Записки экскурсовода Ч. 31 Бело-голубые созвучия 3

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/09/29/1631

Делфтский фарфор (нидерл. Delfts blauw) — фарфор в бело-голубых тонах, производится в городе Делфт (Нидерланды, на полпути между Роттердамом и Гаагой), является одним из символов города и популярным сувениром.

В XVII веке в условиях развитой морской торговли в Нидерланды попадают и обретают популярность китайские керамические и фарфоровые бело-голубые изделия, встреченные с большим восторгом. Самые состоятельные делают заказы на "заморское чудо". Такая посуда и плитка становятся показателем благосостояния владельца.
 
Но длительность ожидания становится  проблемой на пути к обладанию диковинкой. 
К тому же доставка фарфора из Китая сопряжена с многочисленными трудностями. 
В 1745 году шведский парусник из Ост-Индской компании, не дойдя девятисот метров до гавани, налетел на подводную скалу и затонул с грузом китайского фарфора.

Местные гончары не пользовались признанием и уважением в обществе. В городе Делфте гончары, которые никогда не имели в своем распоряжении достаточного количества глины и вынуждены были ввозить её, занимали скромное положение. Вплоть до 1640 года только десяти горшечникам было дозволено вступить в гильдию Святого Луки, куда входили все представители художественных ремёсел.

Хозяевами положения были местные пивовары. Делфт в то время славился производством пива. Пивовары, от деятельности которых зависело процветание города, пользовались большим уважением. Однако после 1640 года превосходная делфтская речная вода, от которой зависело качество пива, катастрофически ухудшилась, положив конец пивоварению в этом городе.
 
В это же время возрос спрос на керамику. На месте старых пивоварен расцветает ремесло, потребность в котором возрастает благодаря большому спросу. Так возникает делфтская керамика, голландское чудо. Экономика Делфта была спасена. Гончары получили и общественное положение, и имена, а их мастерские – романтические названия: "Роза", "Павлин", "Три колокольчика"...

После 1650 года керамические изделия имели как фабричную марку, так и марку отдельного гончара. Самой ранней известной маркой – "АК", означающей Альбрехт де Кейзер, подписаны изысканные, красиво глазурованные изделия, декорированные в китайской манере.

С XVII века Делфт был крупнейшим центром по производству керамики. Это было связано с тем, что мастера Делфта научились создавать керамический черепок, тонкий и внешне схожий с фарфором. В мастерских города копировали китайский и японский кобальтовый фарфор.

Так возникает делфтская керамика, которую называли делфтским фарфором. В Делфте изобрели свой оригинальный стиль ручной росписи кобальтовой краской. Со временем такая керамика стала всемирно известным голландским брендом.

Особенностью изготовления было многократное глазурирование прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах, что делало изделие более близким к фаянсу.
Основной выпускаемой продукцией были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, а также столовая и декоративная посуда. Классический голландский изразец - это гладкая плитка, покрытая непрозрачной белой эмалью с росписью в бело-голубых красках, которую отличают тонкость линий и подробность деталей.
 
Сначала расписывали изразцы, копируя китайские рисунки. Но позже мастера стали использовать сюжеты с национальным колоритом. Бело-голубые плитки пестрят пейзажами, миниатюрными домиками и роскошными замками, фигурами как простых людей, пахарей и рыбаков, так и знати, верхом на лошади или в бою на шпагах, кораблями с поднятыми парусами и ветряными мельницами, излюбленными цветами.

Сложившаяся технология изготовления изразцов оставалась неизменной на протяжении многих веков. С XVII века мастера разливали специальный раствор по формам, немного подсушивали естественным путём, а после запекали в печи. Далее осуществлялось покрытие белой эмалью. По ещё сырой поверхности прорисовывался кобальтовый рисунок. 
Под воздействием температуры в печи чёрный кобальт изменял оттенок, и плитки превращались в классические для голландских изразцов бело-голубые картинки. Изделия многократно покрывались глазурью и подвергались обжигу при невысокой температуре. Повторное запекание обеспечивало дополнительную прочность керамики, благодаря чему мы можем любоваться старинными изделиями голландских мастеров даже сегодня.

В XVIII веке мастерству голландских керамистов стремятся обучаться художники других стран. А произведения лучших мастеров растекаются по всему свету. В Германии можно встретить делфтскую фарфоровую посуду и голландскую плитку в отделке камина в замке Райхсбург, а в датском замке Розенборг можно часами любоваться на облицовку стен голландской плиткой в уборной короля Кристиана IV, как и в ванной комнате английского Пэквуд Хауса, где каждая из 460 плиток имеет уникальный рисунок.
Делфтские мастера изобрели свой оригинальный стиль ручной росписи кобальтовой краской. Со временем такая керамика стала всемирно известным голландским брендом.

Упадок делфтского фарфора произошёл в конце XVIII века в связи с ростом популярности английской керамики. Голландские мастера начали закрывать свои мастерские, не выдерживая конкуренции с английскими фабриками, применявшими печатный рисунок вместо ручной росписи.

Но в 1876 году два голландских предпринимателя возродили в Делфте фарфоровое производство, открыв Королевскую мануфактуру делфтского фарфора.
Сегодня производство голландских изразцов не настолько распространено, как в XVII-XVIII веках, но фабрики Делфта, Утрехта, Роттердама по-прежнему продолжают свою деятельность. 

(Город Делфт    https://www.youtube.com/watch?v=GlVBJAdh6o8&t=3s
Обратите внимание на мраморное кресло рядом с Новой Кирхой (Nieuwe Kerk)

Одной из самых известных является Королевская фабрика фарфора, основанная в 1653 году. Она занимается производством посуды, керамической сувенирной продукции и плитки. Изделия Королевской фабрики отмечены фирменным клеймом, их стоимость достаточно велика. В 1900 г. делфтский фарфор впервые был представлен на выставке в Париже и получил Гран-при. В 1919 г. фабрике было присвоено звание "Royal"(Королевская).

Двери фабрики открыты для туристов. Каждый желающий может увидеть воочию рождение произведений искусства под кистью умелых мастеров. Также в её стенах находится Музей королевского фарфора, представляющий в своей экспозиции лучшие образцы делфтского искусства керамики.
Этот музей считается самым посещаемым художественным музеем в мире. Здесь можно ознакомиться с историей, технологией производства и понаблюдать за работой художников. Регулярно на фабрике проводятся семинары, на которых каждый участник сможет овладеть уникальной техникой росписи Royal Delft и создать свой шедевр.
 
Невероятной красотой поражает копия знаменитой картины Рембрандта "Ночной дозор", которая выполнена в технике делфтского фарфора и является главной достопримечательностью фабрики. Шедевр состоит из 480 плиток, над его созданием трудились два лучших мастера на протяжении года.

Продолжение  http://proza.ru/2021/10/14/43

Фото: копия знаменитой картины Рембрандта "Ночной дозор", выполненная в технике делфтского фарфора 


Рецензии
Света, в Петербурге в Меншиковском дворце залы, отделанные голландской плиткой, это тоже делфтская плитка? Вспомнила ещё печи- голландки. Спасибо за интересный рассказ!

Людмила Петрова 3   15.11.2021 23:13     Заявить о нарушении
Люда, Меншиков один из первых подхватил новую моду - велел выписать делфтскую плитку с кобальтовой росписью в количестве 50 000 штук. Этой плиткой к 1717 году было отделано не меньше тринадцати комнат, до настоящего времени дошли лишь четыре из них.
Спасибо за внимание!

Светлана Шаляпина   16.11.2021 17:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.