Блок. II. Разные стихотворения - краткое содержани

А. Блок. Разные стихотворения – конспект

1. «Жду я смерти близ денницы…» – царь с царицей из «Ночной фиалки» – взгляд изнутри.
2. «Я восходил на все вершины…» – отказ от пророческой миссии.
3. «Фиолетовый запад гнетет…» – герой – в отряде демонов, ведомых мертвецом.
4. Ты оденешь меня в серебро – опрокидывание, путаница реальностей, в одной из которых всё ещё присутствует “Ты”.
5. Взморье – взгляд в море, воспоминанье про Неё.
6. «Я живу в глубоком покое…» – двойничество героя – мещанин с  фоном члена отряда демонов.
7. «Поет, краснея, медь. Над горном…»  – двойник героя переплавляет горную медь на катафалк и позволяет похоронить себя.
8. «Зажигались окна узких комнат…» – закат  как Твой проход к вечерне.
9. «Всё бежит, мы пребываем…» – взгляд на продолжающих свой труд мнихов из мира на скрещении вод.
10. «Нежный! У ласковой речки…» – толпы в мире камышовых заводей.
11. «Гроб невесты легкой тканью…» – «Над ее бессмертной дрёмой» – замер безликий «Третий».
12. «Тяжко нам было под вьюгами…» – воспоминание о мире на скрещении вод.
13. Ночь – описание ночного неба в терминах разгула антитезы, как зарождение Незнакомки
14. «Вот – в изнурительной работе…» – предупреждение инокам из мира на скрещении вод об опасности свободы
15-21. Её прибытие – ничем не кончившееся страстное ожидание Её прибытия.
22. Моей матери («Помнишь думы? Они улетели…») – разочарование встречей вернувшихся из блужданий по чужой Планете
23. «Все отошли. Шумите, сосны…» –  безнадежная попытка дозваться до «Святой колыбели»
24. «Шли на приступ. Прямо в грудь…» – а в этом мире «народы шумные» затеяли «революцию»
25. «Вот на тучах пожелтелых…» – инвертирование смыслов Первого тома – «зари», «Её ока» – луны, «Дня»
26. Влюбленность. – Купина как персонаж  “балагана”.
27. Она веселой невестой была – тусклые отражения одного и того же призрака – неисполненного долга.
28. Не строй жилищ у речных излучин – разочарование «шумной жизнью», служением, братством Зари.
29. Потеха! Рокочет труба – резкое снижение, переиначивание, передразнивание образов 1-того тома: королева, рыцари, мечи – всё это лишь атрибутика балагана.
30. Балаганчик – развитие темы переиначивание, передразнивание образов 1-того тома:
31.  Поэт. – Прекрасная Дама не ездит на пароходе, ироническое обыгрывание сюжета поэмы "Ее прибытие" (1904) и всей "аргонавтической" символики младосимволистов.
32.  У моря. – очередное переосмысление прежней темы. Приход кораблей ранее был Её прибытием. Теперь это прибытие тёмной ведьмы, завораживающей детей.
33. Моей матери ( Тихо. И будет всё тише.) – пародирование “крикливой флюгаркой” друга – Андрея Белого.
34. Старость мертвая бродит вокруг… – тихое доживание.
35. В туманах, над сверканьем рос – воспоминание о детстве до всех этих вызовов тёмным силам
36.  Осенняя воля –   вместо каменных дорог междумирья – осенняя нищая Русь.
37. Не мани меня ты, воля… – осознание пагубности этой нищей «воли».
38. Оставь меня в моей дали… – переосмысление цели плавания: плыть чтоб плыть.
39. Девушка пела в церковном хоре – из уплывших никто не придёт назад.
40. В лапах косматых и страшных – мама, плачущая об ушедших в море.
41. Там, в ночной завывающей стуже – осознание невозвратного рубежа к антитезе русского символизма.
42. Утихает светлый ветер – вдох прошлой героини: хоть не забывай меня.
43. В голубой далекой спаленке – кусочек реальной реальности.
44. Вот он – Христос – в цепях и розах –  видение Христа, как персонажа из Пузырей Земли
45. Так. Неизменно всё, как было… – надежда на  грядущее  отдохновение в мире камышовых заводей
46. Прискакала дикой степью – появление постороннего женского персонажа.
47. Бред. – старческое воспоминание о не свершённом подвиге пробуждения Девы
48. Сказка о петушке и старушке. – ироничное описание смерти старухи.
49. «Милый брат! Завечерело…» – отдых с милым братом.
50. «Ты придешь и обнимешь…» –  ещё одна звезда. Встреча двух звезд – Тезы и Антитезы.
51. «Мы подошли – и воды синие…» –исполнение миссии как вариант тяжкого рабства.
52.  Вербочки. – …а в человечьем мире девочки носят вербочки.
53.    Иванова ночь.  – а человеческие мальчики ночи напролёт   гуляют со “скромными” девочками
54. Сольвейг . – …или даже девчонка сама прибегает на лыжах в его одинокую избушку.
55. «Ты был осыпан звездным цветом…» – двоящаяся (Теза//Антитеза)“ты”.
56. «Прошли года, но ты – всё та же…» – мечта о верной женщине
57. Ангел-хранитель –  реальная женщина рядом.
58.  «Есть лучше и хуже меня…» – отказ ото всех во имя себя.
59. «Шлейф, забрызганный звезда;ми…» – явственное явление Незнакомки.
60. Русь – Русь как воплощение пейзажа из «Пузырей земли».
61. Сын и мать  – видение победившего, но умирающего героя
62. «Нет имени тебе, мой дальний…» – появляется  земной, городской женский  персонаж, позволяющий ассоциировать себя с Незнакомкой.
63. Угар. – представление о самосожжении как следствие угарного отравления.
64. Тишина цветет. – мир камышовых заводей отдается на развлечение девушкам
65. «Так окрыленно, так напевно…» – картинка из мира Северных королевств.
66. «Ты можешь по траве зеленой…» – картинка мещанской жизни.
67. «Ищу огней – огней попутных» – герой идёт на свидание к колдунье.
68. Проклятый колокол    – месяц-колокол, в который преобразилось Твое око, в который лупит безликий.
69. «О жизни, догоревшей в хоре…» – перевёртывание облика девы Марии
70. «В синем небе, в темной глуби» – противопоставление мещанки Мэри Незнакомке.
71. Балаган. – гениальный актер, отпахавший своего Шекспира, плетется в дрогах к  городу следующего представления
72. «Твоя гроза меня умчала…» – Твоя гроза вынесла героя на Тропу миров
73. «В час глухой разлуки с морем…» – старику-герою мниться явление падшей звезды – Незнакомки?
74. «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!..» – видение-намек на будущую героиню поэзии Блока – ведьму
75. «В серебре росы трава…» – спящая Лучезарная обращается ведьмой
76. Усталость – видение только что воскресшего Христа
77. «Придут незаметные белые ночи» –  видение Распятия.
78. «Зачатый в ночь, я в ночь рожден…» – явление Незнакомки
79. «С каждой весною пути мои круче…» – торжество гадалки.
80. Девушке – секс как воплощение насилия
81. «Когда я создавал героя …» – воспоминание о герое  Первого тома.
82. «Всюду ясность божия…» – мечта о возвращении в «ясный –прежний – свет»
83. «Она пришла с заката…» – двойница: пришедшая из Зари змееволосая.
84. «Я миновал закат багряный…» – кошмар из 902-ого года – змееволосая.
85. «Твое лицо мне так знакомо» –  двойница, попытка убедить себя, что она вовсе не “неизвестная.”

     А. Блок. Том II. Разные стихотворения – краткое содержание

     Накануне. Приняв и отказавшись от миссии (Том I), поэт оказался выброшен в мир мороков Ночной Фиалки («Пузыри Земли»), а потом и его самого привели в разбитую Вечную таверну – последнее прибежище не выполнивших долг («Ночная фиалка»).
    Данная глава Трехкнижия и начинается с видения Царя из Вечной таверны, а герой, подтвердив отказ от Миссии, тут же обнаруживает себя в составе другого отряда – демонов (1-7).
     Заря пытается напомнить ему об аргонавтах, продолжающих служение, но ему не до них – он видит людские толпы в своем любимом мире камышовых заводей, нависшего над непробужденной Лучезарной Третьего(8-12), и первые проявления Незнакомки (13).
     Он в очередной – в последний? – раз пытается пробить дорогу  в наш мир Лучезарной, на этот раз своим творчеством, но безуспешно, результатом стало только кровавое волнение толп (14-24).
     Инвертирование, иронизирование, издевательство над образами, темами «Тома I» (26-33).
     Попытка пожить простой жизнью без высоких целей  (34-49).
Появляется новая женщина с бешеным темпераментом и адской обольстительностью, которая мимикрирует поначалу и под Лучезарную, и под мещанку, но которая постепенно осознается как Незнакомка (46-55).
     Мечта о верной женщине и сопо-/противопо-ставление её  реальной «сестре-невесте-жене» (56-57).
     Отказ от всего и всех во имя – себя! (58) И как награда –  явственное явление прекрасной Незнакомки (59)
     И показывается возможная цена за это – Русь, вся ставшая обителью «пузырей земли», и в которой гибнут последние герои. И даже мир камышовых заводей наводняют девок (63-68), а дева Мария оборачивается милой мещаночкой Мэри       (69-70).
     «Балаган всё это», – понимает поэт (71), всё балаган – даже видения Христа (76-77), а реальна только всё более наливающаяся реальной плотью, приобретающая реальные черты  Незнакомка (74, 75, 78,79,80,83,84,85).


Рецензии