Работа над ошибками

               
       Это стало каким-то наваждением, изощрённо повторяющимся напоминанием о той давней боли, обиде, казалось бы, давно забытой, но на самом деле спрятанной глубоко-глубоко и вот теперь, спустя много-много лет с удивительным постоянством напоминающей о себе.

Всё началось со слова.  «Слова о полку Игореве».  Она всегда любила использовать его в работе по разным поводам и всегда это было уместно. Оно было настоящей палочкой –выручалочкой, когда надо было покорить аудиторию, величаво-проникновенно сделать забытое и далёкое близким и родным.

«Ночь меркнет,
Песнь соловьиная умолкает.
Преградили русичи
Багряными щитами широкие поля
Ища себе чести, а князю славы».

Давайте представим, обращалась она к  слушающим:  бескрайняя степь, дружина Игоря, орды половцев.
«Чёрные тучи с моря идут,
 Хотят закрыть четыре солнца».

«Видя это, Игорь сказал:
- Долго медлили мы, собрали на себя всю землю, - и стал советоваться с князьями, как поступить.
Если побежим теперь, то спасёмся, но чёрных людей оставим. Будет на нас грех перед Богом, что выдали их, уж лучше умрём все вместе.
Спешивайтесь, братья, и отпускайте коней! Не придётся нам больше сидеть в седле. Пробил наш час! – пронеслось по дружинам.

Русичи спешились и, сплотившись, отпустили коней. По обычаю старинному на смерть всегда шли пешими, а порой даже босыми, ибо так все были  едины. Увидев, что Русь спешилась, разулась и стала голыми ногами на траву, половцы  содрогнулись, ибо поняли, что битва будет смертная».

 Голос звучал торжественно, звучно, аудитория, даже самая трудная, всегда удивлённо и благодарно слушала,  а она, как всегда, краем сознания отмечала: опять её царапнула давняя, никак не изживаемая обида.

 - Нет такого слова «ища», - Сергеева!
-  Но как же? Ведь вот же, памятник! Ну и что, что вольный перевод? Но ведь современники, посягнувшие на создание достойного варианта, не могут выбрать неправильные формы…
И как изжить из сердца и памяти тот давний урок литературы, запомнившийся ей одним единственным болезненным эпизодом?

Учительница литературы, Елена Станиславовна, делала разбор сочинений, Бог его знает,  по какой теме.
Досталось понемногу всем, на очереди был одноклассник,  выдавший  «они шли, иская».

- Нет такого слова –«иская!», раздражённо возмутилась учительница.

- «Ища», - подала голос с соседней парты восьмиклассница.
- Нет такого слова «ища» - учительница метнула гневный взгляд в сторону непрошеной защитницы.

Та не сдала позиций:
- Но это всё равно более правильнее, чем «иская», так хоть благозвучнее!

- Я ещё раз говорю, что нет такого слова «ища», - запомни!
В голосе Елены Станиславовны звучал металл.

- И вообще, что за выкрики с места, ты не на колхозном собрании, с надменно -пренебрежительной миной закончила внушение преподавательница и победно посмотрела на класс.

Кто-то молчал, в душе соглашаясь со строптивой одноклассницей, кто-то злорадно усмехался – поделом ей – не будет высовываться,  та же, защищаясь как от пощёчины, на секунду закрыла глаза и отвернулась к стене, дабы не испепелить Елену Станиславовну взглядом…

Гнев и гордость боролись в ней.
В словах учительницы она услышала неприкрытый вызов: вы дети колхозников и ведёте себя соответственно…


Ситуация накалилась и Елена Станиславовна попыталась всё исправить.
- Ты, Сергеева, слишком много читаешь. И поэтому немудрено, что переутомилась. Тебе плохо? - ты побледнела. Читать надо меньше и всё будет хорошо.

Взгляды скрестились и разошлись. Уроки пошли дальше своим чередом. Всё прошло. Да вот не забылось.

Потом были и придирки:
- Ну вот почему ты, Сергеева, предъявляешь повышенные требования к одноклассникам, - это когда Лида на правах редактора школьной стенгазеты, предлагала литературные викторины не по программе, - они этого не проходили.
- Но они же должны читать!

И похвалы, которыми гордилась мама:
-  Какое сочинение, Ольга Ивановна, написала Ваша дочь! Я зачиталась!
Но, со временем, забылись и они и только одно осталось: удивление, с которым она замечала, как много писателей, употребляют в своих текстах слово «ища».

Оно шло на нее неумолимо, назойливо и нахально лезло в глаза, встречаясь у классиков и современников, у знаменитых и не очень авторов, одинаково-уверенно использующих в своих творениях это слово. Каждый раз она замирала, прерывала чтение, радостно - удивлённо возвращалась в прошлое.

- Видите? - обращалась она неведомо к кому. Есть же, есть такое слово и, умиротворённо улыбнувшись, читала дальше.

Когда-то, в годы её студенчества, ей интересно было  узнавать о тайнах человеческой психики, о законах, которые ею управляют; позже  она вела с подругами и читателями доверительные разговоры,  пытаясь  разобраться в сложности человеческих деяний…

Но вот поди ж ты. Как велики и непонятны эти самые законы, если через столько лет аукаются такими проблемами и дают о себе знать при упоминании одного –единственного слова…

Одно время в молодости она любила читать Маринину.
Нашла ли она у неё слово «ища» не помнит, но вот  « прости», «прощаю» усвоила хорошо.
В романе «Закон трёх отрицаний» пытаясь разобраться со своими проблемами, главная героиня Анастасия Каменская знакомится с космическими законами, которые описывают оптимальный режим жизни человеческой души.
Анастасия  старается понять, что с ней происходит и почему и за что она должна быть  всему благодарна …
И уставши бороться с этим наваждением – ну зачем на меня идёт во всех вариантах слово «ища» и, взмолившись, как  Настя Каменская:
- Не хочу, прощаю, отпусти, отпускаю! - она подумала: может быть, тогда думающей девочке была дана такая ситуация, чтобы она на всю жизнь прониклась ответственностью за произнесённое слово?

И каждый раз, вставая перед аудиторией в тысячу первый раз, как в первый, произносила каждое слово так, чтобы спустя многие годы оно светило людям в пути, никому не причиняя боли…




Использованная литература:
Емец Д.  «Заступники земли Русской»
Маринина А.  «Закон трёх отрицаний»
«Слово о полку Игореве»


Рецензии
Драматургический конфликт рассказа - не в споре между правильным и неправильным употреблением формы слова. Это столкновение юного, любознательного, тонко и живо чувствующего язык, открытого высокой поэзии человека, и человека ограниченного,косного, требующего подчинения не в силу правоты и компетенции, а потому что использует авторитарный нажим, граничащий с унижением достоинства. Ученик всегда подчинён учителю, но по должности последний далеко не всегда педагог в его исконном смысле. Увы, так бывает, и не редко. В рассказе учительница и вовсе вызывает недоумение, опасаясь, что её лучшая ученица слишком много читает. Восхищение "Словом о полку..." в столь юном возрасте - уровень, приближающийся к оценке его В.Белинским, назвавшим произведение "благоуханным цветком русской литературы." Природный дар чувствовать пульс жизни в не прекращающем свое развитие родном языке, его изменчивость, вариативность, способность русифицировать иностранные слова и приобретать новые смыслы - такой нерядовой талант, а у него на пути высокомерная примитивность. Потому инцидент зарубкой на сердце и остался.

Лариса Накопюк   14.03.2024 17:31     Заявить о нарушении
Грубое слово ранит, умное врачует, мудрое - исцеляет. Благодарю Вас, Лариса, за столь профессиональную и очень значимую для меня рецензию.
С уважением,

Наталья Макарова 4   16.03.2024 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.