Мир в тупике

В своём первом эссе я рассказал о том, каким может стать наш мир в относительно недалёком будущем, если разумная часть человечества приложит необходимые для этого усилия. Может быть, не совсем таким, как описано в эссе: в конце концов, это будет зависеть от того, какие новые фундаментальные научные открытия будут сделаны, и какие новые прорывные технологии удастся создать на их основе. Пока открытия не сделаны, об этом остаётся только догадываться. Именно о своих догадках, иногда обоснованных, иногда не очень, я и написал в первом эссе. В целом же оно о том, что человечество, по моему мнению, должно строить своё будущее, опираясь на здравый смысл и стремясь обеспечить максимально возможный прогресс науки и технологий (прежде всего – науки, новые технологии будут непременным следствием новых фундаментальных открытий).

В этом эссе я покажу, что сейчас мир выбрал совсем другой путь, и этот путь – плохой. В этом выборе нет злого умысла, в нём вообще нет никакого умысла, этот выбор – результат закономерного развития человеческого общества. Моё основное утверждение состоит в том, что чтобы сделать правильный выбор, нужно пойти против этого закономерного развития. Нужно предпринять неординарные и мощные усилия, чтобы будущее оказалось не таким мрачным, как это предопределяет объективный ход событий. Чтобы мир будущего действительно стал торжеством разума и прогресса.
Но, прежде чем перейти к обсуждению того, в каком плохом и неправильном направлении мир движется сейчас, нужно ответить на вопрос: а что, собственно, является критерием правильности? Что даёт нам право говорить о том, что мир встал на какой-то порочный путь? У меня есть совершенно конкретный, и, если вдуматься, очевидный ответ на этот вопрос.

Человечество - один из многих миллионов биологических видов, существующих (или существовавших в прошлом) на Земле. В своём эволюционном развитии он подчиняется тем же принципам, что и все без исключения остальные биологические виды. Цель каждого биологического вида состоит в максимальном расширении своей экологической ниши, для чего он использует имеющиеся у него конкурентные преимущества. Это основной закон, управляющий эволюцией всего живого. Человеческий род никогда не был и никогда не будет исключением. Этот принцип не гарантирует успеха и вечного существования вида. То, что кажется конкурентным преимуществом, в конце концов может завести биологический вид в тупик и обречь его на вымирание. В этом суть естественного отбора на видовом уровне. Динозавры, которые стали властителями мира несколько десятков миллионов лет назад, в конце концов пали жертвой собственного конкурентного преимущества – своих огромных размеров. Когда, вследствие резкого похолодания, вызванного столкновением Земли с крупным астероидом, они оказались более не способными обеспечить себя достаточным для их массы пропитанием.

Уже сегодня ясно, что потенциальная экологическая ниша человечества выйдет за пределы Земли (формально - уже вышла). Насколько далеко, можно спорить. Точный ответ: настолько далеко, насколько это позволят сделать технологии, которые человечество создаст. Что является конкурентным преимуществом человечества как биологического вида? Ответ очевиден: разум. Разум - это способность изучать окружающий мир, устанавливать закономерности, им управляющие, и использовать установленные закономерности для создания технологий, изменяющих этот мир и место человека в нём. Таким образом, проявлениями конкурентного преимущества человечества являются наука и технологии.

Ответ на поставленный выше вопрос о том, что считать правильным или неправильным, таков: правильным является то, что содействует как можно более быстрому распространению человечества во Вселенной. Это означает, что правильным является то, что содействует максимально интенсивному развитию науки и технологий, неправильным является то, что этому мешает. Содействие развитию науки и технологий ускоряет распространение человечества во Вселенной. Противодействие – мешает, а может быть даже ставит под угрозу само существование человеческого рода. Именно через эту призму и следует смотреть на то, что происходит в мире сейчас и что будет происходить дальше, если события будут развиваться своим чередом, без активного и разумного вмешательства в их ход.

Механизация, автоматизация, а затем и роботизация привели в конце 20-го - начале 21-го веков к значительному удешевлению процессов производства материальных благ и высвобождению из них огромных масс людей. Это не породило масштабную безработицу, поскольку трудовые ресурсы в значительной степени перераспределились в другие сектора экономики, которые изначально можно было рассматривать как сектора, обслуживающие производство материальных благ (финансовый сектор, профессиональное образование, маркетинг, сбыт и так далее). Это перераспределение сопровождалось процессом укрупнения бизнеса, в результате которого контроль над экономикой получили национальные и транснациональные корпорации.

Со временем автоматизация и роботизация начали охватывать и обслуживающие сектора. Располагающие для этого достаточными ресурсами корпорации стали всё более активно стимулировать эти процессы для сокращения своих издержек. В результате, высвобождение трудовых ресурсов стремительными темпами начало происходить не только в производственных, но и в обслуживающих секторах. Стало требоваться меньшее количество не только сельскохозяйственных или заводских рабочих, но и юристов, бухгалтеров и других сотрудников, занимающихся рутинным интеллектуальным трудом. Всё большее число людей начало испытывать затруднения с получением работы, связанной с традиционными специальностями, которая была бы адекватна их восприятию своих способностей. Очевидно, что далее эта ситуация будет только усугубляться. По мере развития новых IT-инструментов, включая и программы искусственного интеллекта, проблема всё больше будет затрагивать и тех, кто нашёл себя в относительно новых профессиях, например, маркетологов или специалистов по продажам, чей труд также постепенно будет автоматизироваться.
Одновременно с этим корпоративная модель экономики привела еще к двум следствиям.

Во-первых, работа в корпорациях стала наиболее привлекательным способом занятости для большинства людей. Какую бы профессию они ни избирали, если эта профессия востребована корпорациями, именно корпорации предлагают лучшие, с точки зрения этого большинства, условия. Во-вторых, сама работа в корпорациях характеризуется всё большей специализацией: сотрудники должны глубоко разбираться в своих обязанностях, но сами эти обязанности становятся всё более узкими. По сути, сотрудник корпорации – шестерёнка, выполняющая одну элементарную функцию огромного механизма, каковым является вся корпорация. Эти два обстоятельства приводят к тому, что наиболее талантливые люди оказываются сотрудниками корпорации, а оказавшись в ней сталкиваются с резким сокращением своего кругозора – как желанием, так и способностью мыслить и действовать широко.

Казалось бы, современная самонастраивающаяся экономика должна предложить какой-то выход. Она и предлагает: появляются всё новые «пост-индустриальные» специальности, которые становятся востребованными, поскольку экономика одновременно формирует спрос на результаты труда осваивающих их специалистов. В  качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести профессии, связанные с производством инструментов и контента, помогающих формировать всё более быстро меняющиеся тренды в потреблении и стимулирующие сбыт продукции, выпускаемой для удовлетворения спроса, порождаемого этими трендами. Это то, что мы наблюдаем в мире социальных сетей: вновь появляющиеся сети, новые инструменты для привлечения внимания их пользователей, инфлюэнсеры, задающие тренды и тому подобное.

Следует добавить, что побочным эффектом этого процесса является всё более необузданное потребление, которое охватывает всё большее число людей. Если человек, живший 2-3 столетия назад, вполне обходился несколькими десятками, от силы сотнями предметов, то современный человек окружает себя тысячами вещей. Соответственно множится потребление ресурсов и отходы, которые порождает человечество. И то, и другое ложится серьёзным бременем на окружающую среду. Уже одно это явственно свидетельствует о том, что что-то идёт не так: человечество делает реально ненужную работу, производит реально ненужные материальные блага и наносит при этом всё более устрашающий ущерб природе.

Ущерб наносится, впрочем, не только природе, но и менталитету человеческого общества, поскольку сознание подавляющего большинства людей сужается до вопросов, связанных с удовлетворением искусственно созданного запроса на необузданное потребление. И всё это, как я отметил, является следствием и компенсацией высвобождения огромных масс людей из процесса производства реально необходимых материальных благ, является следствием закономерного развития человеческой цивилизации.

Но, нужно сказать, что во всё новых и новых пост-индустриальных надстройках удаётся найти себя относительно небольшому количеству людей. Остальные же в уже недалекой перспективе явно столкнутся с абсолютной неспособностью обеспечить свою занятость в экономике. Это не значит, однако, что их ждёт паперть, смерть от голода или даже просто бедственное существование. Очевидно, что институты власти, действуя в интересах и общества, и крупных корпораций внедрят инструменты, позволяющие таким людям поддерживать приемлемый для них уровень существования, не выполняя практически никакой значимой работы, или выполняя работу, но получая за нее деньги явно большие, чем следует. Это будут инструменты прямой или косвенной социальной поддержки. Прямая поддержка – это прямые выплаты фактически неработающим людям, косвенная – содействие созданию рабочих мест с далеко неоптимальным соотношением трудового вклада и вознаграждения за него. Понятно, что эти меры будут направлены главным образом на сохранение политической и социальной стабильности, необходимой корпорациям для дальнейшего извлечения прибыли.

Дешевый «хлеб» и отсутствие необходимости вкладывать значительные усилия в его получение, будут означать высвобождение значительного времени у таких людей, которое чем-то должно быть занято. Экономика на современном этапе её развития уже решила и дальше еще успешнее будет решать эту задачу, предоставляя таким людям разнообразные развлечения – прежде всего, связанные с социальными сетями. Отсутствие необходимости бороться за свое существование, практически дармовое обеспечение всем, что они считают необходимым, и развлечения, всё более и более приземлённые, будут приводить к интеллектуальной деградации всё большего числа людей. Продолжая этот вектор в уже совсем не далекое будущее, мы видим следующую картину: 80-90-95% людей не участвуют в реальной экономике. Они либо вовсе не выполняют никакой работы, либо выполняют работу, которая не несет никакой пользы человечеству с точки зрения его стратегических целей. Оставшиеся так или иначе задействованы в чем-то полезном, но и их круг со временем сужается.

Эта картина предполагает не просто расслоение человеческого общества на два неравных класса, пропасть между которыми стремительно увеличивается. Она предполагает, что в каком-то будущем первый класс потенциально может сократиться вообще до нескольких миллионов, а может быть тысяч, а может быть десятков людей, а может и еще меньше. Но, как бы ни была ужасна такая перспектива, будущее, на самом деле еще более ужасно. Потому что и сам сужающийся первый класс будет обречен на интеллектуальную деградацию, и вот почему.

С точки зрения развития массового интеллекта (не важно, на какой конкретный вид деятельности он направлен) справедлив принцип пирамиды. Объясню его на примере науки, хотя, повторюсь, он справедлив для любого типа интеллектуальной деятельности. Для того, чтобы в мире было несколько гениальных ученых, необходимо, чтобы было несколько сотен выдающихся ученых. Для существования нескольких сотен выдающихся ученых требуется, чтобы было несколько десятков тысяч талантливых ученых. Для этого, в свою очередь, необходимо чтобы было несколько миллионов способных ученых. И, наконец, для этого требуется что-то около сотни миллионов посредственных ученых, как это и имеет место в наши дни, если подсчитать всех, кто так или иначе занимается наукой. Каждый более высокий уровень требует примерно в сто раз большего числа людей, находящихся уровнем ниже.

Используя тот же пример науки, мы видим, что обладающий способностями выпускник школы сегодня встает перед выбором: либо прилагать серьезные усилия, чтобы в конце концов стать, например, способным ученым, или не прилагать никаких усилий, и всё равно обеспечить себе приемлемый уровень существования, при котором ещё остаётся так много времени для разнообразных развлечений. Понятно, что процент детей, делающих выбор в пользу первого варианта, становится всё меньше и меньше. В результате мы имеем дело со стремительным сокращением базы той пирамиды, которая описана выше. И так на всех направлениях, требующих необходимых для развития человечества интеллектуальных усилий. Сужение базы неминуемо приводит к тому, что высота пирамиды становится всё меньше.

Если внимательно присмотреться, то этот процесс уже активно происходит. Кажется, что, наоборот, гораздо большее число людей сейчас вовлечено в образовательный процесс, но этот процесс, на самом деле, подчинен цели подготовить человека для работы в корпорациях или к кажущимся перспективными новым пост-индустриальным специальностям. И тот, и другой вариант характеризуются значительным сужением кругозора людей, получающих образование. Любой серьезный преподаватель, достаточно пожилой, чтобы иметь возможность сравнивать на личном опыте, подтвердит: общий кругозор современных выпускников учебных заведений определенного уровня гораздо уже кругозора выпускников учебных заведений того же уровня конца прошлого столетия.

Этот процесс деградации имеет два возможных исхода. Либо всё человечество успешно управляется искусственным интеллектом, а само представляет собой бессмысленный планктон. Либо в какой-то момент некому и нечем становится управлять (потому что достаточный для этого искусственный интеллект не разработан, и его уже некому разрабатывать), и человеческое общество, лишённое интеллекта, обращается в первобытное состояние, имея для взаимного уничтожения инструменты гораздо более эффективные, чем те, что имелись в обороте на заре цивилизации. Первый вариант не особенно лучше второго, поскольку совершенно непонятно, зачем искусственному сверх-интеллекту обуза в виде человеческого планктона. Оба исхода ужасны. Ужасно и то, что путь, ведущий к ним – это не результат чьих-то злых намерений. Это закономерный процесс. Это самоорганизующийся процесс, в котором все – и простые люди, и крупнейшие предприниматели, и ведущие политики играют роль шестеренок, выполняющих предначертанную уже самой природой программу.

Но есть одно обстоятельство: конкурентное преимущество человеческого рода при таком развитии событий не используется в полной мере. Именно разум должен позволить нам увидеть, что закономерно развивающийся мир развивается не так, как того требуют стратегические цели нашей цивилизации. И увидев это, глубоко осознав надвигающиеся ужасающие перспективы, лучшая часть человечества должна предпринять мощные волевые усилия для того чтобы развернуть мир в другом направлении. В каком именно – об этом я напишу в следующей своей статье.


Рецензии
Здравствуйте, Михаил Витальевич!

Очень интересная, нужная и познавательная статья! Практически по всем заявленным пунктам поддерживаю. По всем, кроме изложенных предположений о двух возможных исходах.
Человечество не сможет управляться только искусственным интеллектом, так как последний работает по заданным человеком программам, в которых искусственный интеллект играет роль вспомогательную, обеспечивает ускорение решения задач и может использоваться в создании упрощенных программ. Ведь именно Разум наиболее развитой части человечества определяет стратегию развития человечества. В стратегическом плане человечество должно быть поставлено в условия, диктующие необходимость каждого человека к стремлению максимального развития личности. Балласт будет, этого не избежать, но и этот вопрос решается предложением такой работы, которая потребуется для выполнения тех работ, которые невозможно поручить искусственному интеллекту.
По причине создания человека Высшим Разумом невозможно полное отупление человечества до процесса первобытного состояния - обязательно продолжится развитие науки и в техническом плане, и в гуманитарном. Иначе пропадает смысл создания человека.

"...глубоко осознав надвигающиеся ужасающие перспективы, лучшая часть человечества должна предпринять мощные волевые усилия для того чтобы развернуть мир в другом направлении. В каком именно – об этом я напишу в следующей своей статье".

Поскольку статья еще не напечатана, рискну предложить направление развития человечества на Построение Социально Справедливого Общества с опорой на Общенациональную Идею Социальной Справедливости. Более подробно этот вариант предложен в статьях: http://proza.ru/2020/09/29/1520, http://proza.ru/2021/01/31/1480, http://proza.ru/2021/03/01/1523, http://proza.ru/2021/05/29/1152.

Виктор Павлов 4   12.10.2021 23:34     Заявить о нарушении
Виктор, добрый день! Спасибо за Ваш отзыв и интересный комментарий. Рад, что Вы исповедуете идеи гуманизма, как и я, хотя взгляды на практические пути построения более гуманного общества у нас, по всей видимости, серьёзно различаются. По моему глубокому убеждению, только максимально свободная конкуренция может создавать условия для поступательного развития цивилизации. Идеи социальной справедливости, несмотря на всю их внешнюю привлекательность, к сожалению, неминуемо приводят к подавлению конкуренции.

Михаил Витальевич Мазур   13.10.2021 02:43   Заявить о нарушении
Михаил Витальевич, здравствуйте!
Я обратил внимание на такую странную особенность, что большинство оппонентов принимают морально-нравственное понятие "социальная справедливость" за уравниловку, что в принципе неверно! При достаточном уровне социальной справедливости в обществе обеспечивается беспрепятственный допуск к получению образования, право выбора приложения своих талантов, усилий и способностей в соответствии со своими интересами и получения адекватной оплаты труда в соответствии с определением: -От каждого по способностям, каждому по труду. Такой подход соответствует торжеству справедливости в обществе.
Более подробно это изложено в ссылках на статьи, которые Вы не успели прочесть.
Возможно у Вас изменится мнение в какой-то степени после ознакомления с изложенным в них вариантом будущего России.
Вы пишите: "По моему глубокому убеждению, только максимально свободная конкуренция может создавать условия для поступательного развития цивилизации".
Альтернативный вопрос к этому утверждению: А кто сможет создать условия для осуществления максимально свободной конкуренции? Только власть в како-то степени. Но структура власти заполнена не самыми толковыми и порядочными людьми. Тогда как быть?

С уважением, Виктор Павлов. Я не утверждаю, что я совершенно прав и поэтому назвал тему своих работ "Проект Россия. Ищу оппонента". Нужна совместная деятельность толковых людей в поисках достойной жизни человечества.

Виктор Павлов 4   13.10.2021 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.