ХР Смысл и значение понятия червь

ХР. 2.7.83.62. Смысл и значение понятия «червь».
 
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.2. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «червь».

Иллюстрация из открытой сети Интернет: Земляной или дождевой червь (лат. Lumbricina), — подотряд малощетинковых червей из отряда Crassiclitellata.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «червь». 46 000 до н.э.

50. червь (земляной зверь, дождевой червяк)

Червь – это мягкотелое беспозвоночное животное похожее на змею, но совсем не змея. Черви классифицируются наукой как «первичноротые» и существует только три известных типа червей - круглые черви, плоские черви и кольчатые черви. Кроме этого есть ещё волосатики, приапулиды, сипункулиды, гнатостомулиды и скребни (колючеголовые черви).

Наиболее известны простые земляные черви, или дождевые черви (лат. Lumbricina), — подотряд малощетинковых червей из отряда Crassiclitellata. Земляные или дождевые черви обитают повсеместно на всей Земле, кроме Антарктиды. Земляные или дождевые черви живут в почве, в земле и продвигаются в ней расталкивая земляные частицы или заглатывая их, то есть пропуская через себя. Во время дождя земляные черви выползают на поверхность, так как дыхание у них кожное и в переувлажнённой почве им не хватает кислорода.

Почему черви попали в список Сводеша, в свод первобытных понятий? Потому что видов и типов червей много, потому что многие черви живут паразитами в организмах животных, в мясе павших и убитых животных, а также в человеке. Потому что, несомненно, гоминиды, архантропы, питекантропы, палеоантропы, неандертальцы и кроманьонцы изведали, что такое черви и личинки, увидев их в прогнивших фруктах и плодах растений, в тушах павших и умерших животных, в трупах, в остатках своей жизнедеятельности, в земле. Отсюда стойкое врождённо-инстинктивное чувство брезгливого и опасливого отвращения людей Ойкумены (обитаемого мира) к червям, личинкам, всяким «низменным гадам».

Кроме этого некоторые африканские народы и австралийские аборигены ещё в начале XX века употребляли крупные виды дождевых (земляных) червей в пищу, а в просвещённой Европе в XVIII  веке порошок из высушенных червей использовали в качестве лечебных и лекарственных средств. Также, несомненно, одним из самых распространённых способов применения человеком червей является их использование в качестве наживки и приманки на рыбной ловле.

Черви заслуживают внимательного научного к ним подхода, но автор, вслед за множеством обычных людей, не собирается исследовать их физиологию, внутреннее строение и образ жизни, а сконцентрируется на отношении людей к червям в прямом и переносном смысле, на сути, значении, смысле и содержании слова-понятия «червь».

Согласно справочнику «КартаСлов» слово «червь» имеет следующее значение:

ЧЕРВЬ1, -я;, мн. че;рви, -е;й, м.
1. Беспозвоночное животное, которое передвигается, изгибая свое длинное тело. Дождевой червь. Ленточные черви.
2. Разг. Личинка насекомого, внешне похожая на это животное. Шелковичные черви.
3. Разг. Ничтожество - ничтожный, приниженный человек.
4. Переносное значение чего-то, в сочетании со словами, обозначающими какое-либо чувство, состояние и т.п. выражающее постоянство и мучительность этого чувства и состояния, например, «точит червь тоски», «червь тщеславия», «червь раскаяния», «червь жадности», «червь страданья», «червь сомнения» и т.д.
5. Красная как кровь масть в картах; карты червовой масти, карты с изображением красных сердечек: «червы», «черви козыри», «валет червей».
6. Анат. Центральная непарная часть мозжечка (vermis cerebelli).
7. Старинное название буквы «ч».
(Источник: Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека; справочник «Анатомия человека», 2004).

Характер отношения человека к червям, как к образам и символам чего-то низменного, хорошо отражают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: плоский червь, дождевой червь, книжный червь, корабельный червь, могильный червь, мучной червь, кормить червей, пойти на корм червям, червь раздора, заморить червя (червячка), копать червей, то есть заниматься простейшим, низменным делом, не требующим ума.

Слово «червь» вызывает у людей естественные ассоциации: наживы, наживки, червяка, земли, рыбалки, гнилого яблока, могилы, гниющего мяса, разложившегося трупа, падали, глистов, паразитов, дождя, рыбы, крючка, длинного и скользкого, ползания, сомнения, червоточины, удочки, насекомого, солитера, копания в мокрой земле, гусеницы, масти, внутренностей, червивости, извивания, грязи, сердцевины, сосущего голода, слизняка, слизи, огорода, навоза, почвы (гумуса), низкого животного, приманки, противности, грызни, опарыша, ползучести, гадости, гадкости и мерзкий, хорошего улова рыбы, банки с червями, червячка, скользкости, пронырливости, ничтожности и брезгливости.

Синонимами слову-понятию «червь» являются: личинка, паразит, тля; паук, пиявка; водоросль; сосальщик, глист, аскарида, гельминт; червяк, козявка, пигмей; червячок, шарик, песчинка, крошка; пешка, ничтожность; мелюзга, мелкота, шушера, шантрапа, мелочь; ноль, нуль; плодожорка, проволочник; пескожил, нитчатка; ничто, никто; ноль без палочки, пустое место, профан; «никто, ничто и звать тебя никак».

Слово-понятие «червь» отличается от другого слова-понятия только одной буквой – «н», но по смыслу и значению они не только созвучны, но тождественны: «червь – чернь». Вот как об этом нам поведал за 9 лет до своей гибели 29-летний великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении «Поэт и толпа» 1828 года.

Procul este, profani (лат. — Прочь, непосвящённые).

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поёт?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведёт?
О чём бренчит? Чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

Поэт.

Молчи, бессмысленный народ,
Подёнщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы всё — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нём не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. Так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нём себе варишь.

Чернь.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Поэт.

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв своё служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Согласитесь, последняя строчка и мысль великого поэта по своему смыслу и содержанию слишком отличается от глубоких, точных, правдивых и справедливых слов-мыслей, характеризующих непосвящённый в истину народ. То, что человек, люди рождены для вдохновенья, то есть «особого состояния человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил человека»; для воодушевления, эмоционального восторга, духовного подъёма и творческого гения – это истинно, это и отличает человека от всего животного мира. Но конечная мысль о «звуках сладких и молитвах» совсем не похожа на гений Пушкина. Здесь он либо спрятал истинный смысл стихотворения от ока цензуры, либо дал нам возможность, не поверив в его «ложное» лукавство, додумать самим конечный вывод-истину его произведения…

Возможно, истина сокрыта Пушкиным в понятии «вдохновение», которое, как известно «нередко воспринимается как явление, существующее отдельно от своего носителя, которое приходит ему извне», как Муза приходит ко всякому поэту. А может быть, всё гораздо проще, потому что первая рифма к слову «битв» - это слово «молитв» (очень распространённое в XIX веке мировоззренческое и бытовое понятие). А вот слова «для звуков сладких» резко противоречат обличительной позиции и жёстким словам поэта по отношению к «тупой черни».

Возможно, судя по всему строю, сути, сущности, смыслу и содержанию стихотворения «Поэт и толпа», по своей натуре, характеру и принципиальной жизненной позиции, по своему гениальному вдохновению Александр Сергеевич Пушкин должен был в своё историческое время написать последние четыре строки так:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для мыслей дерзких и молитв.

Дерзких и вдохновенных мыслей (оппозиционного мышления) не любит и не поощряет никакая власть, особенно государственная. Поэтому А.С. Пушкин и написал, то, что было угодно господствующей цензуре-власти, явно намекнув-указав думающим и зрящим в корень на истину, которую каждый должен сам найти, открыть и обрести, если он не червь ничтожный…

Вдохновение и дерзость мышления – это упование на гений личности земного человека, вдохновение молитв – это упование на помощь духов предков, богов и бога.

Конечно, можно всю свою грешную жизнь копаться в земной грязи, ползать, извиваться, крутиться, питаться «от земли» её плодами и умерщвлёнными в борьбе и битвах животными и благами обманутых или побеждённых людей. Можно извлекать выгоду и корысть, упиваться победами в битвах с себе подобными, пить, есть, наслаждаться порочными страстями, «радоваться жизни», но жизнь ли это? Для того ли человеку дана голова, чтобы ею только «вдохновенно» есть, пить и наслаждаться? И с «окаменелыми» безмолвными бессмысленными лицами сыто слушать «смелые уроки» поэта. И даже не пытаться дерзать взлететь в небо, а просто уютно и безопасно ползать в своих щелях, боясь упасть с высоты, как когда-то упали горьковский Сокол и Уж.

Происхождение или этимология русского слова «червь» по этимологическим словарям:

Этимологический словарь М. Фасмера:

Червь. Происходит от праслав. *;ьrvь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. чьрвь (м.) — то же, чьрвь (ж.) "красная краска, ткань", ст.-слав. чрьвь (др.-греч. ;;;;;;; Остром., Супр.), русск. червь, укр. черв м. "червь", болг. че;рвей "червь", чърв, сербохорв. цр;в "червь", цр;ва "червоточина", словенск. ;;v "червь", др.-чешск. ;rv "червь, личинка червя", чешск., словацк. ;erv, польск. czerw (род. п. czerwia), в.-луж. ;er;, н.-луж. сеr;, полаб. се;(v;) l;z;ce "улитка" (букв. "лезущий червь"). Праслав. *;ьrvь родственно *;ьrmь (см. че;рмный), а также лит. kirm;s м., ж. "червь", kirmu; -- то же, латышск. cirmis, др.-инд. k;;mi; м. "червь, личинка", нов.-перс. kirm, ирл. cruim, алб. krimb. Трудности представляет -в-. Предполагали балт. соответствие *(s)kirvis ввиду лит. skirvinа "бежит, как муравей" (Шпехт), а -v- пытались объяснить влиянием *marvis "муравей" (см. мураве;й). Менее вероятно воздействие слова krivъ или поноров(ь) "земляной червь".

Этимологический онлайн-словарь русского языка (https://lexicography.online/etymology/ч/червь):

Червь. Древнерусское – чьрвь. Праславянское – чьръвь. Древнерусское слово «чьрвь» известно с XI в., с XIV в. распространяется прилагательное «червивый». Позже появились слова «червяк», «червиветь». Форма «чьръвь» в праязыке возникла под влиянием слова «вьръвь», имеющего значение «веревка», или «чьръмъ», ведущего происхождение от древнеирландского cruim (червь) и древнеиндийского krmih (с тем же значением). В древнерусском и старославянском встречаем слово «чьрмьный» (красный, багряный), от которого образовано такое слово, как «червонец». В различных говорах до сих пор встречаем слова «чермный», «черемнуха», соответственно означающие «красный», «краснуха, корь». Родственными являются:. Украинское – черв. Болгарское – червей. Польское — czerw. Производные: червы, червонец, червивый, червонный, червяковый, червяной, червиветь, червяк.
(Этимологический онлайн-словарь Семёнова А.В.)

Червь I, м., род. п. червя;, народн. че;рев, род. п. че;рева (Шахматов, ИОРЯС 7, I, 305), черва ж. «заключенные в ячейках личинки пчелы», че;рвлень ж. «пурпур», укр. черв м. «червь», др.-русск. чьрвь (м.) — то же, чьрвь (ж.) «красная краска, ткань», ст.-слав. чрьвь ;;;;;;,;;; (Остром., Супр.), болг. че;рвей «червь», чърв (Младенов 681), сербохорв. цр;в «червь», цр;ва «червоточина», словен. ;r;v «червь», др.-чеш. ;rv «червь, личинка червя», чеш., слвц. ;erv, польск. czerw, род. п. czerwia, в.-луж. ;erw;, н.-луж. сеrw;, полаб. се;(v;) l;za;ce «улитка» (букв. «лезущий червь») Праслав. *;ьrvь родственно *;ьrmь (см. че;рмный), а также лит. kirmi;s м., ж. «червь», kirmuo; — то же, лтш. cirmis, др.-инд. kr;;mis; м. «червь, личинка», нов.-перс. kirm, ирл. cruim, алб. krimb; см. Буга, ИОРЯС 17, I, 29 и сл.; Педерсен, Kelt. Gr. I, 43; Траутман, ВSW 134; Бернекер I, 173; М.-Э. I, 386. Трудности представляет -в-. Предполагали балт. соответствие *(s)kirvis ввиду лит. skirvinа «бежит, как муравей» (Шпехт, Dekl. 45; KZ 65, 212 и сл.), а -v- пытались объяснить влиянием *marvis «муравей» (см. мураве;й). Менее вероятно воздействие слова krivъ (Мейе, IF 5, 333) или поноров(ь) «земляной червь» (Отрембский, LР I, 129 и сл.). Сомнительно в фонетическом отношении Преобр., Труды I, 64.
Червь II «ад», только др.-русск. чьрвь (Олонецк. сборн., ХV в., Срезн., Доп. 272). Неясно.
(Этимологический онлайн-словарь Фасмера М.)

Червь. Общеслав. Переоформление с помощью суф. -вь старого чьрмь < *kьrmь, родственного перс. kirm- «червь», лит. kirm;s «червь». К замене суф. mь формантов -вь ср. отношения рус. первый — лит. p;rmas.
(Этимологический онлайн-словарь Шанского Н.М.)

В индоевропейском (праславянском) словаре слово-понятие «червь» пишется и звучит так: *k;r;-mi- («червь»), что созвучно и равно значимо с рус. червь, старосл. чрьмьнъ, санскр. k;mi, лит. kirmis, латыш. c;rme, прусск. girmis, алб. krimb > krymb, ирл. cruim > , валл. pryf, осет. kalm > k;lm;, перс. > kirm. Кроме этого в индоевропейском (православном) словаре есть ещё одно слово, означающее «червь» — *wr;-mi- («червь»): лат. vermis, готск. waurms, англ. wyrm > worm, арм. vord > vort, лит. varmas, валл. gwraint, греч. rhomos, нем. wurm > Wurm, др.-норв. ormr, прусск. Wormyan.

Корень индоевропейского (праславянского) праязыка «wr» является начальным в словах-понятиях: *wred- («корень»): рус. вред, англ. wyrt > wort, нем. wirz > Wurz, лат. r;d;x, греч. rhiza, алб. rr;nj; > rr;nz;, валл. gwraidd, ирл. fr;m > fr;amh, готск. vaurts, др.-норв. urt, тохар. А > witsako, перс. > ri;e(h); и *wr;g;-yo- («рожь»): рус. рожь, лит. rugys, латыш. rudzi, др.-норв. rugr, англ. ryge > rye, греч. Rhyzi, нем. roggo > Roggen, прусск. Rugis.

Кстати, земляные или дождевые черви имеют кровь красного цвета, как у млекопитающих животных и человека, и они живут в земле, там, где располагаются корни растений, помогают им, создавая дренажные ходы, выделяя органические удобряющие вещества, поедая всякую вредную гниль. Вот почему, вероятно, земляные черви, обладающие кровью «человеческого» венозного цвета, приобрели образ живой «крови земли», стали основой (корнем) слова-понятия «чермный» (багровый, тёмно-красный, землисто красный). Вот почему карточная масть называется «черви» и имеет символический знак алого сердечка. 

Первобытные собиратели и земледельцы, как черви, копающиеся в земле, в навозе, в корнях полезных растений также стали восприниматься как простые и обычные низшие существа, но как «кровь земли», как «соль земли», потому что они копаются в ней, обильно поливая её своим потом и кровью (трудами и страданиями). Не зря на современном государственном флаге России нижняя полоса алая, красная, что означает «кровь земли», «простой народ», «тружеников», «трудящихся»… (Что означают и какой сакральный смысл имеют две другие полосы российского государственного флага – голубой и белый – и их расположение на флаге, об этом автор поведает в соответствующей публикации).

Обычное отношение человека и людей к червям хорошо передают пословицы и поговорки со словом-понятием «червь»:

Без Бога и червяк сгложет. (Русские пословицы)
В день казанской весь червец собирается под один куст (западн.). (Месяцеслов)
В новолуние сеять - червь поест. (Русские пословицы)
В тихой заводи черви заводятся. (Марийские пословицы)
В тихом омуте черви водятся. . (Веселые пословицы)
Весна и червяка живит. (Русские пословицы)
Выкапывая земляных червей, змею откопал. (Бенгальские пословицы)
Давать кошке червонцы. (Японские пословицы)
Даже лев может умереть от червяка, который в нём заведётся. (Корейские пословицы)
Дела на копейку, а разговоров на червонец. (Украинские пословицы)
Досталось червяку на веку. (Русские пословицы)
Дрова, лес, хворост рубить в полнолуние - сгниёт, червь поточит. (Суеверия - Приметы)
Если в мясе заведутся черви — его солят, а если в соли заведутся черви — что делать? (Чеченские пословицы)
Если горох сеять при северном ветре, будет жидок; при западном и юго-западном - мелок и червив. (Земледелие)
Жди сплетен там, где побывали монахи: жди червей там, где побывали мухи. (Монгольские пословицы)
Заморить червячка. (Русские поговорки)
Земляные черви выползают наружу - к ненастью. (Земледелие)
Из семян не есть ни зерна: черви заведутся. (Русские пословицы)
Каждому свой червь сердце точит. (Украинские пословицы)
Каждому червю хочется стать драконом. (Русские пословицы)
Капусты в четверг не садят, чтоб черви не поточили. (Земледелие)
Когда дерево старится, оно делается червивым. (Абазинские пословицы)
Кого змея кусала, тот и червяка боится. (Украинские пословицы)
Кошке — червонцы. (Японские пословицы)
Красивая смоква полна червей. (Зулусские пословицы)
Молоды опёнки, да черви в них. (Русские пословицы)
На заговенье не шьют - ногтоед пристанет; и в голове не ищут - черви у скотины будут. (Месяцеслов)
На одном конце червяк, на другом - дурак. (Русские пословицы)
На свежий червячок и рыбка на крючок. (Русские пословицы)
Навозный червь в мёде не нуждается. (Монгольские пословицы)
Навозный червь не любит мёда. (Монгольские пословицы)
Не выросла та яблонька, чтоб ее черви не точили. (Русские пословицы)
Не выросла та яблонька, чтоб её черви не точили. (Счастье - Удача)
Не спеши смеяться над другими - на каждом дереве есть черви, подтачивающие его. (Вьетнамские пословицы)
Не то червь, что человек ненароком съест; а то червь, что человека ест. (Русские пословицы)
Нет ли вошки, нет ли блошки - один червячок, да и тот золотой: бить или на волю пускать? (игра нянек). (Приговорки - Прибаутки)
Нетронутое червями дерево тысячу лет проживёт. (Ассирийские пословицы)
Один съел червя, а у другого колики в животе. (Вьетнамские пословицы)
Один червяк портит целую кастрюлю похлебки. (Вьетнамские пословицы)
Он и червяка не обидит и зла никому не сделает. (Бурятские пословицы)
От червей на капусте по концам гряды садить крапиву. (Земледелие)
Парень и теперь червонец стоит, а как бока намнут, то и два дадут. (Украинские пословицы)
Печная зола со страстного четверга, пятницы и субботы охраняет капусту от червя. (Месяцеслов)
Полчетверта четверика гороху, без червоточинки. (Русские пословицы)
Посев в новолуние - червям снедь.
(Источник: Пословицы и поговорки, сайт: http://uznayslovo.ru/).

Несомненно, поедая червивые фрукты, клубни, стебли, плоды, грибы и мясо, гоминиды, архантропы, питекантропы, палеоантропы, неандертальцы и кроманьонцы так или иначе поедали и червей, заражались червями-паразитами, болели и гибли от них. Самые древние случаи заражения человека паразитами отмечены в окаменелых останках человека, жившего примерно 5900 лет до н.э. на территории современного северного Чили, в нём учёные обнаружили яйца Paragonimus westermani – возбудителя парагонимоза. В Бразилии в окаменелых человеческих остатках были обнаружены яйца анкилостомы возраста 5000 лет до н.э., в Перу — яйца нематод 2330 года до н.э. Египетские мумии возраста 2000, 1250, и 1000 годов до н.э. содержали яйца солитёра и глистов.

В древнегреческих папирусных свитках «сведения о паразитах: круглые черви, Dracunculus medinensis (возбудитель дракункулёза), остриц, и некоторых солитёров неизвестных видов», датируются периодом от 3000 до 400 годов до н.э. (Здесь и далее источник данных: Википедия). Например, «папирус Эберса» описывает симптомы Анкилостомоза или «сыпи рудокопов», «земляной чесотки», «египетского хлороза», который вызывается возбудителем — паразитическими круглыми червями из рода анкилостом (Ancylostoma).

Человека заражают личинки червей, проникающие в организм сквозь кожу из окружающей среды (грунт, растения) или вместе с загрязненной едой или водой. Взрослые анкилостомы оседают преимущественно в двенадцатиперстной кишке, присасываются к слизистой оболочке, повреждают её и питаются кровью. В числе симптомов: слабость, утомляемость, анемия, нарушение функций кишечника. По утверждению Карла Циммера, червя-паразита анкилостому носит в себе 1 300 000 000 человек.

Древнеегипетский фараон Небхепетра Ментухотеп II (2056/2046 – 2005/1995 годы до н.э.) — фараон Египта из XI династии, основатель Среднего царства, вероятно, страдал от «слоновой болезни» – чрезвычайного набухания ног, груди, и гениталий, вызванных филяриями — мелкими паразитическими круглыми червями, переносчиками которых являются москиты. Также в Древнем Египте была чрезвычайно широко распространена болезнь шистосомоз, которую и за болезнь-то не принимали.

Шистосомоз (шистосоматоз, бильгарциоз) — тропическое паразитарное заболевание, вызываемое паразитами-червями «кровяными сосальщиками» (трематодами) из рода Schistosoma. Характеризуется дерматитом в период внедрения паразитов в кожу с последующим развитием лихорадки, интоксикации, уртикарной сыпи, спленомегалии, эозинофилии, поражения кишечника или мочеполовых органов («кровавая моча»).

Возбудителями болезни шистосомоз являются трематоды семейства Schistosomatidae. Кишечный шистосомоз (Schistosoma mansoni) распространён в Африке, на Ближнем Востоке, в странах Карибского бассейна, в Бразилии, Венесуэле, Суринаме; болезнь Schistosoma japonicum – в Индонезии, Китае, Филиппинах; болезнь Schistosoma mekongi – в некоторых районах Камбоджи и Лаосской Народно-Демократической Республики; болезнь Schistosoma intercalatum и связанная с ним S. Guineansis – во влажных лесных районах Центральной Африки. Мочеполовой шистосомоз (Schistosoma haematobium) распространён в Африке, на Ближнем Востоке.

Промежуточные хозяева этих червей-паразитов трематод — пресноводные брюхоногие моллюски, окончательный хозяин — человек, млекопитающие и птицы. Личинки червей трематод вырастают в пресноводных улитках определённых видов, обитающих в Африке, на Аравийском полуострове и в Южной Америке, в Китае, на Филиппинах и в Индонезии. Из моллюсков выходят свободноживущие церкарии, внедряющиеся в кожу человека, млекопитающих или птиц. Шистосоматиды, для которых окончательными хозяевами являются млекопитающие или птицы, в коже человека гибнут, вызывая наряду с первичным дерматитом системное поражение организма (церкариоз). Шистосоматиды рода Schistosoma, паразитирующие в людях, в результате активного движения и лизиса тканей проникают в сосудистое русло и мигрируют в венозные сплетения желудочно-кишечного тракта или мочевого пузыря, где самки начинают откладывать яйца.

Во всем мире инфицировано более 207 000 000 человек, а риску инфицирования в 74 эндемичных странах подвергается, по оценкам ВОЗ, 700 000 000 человек, имеющих контакт с заражённой паразитами водой во время сельскохозяйственной деятельности, домашней работы или купания. По оценке ВОЗ к 2000 году от шистосомоза ежегодно умирало до 200 000 человек. Большинство заболевающих проживает в бедных районах развивающихся стран при отсутствии доступа к безопасной питьевой воде и надлежащей санитарии.

Шистосомоз поражает в основном людей, занимающихся сельским хозяйством и рыболовством. Женщины, использующие в домашней работе заражённую паразитами воду, например для стирки белья, также подвергаются риску. Особо уязвимы перед инфекцией дети из-за их привычек, связанных с гигиеной и играми. Во многих районах инфицирована значительная часть детей школьного возраста. Передвижения беженцев и миграция населения способствуют проникновению болезни в новые районы.

Всё, что сказано здесь о современном состоянии дел с заражением червями-паразитами справедливо и для первобытных людей и времён. Более того, вероятнее всего, первобытные люди неизмеримо сильнее и больше были подвержены разным и всяким заболеваниям, потому что изначально питались всем, чем угодно, всем, что удавалось добыть и найти съедобного, занимались сыроядением, ели сырое мясо и сырые продукты. Только освоение огня первобытными людьми позволило им готовить и обеззараживать пищу на огне и таким образом защититься от отравлений и заражения червями-паразитами.

Примерно 1 500 000 лет назад гоминиды впервые перестали панически бояться природного или стихийного огня пожарищ и начали постепенно «приручать» огонь, хранить огонь в кострах, путём постоянной круглосуточной его подпитки хворостом и сохранением углей под пеплом костров. Однако «до 400 000 лет назад ни в Европе, ни в Африке, ни на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Азии нет никаких археологических свидетельств целенаправленного разведения огня, а после 400 000 лет назад такие свидетельства распространились повсеместно».

Впервые 120 000 лет назад обитатели пещер, расположенных к востоку от устья реки Класис на побережье Цицикамма в районе Гумансдорп провинции Восточный Кейп, Южная Африка обугленные частицы пищи, найденные археологами, содержали фрагменты растительной паренхимы – запасающей ткани, которая служит для отложения крахмала в клубнях, луковицах и корневищах растений. Таким образом, «анатомически современные люди подвергали термической обработке и ели растительный крахмал» (Википедия).

Антропологи давно отметили, что «зубы Homo erectus и их износ указывали на употребление такой еды, как жёсткое мясо и свежие корнеплоды», что «приготовление мяса, свидетельством чему являются обгоревшие и почерневшие кости животных, облегчает его употребление в пищу и улучшает усваивание белков, делая мясо более перевариваемым», что «количество энергии, необходимое для переваривания приготовленного мяса, ниже, чем для сырого, а приготовленный желатиновый коллаген и другие соединительные ткани способствует усваиванию углеводных молекул», что «приготовление пищи на огне также убивает болезнетворные бактерии и паразитов» (источники Википедии,
Таким образом, несомненно, не слово, а понятие «черви» было не просто знакомо, а точно известно и испытано практически всеми поколениями первобытных людей, начиная от самых древних гоминид и заканчивая современным человеком, и обоснованно находится в списке Сводеша. Вот почему даже современным маленьким детям нет особой необходимости объяснять, что такое черви, они их узнают своей генетической врождённой памятью, узнают и соответственно относятся к ним.

Автору остаётся только по традиции поведать о сакральном, тайном смысле, сути и сущности слова-понятия «червь», чтобы ещё и ещё раз дать понять, что не всё так просто и что в звучании и в звукосложении даже относительно современных слов через понятийную суть использованных звуков-букв заложены глубокие мировоззренческие смыслы. Кто-то очень мудрый и прозорливый не просто так сочинял и составлял звуки-буквы и фонемы в лексемы и слова-понятия…

Казалось бы, ну, что может быть такого мудрого в слове-понятии «червь» - безмозглая мерзкая тварь земная, скользкая мышечная кишка, глотающая землю, пропитанную гнилью и тленом; болезнетворный слепой паразит? А вот что…

ч -  проявление неизведанного в яви, красивый, рубеж, межа
е -  есть, это, связующий образ, сила
че - сила предков
р -  рецы, речь, соединение земного и небесного, вибрация
в -  ведание, понимание, ведение
ь -  богом данная жизнь 

Червь – (это) проявление неизведанного в яви, межа (граница), связующий образ силы предков (через) речь (изречение, мысль, мыслеобраз), соединение земного и небесного, вибрация (волнение, ощущение, чувство) ведания (знания) понимания (и) ведения богом данной жизни. Ведь даже жизнь ничтожного червя является творением бога, не так ли?


Рецензии