ХР Смысл и значение понятия дерево 1 Древо

ХР. 2.7.83.63. Смысл и значение понятия «дерево». Часть 1. Древо.
 
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.2. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «дерево». Часть 1. Древо.

Иллюстрация из открытой сети Интернет: Северная Африка. Допотопная Сахара (современный Алжир). Примерно 7000-5000 лет до н.э. Одно из древнейших наскальных изображений дерева (финиковой пальмы?). Изображение дерева было с сюжетом, но, увы, неразборчивым. 


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «дерево». Часть 1. Древо. 46 000 до н.э.

51. дерево (растение с твёрдым стволом и ветвями)

Несомненно, понятие «дерево», как непосредственного места обитания, знакомо самым древним человекообразным обезьянам и человекоподобным приматам без каких-либо объяснений, толкований и наименований, потому что дерево, деревья были их безопасной средой обитания, жизни и жизнедеятельности.

Вероятнее всего осмысленное, осознанное и сознательное, то есть общее впечатление, ощущение и понимание дерева, как некоего объекта с твёрдым стволом, ветвями, листьями, цветами и плодами естественно сформировалось у первых гоминид, архантропов, питекантропов и палеоантропов, когда они спустились с деревьев и начали постоянно или преимущественно обитать на поверхности земли. Они увидели и восприняли деревья со стороны, оценили их значимость, когда со всех ног бежали к ним и карабкались по стволу наверх, в спасительную гущу ветвей.

Как писал великий русский поэт Сергей Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье»
(Источник: «Письмо к женщине».1924 г., «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995).

Первыми какое-то наименование понятию «дерево», вероятно, дали палеоантропы, когда взяли в руки в качестве орудия труда, охоты и боя ветку дерева, палку, палку-копалку, палку-шест, палку-палицу, палку-дубинку. Несомненно, название и наименование понятия «дерево», «деревянный», «деревянная» имели неандертальцы и кроманьонцы в данное время (50 000 – 40 000 лет назад). Как звучало наименование понятия «дерево», неизвестно. Зато известно, из каких понятий могло возникнуть наименование, слово-понятие «дерево».

Несомненно, первым впечатлением, из которого возникли звукосочетания, обозначающие понятие «дерево», был внешний вид деревьев – твёрдый ствол дерева, ветвистая крона, листва, высота и обширность дерева. Вторым впечатлением, породившим понятие «дерево», возможно, были ветки, как ветви растущего дерева, так и ветки, упавшие с дерева. Особенно значимыми ветки деревьев стали во времена освоения первобытными людьми огня, так как ветки деревьев были необходимы для поддержания огня в кострах и очагах.

Несомненно, ветки деревьев были крайне необходимы для изготовления деревянных орудий труда, охоты и боя. Подобрать с земли подходящие ветки возможно, но лучше всего использовать свежую древесину, выпрямить её, пока она ещё гибкая, обработать острыми краями сколов каменных орудий и высушить (закалить) в дыму и жаре костра. Поэтому ветки деревьев и стволы тонких деревьев нужно было сломить, отодрать от основного ствола дерева.

Кроме этого, важным элементом первобытной деревянной индустрии была древесная кора, которую также надо было отодрать от ствола дерева. Путём возгонки коры в жаре подземного костра неандертальцы и кроманьонцы получали крепкую и клейкую древесную смолу, которой крепили к деревянным топорищам-рукояткам каменные тонкие сколы, рубила и топоры. При этом в качестве связующего средства они использовали лыко – внутреннюю часть коры молодых лиственных деревьев (преимущественно липы); кусок, полоса такой коры, используемая для изготовления верёвок, корзин, плетения рогож и т.п.; луб (Источник: Энциклопедический словарь).

В любом случае с понятием «дерево» связано понятие «драть», «отдирать», «отрывать», «отламывать», «ломать». Причём, сломать можно относительно сухую, высушенную древесину (ветку, ствол), а вот сырую ветку можно только отодрать, оторвать, отделить рывком или «измочалив» длительным силовым воздействием. Таким образом, в слове-понятии «дерево» корневыми и начальными звуками-буквами стали «д» и «р».

Древность и изначальность знаковых звуков «д» и «р» несомненно, так как они используются в инстинктивных фонемах-возгласах «Да!» и «Р-р-р!» (имитации рыка, рычания). Кстати, рявкать, издавать рык, рычать – это одно из древнейших звуковых команд-сигналов, универсальный как для животных, так и для людей. Поэтому команда первобытного вожака: «Давай! Рви!» для краткости могла сократиться до команды-сигнала: «Дри!» или «Дери!» («Дери его!», «Держи его!», «Чёрт подери!», «Драпаем!»), а также войти в слова-лексемы-выражения-понятия типа: «Чего тут ждать? Драть надо!» или «А чё тут думать? Трясти надо!» (обратите внимание на созвучие в словах – «тр» и «др»).

Древнее первобытное корневое звукосочетание «др» в понятии «дерево» (деревянное, деревянный) сохранилось в русском слове «дрова». Другие слова-понятия русского языка, начинающиеся на древний корень «др» (список очищен от явно современных слов-понятий):
• древний
• дракон
• драться
• драка
• древность
• дремать
• дразнить
• древнейший
• древесный
• драконий
• древо
• древко
• древесина
• драть
• дремучий
• драный
• дремота
• дремлющий
• дракончик
• дриада
• дражайший
• дребезжащий
• дремавший
• дразнящий
• дребезжать
• дробить
• дребедень
• драчун
• драить
• драпать
• дремотный
• дребезжание
• драконов
• дранка
• драчливый
• дразниться
• драконовский
• дребезг
• древовидный
• драчка
• дразняще
• дравшийся
• дратва
• драконоборец
• дразнилка
• древоточец
• дреколье
• дремотно
• дремучесть
• древле
• драчливость
• драник
• дразнивший
• дрань
• дресва
• дробило
• древолаз
• драньё
• дрематься
• дробильный
• драчунья
• драница
• драконник
• драпающий
• дребезжавший
• драночный
• драчёна
• дристун
• дробивший
• древостой
• дрисня
• древогрыз
• драивший
• дреколья
• дробившийся
• дравший
• дробимый
• дробильщик
• дразнящийся
• драпавший
• древесница
• древогубец
• дразнимый
• дробительный
• древовал

Среди этих слов есть одно изначально относящееся к конкретно понятию «дерево» - это слово «древо». Вероятнее всего, оно и было начальным наименованием деревьев.

Состав слова «древо»: корень [древ] + окончание [о]. Основа слова: древ. Варианты разбора слова «древо»: имя существительное: неодушевлённое, средний род единственное число, винительный падеж
имя существительное: неодушевлённое, средний род единственное число, именительный падеж.
Фонетический разбор слова древо: Ударение, транскрипция: дре;во;[др'эва]. В слове «древо»: слогов—2 (дре-во), букв—5, звуков—5. Возможные переносы: древо при переносе не разделяется.

Разбор по буквам:
д: [д]: согласный, парный звонкий, парный твёрдый
р: [р']: согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
е: [э]: гласный
в: [в]: согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый
о: [а]: гласный.

Значение слова «древо» по словарю Ушакова:
Древо, древа, мн. древеса, древес и древа, древ (церк.-книжн., поэт. устар.) – дерево. «И ветер, лаская листочки древес, тебя (тучу) с успокоенных гонит небес». А.С. Пушкин.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания со словом «древо»:
древо поэзии,
древо познания,
древо познания добра и зла,
новое древо,
великое древо,
древо родственное,
генеалогическое древо.
«Древо познания — это древо смерти» (Бенджамин Дизраэли).

Этимология слова «древо»:

От праслав. *dervo «дерево», от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. др;во (род. п. др;весе и др;ва; др.-греч. ;;;;;, ;;;;;;;), русск., укр. де;рево, сербохорв. дри;jево, словенск. drev;, drev;;sa, чешск. d;evo, словацк. drevo, польск. drzewo, в.-луж. drjewo, н.-луж. drjowo. Родственно лит. derv; «сосна», вин. der;va; с другим вокализмом: darva «смола», латышск. darva «смола», англос. teru «смола», греч. ;;;; «дерево, брус, копьё», ;;;; «дерево (растение), дуб», др.-инд. d;ru, dru- «дерево (материал)», авест. dauru, -dru- «дерево», ирл. derucc «жёлудь», галльск. dervo — в местн. н. Dervus «дубовый лес». Сюда же готск. triu, англ. tree «дерево», хеттск. taru — то же. (Использованы данные словаря М. Фасмера, сайт: https://ru.wiktionary.org/wiki/древо).

Кстати, считается, что греческое слово ;;;;;;; – «дерево, растение, фруктовое дерево» - происходит от праиндоевр. *drew- «дерево» (ср.: русск. дерево, лит. derva «смола», латышск. dreve «борть», готск. triu «палка», нем. Teer «смола», англ. tree «дерево», др.-сканд. tr; «дерево», др.-греч. ;;;; «дерево», алб. dru «дерево», авестийск. d;uru «бревно», санскр. ;;;;;; (druma;) «дерево»).

Произношение слова «;;;;;;;»:
МФА: [d;n.dron] ; [;;en.;ron] ; [;;e.dron]
Аттическое произношение: [d;n.dron]
Египетское произношение: [;d;n.dron]
Койне: [;;en.;ron]
Византийское произношение: [;;en.;ron]
Константинопольское произношение: [;;e.dron].

Отсюда «дендрология» (от др.-греч. ;;;;;;; «дерево» + ;;;;; «учение») — раздел ботаники, предметом изучения которого являются древесные растения: помимо деревьев, это также кустарники, полукустарники, кустарнички, древовидные лианы, а также стелющиеся древесные растения (стланики) и подушкообразные растения. (Источники: Викисловарь, Википедия).

Таким образом, понятие «дерево», скорее всего, изначально воспринималось и обозначалось корневым звукосочетанием «др» и словом «древо», а уж потом «дерево». Почему? Потому что это понятие возникло из технологии обработки древесины каменными орудиями труда в древнекаменном веке, то есть в раннем палеолите – в период истории человечества, «начавшимся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis» (2 600 000 – 1 500 000 лет назад).

Во второй части данной главы «Обработка дерева» автор поведает о неизбежном «технологическом» происхождении понятий «обдирать», «дробить», «драть», «драться», «драньё», «дранка» и т.д., а пока раскроет сакральный смысл, суть и сущность слова-понятия «древо».

д -  добро, всё сущее
р -  рецы, речь, соединение земного и небесного, вибрация
е -  есть, это, связующий образ, сила
ре -  реконструкция, возврат
в -  ведание, понимание, ведение
о -  он, оболочка, основа

Древо – всё сущее добро, соединённое речью (мыслью, мыслеобразом) земное и небесное, есть (это) связующий образ, сила, возвращённая основа (оболочка, он, оно) – ведание, понимание (и) ведение (ведическое знание). Древо – это основа познания добра и зла, жизненного опыта, ведических, то есть экспериментальных знаний, основа донаучного естествознания.

Казалось бы, что камень, каменное сырьё и каменные орудия труда должны были быть первыми основными ведическими средствами и элементами «Древа познания добра и зла», то есть системы первобытного опытного и предметного мировосприятия, но нет, первой основой было дерево. Дерево было средой обитания гоминид, а древесина была сырьём первых орудий труда, собирательства, охоты, самозащиты и боя.

Дерево, как мощное растение с твёрдым надёжным стволом и ветками, с питательными листьями и плодами для предков гоминид и архантропов было домом, кормовой базой, средой обитания, безопасным местожительством, то есть, практически, всем. Вот почему эйдетическая генетическая память предков человечества (человечеств) инстинктивно сформировала глубокий первобытный мировоззренческий образ дерева как «Древа жизни», «Мирового дерева», «Древа познания добра и зла» или «всего сущего (существующего) добра для человека».

И вы знаете!? Эти предки гоминидов, архантропов, питекантропов, палеоантропов, неандертальцев и кроманьонцев далёкого прошлого были правы! Деревья, древесная растительность – это неотъемлемая часть земной экосистемы, без которых живая природа, животные и человечество просто не могут существовать. Автор очень надеется, что эта аксиома о ценности деревьев известна всем и каждому без объяснений, толкований и доказательств…


Рецензии