Лелей дитя и оно устрашит тебя...
Несколько лет назад я случайно попал на православные курсы. Была интересная лекция, но больше запомнилось то, что происходило в классе помимо неё.
В тот день у одной из слушательниц был праздник – День Ангела. Она устроила чаепитие. Прямо в ходе занятия два завуча – молодые, красивые люди Алёша и Таня разносили по столам тарелочки с бисквитами и конфеты, разливали чай. Потом ещё подкладывали угощение и подливали чай. Было очень вкусно. Но больше всего понравилось то, что всем прислуживали администраторы курсов. И делали это так искренне, что я невольно вспомнил о Тайной Вечере, где Христос мыл ноги ученикам. Но я не встречал, чтобы начальники поступали так с подчинёнными. А тут на тебе.
Чаепитие меня покорило, и я записался на курсы.
И вот уже два года по несколько раз в неделю испытываю сильные, приятные переживания на занятиях. Учителя – выпускники духовных академий и семинарий: Московской, Киевской, Одесской, Тобольской, преподаватели светских вузов, священники, педагоги.
Был урок церковно-славянского языка. Елена Владимировна с такой любовью рассказывала о своём предмете, что мы словно перенеслись в Киевскую Русь, испытывая при этом тёплые чувства к нашим предкам, говорившим на таком мягком, красивом языке.
А когда началась православная литература, мы были поражены тем, сколько недополучили в школе.
Все помнят, что на уроках литературы основной упор делается на критический анализ произведения. Изучаются протест и образность – метафоры и эпитеты…
Но образность – всего лишь слова, украшение мыслей, их форма, причём одинаково как хороших, так и плохих. Образность не может учить жизни, быть её критерием. Не может быть критерием и протест, так как протест – всего лишь реакция человека в состоянии раздражения, то есть в ненормальном состоянии. И вот это ненормальное состояние прокручивается на уроках изо дня в день, из года в год, как самое ценное в произведении, в человеке, в жизни. При этом на самом деле главное, положительное в произведении опускается.
Такая подмена произошла после революции, когда разрушалось всё до основания. Потому так трудно стало преподавать литературу. А ещё труднее ученикам – воспринимать гениальные произведения русских писателей всего лишь как протест – реакцию раздражённых авторов, высказанную в виде метафор, эпитетов… Поэтому после школы стараются навсегда забыть классику, как нечто «скучное», «ненужное». А ведь всё наоборот. Только классики и учат жизни. Хорошо, если кто-то из учащихся в летние каникулы успеет прочитать книгу по внеклассному чтению для следующего года. Он будет поражён, как всё интересно. Недаром австриец Стефан Цвейг сказал, что русские писатели требуют от читателя многого – духовных мучений.
Нашими писателями всегда утверждалась совесть, как основная мера всех поступков. Это главное, что должно быть в воспитании. И как было сказано на курсах; «Задача литературы - подготовить почву, чтобы душа искала Бога». Так как основное в творчестве писателя, впрочем, как и у нас всех в жизни, поиск Бога, тоска по Нём. Но большинство стремится поступать наоборот. И дело не только в затянувшемся подростковом нигилизме. В поиске материальных благ и лёгкой жизни по примеру Запада тяготение к духовному выставляется как нечто косное и отсталое. Тем самым отвергается наш истинный путь.
А уж когда началась православная педагогика, мы поняли, почему часто съезжаем с рельсов. И если всё ещё живы, то только благодаря духовному запасу, который достался от предков.
Предметом светской педагогики является личность. В православии же – семья. И в этом преимущество. Только в семье вырастает полноценный человек. Но как только после революции отвернулись от православия, семью подменили коллективом. Отчего и личность пострадала.
Слово «образование» означает восстановление образа Божия в человеке. Прежде оно включало воспитание. В последние же годы образование превратилось в обучение – развитие умений, навыков, способностей, накопление знаний. Но можно много знать и уметь и быть злым человеком. Поэтому православная педагогика отдаёт приоритет воспитанию. При этом знания о добре и зле – главные для ребёнка. Любое воспитание поддерживается дисциплиной. В основе дисциплины в православной педагогике лежит любовь, а не принуждение. Другим источником дисциплины служит послушание. Оно не кончается совершеннолетием, а помогает на протяжении всей жизни. Так было на Руси. Но это не просто. Заграничное воспитание казалось легче. И его пытались прививать. Отчего начинались пробуксовки во всех сферах жизни. А всё дело в нас, в нашей стране, нашей непохожести, которая нам так не нравится.
Из Библии мы знаем, что Бог предоставил человеку свободу воли, нравственного выбора добра и зла. В каждом государстве выбор реализуется по-своему.
К примеру, Япония. В стране с малой площадью и большой плотностью населения отказались от необходимости выбора, в том числе и в воспитании. Исторически сложилась одна схема, которую все соблюдают. Дошкольнику там позволяется всё. Он деспот. Подростком ребёнок превращается в слугу. С юношеского возраста становится другом. Эту схему знает каждый японец. Ей все следуют. В территориально маленькой Японии она срабатывает. Однако вспомним, как совсем недавно в нашей стране началось японское поветрие.
Экономическое чудо Японии произвело сильное впечатление. Одну из причин увидели в воспитании, в детской вседозволенности. И стали у нас эту вседозволенность внедрять. При этом часть схемы «слуга» - не взяли. Её просто не поняли. В результате младенческая вседозволенность переросла вместе с теми детьми в подростковую, юношескую…, пополнила тюрьмы.
Подражание Западу также ни к чему хорошему не приводило.
А всё дело в нашей воле, которая для нас имеет первостепенное значение. Ещё академик Д. Лихачёв сказал, что проблема воли – русская проблема. Она рождена нашими бескрайними географическими просторами. Поэтому в России волю надо формировать более тщательно, чем разум, готовить ребёнка к самостоятельному нравственному выбору. Знания о добре и зле должны даваться на уроках, как главные. Свобода воли понимается не как вседозволенность, а как ограничение. Чем больше получаем свободы, тем больше отвечаем за неё.
Что касается детской вседозволенности, то наши предки всегда знали о её опасности. О том свидетельствует мудрость: «Лелей дитя и оно устрашит тебя».
С нравственным выбором связана проблема целомудрия. На Руси как можно дольше хранили чистоту и девственность ребёнка. От этого государство только выигрывало.
Из Евангелия мы знаем, что Иисус учил на житейских, всем понятных примерах, притчах, Сейчас же школьное образование не включает жизненных ситуаций. Потому детям так неинтересно в школе.
Я рассказал только о двух предметах – православной литературе и православной педагогики в преподавании Жанны Александровны или матушки Жанны, как её ещё называют. Все же другие дисциплины, будь то история религии, церкви, догматическое богословие, сектоведение или предметы с совсем непонятными для нас ранее названиями – аскетика, патрология, литургика, а также немного знакомые уже Новый и Ветхий Заветы оказались не только не менее интересны, каждая открывала нам что-то важное. Практически на всех занятиях мы испытывали «состояние церкви», когда неожиданно набегают слёзы от осознания истинности того, что ты слышишь, что происходит вокруг тебя. Начинаешь понимать, что христианство больше знает о человеке, чем любая светская наука, будь то философия, психология, педагогика… В очередной раз узнали, что главное, что должно нас связывать с окружающими - любовь. И как сказала матушка Жанна: «Мы не случайно родились в этой стране» - Родина требует от нас молитвенного отношения. И надо спешить делать добро, ибо «по кончине время ответа, время покаяния здесь».
Свидетельство о публикации №221101300167