На рассказ Галины Щекиной Ложка водки

Рассказ Галины Щекиной “Ложка водки” представляет собой текстовую зарисовку житейского случая.
Сюжет довольно прост. Семья оказывается в сосновом бору в палатке, без удобств рядом с турбазой, на которую их не пустили.

Обязанности в семье очень четко разделены. Мать  готовит, отец добывает ресурсы, дети просто бегают по округе.
Героиня переживает новые для себя обстоятельства - из её теплого мирка она попала в чуждую обстановку. Здесь уже появляются вопросы. Старшая дочка уже в шестом классе, соответственно пара вместе довольно долгое время. Муж любитель выездов на природу, молодость провел в палатках у костра. Почему же только теперь он разделил это со своей женой? Неужели до этого эпизода их семья никогда никогда не выезжала за город? С таким отцом они должны практиковать такое каждое лето.
В сосновом бору мировоззрение Павлины проверяется на прочность. Она учится действовать в новых для нее обстоятельствах. Она переживает, злится, с завистью думает о турбазе, находящейся рядом, но делает все, что может делать в новой для неё реальности.

Но во всех её внутренних переживаниях она остается одна. Муж безучастен, дети тем более. Павлинка варится сама в себе, как маслята в закопчённой кастрюле. Когда дети принесли грибы, муж говорит: мы пойдем гулять далеко, а мама будет суп готовить. То есть Арий даже не пытается отвлечь жену от кастрюль, показать ей красоту окрестных мест. Будто вся её миссия здесь - это готовка и мытье плошек.

Отношения в паре отстранённые. Нет общих тем для разговоров, нет семейных традиций. Создается впечатление, что все эти люди увидели друг друга впервые. Разговаривают они как чужие. Во взаимоотношениях всех членов семьи нет телесности. Мать ни разу не касается детей. Дети не прикасаются к родителям, только однажду дочь потянула отца за джинсы. Я плохо себе могу представить как шестиклашка тянет взрослого человека за штанину. Она могла потянут его за руку, хлопнуть по плечу, но этим персонажам будто запрещено трогать друг друга. Они существуют в каком-то вакууме. Все диалоги пустые, ничего не значат. На отношения внутри семьи они никак не влияют, переживания главной героини никак не облегчают. Просто дежурные холодные фразы.

Все трансформации главной героини происходят просто так. Вот она ложится спать со страхом улицы, мышей и волков, но в спустя строку, ей уже нравится просыпаться под пение птиц.
Всюду звучат слова автора: “всюду сверкало благолепие”, “Павлина поняла- она в центре мира”, “это же так согревало”, “Ей надо расти”, “переживая свой первый реальный рассвет”.
За этими словами я не вижу чувств и эмоций самой главной героини. От этого не верится в её изменения.

Как противоположность островку семейной идиллии показана турбаза. Там и люди грубые, и музыка попса, и неаккуратность в отношении окружающей природы.
Очень много внимания уделяется одежде. Одеждой даже противопоставляются контингент базы и семья в ёлках. Одежда центральных персонажей простенькая, самошитая, из секонда (по секонду тоже вопрос. Уж больно это слово не вписывается во временные реалии происходящего. Как и быстрая лапша), а у контингента джинсовые костюмы, блестящие купальники. И снова вопрос: какая же там всё-таки погода? Кто-то ходит в кофтах, кто-то полураздетый.

Места вокруг красивые. Холмы, водоем, монастырь. Тут можно гулять целыми днями, купаться, загорать. И почему эта странная семья сидит целый день в своих ёлках, а к монастырю ходит лишь за провизией. Хотя логичнее было бы весь день тусить около водички, а спать и есть уходить в своё обиталище.

В тексте есть вставки, выпирающие из контекста происходящего - это вещание радио “Свобода”. Это радио сопровождает героев практически в каждой сцене. Мне видится это радио как метафора обретенной свободы действий в непривычных обстоятельствах.

В первой сцене радио говорит что-то о лагерях и Солженицыне, потом зачем-то идёт с персонажами к монастырю и вещает о Рубцове.

В сцене, где идет повествование о Солженицыне, радио фонит читателю о праведниках, о художественном осмыслении жизни. Скорее всего это некая аллюзия на происходящее внутри рассказа. Как подводочка к тому, что на таких вот простых семьях и держится весь этот хлипкий мир.
В переходе от сцены в дороге к сцене в палатках радио говорит о Рубцове. Тут появляется мысль о том, что народ обеспечивает призвание, а не критики, что чем ближе поэт к описанию реальной жизни простых людей - тем любимее он становится.

Роль этих вставок мне видится в том, чтобы показать контраст между жителями базы и нашими палаточниками. На базе люди слушают Диму Маликова, а семья слушает радио Свобода. Дима Маликов поет какую-то банальщину о любви, а Свобода вещает умные рецензии на литературные произведения. Но все равно все эти люди пытаются заглушить звуки природы какими-то шумами. Будто им некомфортно пребывать в компании друг друга, и задний шумовой фон нужен для того, чтобы создавать темы для разговоров. Что опять же показывает отдалённость членов семьи друг от друга. Ведь на природе можно наконец-то отдохнуть от всего и просто пообщаться, побыть в тишине. Арий настолько не выносит присутствия других, что даже в магазин тащит с собой радио и включает его по дороге.

Арий вообще показан каким-то святым. Он спокоен, вдумчив, принимающ. Он заботится о детях, создает удобную для всех среду, уверен в себе, ему всюду здесь дорога и все ему рады.
Именно поэтому и не верится в то, что этот человек среди пирожных и сыров тратит деньги на водку. Зачем же она ему? Это нелогично.

Последняя сцена ставит все на свои места. Семья потравилась не понятно чем. То ли грибами, то ли эклерами. Но! Как в тему оказалась под рукой купленная водочка. Арий молодец. Арий всех вылечил.

Весь рассказ был затеян ради того, чтобы в конце показать как взрослые лечат детей водкой.
С самого начала герои продвигались к той самой ложке.
В бору возник монастырь, у  монастыря возник большой водоем, на водоем приплыл огромный пароход с буфетом, и там наконец-то встретились герои и бутылка водки. Зачем Арий среди обычных продуктов для жизни купил бутылку водки? Семья у них не пьющая, алкоголем никто из взрослых не балуется. Водка была куплена Арием только ради последней сцены, потому что Арий точно знал, что ему нужно будет делать.
Покупка бутылки нелогична совсем.
 
Водка здесь не сыграла так сильно как могла бы. Это не заряженное ружьё, а специально купленное.
Вот если бы эта водка попала к героям случайно, была найдена, выиграна, отдана пастухом знакомым вместо грибов, если бы она через неприятие была допущена в их семью, то в последней сцене она выстрелила бы куда надо. Какая бы сильная сцена могла получится когда трезвенники по убеждениям вынуждены переломить себя и влить алкоголь в свои тела и тела своих детей. А тут эмоциональная составляющая последней сцены тупо слита. Сходили, купили, выпили. Никаких тебе высокоинтеллектуальных страданий, все как так и надо.

Резюмирую.

Рассказ Галины Щекиной “Ложка водки” красиво сделан в плане языка, описаний, метафор, но сильно провисает в раскрытии персонажей. Он интересен своей структурой и разнообразием локаций. Мне понравились вставки радио. Но местами и они утомляли.

Если определить как цель этого рассказа показать ценности семьи, то тут их совсем нет. Все персонажи живут только в себе. Нет теплоты отношений между людьми. Нет общности интересов. Нет тяги друг к другу. В этой вылазке на природу нет того, что сплачивает эту семью. Нет цели путешествия. Персонажи барахтаются в вакууме. Им не за что зацепиться. Их друг к другу не магнитит. В одной лишь фразе женщины  с турбазы “Не ходи к бомжам!” показано больше семейных ценностей, чем во всех пустословных диалогах рассматриваемой семьи.

Если целью рассказа было показать как женщина адаптируется к непривычным для неё условиям, то и тут есть провисания. Да. В самом начале мы видим Павлину борющейся с окружающей действительностью, а в конце она улыбаясь встречает рассвет. Но. Все её изменения мы узнаем из авторской речи, а не из самой героини. Они не вербализируются, не проживаются ею, а просто констатируются автором.

Если целью было показать контраст мира простых семей и мира семей с парохода, то не хватило конфликта мировоззрений или слома этих мировоззрений. В рассказе нет адекватных коммуникаций между этими мирами.

На мой взгляд, рассказ слабоват. В него бы досыпать крепких конфликтов, повесить заряженное ружьё в виде водки, да арку главной героини прописать подробнее и красочнее. Был бы восторг!


Рецензии
Ире Гриорьевой все в расказе чуждо и ошно. Но это можно скзать граздо короче. А радио Свобода - это просто ноовое знание, но оно же не дается насильно. Кому тошно, тот пройдет мимо. Прсонажи рассказа инакомыслящие. Они и не могут всем нраиться.

Галина Щекина   20.10.2021 15:46     Заявить о нарушении
Может, Ира и права? Это точка зрения нового поколения, не заставшего "перестройки". Почему-то я с ней солидарна, может, потому, что автор не соблюдает временной субординации?

Нина Писарчик   20.10.2021 20:13   Заявить о нарушении
Отличная рецензия у Иры Григорьевой. Настоящая творческая работа. А идея о том, что бутылка водки могла бы достаться из рук местного пастуха - вообще гениальна! Он и грибами и водкой Ария снабжает. Кстати, он, пастух, и мог бы ее найти где-то на поскотине, кто-то потерял в коровьих лепешках. Тогда бы и заиграла мощная метафора - зараза идет от буфетов цивилизации, а оздоровление - из исконной русской почвы!

Фаустов   21.10.2021 09:33   Заявить о нарушении
Галина Александровна, ну где Вы увидели, что мне чуждо и тошно? Я рассказ, наверное, раз 10 прочитала. Герои мне уже как родные стали)))
А если эти замечательные люди инакомыслящие, то тогда в чем их инакомыслие проявляется? В воспитании детей? В организации своего отдыха? В коммуникации с окружающими людьми и миром?
То, что они слушают радио с новым знанием не делает их инакомыслящими, потому что я как читатель не вижу тех, кому противопоставлены взгляды и вкусы "лесной семьи".
У рассказа нет крепкого фундамента, поэтому он хлипкий и при первом же вопросе, заданном любому персонажу, он разваливается.
Я не увидела даже цели этой поездки. Зачем это семейство отправилось в сосны? Что они все там делают? Показывают свою инаковость? Кому?

Ира Григорьева   21.10.2021 17:31   Заявить о нарушении