Что, когда и с кем... Владимир Чеботарёв

   С Владимиром Александровичем Чеботарёвым мы познакомились в Ялте во время международного теле-кино-форума  «Вместе». Этот необычайно скромный человек – автор 16-ти великолепных кинолент, до сих пор регулярно идущих на экранах отечественного телевидения. Достаточно назвать «Человека-амфибию» или «Батальоны просят огня». В 2005-м году мы с Верой возглавляли телестудию «Ялта ТВ», а посему принимали активное участие во всех кинофестивалях, конкурсах, форумах и прочих мероприятиях, проходящих на Южном Берегу во время курортного сезона.
   Делать передачу с Чеботарёвым выпало мне. Я взял гитару, видео-оператора, молодого парнишку, и отправился в гостиницу «Ялта - Интурист», где разместили участников теле-кино-форума. В Москве поймать кого-либо из актёров и взять у них интервью – огромная проблема. Они постоянно заняты съёмками, репетициями, телесериалами и прочей столичной суетой. В Крыму же все эти великие и знаменитые становятся обыкновенными людьми, над которыми не висит постоянная проблема заработка, жилья и пропитания. Поэтому, отоспавшись и накупавшись в море, они начинают скучать и любое предложение дать интервью принимают с восторгом, иногда даже конкурируя друг с другом в желании привлечь к себе того или иного журналиста. Это касается очень известных и популярных актёров театра и кино. Что ж тогда говорить о менее известных и, как следствие, менее востребованных артистах! Они просто ищут глазами любого представителя масс-медиа, чтобы отдаться ему со всеми своими достижениями и ожиданиями.
   Я бы не стал относить Владимира Александровича Чеботарёва к последним. Он просто очень скромный человек. Это свойственно людям необычайно талантливым и знающим себе цену. Кроме того, по словам самого Чеботарёва, его нахождение в плену во время войны, несмотря на тяжёлое ранение и побег из плена, здорово способствовало тому, чтобы его имя чрезвычайно редко упоминалось в прессе.
   Запись интервью проходила в очень свободной и задушевной обстановке, чередуясь с минутами вынужденных пауз для проветривания душной комнаты и моментами, когда я брал в руки гитару и исполнял что-то из своего репертуара, памятуя о том, что Владимир Александрович очень неравнодушен к хорошей музыке. Все его фильмы озвучивали такие знаменитые композиторы, как Андрей Петров и Вениамин Баснер. На исходе второго часа мы закончили съёмку, из материалов которой я впоследствии смонтировал несколько передач из цикла «Без суфлёра», несколько лет транслировавшегося по кабельному телевидению Ялты. Однако не все материалы вошли в эти передачи. Кое-что осталось за кадром. Наиболее интересный фрагмент рассказа Чеботарёва связан со съемками знаменитого «Дон Кихота», где Владимир Александрович был приглашён Козинцевым на должность второго режиссёра, поскольку умел руководить массовками на съёмочной площадке, а также был высочайшим профессионалом в обращении с конными упряжками «четвёрок» и «шестёрок», так как в войну командовал артиллерийским расчётом, в котором лошадиная сила была основной.
   Трагикомический случай на съёмках «Дон Кихота» тоже был связан с лошадиной темой. Несмотря на то, что практически всё было готово к началу съёмок, не хватало самого главного персонажа – Росинанта. Помощники Козинцева сбились с ног, подбирая подходящую животину, но ничего подходящего так и не смогли найти. Всех предложенных коней Козинцев забраковывал, требуя буквального сходства с описанным Сервантесом конём. Это должен был быть пожилой доходяга, но с невероятно наглой и самоуверенной мордой. И тут вмешался его величество Случай. Владимир Александрович с помощником режиссёра по каким-то делам уехал из Ялты в Симферополь и там на улице неожиданно увидел… Росинанта, запряжённого в хлебовозку. «Водитель» хлебовозки Ваня вначале не принял всерьёз предложение снимать его скотину в кино, посчитав это неуместной шуткой. «Да я его завтра собирался вести на живодёрню!» – восклицал он. -  «Кому нужно это чучело?» Но Чеботарёву с помощником удалось убедить Ивана в серьёзности их предложения, и на следующий день будущий Росинант был представлен пред очи Козинцева, а также его художественного совета, который безоговорочно утвердил будущую «звезду экрана». За несколько месяцев, в течение которых велись съёмки, Росинант раздобрел на казённых харчах, так, что ему впоследствии пришлось рисовать рёбра, которые вначале съёмочного процесса сами выпирали из-под облезшей шкуры.
   В какой-то момент съёмки могли быть просто сорваны, и фильм ожидала печальная участь, и всё, опять-таки, по вине Росинанта. Об этом Черкасов, исполнявший роль Дон Кихота, позже вспоминал в своей книге. Дело было на плато Ай-Петри, где Козинцеву удалось найти выжженные степи Валенсии. Дон Кихот, сидя верхом на Росинанте, озирал окрестности со смотровой площадки, завершавшейся двухсотметровым отвесным обрывом. Неожиданно неподалёку на плато выскочил целый табун мустангов, одичавших лошадей, расплодившихся в горном Крыму после войны. Доходяга Росинант, неожиданно для всех, вспомнил, что он – самец, в доказательство чего выставил напоказ своё мужское достоинство. Забыв про то, что он в кадре, Росинант совершил несколько высоких подскоков, каждый раз всё ближе и ближе подходя к роковому обрыву. Ещё немного – и знаменитый актёр, так и не завершив своей роли, мог сорваться в пропасть вместе с возбудившимся партнёром. На счастье, рядом оказался Владимир Александрович со товарищи, который просто повис на уздцах взбунтовавшегося Росинанта в метре от обрывистого края площадки и спас таким образом Черкасова для своих поклонников.
   Судьба подарила нам с Верой незабываемый вечер с Владимиром Александровичем у него на квартире, в Москве, куда он нас пригласил после встречи в Ялте. Готовясь к нашим посиделкам, Владимир Александрович, по его словам, «сползал» вниз в магазин и накупил всяких деликатесов, начиная с фруктов и заканчивая красной икрой. В ответ на наш «Мускат белый Красного камня» он выставил бутылку «Посольской» водки. Выпив рюмочку «Муската» и сказав, мол, «ничего, сладенькая», он, тем не менее, предпочёл привычную для русского сердца водочку. Мы с Верой слегка забеспокоились, не повлияет ли роковым образом 40-градусный напиток на 80-летнего режиссёра. Куда там! Чёткость мысли, феноменальная память, лёгкий юмор – стали уроком для нас, молодых. Лицо Владимира Александровича слегка раскраснелось, но в остальном он до позднего вечера оставался  обаятельным, интересным и красноречивым собеседником. В этом возрасте, к сожалению, многие люди невероятно одиноки, несмотря на наличие детей и внуков. Не исключением стал и наш герой. Но перед уходом в мир иной судьба сделала Чеботарёву грандиозный подарок. Мы с Верой оказались свидетелями этого события, поскольку побывали  в гостях у Чеботарёва буквально за несколько дней до того.
   А началось всё ещё во время войны.  Молодым лейтенантом артиллеристом Чеботарёв отражал нападение фашистской Германии на территории Украины. Недолго пришлось повоевать молодому лейтенанту – он был тяжело ранен в ногу и попал в плен. Осколок зацепил нерв, что вызывало нестерпимую боль, особенно при ходьбе. Но, тем не менее, Владимир отважился на побег. Вместе с приятелем ему удалось добраться до одинокого хутора, где их приютили на ночлег. На следующий день беглецы отправились дальше на восток, к линии фронта, но адская боль в ноге заставила Владимира вернуться в хутор. Его же товарищ  продолжил путь один. У хозяина хутора была дочь, которая стала ухаживать за раненым. Постепенно дело пошло на поправку. Возникла и взаимная симпатия между молодыми людьми. Не вдаваясь в подробности, скажу, что история получила продолжение, и когда молодой лейтенант, подлечившись, продолжил свой путь к линии фронта, он клятвенно пообещал после войны, если останется жив, найти свою спасительницу. Война окончилась. Лейтенант Чеботарёв остался жив и решил выполнить свою клятву. Он отправился на Украину и отыскал хутор, в котором жила его возлюбленная, но, к сожалению, самой девушки там уже не было. Как выяснится много лет спустя, она уехала на Северный Кавказ, где с дочкой, родившейся после той памятной встречи, прожила до конца своих дней. Причём, она знала, что её возлюбленный стал знаменитым режиссёром, но так и не решилась напомнить о себе. А жаль! Возможно, и у неё, и у Владимира Александровича жизнь сложилась бы иначе, ведь он всё время помнил её и пытался найти.
   И вот через некоторое время после нашей встречи в Москве мы позвонили Владимиру Александровичу справиться о его самочувствии и планах. В трубке раздался радостный голос Чеботарёва. Оказалось, что журналистам одной из телепередач удалось разыскать дочку и внуков Владимира Александровича. В стиле детективного жанра Чеботарёву до последнего мгновения не сообщали об этом, просто пригласив на передачу. Когда же в студию вошли дочь и внуки прославленного режиссёра, о которых он даже не подозревал, эффект был потрясающий. Было много возгласов, объятий и слёз счастья.
   К сожалению, буквально через полгода автора фильма «Человек Амфибия» не стало. Но мы уверены, что он ушёл в мир иной счастливым, с достоинством пройдя свой жизненный путь.
                7.06.2013


Рецензии
С огромным интересом прочитал историю об интересном и уважаемом Человеке! Спасибо за память!

Столбов Сергей 2   11.03.2023 15:21     Заявить о нарушении