так же древние индийцы перенесли этноним «ионийцы» - название одного из четырех крупных древнегреческих племен (на санскрите - «явана») на всех эллинов. А вот иудеев, переезжавших на «ПМЖ» в Древнюю Элладу и эллинистические государства Северной Африки и Малой Азии, «коренные» иудеи называли словом «йеваним», т.е. «греки» (опять-таки те же ионийцы).

Перечисляя древнегреческих богов, автор статьи произвольно смешал в кучу олимпийцев с титанами и древнейшими хтоническими божествами. В этом списке обнаруживаются некто Дефес (кто такой, почему не знаю?) и Олимп. Насколько мне известно, Олимп – это горный массив, обитель двенадцати богов-олимпийцев во главе с «Тучегонителем» и Громовержцем Зевсом. Но автору виднее. Хотя, «маленькая ложь рождает большое недоверие».

Далее С.С. извещает нас, что «многобожие – первый признак язычества». Это укор в адрес древних греков? Так ведь, страшно сказать, и в среде западных семитов, откуда вышли евреи, первоначально также было распространено многобожие с Элами/Илами, Ваалами, Астартами и прочими нехорошими персонажами. Да и во времена Моисея некоторые несознательные израильтяне поклонялись тельцу. И при царях израильских такое, увы, случалось…

Автор в своей статье путается в этнонимах «евреи» и «иудеи», недоумевая, почему древние греки говорили на древнегреческом языке, а иудеи – на древнееврейском. Действительно, загадка! Видимо, автор запамятовал, что после смерти царя Соломона Давидовича Эрец Исраэль распался на два государства, – Израиль и Иудею – из коих впоследствии Израиль приказал долго жить. Что же касается колена Иудина с примкнувшим к нему малочисленным, но ершистым коленом Вениаминовым, то вместе с остальными десятью коленами, оно происходит от … евреев.

Поясню свою мысль. Тысячи за четыре лет до нашей эры в Месопотамии кочевали западносемитские племена амореев, ведших свое происхождение от Сифа, третьего сына Адама и Евы. Варианты имени Сиф – Сут и Шет. Поэтому сами амореи предпочитали называть себя «суту» (библейские сутии). Как и многие номады, в голодные годы суту жили разбоем и любили грабить зажиточных оседлых соседей. В 14-м веке до н.э. могущественному царю Вавилона Кадашману-Харбе I аморейские набеги так надоели, что он решил расправиться с грабителями раз и навсегда. Решено – сделано. После блестящей победы над супостатами царь повелел выбить клинописью следующую реляцию: «Я истребил всех суту от восхода до заката».

Но царь, как водится, преувеличил. Уцелевшие кочевники бежали на север Междуречья, в район города Харран, где переправились на западный берег Евфрата. Оттуда беглецы стали мигрировать в юго-западном направлении, углубляясь в Сирийскую пустыню. Переправа через реку, по-видимому, оставила неизгладимый след в памяти сутиев, вследствие чего они (а не Авраам, как полагает С.С.) приняли наименование «эбрим» (по-аморейски Евфрат звучит как Эбер) – «переправившиеся через Евфрат». Отсюда в европейских языках много позднее закрепился этноним «евреи».

Есть, однако, и другая версия происхождения этнонима «евреи»: якобы, в основе слова hebru/hivri лежит иной, не очень приятный смысл – «совершать преступление», а само оно означает «преступник», «разбойник» и, таким образом, по смыслу полностью соответствует аккадскому и шумерскому эквивалентам слова "хапиру" (разбойники).  Так это, или нет – пусть разбираются гебраисты. А мы пойдем далее.

 В Заиорданье и пустыне Негев постепенно сформировались два племенных союза эбрим – Моав и Эдом. Те же эбрим, которые кочевали к западу от реки Иордан, проникли, гонимые голодом, в дельту Нила, откуда позднее ушли на Синай, ведомые кем? Правильно - Моисеем.

В своей статье С.С. учит нас, что «сегодня только один язык сохранился в том виде, каковой был 3000 лет назад». Смею думать, что это не так. Восстановитель языка Э. бен Иегуда быстро осознал, что современные ему реалии и понятия не могут найти эквиваленты в древнееврейском языке. Поэтому, откомандировав себя к марокканским евреям, он обогатил воссоздаваемый им иврит массой арабизмов и арабских корней, проникших в их речь. К тому же  мы не знаем в точности, как звучал разговорный язык древних иудеев до их перехода на арамейский. Сефарды и ашкенази, читающие священные тексты на древнееврейском языке, произносят одни и те же слова по-разному.

Вызывает сомнение утверждение С.С., будто «любой израильский школьник» может прочитать кумранские манускрипты. Может быть, он их кое-как и прочитает, да вряд ли что поймет. К тому же школьнику сперва надо научиться читать тексты без огласовок, овладеть кое-какими знаниями, а уж потом переходить к чтению этих древнейших рукописей Священного Писания.

Нижеследующие откровения автора заставили меня предположить, что он изложил их после принятия на грудь пары-тройки рюмок «Кеглевича» на абрикосах. В самом деле, заявив, что в его статье речь пойдет о Древней Греции 6-5 веков до н.э., он углубляется в эпоху Александра Македонского (3-й век до н.э.) и Птолемея Второго (рубеж 3-го и 2-го веков до н.э.) – т.е. эпоху эллинизма, когда собственно Эллада превратилась в угасающий придаток эллинистических государств.

Александр Македонский, захватив Сиро-Палестинский регион, не знакомился с «изображениями ивритских букв», поскольку получил эллинское образование и знал, что греческий алфавит был заимствован греками у семитов-финикийцев, язык которых не сильно отличался от древнееврейского. Буквы «алеф», «бет», «гимель», «далет» и прочие звучали на обоих языках практически одинаково. Как финикийский, так и древнееврейский и ханаанские алфавиты, восходят к аморейскому квазиалфавитному письму – об этом свидетельствуют глиняные таблички, найденные при раскопках древнего Угарита и датированные 14-м веком до н.э. В свою очередь, угаритское письмо восходит к шумеро-аккадской клинописи. Греческое же заимствование произошло около 9-го века до н.э.

Навуходоносор никогда не был «царем Персии», как уверяет нас автор, поскольку правил Вавилоном, а это две большие разницы. Хор еврейских изгнанников из третьего акта «Набуккко» никогда не был гимном Италии, даже временным. Это произведение, будучи популярным в среде итальянских патриотов середины 19-го века, всё же уступало тогда и позднее в популярности так называемому «Гимну Гарибальди», а сам Дж. Верди высказывался в свое время в пользу песни «Братья Италии» как национального гимна страны (композитор М. Новаро). Правда, в 1995 году в итальянский парламент внесли предложение заменить «Братьев» «Хором» (Va, pensiero – "Лети, мысль"), однако парламент не поддержал законопроекта и в 2007 году постановил придать «Братьям» статус постоянного государственного гимна (из текста поэта Г. Мамели была исключена строка об австрийском орле, пьющем вместе с казаками кровь итальянцев и поляков).

Фразу о евреях, которые «учили древнееврейскому языку вавилонян» не комментирую, поскольку нахожу ее абсурдной.

В Вавилонском Талмуде и у Иосифа Флавия действительно есть информация о встрече Александра Македонского с первосвященником Симоном, однако переговоры между ними касались формы подчинения Иудеи македонской власти. В отличие от правителей Сирии и Самарии, Симон отказался признать македонского царя своим господином, ссылаясь на клятву верности, данную Дарию. Скорее всего, стороны договорились следующим образом: иудеи не чинят препятствий Александру, который направлялся тогда в Египет, и даже помогают ему воинами и провиантом, а Александр не трогает Иерусалимской общины и храма Яхве, обязуясь уважать Закон и освобождать страну от податей каждый седьмой год. Утверждение С.С. о требовании Александра воздвигать ему «памятники» в покоренных странах не соответствует действительности. Автор, скорее всего спутал Александра с Калигулой и Адрианом, желавшими воздвигнуть в Иерусалиме храм, посвященный гению императора с соответствующими атрибутами, включая колоссальные статуи божественных правителей и жертвенные алтари. Между прочим, Александр возомнил себя богом позднее, когда оказался в Египте. С подачи египетских жрецов он осознал себя Зевсом-Аммоном, после чего обязал греков воздавать ему соответствующие почести. Анекдотично звучит в связи с этим постановление афинского народного собрания: «Считать Александра богом, так как он сам того желает».

Все остальные байки автора о беседе Александра с первосвященником сродни легендам, сложенным об этом полководце в Передней Азии. В сказаниях народов, населявших этот регион, царь преобразился в фантастического персонажа Искандера Двурогого.

Как относились греки 6-5 веков до н.э. к евреям, сказать трудно (греки и народа-то такого не знали, называя всех жителелей Восточного Средиземноморья "сирами"). Иудеи томились под гнетом Ахеменидской державы, эллины (в 5-м веке до н.э.) отражали ее натиск. И тем и другим было, что называется, самим до себя.

С конца 4-го века до н.э. и в течение 3-го века до н.э. происходил интенсивный отток населения (в основном людей молодого и среднего возраста) из материковой Греции в восточном и южном направлениях.  Начался процесс эллинизации Сиро-Палестинского региона. Начался он, правда, войнами между диадохами (полководцами Александра). Диадохов привлекала не только обширная территория и многочисленное население, с которого можно было "стричь" налоги, но и богатый строевым лесом Ливан, а также перспективы взять в свои руки торговые пути в Аравию, Персию и Индию.

При этом из книги пророка Иоиля мы узнаем, что сукины-сыны финикийцы «продавали сынов Иуды и сынов Иерусалима сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их» (3:6). Первым из античных авторов иудеев по имени назвал ученик Аристотеля Феофраст Лесбосский (IV-III века до н.э.), отметивший, что "они не едят жертвенного мяса, а сжигают все ночью, облив его большим количеством вина и меда."
 
В Иудее политика эллинизации была встречена в штыки наиболее консервативной частью общества, в то время как его верхушка постепенно  и с некоторым скрипом эллинизировалась. Иудейские аристократы принимали двойные имена (одно иудейское - для «своих», второе греческое – для греко-македонян). Так, Иисус преображался в Ясона, а Ония – в Менелая. Родовитые иудеи обучались греческому языку, облачались в греческое платье, перенимали некоторые греческие обычаи вроде ежедневных физических упражнений в палестре, коими грешили знатные иерусалимские юноши.

Но если позиции иудаизма в тогдашнем религиозном сознании иудеев оставались более или менее устойчивы, то языческое миросозерцание греческого мира переживало острый кризис. Недаром Иосиф Флавий отметил: "Именно греческие мыслители, будучи одинакового с нашим законодателем (т.е. Моисеем - А.А.) мнения о сущности божества..., первые и на деле и по образу своих мыслей стали его последователями, хотя с виду и соблюдали родные обычаи... Многие греки, живущие в Александрии, охотно приняли наше вероучение..." Правда, здесь речь идет о постэллинистическом периоде (I в. н.э.), когда иудейскую обрядность начали соблюдать даже в Риме, что поражало, например, Горация, порицавшего своего друга, который затворялся по субботам в своем доме и не употреблял в пищу свинину. С другой стороны, именно строгая обрядность иудаизма порой отпугивала греческих богоискателей. Как сообщает Иосиф Флавий, "другие (греки - А.А.), не выдержав его (вероучения - А.А.) ограничений, от него отступились".

В целом же отношения между иудеями и эллинами в то время были далеки от идеала. Новые хозяева Ближневосточного региона («старыми» были персы) действовали в Палестине в соответствии с формулой афинского оратора Исократа: «Перенесем беды Эллады в Азию, а богатства Азии в Элладу» и официальным лозунгом похода Александра на Восток: «Превратить варваров в илотов!» (рабов, крепостных). Так, плачевным итогом восстания городского населения Самарии после ухода греко-македонской армии из Палестины было поголовное уничтожение его жителей и заселение города македонскими ветеранами. Правда, самаритяне – не иудеи, но все-таки их близкие родственники.
К 195 году до н.э. Антиох III в конце концов отвоевал у Птолемея V всю Сирию, Финикию и Палестину. В царстве Селевкидов начали бурно развиваться новые экономические центры (Лаодикея, Апамея), вторую жизнь обрели и некоторые старые города региона, обрядившиеся в эллинистические одежды: Раббат-Аммон преобразился в Филадельфию, Сузы - в Селевкию, Траллы - в Антиохию. В Заиорданье основываются города полисного типа с грекоязычным населением. Эллинизации подвергаются финикийские порты и Газа, а древний Акко становится Птолемаидой. Отмечу, что Селевкиды провозглашали себя "явленными богами", представая в лучезарном венце на монетах, которые они чеканили. Конечно, это не могло не озлоблять правоверных иудеев.

Тем не менее, в отличие от сирийцев и финикийцев храмовая община в Иерусалиме сохранилась. Ею управляли первосвященники из дома Цадока (жреческий род, восходивший ко времени правления царя Давида), чеканившие даже собственную монету. Антиох III подтвердил ее иммунитет от налогов и привилегию жить по внутреннему «закону». За первосвященником даже закреплялось право быть номинальным главой иудеев, живущих вне общины – в Самарии, Египте и Месопотамии. Однако вся экономическая и политическая жизнь Иудеи строго контролировалась сначала Птолемеями, а затем Селевкидами. Замечу, что при Селевкидах члены иудейской храмовой общины составляли «народ Иудеи», прочее население страны стало именоваться общинниками -  «народом земли». Представители этого последнего, независимо от их этнического происхождения, считались «неиудеями» и не имели тех гражданских и религиозных прав, которыми пользовались члены Иерусалимской общины.

Древнееврейский язык вышел из употребления в Иудее примерно во втором веке до н.э., хотя Священное Писание продолжали читать на этом языке, звучавшем для тогдашнего иудейского уха наверно так же, как церковно-славянский для современного русского (уха, конечно).

Во 2-м веке до н.э. держава Селевкидов впала в состояние маразма. После страшных поражений, нанесенных армии Антиоха III римлянами, начался распад этого эллинистического государства. В 170 году до н.э. битый римлянами царь лично вступил в Иерусалим, чтобы ограбить храм и  поддержать «партию эллинистов». Этого ему показалось мало, и он решил искоренить «изоляционистов», в ком видел, и не без некоторых оснований, сторонников египетских Птолемеев. Храм Яхве он посвятил Зевсу Олимпийскому, ввел в Иудее культы других эллинских богов, а в Иерусалиме построил крепость, разместив в ней грекоязычных наемников.


Другой царь (Селевк IV), узнав от побитых иудейскими ортодоксами «эллинистов», что в Иерусалимском храме скопились огромные богатства, отправил туда армию своего полководца Гелиодора. Последний, видимо, за взятку, полученную от первосвященника, храм грабить не стал, а взял да и лишил жизни самого суверена, возведя на трон его 13-летнего сына. Эти крутые меры внесли раскол даже в «партию эллинистов». В Иудее произошли кровавые столкновения между различными «фракциями» «партии» (в 168 году до н.э.). Тем временем ортодоксы-изоляционисты трансформировались в «партию благочестивых» (хасидов).

Как бы то ни было эллинисты продолжали демонстрировать свою лояльность Селевкидам, активно способствуя интеграции иудейского общества в греческий  культурный мир. Это в итоге привело к народному восстанию под руководством жреческого рода Хасмонеев. Селевкидские полководцы потерпели несколько поражений от лидера повстанцев Иуды Маккавея (маккаби – «молот»), что вынудило царя отменить распоряжение о ликвидации культа Яхве. Царь, несмотря на плачевное положение его державы, сотрясаемой мятежами не только в Иудее, но и в Финикии, отправился в военный поход на Восток, в Месопотамию, во время которого и умер (165 год до н.э.). Его преемником стал 8-летний сын преставившегося – Антиох Пятый, советники которого заставили мальчика подписать рескрипт о возвращении Иерусалимской общине всех привилегий, дарованных еще персами.

Тут из римского заточения в Сирию явился сын Селевка IV Деметрий. Он казнил мальчика-царя и добился от Рима признания себя василевсом государства Селевкидов. В Иудее между тем хрупкий мир сменялся сражениями между войсками полководцев Деметрия и армией Иуды, в одном из которых Маккавей погиб. Власть первосвященников была упразднена, и в течение двух лет в стране сохранялось обманчивое спокойствие, после чего братья Хасмонеи Ионатан и Симон собрались с силами и изгнали эллинистов из Иерусалима (140 год до н.э.).
 
В этих обстоятельствах римляне, желая подорвать власть Деметрия, поддержали то ли самозванца, то ли действительно незаконного сына Антиоха IV по имени Александр, который предложил Ионатану Хасмонею пост первосвященника. Прознав о том, Деметрий освободил членов Иерусалимской общины от большинства налогов, обещал содержать храм Яхве за счет царской казны и «прирезал» часть самарийской области к территории Иудеи. Ионатан, однако, выступил на стороне Александра и правильно сделал: Деметрий погиб в сражении, а его сына Антигона убили, но другой сын – тоже Деметрий – казни избежал и при поддержке Египта воцарился в Антиохии. Александр бежал к арабам, у которых нашел свою смерть.

Играя на противоречиях между претендентами на Селевкидский престол, Симон Хасмоней (Ионатан трагически погиб) добился полной отмены налогообложения иудейской общины, вывода селевкидского гарнизона из Иерусалима и утверждения себя на постах первосвященника, «стратега» и «меридарха» (правителя). Правда, очередной царь Сирии Антиох VII подкупил зятя Симона по имени Птолемей. Тот убил Симона и двух его сыновей. Но третий сын, Иоанн Гиркан, выпросил у Антиоха разрешение стать первосвященником ценой восстановления суверенитета царя над Иудеей…

Не станем более пересказывать историю Иудеи эпохи Селевкидов и поздней Римской республики, но позволим себе вернуться в седую древность и посмотреть, как относились друг к другу далекие предки иудеев и греков.

В 18-м веке до н.э. на Балканах никакой Эллады (и эллинов), как ни странно, и в помине не было. Согласно египетским источникам, в материковой Греции возникло государство «квш» (реконструируется как «экуэш»), которое хетты называли «страной Аххийява». Понятно, что речь идет о державе «меднолатых ахейцев». В 14-м веке до н.э. хетты называют царем Аххийявы Акагамунаса (Агамемнон «Илиады»?), а братом другого, неназванного по имени ахейского царя нарекают Атавакулавасом (Этевоклевес, т.е. Этеокл фиванского цикла древнегреческих мифов?). Как египтянам, так и хеттам были известны также морские грабители «днйн» (этноним реконструируется как «дэньен»), или «аданавана», или «дануна», то бишь «быстроногие данайцы».
 
И те и другие пытались закрепиться в Сиро-Палестинском регионе. На побережье Сирии, Финикии и Палестины создавались торговые фактории этих «протогреков» и даже основывались города. В самом начале 12-го века до н.э. - время нашествий «народов моря» - часть племени «плст» (египетская транскрипция), т.е. пеласгов (этнос, участвовавший в этногенезе древних греков), покидает родину - Балканскую Грецию - высаживается на средиземноморском побережье в полосе от Газы до Яффы, основывает там свои города-государства и создает «землю Филистимскую»; горстка гомеровских ахейцев оседает в Ханаане вокруг города Гаваон (искаженное на семитский лад слово архаичного древнегреческого языка «ахайвуон»-akhaiwon, т.е. ахейский). В 12-м веке до н.э. недалеко от Иудеи, на острове Кипр, закрепляются бежавшие из Пелопоннеса от дорийских мечей бывшие «пышнопоножные» ахейцы. Только там, на Кипре, да еще в горной Аркадии, до классического времени сохранялся ахейский диалект. Только там, на острове, до того же времени использовалось архаичное линейное письмо Б, приспособленное греками-ахейцами для составления на своем языке хозяйственно-административных записей (глиняные таблички Пилоса).

Как считает советский, а ныне российский историк профессор Л.С. Клейн, «Палестина была в XIII-XII вв. до н.э. захвачена индоевропейцами (письменные источники подтверждаются археологией) и от них (от «плст»/пеласгов) получила свое название. Потом эти пришельцы смешались с ханаанеями и израильтянами, и оттого многие современные евреи так заметно отличаются своим физическим обликом от других семитов, например, арабов. Среди евреев много голубоглазых, сероглазых, рыжих, а среди арабов – найдите рыжего!»

К северу от «плст», т.е. библейских филистимлян, в районе современной Яффы, прибрежную полосу заняли некие «данунийцы» (хеттское «дануна»), в отношении этнической принадлежности которых специалисты спорят: то ли это данайцы гомеровского эпоса, то ли какие-то хеттские ватаги. Из ближневосточных источников известно о царстве Адана (Ха-Данах?), располагавшемся около 835 г. до н.э. на стыке Анатолии и Северной Сирии. Есть также мнение, что «данунийцы» через какое-то время после обретения прибрежной родины вступили в Израильский племенной союз в качестве колена Данова. Отдельные хеттские и лувийские беженцы, прозванные в ханаанской среде иевусеями, захватывают Шалем (Иерусалим)и переименовывают его в Иевус.

Таковы были вкратце отношения между предками эллинов и иудеев в стародавние времена. Думается, они не только уважали друг друга, но и в массовом порядке роднились.

В заключение отмечу, что генетические исследования населения современного Израиля позволяют сделать вывод о том, что на долю потомков прародителя Авраама («авраамова» гаплогруппа J1c3d) приходится около 17% израильтян, а «коптские», т.е. древнеегипетские гены (гаплогруппа E1b1b1) обнаружены у 18% граждан Эрец Исраэль. Примерно одна пятая израильских граждан – это арабы. О проценте «древнегреческих» гаплогрупп среди израильтян: относимые специалистами к «микенским» гаплогруппы J2a4, J2a2 (некоторые субклады), R1b1a2, R1b-Z2103 относятся к числу мажорных гаплогрупп граждан современного Израиля. Их общая доля  – более 31%.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.