Особые дети

 Все дети мира плачут на одном языке.
Леонид Леонов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта повесть о воспитанниках, о сиротах детского дома-интерната для умственно-отсталых детей, родители которых были лишены родительских прав, а так же здесь  реальные истории о  жизни и судьбах  подростков, о работе с воспитанниками в 2008-2010 годы: письма, беседы, общение, подарки…
Это произведение о детях инвалидах первой группы, не дееспособных, которым поставлены тяжёлые диагнозы: дебелизм, инбицилизм …
Им покупают одежду на сезон. У каждого ребёнка есть свой банковский счёт, за какими-то детьми закреплено жильё.
Их обучают по специальной программе " Особый ребёнок" без таблицы умножения, в основном учат писать, долго  изучают алфавит и учат считать. Поведение у них непредсказуемо, у них есть чувство благодарности на короткий срок. Они, как и все детдомовцы полностью находятся на государственном обеспечении.

Часть первая

Просматривая журнал, "Сфера детства" я ознакомилась с материалами и творческими работами воспитанников Осинского детского дома интерната, особенно мне понравилось фото работы  из бумаги и ткани "Подарок маме" Катерины Окуневой. Я написала ей письмо. Пока ждала ответа просматривала сайт  "Виртуальные родители, наставники, друзья". Меня заинтересовали два парня Денис и Коля. Им тоже написала электронные письма, и сразу получила три ответа. Так завязалась наша переписка и дружба. Катя написала, что в последнюю субботу марта будет родительский день, приедут родственники и родители. Она тоже будет ждать. Но кого ждать? У Кати нет никого. Значит надо ехать мне. Я долго не раздумывала, купила фрукты: апельсины и яблоки, заколки и комиксы для Кати, игры, альбомы, краски…
 Отправилась в Осу, где жила наша приятельница Ольга Николаевна, которая меня ждала. Я нашла её частный дом по улице Злыгостева, позвонила, басом залаял огромный пёс, кто-то шёл мне открывать калитку.
 -Рекс ,хватит, свои!- крикнул приёмный сын Евгений, привязав собаку. 
 - Здравствуйте, проходите в дом, Рекс не укусит.-пригласил он.
 Ольга Николаевна позвонила в детский дом знакомой няне и узнала, что там сейчас тихий час.
 - Надо подождать немного , а потом уедем вместе  на такси. Сейчас будем обедать .- предложила она. Её  приёмные ребята дружно накрыли на стол, мы стали обедать. Когда мы приехали и вошли в здание интерната, то нас проводили до учительской. Здесь мы познакомились с завучем Светланой Ивановной и старшим воспитателем Татьяной Николаевной, которые с удивлением смотрели на нас. Оказалось, что родительский день давно закончился, и всех родственников уже посадили в автобус,  отправили в Пермь. Татьяна Николаевна, узнав, что я, только виртуальный родитель, спросила меня: К кому Вы приехали? Я спокойно ответила, что меня интересуют: Катя Окунева, Коля Ромодин, Денис Наговицин. Татьяна Николаевна проводила меня в гостевую комнату и велела ждать. Там стояло два дивана один напротив другого, а между ними журнальный стол, в конце комнаты небольшой шкаф.
Санитар Костя шокировал своими высказываниями и вопросом.
- К Вам тут целая очередь. Кого вперёд запускать девочку, или мальчиков? От неожиданного вопроса, рот мой открылся, успев ответить, что "мне всё равно".
Я сидела на диване и думала, как же с ними общаться? 
Ранее никогда с такими детьми не беседовала.

Первым с няней зашёл Денис в жёлтой футболке и в новом синем джинсовом костюме. Няня вышла, оставила нас одних. Я растерялась. Дениска тоже, был очень зажат и отвечал на вопросы односложно:" Да, Ага, Нет."
Предложив ему фрукты, и рассказав немного о себе , о своей любимой книге "Чёрная курица". Я поведала подростку о герое Алёше и его приключениях в подземном царстве. Тогда ещё не знала, что читать он не умел, так как по программе они ещё не прошли весь алфавит.
Далее подошла Катюша в теплой салатной кофточке и синей юбочке. Она была с воспитательницей Марией Антоновной, которая её знала давно, с детских лет. Катя тоже чего–то боялась, смотрела то на меня, то на воспитательницу, говорила мало, звуки произносила очень мягко, я не всегда  понимала девочку. Мария Антоновна поведала мне о Кате, как о хорошей рукодельнице: шьёт, вышивает нитками и бисером. Катя не могла произнести моего отчества, поэтому я разрешила называть себя -  тётя Света.
Последним был Коля с вьющимися тёмно-русыми волосами ,был одет тоже во всё новое: серая футболка, серый джинсовый костюм в белую полоску. С ним тоже зашла воспитательница, которая села на диван, сразу спокойно сказала: "Я в их группе недавно, заменяю воспитателя, которая учится, поэтому подростка не знаю".
Коля в основном отвечал на мои вопросы, охотно рассказал, что занимается моделированием, играет в футбол, играет на гитаре. Он говорил чётко, произнося ясно все звуки, был обаятелен, особенно, когда улыбался.

  Акция-концерт "Им помочь может каждый" проходила июньским вечером в Пермском органном зале. Поддержать ребят приехали: пианист Лев Оганезов и певица Марина Хлебникова. Воспитанники из Осы опаздывали на акцию, поэтому включили ролик об интернате, где звучит стих воспитанницы детского дома, потом включили свет. Зал стал заполняться ребятами из Осы. В конце концерта все дети сидели на сцене и пели детские песни с Мариной Хлебниковой, я тоже с ними была на сцене,  пела, всем детям подарили воздушные шарики. Все были в радостном настроении.

Стоял солнечный июньский день. Вода в Каме—спокойная и прозрачная. У пятого причала стоял двухпалубный теплоход "Изумруд". На набережной толпились перед посадкой ребята Осинского интерната. Их разделили на две группы. Одна поднималась на верхнюю палубу, а другая группа спускалась вниз. На верхней открытой палубе работали две клоунессы, проводили: конкурсы, викторины, шарады.
На нижней -  фокусники, две ведущие:  загадывали загадки, шарады. 
Потом группы поменялись палубами.
Ребятам впервые предстояла двухчасовая прогулка по реке Каме. Здесь были: Дима, Коля, Катя, Денис…
Я тоже вместе с ребятами была вовлечена в игру-представление. Ребята были серьёзными, но когда их ответы были правильные, их лица озаряли многочисленные улыбки.
Проходили два моста: автомобильный и железнодорожный, когда шли под ними, то все загадывали желания. Было весело и интересно. На теплоходе ребят угощали: булочками и пирожками, каждый получил по бутылочке 0,5 минеральной воды.

КОЛЯ

  Когда приезжала в интернат в первый раз, то понравился зеленоглазый тёмно-русый Коля Р., который охотно отвечал на мои вопросы, с ним легко было общаться, поэтому на него стала оформлять документы на гостевой патронат, чтобы подростка забрать к себе в гости в Пермь. Первый такой случай представился  уже на 9 мая, отдыхали долго, четыре дня. 8 мая я за ним приехала в Осу. Со мной поговорили за чашечкой чая. и я узнала  негативную информацию о подростке и его родителях. Оказалось, что его родители сидят на зоне в Соликамске за  бытовое убийство и им дали 15 и 10 лет, а подросток курит. Я могла отказаться брать его в гости домой в Пермь, но я же обещала ему в письме. Он ждал и надеялся на эту поездку, поэтому не изменила своего решения. Подросток был у нас трое суток: бегал с сыном Сашей на улице, играл в футбол, ходил 9  мая на площадь к драматическому и оперному театрам, где были концерты местных артистов , проходили строевой смотр скаутов и спортивные конкурсы…
Вечером 10 мая приехал на своей машине Александр Владимирович, директор интерната с сыном, мы пили у нас чай с  конфетами с клубничным варением и блинами, дважды сфотографировались дома и на улице. Погода стояла хорошая, солнечная. Они сели в машину, уехали в Осу, но в начале были на набережной у Перми первой, у паровоза, там фотографировались.

   Коля увёз много подарков,: плеер, книжки, аудио кассеты с музыкой...
Второй раз  привезла домой подростка после концерта-акции "Им помочь может каждый". Коля погостил у нас два дня: играл на компьютере в простые детские игры, и в шашки, но быстро уставал. Вёл себя в целом неплохо, но непредсказуемо, поэтому мы его взяли с собой в деревню Мостовую Осинского района. Подарила ему недорогой сотовый телефон марки "Моторолла".

ЭТО НАЧАЛО. ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ.Ч. 2. ДИМА. Ч. 3 КАТЯ И ЯНА.


Рецензии
Хотелось бы знать как складывается судьба Коли. Это не просто любопытство - это горе моей семьи.Очень нужная информация - любовь и забота необходимы таким детям.Низкий вам поклон, добрая женщина.Читала с интересом - понравилось - не то слово. Восхищаюсь теплом вашей души.
С уважением

Галина Кадетова 2   20.10.2021 05:07     Заявить о нарушении
ГАЛИНА! КОЛЯЖИВЁТ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ В ЕЛОВО(ПЕРМСКИЙ КРАЙ) И БУДЕТ ТАМ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ ТАМ ДО КОНЦА ДНЕЙ СВОИХ. ЭТО ДЛЯ НЕГО ХОРОШО, ТАМ ПЕДАГОГИ, ПСИХОЛОГИ И ТРУДОТЕРАПИЯ.Я ЕМУ МНОГО ОТДАЛА СВОИХ СИЛ, ДОБРА, ЭМОЦИЙ,ПОДАРКОВ, НО БРАТЬ ЕГО В СЕМЬЮ, ОФОРМЛЯТЬ ПАТРОНАТ МЫ НЕ СТАЛИ- МУЖ ЗАПРЕТИЛ. ОН ТАК И НЕ ПРОШЁЛ ТЕСТЫ. ЕМУ НЕ ДАЛИ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ.ОН ДЕБИЛ И ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ. НАША СЕМЬЯ ПОКАЗАЛА ЕМУ, ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ, КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ПОКУПАТЬ СЛАДКОЕ, ПРОДУКТЫ. ОН РОДИЛСЯ И ВОСПИТЫВАЛСЯ В АССОЦИАЛЬНОЙ СЕМЬЕ:РОДИТЕЛИ-АЛКОГОЛИКИ. МАТЬ ОТКАЗАЛАСЬ ОТ НЕГО, КОГДА Я ЧИТАЛА ЭТУ ОТКАЗНУЮ, ТО ПЛАКАЛА, А ТАМ СУХИЕ СЛОВА- ОТКАЗЫВАЮСЬ, Т.К. ОН ИНВАЛИД, А НА ФОТО ТЕМНЕНЬКИЙ СИМПАТИЧНЫЙ МАЛЬЧИК С БОЛЬШИМИ ГЛАЗАМИ В ТАЗИКЕ СИДИТ. ОН НЕ ПОНИМАЛ РАЗНИЦУ МЕЖДУ 100 Р И 1000 Р.СБЕГАЛ С ИНТЕРНАТА, ИСКАЛ МАТЬ. СЕСТРУ. МАТЬ ОТСИДЕЛА ЗА УБИЙСТВО МУЖЧИНЫ, ВЕРНУЛАСЬ В РОДНЫЕ МЕСТАВ СОЛИКАМСКИЙ Р-Н, НО ЖИТЬ БЫЛО НЕГДЕ, БРОДЯЖНИЛА, ПИЛА, УМЕРЛА. ЕГО ОТЕЦ ВЫШЕЛ ИЗ ЗОНЫ И ОПЯТЬ СЕЛ, КОГО-ТО УБИЛ. САМ КОЛЯ МНОГОРАЗ СБЕГАЛ ИЗ ЕЛОВО , СБЕЖАЛ ИЗ ИНТЕРНАТА И БОЛЕЕ ГОДА ЖИЛ У ФЕРМЕРА, РАБОТАЛ НА НЕГО ЗА СИГАРЕТЫ И ЕДУ...
НЕСКОЛЬКО РАЗ ЛЕЖАЛ НА БАННОЙ ГОРЕВ ПСИХБОЛЬНИЦЕ.ОН НЕ ЛЮБИТ РАБОТАТЬ. ЭТО СЛОЖНЫЕ ДЕТИ. ОНИ НЕ ПРЕДСКАЗУЕМЫ, НО ДОБРЫЕ,ТРУДОЛЮБИВЫЕ. ХОТЯТ И ЛЮБЯТ ОБЩАТЬСЯ. НО С НИМИ ТРУДНО- УСТРОИТЬ НА РАБОТУ. ОНИ ПИШУТ В СОЦ СЕТЯХ, ХОТЯТ ЖИТЬ ОТДЕЛЬНО И СВОБОДНО, ВСЕ ДУМАЮТ, ЧТО ГОСУДАРСТВО,РОДНЯ ИМ ВСЮ ЖИЗНЬ ДОЛЖНЫ., НО ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО НЕ МОГУТ БЕЗ ВЗРОСЛЫХ. ОНИ НИЧЕГО НЕ ЦЕНЯТ. МОЖНО ИМ ПОДАРИТЬ ТЕПЛО ДУШИ, ДОБРОТУ, СОТОВЫЙ, НО ПОМНЯТ ОНИ ЭТО НЕДОЛГО. СОТОВЫЙ МОГУТ ПОМЕНЯТЬ НА ДРУГОЙ И ЧАСТО НА НЕ РАВНОЦЕННЫЙ, А ПОТОМ ЗВОНЯТ С СОТОВЫХ, А ТЁТЯ СВЕТА ДОЛЖНА ОПЛАЧИВАТЬ ...МНОГИЕ ХОТЕЛИ УВИДЕТСЯ, НО ПОСЛЕ ОСИНСКОГО ИНТЕРНАТА- НАХОДЯТСЯ В РАЗНЫХ ИНТЕРНАТАХ, ГОРОДАХ, ПРОСЯТ ПРИЕХАТЬ, А Я НЕ МОГУ- ПЛОХО ХОЖУ С ПАЛОЧКОЙ ПО КВАРТИРЕ. Я ИНВАЛИД, НО ГРУППУ МНЕ НЕ ДАЛИ.

Светлана Поповцева   20.10.2021 15:14   Заявить о нарушении
Спасибо за информацию. Сколько горя на земле. И так замечательно, что есть люди понимающие это. Тепло вашей души поможет этим детям понять многое в этом взрослом мире.Господи, пошли людям чуткости и доброты. Особенно тем, кто рядом с такими деточками.
Здоровья Вам, дорогая Светлана! И долгой творческой дороги.
С уважением и благодарностью к Вам

Галина Кадетова 2   21.10.2021 05:28   Заявить о нарушении