Волшебная нить, или Суровая реальность

•               
После объявления самостоятельности на Украине стали растаскивать промышленные предприятия. Демонтировали и куда-то вывозили оборудование и станки. За бесценок можно было купить со складов самые неожиданные предметы и материалы.

Инженеру ремонтной мастерской Ивану Ильичу досталась большая катушка необыкновенной  нити. Если пропускать по ней электрический ток, то она нагревается. Короткая нить нагревается очень сильно. А если брать куски разной длины, то можно подобрать температуру какую захочешь. Говорили, что используется такая нить при шитье каких-то костюмов, не то для летчиков, не то для полярников или для тех и других.

Стал Иван Ильич прикидывать, где бы применить эту поистине волшебную нить? Надо что-то такое изобрести, что можно продавать и делать на этом деньги. А придумать что-нибудь просто необходимо! Ведь в жизни ничего случайного не бывает. Значит, и нить эта сама приплыла в руки совсем не зря.

Похвастал своим приобретением перед своим другом. В прошлом художник быткомбината, тот нарисовал в воображении такое кресло, в котором сидишь, а оно греет тебе спину. И он тут же размечтался.

- Выставишь такое кресло на балкон. Уже осень, уже холода, а ты сидишь себе, дышишь свежим воздухом. И не мерзнешь. До самых морозов можно посиживать на балконе, прикрыв ноги пледом.

- А можно еще диван такой с подогревом соорудить, - размечтался он. - Отопительный сезон еще не начат или авария какая. В квартирах температура упала градусов до пятнадцати. А хозяину с хозяйкой хоть бы что! Сидят себе на теплом диване, смотрят телевизор – одно удовольствие! А если детишки есть – то и им места хватит.

- Все это хорошо для оборудования одного кресла и одного дивана, - возразил Иван Ильич. - А нужно наладить массовое производство. Во-первых, кресла и диваны нужно сначала купить или изготовить. А для этого иметь цех с оборудованием и склады. И рабочих не менее десяти. Во-вторых, вложишься в эту мебель, утеплишь ее, а вот продашь ли потом?  Это вопрос!

«Не проще ли, - подумал инженер, - утеплить нитью простое покрывало? Его можно постелить и на кресло, и на диван. И под спину можно подкладывать. И сверху укрываться, например, поверх одеяла, когда в комнате холодно.  Или под ноги подстелить, положив на ковер».

Прикинул Иван Ильич, сколько метров нити нужно для такого покрывала. Получилось, что при большой площади нагрев будет незначительный. Стал он искать оптимальный размер. Задал температуру пятьдесят градусов и стал вымерять. Полученную длину нити уложил на поверхности. И получил площадь шестьдесят на шестьдесят сантиметров.

- Это же хорошая грелка получится! – воскликнул он! - Удобная в обращении, не большая и не маленькая!  А с нею – хоть в кресло садись, хоть на диван укладывайся.

А еще можно предложить такую грелку ночной охране. Даже может и в больнице пригодиться. Не надо воду подогревать, грелка всегда готова. Решил, что такому изделию применение найдется!

Закупил Иван Ильич крепкую материю под цвет воинского обмундирования и с помощью жены сшил первую грелку. Аккуратный такой квадратик получился, к уголку которого подходит электрический шнур. Вставляй вилку в розетку и грейся! 

Отправился он на швейную фабрику, арендовал одно рабочее место. Уговорил заняться пошивом грелок знакомую пенсионерку, в прошлом швею.

И вот уже первые десять изделий держит в руках. С ними он отправился на колхозный рынок. Там у него много знакомых среди продавцов. Попросил двух из них продать по пять штук. Цену назначил из расчета себестоимости плюс  небольшую прибыль.

Итак! Производство налажено! Осталось ждать результата реализации. А уж потом думать о регистрации и всех других вытекающих из этого последствиях. А то и совсем не думать. Ведь если продажа хорошо пойдет, нить очень быстро закончится, не так уж ее и много. На этом изготовление грелок прекратится. А чтобы наладить снабжение – неизвестно откуда и через кого можно достать эту нить?

Старательно трудилась швея. Уже изготовила полсотни грелок. А реализация не пошла. Подходили любопытные, рассматривали вещь, прикидывали ее полезность в домашнем хозяйстве. Отпугивало то, что грелка включалась в электросеть напрямую, сразу в розетку на двести двадцать вольт или в переноску. Наиболее продвинутые граждане спрашивали сертификат на грелку. Есть ли гарантия, что она допущена в эксплуатацию по технике безопасности?

Такие разговоры встревожили Ивана Ильича. Сам-то он знал, что изделие должно быть сертифицировано. Но не ожидал, что еще кто-то до этого додумается. А ведь вопросы правильные! Грелка не прошла испытания, будет ли она безопасной и безвредной? Такую гарантию новоиспеченный предприниматель дать не мог. И он остановил швею, чтобы определиться окончательно: купят люди эту самодельную вещь или нет?

Шли неделя за неделей. Грелки так и лежали на прилавках. И ни одну не удалось пристроить. Не выручил инженер денег даже для того, чтобы рассчитаться со швеей и уплатить за арендованное рабочее место.

Выход Иван Ильич все же нашел. Он со всеми рассчитался…  грелками. Так поступали в то время почти все предприятия. Рабочие получали зарплату тапочками, утюгами, медицинскими приборами, то есть тем, что изготавливала фабрика или завод. Потом люди сами реализовывали, кто как может. Ходили по предприятиям, стояли на базарах. Остальные грелки инженер раздарил знакомым и родным. Себе взял пару: одну для дома, другую на дачу. На том и закончилась эта затея. Нагревающаяся нить, которая сначала показалась просто волшебной и так хорошо грела душу, не принесла инженеру радости.

А на даче грелка пригодилась. По осени Иван Ильич оставался там ночевать. Укроется ватным одеялом, положит поверх самодельную  нагревалку и спит себе в тепле!

Однажды  проснулся среди ночи, вышел на воздух. А там такая красота! Луна светит, звезды сияют! Воздух чистый, не надышишься. И тишина! Закурил дачник, любуется природой. Душой отдыхает.

Докурив и вволю полюбовавшись ночным небом, вернулся в помещение. А там полыхает его постель! Вставая, он небрежно отбросил одеяло и накрыл им грелку, которая, как он убедился потом, еще и сложилась пополам. Теплу деваться некуда, Одеяло сначала задымилось, а потом и занялось пламенем вместе с матрацем. В помещении дым, дышать нечем. Открыл дачник окна и двери и давай вытаскивать да тушить горящую постель. Хорошо, что случилось это с ним, а не с женой или кем-нибудь другим. Не избежать бы ему наказания, презрения и насмешек.

После этого случая долго вздрагивал Иван Ильич, когда кто-нибудь звонил ему домой. Все ждал: не загорится ли грелка еще у кого-нибудь? Со временем тревога притупилась. А потом и совсем забыл о своем изобретении. Не возникло больше пожаров. Либо никто не пользовался грелкой, либо включал очень осторожно и осмотрительно.

Но согревающая нить – это мелочи. Реальные дела и круче, и масштабнее. Главное приобретение инженера состояло совсем в другом. В период ликвидации предприятия –  ремонтной мастерской крупной строительной организации - он по самой минимальной цене, с большой скидкой скупил весь запас водопроводных труб. В собственность ему перешли сварочные аппараты, кислородные баллоны, само помещение мастерской и складские стеллажи. 

Сварщики Петр и Виктор, оба богатырского сложения, стали возмущаться, ругаться, требовать свою долю. Но напугать никого не удалось. Им разъяснили, что они сполна получили свое в виде ваучеров и теперь вольны распоряжаться ими, как им вздумается. Они долго думать не стали – продали их Ивану Ильичу за копейки при условии, что он возьмет их на работу.

Но был еще и третий сварщик, Никита. Его Иван Ильич принять уже не мог, так как сомневался, что и эти двое будут загружены работой. Ведь когда еще кто-нибудь обратится к ним за помощью в мастерскую, потребуются ли в ближайшее время сварочные работы?

Никита решил попугать Петра с тем, чтобы тот ушел из мастерской и освободил ему место. Но Петр только посмеялся. Тогда Никита подослал к нему двоюродного брата, известного забияку, чтобы поговорил с ним по-крутому.
Тот пришел к Петру домой вечером, вызвал его из квартиры и пригрозил, что если он не освободит рабочее место, то с ним разберутся.

- И что ты со мной сделаешь? – удивился Петр.

- Есть теперь средство, чтобы тебя уговорить. Сначала ты ослепнешь, потом будешь избит до полусмерти. А если с первого раза не поймешь, то потом будет еще хуже.

- Это ты про баллончик с газом? Пока ты мне пшикнешь в лицо, я знаешь что уже с тобой сделаю!? И пшиколку отберу, и так надаю по ребрам и по морде, что долго лечиться будешь. Лучше найди Никите хорошую работу в другом месте и не занимайся глупостями, не рискуй здоровьем. Мы с Виктором никому не уступим. Кадровые мы рабочие, не просто так.   

И вот пришли они, Петр и Виктор, в мастерскую в свой первый рабочий день. Иван Ильич позвал их в кабинет.

- Никто ничем нам не обязан, - сказал он. - Рекламу о том, что мы можем выполнять сварочные работы любой категории сложности, я уже дал. Но некогда нам ждать милости от природы, самим нужно действовать. Тому, кто первым найдет работу – премия.  А расценки оставим старые, вы их знаете.

Вышли мужчины в мастерскую, закурили.

- Если бы нам раньше догадаться, что так получится! - начал разговор Петр. -  Прихватили бы себе сварочный аппарат. Вроде бы его кто-то украл. И теперь были бы ни от кого независимы.

- А кислородный баллон где взять? – засомневался Виктор. - Ведь у Ивана Ильича все схвачено, у него везде друзья да знакомые. Позвонил бы он, чтобы нам не давали, и мы оказались бы без работы. Так что будем держаться своего инженера. Ему легче стать предпринимателем.

- Знаешь что? Давай поговорим с нашей бывшей бухгалтершей. Она девка шустрая, что-нибудь подскажет, где найти работу.

И отправились сварщики на квартиру к Марии Ивановне,  разбитной и понятливой, в пятиэтажный дом, в котором более пятидесяти квартир. Она угостила их чаем и успокоила:

- Найдется вам работа! Жизнь не остановилась. ЖКХ без сварки не обойдутся. Где-то трубы потекут, менять надо. Где-то отопительную систему подлатать придется.

- А знаете что! – воскликнул Петр, заерзав на стуле от волнения. - Давайте по старой дружбе заменим Вам отопительные и водопроводные трубы. – Ведь дому уже сколько? Лет тридцать? Договоримся за небольшую цену. Соседям скажем, что это у нас последние трубы. И не известно теперь, в новых условиях, когда удастся закупить следующую партию.

- А что? Верная мысль! Квартиры у нас приватизированные. Ремонт теперь будем делать за свой счет. Я согласна! Приступайте к работе. Об оплате я с Иваном договорюсь!

И закипела работа. На площадке перед домом уже лежали водопроводные трубы. Через балкон в квартиру потянулись шланги.  Доносились звуки работы.

Соседи стали интересоваться: откуда пришла такая забота? Мария Ивановна не скрывала, что рабочие – с ее бывшего предприятия. И они расходуют остатки труб, которые пока еще есть в мастерской. Потом может их и не достать.

Жильцы подъезда тоже озаботились заменой труб. Когда-то еще подвернется такая удача? А тут вот она, сама пришла. Заняли очередь и жильцы других подъездов. Не все, но многие. Так что Петр и Виктор загрузили себя работой на все лето. Замененные трубы, которые вовсе и не износились, годились еще хоть куда, они увозили к себе домой. Все же надеялись когда-нибудь приобрести баллон с кислородом, сварочный аппарат и начать свое дело. А не удастся – сдадут на металлолом.

Получилось, что и при капитализме жить можно!  Специалисты оказались людьми востребованными. Никакая волшебная нить не способна сравниться с живым человеческим трудом и заменить его. 


Рецензии
Да, жизнь у нас такая началась - у кого соображалка
работала, те вылезли из грязи в князи.

Спасибо за интересный рассказ!
С уважением,
Татьяна.

Пыжьянова Татьяна   29.01.2022 11:06     Заявить о нарушении
Добрый день, Татьяна!
Мною описан самый момент перехода от социализма к капитализму. Начальство захватывало себе средства производства, а рабочие продавали свое умение работать. Все то же, кажется, но совсем на других условиях!
Спасибо за визит и отзыв!
Мне Ваше мнение не безразлично!
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   29.01.2022 12:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.