Нецветаевское стихотворение, за которое многие люб

Нецветаевское стихотворение, за которое многие "любят Цветаеву"

         Уже очень давно я заметил, что есть у Марины Цветаевой стихотворение, которое очень любят… женщины.
         Здесь большинство из них просто единодушны, настроены на одну волну, и, стоит речи зайти о Марине Цветаевой, как обязательно найдётся такая, которая встрепенётся и даже вызовется прочесть – иногда с огромным чувством:


      Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
       "Я люблю Цветаеву!" – заявит она, доказав таким образом свою огромную якобы любовь.
       Однако повторяемость этой ситуации с годами с годами всё сильнее раздражает меня.
        Казалось бы, что плохого? У гения (я и сам об этом недавно писал) огромный охват всех явлений жизни, и каждый найдёт что-то для себя, вот и Цветаева... –
       - Зацепила даже людей, очень далёких, на деле, от поэзии.
       И всё здесь прекрасно, кроме одного: что настоящую, подлинную Цветаеву они на деле не воспринимают и не любят.
       Потому что это стихотворение, лично для меня, для Марины Цветаевой очень н е т и п и ч н о. Нетипично именно своей бабс… (зачёркнуто) женской растерянностью, душевной растерзанностью, можно даже сказать – униженностью.
        Стенать, жаловаться, признавать свою зависимость от мужчины и побеждённость, раздавленность от чувств к нему – Цветаевой не свойственно. И это стихотворение почти единственное, где Марина Цветаева демонстрирует такую женскую униженность.
         В большинстве своих стихов о любви – она равная, сильная, она – воительница, и главная её печаль – слабость мужчин рядом с ней, недостойность "объектов" почитания лирической героини её великой любви.
         "Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…" – вот это настоящая Цветаева в своих самых высоких чувствах.
           "Я чувствую у рта и в веках почти звериную печаль"… Или: "Боюсь, я завтра утром мёртвой встану"… "Ты вспомнишь руку мою без прав и мужественный рукав…"
          "Как живётся вам с другою…" – это упрёк, а не жалоба разбитой, сокрушённой любовью женщины.
Как живется вам с другою,-
Проще ведь?- Удар весла!-
Линией береговою
Скоро ль память отошла
Обо мне, плавучем острове
(По небу — не по водам)!
Души, души!- быть вам сестрами,
Не любовницами — вам!
Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живется вам — хлопочется —
Ежится? Встается — как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?
«Судорог да перебоев —
Хватит! Дом себе найму».
Как живется вам с любою —
Избранному моему!
Свойственнее и сьедобнее —
Снедь? Приестся — не пеняй…
Как живется вам с подобием —
Вам, поправшему Синай!
Как живется вам с чужою,
Здешнею? Ребром — люба?
Стыд Зевесовой вожжою
Не охлестывает лба?
Как живется вам — здоровится —
Можется? Поется — как?
С язвою бессмертной совести
Как справляетесь, бедняк?
Как живется вам с товаром
Рыночным? Оброк — крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог — и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной —
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..
Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин —
Как живется, милый? Тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?
         Для Цветаевой разлюбить её, богоравную, для мужчины - это признаться в своем поражении, бескрылости, приземлённости и убогости запросов, то есть в собственной душевной скудости, - и никак не иначе.
          И здесь не важно, права ли она, важна – сама позиция Марины, которая сама нацелена на великое и которой нужен спутник под стать её личности.
          Как правая и левая рука
          Моя душа твоей душе близка.
          Мы смежены блаженно и тепло,
          Как правое и левое крыло.

          Но вихрь встаёт – и бездна пролегла
          От правого до левого крыла.
       Поэтому ведущее настроение Марины Цветаевой при расставании со своими "возлюбленными" – скорбь, горечь, но никак не женская растерзанность и жалобы.
        Самым характерным для Марины Цветаевой мне видится её чувство, из "Поэмы конца":
Значит, не надо.
Значит, не надо.
Плакать не надо.
В наших бродячих
Братствах рыбачьих
Пляшут — не плачут.
Пьют, а не плачут.
Кровью горячей
Платят — не плачут.
Жемчуг в стакане
Плавят — и миром
Правят — не плачут.
          Вот в этих строках – для меня вся Цветаева. В этой гордости, данной ей её призванием, в этом мужестве, в этой сжатости зубов даже перед лицом огромной боли и потери.
          И поэтому я не против, чтобы люди, даже далёкие от поэзии, находили в творчестве Цветаевой что-то близкое и важное себе.
          Я только против того, чтобы они говорили, что "любят Цветаеву", к которой они даже ещё не приблизились, которую – подлинную – ещё не видят и не представляют.
           И вот те, кто до творчества Марины Ивановны действительно д о ш ё л, дошёл, не остановившись на этом первом, так многим близком и понятном, тот уже процитирует, как пример горячо им любимого – уже какие-нибудь другие строки, а не те, которые для многих "встретили их на пороге", дальше которого они не двинулись.


Рецензии