Блок. II. Разные стихотворения. Краткое содержание
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
А. Блок. Разные стихотворения – конспект
1. «Жду я смерти близ денницы…» – царь с царицей из «Ночной фиалки» – взгляд изнутри.
2. «Я восходил на все вершины…» – отказ от пророческой миссии.
3. «Фиолетовый запад гнетет…» – герой – в отряде демонов, ведомых мертвецом.
4. «Ты оденешь меня в серебро» – опрокидывание, путаница реальностей, в одной из которых всё ещё присутствует “Ты”.
5. «Взморье» – взгляд в море, воспоминанье о Тебе.
6. «Я живу в глубоком покое…» – двойничество героя – мещанин с фоном одного из отряда демонов.
7. «Поет, краснея, медь. Над горном…» – двойник героя переплавляет горную медь на катафалк и позволяет похоронить себя.
8. «Зажигались окна узких комнат…» – закат как Твой проход к вечерне.
9. «Всё бежит, мы пребываем…» – взгляд на продолжающих свой труд мнихов из мира на скрещении вод.
10. «Нежный! У ласковой речки…» – толпы в мире камышовых заводей.
11. «Гроб невесты легкой тканью…» – «Над ее бессмертной дрёмой» замер безликий «Третий».
12. «Тяжко нам было под вьюгами…» – воспоминание о мире на скрещении вод.
13. «Ночь» – описание ночного неба в терминах разгула антитезы, как зарождение Незнакомки.
14. «Вот – в изнурительной работе…» – предупреждение инокам из мира на скрещении вод об опасности свободы.
15-21. «Её прибытие» – ничем не кончившееся страстное ожидание прибытия Тебя.
22. «Моей матери»(«Помнишь думы? Они улетели…») – разочарование встречей вернувшихся из блужданий по чужой Планете
23. «Все отошли. Шумите, сосны…» – безнадежная попытка дозваться до «Святой колыбели».
24. «Шли на приступ. Прямо в грудь…» – а в этом мире «народы шумные» затеяли «революцию».
25. «Вот на тучах пожелтелых…» – инвертирование смыслов Первого тома – «зари», «Её ока» – луны, «Дня».
26. «Влюбленность» – Купина как персонаж “балагана”.
27. «Она веселой невестой была…» – тусклые отражения одного и того же призрака – неисполненного долга.
28. «Не строй жилищ у речных излучин…» – разочарование «шумной жизнью», служением, братством Зари.
29. «Потеха! Рокочет труба…» – резкое снижение, переиначивание, передразнивание образов 1-того тома: королева, рыцари, мечи – всё это лишь атрибутика балагана.
30. «Балаганчик» – развитие темы переиначивание, передразнивание образов 1-того тома.
31. «Поэт» – Прекрасная Дама не ездит на пароходе, ироническое обыгрывание сюжета поэмы "Ее прибытие" (1904) и всей "аргонавтической" символики младосимволистов.
32. «У моря» – очередное переосмысление прежней темы. Приход кораблей ранее был Её прибытием. Теперь это прибытие тёмной ведьмы, завораживающей детей.
33. «Моей матери» ( «Тихо. И будет всё тише…») – пародирование “крикливой флюгаркой” друга – Андрея Белого.
34. «Старость мертвая бродит вокруг…» – тихое доживание.
35. «В туманах, над сверканьем рос...» – воспоминание о детстве до всех этих вызовов тёмным силам
36. «Осенняя воля» – вместо каменных дорог междумирья – осенняя нищая Русь.
37. «Не мани меня ты, воля…» – осознание пагубности этой нищей «воли».
38. «Оставь меня в моей дали…» – переосмысление цели плавания: плыть, чтоб плыть.
39. «Девушка пела в церковном хоре…» – из уплывших никто не придёт назад.
40. «В лапах косматых и страшных…» – мама, плачущая об ушедших в море.
41. «Там, в ночной завывающей стуже…» – осознание невозвратного рубежа к антитезе русского символизма.
42. «Утихает светлый ветер…» – вздох прошлой героини: хоть не забывай меня.
43. «В голубой далекой спаленке…» – смерть ребенка Жены Облеченной в Солнце.
44. «Вот он – Христос – в цепях и розах…» – видение Христа, как персонажа из Пузырей Земли
45. «Так. Неизменно всё, как было…» – надежда на грядущее отдохновение в мире камышовых заводей.
46. «Прискакала дикой степью…» – появление постороннего женского персонажа.
47. «Бред» – старческое воспоминание о не свершённом подвиге пробуждения Девы
48. «Сказка о петушке и старушке» – ироничное описание смерти старухи.
49. «Милый брат! Завечерело…» – отдых с милым братом.
50. «Ты придешь и обнимешь…» – ещё одна звезда. Встреча двух звезд – Тезы и Антитезы.
51. «Мы подошли – и воды синие…» –исполнение миссии как вариант тяжкого рабства.
52. «Вербочки» – …а в человечьем мире девочки носят вербочки.
53. «Иванова ночь» – а человеческие мальчики ночи напролёт гуляют со “скромными” девочками.
54. «Сольвейг» – …или даже девчонка сама прибегает на лыжах в его одинокую избушку.
55. «Ты был осыпан звездным цветом…» – двоящаяся (Теза/Антитеза)“Ты/ты”.
56. «Прошли года, но ты – всё та же…» – мечта о верной женщине
57. «Ангел-хранитель» – реальная женщина рядом.
58. «Есть лучше и хуже меня…» – отказ ото всех во имя себя.
59. «Шлейф, забрызганный звездами…» – явственное явление Незнакомки.
60. «Русь» – Русь как воплощение пейзажа из «Пузырей земли».
61. «Сын и мать» – видение победившего, но умирающего героя.
62. «Нет имени тебе, мой дальний…» – появляется земной, городской женский персонаж, позволяющий ассоциировать себя с Незнакомкой.
63. «Угар» – представление о самосожжении как следствие угарного отравления.
64. «Тишина цветет» – мир камышовых заводей отдается на развлечение девушкам.
65. «Так окрыленно, так напевно…» – картинка из мира Северных королевств.
66. «Ты можешь по траве зеленой…» – картинка мещанской жизни.
67. «Ищу огней – огней попутных…» – герой идёт на свидание к колдунье.
68. «Проклятый колокол» – месяц-колокол, в который преобразилось Твое око, в который лупит безликий.
69. «О жизни, догоревшей в хоре…» – перевёртывание облика девы Марии.
70. «В синем небе, в темной глуби» – противопоставление мещанки Мэри Незнакомке.
71. «Балаган» – гениальный актер, отпахавший своего Шекспира, плетется в дрогах к городу следующего представления.
72. «Твоя гроза меня умчала…» – Твоя гроза вынесла героя на Тропу миров
73. «В час глухой разлуки с морем…» – старику-герою мниться явление падшей звезды – Незнакомки?
74. «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!..» – видение-намек на будущую героиню поэзии Блока – ведьму.
75. «В серебре росы трава…» – спящая Лучезарная обращается ведьмой.
76. «Усталость» – видение только что воскресшего Христа.
77. «Придут незаметные белые ночи…» – видение Распятия.
78. «Зачатый в ночь, я в ночь рожден…» – явление Незнакомки
79. «С каждой весною пути мои круче…» – торжество гадалки.
80. «Девушке» – секс как изнасилование.
81. «Когда я создавал героя…» – воспоминание о герое Первого тома.
82. «Всюду ясность божия…» – мечта о возвращении в «ясный –прежний – свет».
83. «Она пришла с заката…» – двойница: пришедшая из Зари змееволосая.
84. «Я миновал закат багряный…» – кошмар из 902-ого года – змееволосая.
85. «Твое лицо мне так знакомо…» – двойница, попытка убедить себя, что она вовсе не “неизвестная.”
А. Блок. Том II. Разные стихотворения – резюме
Накануне. Приняв и отказавшись от миссии (Том I), поэт оказался выброшен в мир мороков Ночной Фиалки («Пузыри Земли»), а потом и его самого привели в разбитую Вечную таверну – последнее прибежище не выполнивших долг («Ночная фиалка»).
Данная глава Трехкнижия и начинается с видения Царя из Вечной таверны, а герой, подтвердив отказ от Миссии, тут же обнаруживает себя в составе другого отряда – демонов (1-7).
Заря пытается напомнить ему об аргонавтах, продолжающих служение, но ему не до них – он видит людские толпы в своем любимом мире камышовых заводей, нависшего над непробужденной Лучезарной Третьего(8-12), и первые проявления Незнакомки (13).
Он в очередной – в последний? – раз пытается пробить дорогу в наш мир Лучезарной, на этот раз своим творчеством, но безуспешно, результатом стало только кровавое волнение толп (14-24).
Инвертирование, иронизирование, издевательство над образами, темами «Тома I» (26-33).
Попытка пожить простой жизнью без высоких целей (34-49).
Появляется новая женщина с бешеным темпераментом и адской обольстительностью, которая мимикрирует поначалу и под Лучезарную, и под мещанку, но которая постепенно осознается как Незнакомка (46-55).
Мечта о верной женщине и со-/противо-поставление её реальной «сестре-невесте-жене» (56-57).
Отказ от всего и всех во имя – себя! (58) И как награда – явственное явление прекрасной Незнакомки (59).
И показывается возможная цена за это – Русь, вся ставшая обителью «пузырей земли», и в которой гибнут последние герои. И даже мир камышовых заводей наводняют девки (63-68), а дева Мария оборачивается милой мещаночкой Мэри (69-70).
«Балаган всё это», – понимает поэт (71), всё балаган – даже видения Христа (76-77), а реальна только всё более наливающаяся реальной плотью, приобретающая реальные черты Незнакомка (74, 75, 78,79,80,83,84,85).
Свидетельство о публикации №221101100771