Глава 2. Отметки

ГЛАВА 2. ОТМЕТКИ.

Впервые за неделю нашла время, чтобы сесть и писать... Я перестала поздравлять друзей с днём рождения, перестала писать истории, перестала отвечать на письма... Иногда думаю, что времени не хватает вообще ни на что. В четверг пришла домой, легла в кресло и смотрела мелодрамы одну за другой. Не так: одну хуже другой. И, не поверите, была счастлива. Только вечером села за уроки.

Пишу и думаю: откуда такая усталость в сентябре? Тяжело въезжать? Всем тяжело. Говорю с коллегами - все устали. Я понимаю: откроется второе дыхание, готовим премьеру, на носу День учителя, Родительские собрания, новый класс, много часов... Что со мной не так? Тридцать третий сентябрь, но чем дальше, тем труднее.

Нет, милые, я не ною. Но иногда так хочется, чтобы кто-то сказал, гладя по голове, как в детстве: "Ничего, девочка, соберись! Всё у тебя получится..."
Иногда, когда я попадаю в трудные ситуации и не знаю, как поступить, моя Ирочка Алексеенко мне говорит: "Почитай себя..."
Открываю свои дневники, натыкаюсь на очень разумные вещи, читаю и не верю, что я это писала... Странно. Казалось бы: повторяй, Леонидовна, свои подвиги, действуй по своим же инструкциям, но не получается. Каждый случай индивидуален. Нет повторов в нашей профессии.

На мой взгляд, самым сложным видом деятельности учителя является работа с родителями. К этому выводу я пришла не так давно. Лет пять назад. И раньше было непросто, но раньше дети были другие и достаточно было найти общий язык с детьми - родители принимали тебя. Сейчас что-то изменилось. Возможно, в условиях рыночной экономики, родители считают, что они имеют право требовать от учителя полной самоотдачи и не только. Самым главным требованием современных родителей является ВЫСОКАЯ ОТМЕТКА. Заметьте, я отдаю себе отчёт, когда говорю о том, что это требование предъявляется к учителю. И в зависимости от этой проклятой отметки ты либо хороший учитель, либо плохой.
Хотите примеры? Их есть у меня.

Сразу хочу сказать, что у меня в этом году почти 120 учеников. В моём классе, такие слёзы очень и очень редки. Слышат меня родители! Стараются услышать. Не 100%, но слышат.
Итак, написали самостоятельную работу. Отметки так себе. Есть высокие, но их, как правило, мало.

ИСТОРИЯ 1. Подходит мальчишка. Умный, хороший, в глазах слёзы.
"Майя Леонидовна, можно переписать?
Ненавижу переписывания... Кто даёт нам переписывать жизнь? Кто даст детям переписать государственные тесты и экзамены? А ребята очень быстро привыкают к этим переписываниям. Нужно найти время, как правило, это восьмой урок, а у детей разные кружки, школы и репетиции.
"Почему ты хочешь переписать?"
"Мама сказала, что если я получу ниже семёрки, она меня накажет..."

Милые мамы! Обращаюсь к вам вот уже в который раз. Такими заявлениями вы ставите нас, учителей, в жуткое положение. Как ни крути, виноваты мы, учителя: "плохо объяснили, недоработали, недоделали, недо..." К огромному сожалению, учитель не может дать детям свою голову. Знания передать - это да. Но все ли готовы принять эти знания?
Представьте себе, с чем идёт парень на эту самостоятельную работу: он боится! В голове его не знания, не формулы, а обыкновенный страх: он обязан угодить маме. Иначе мама не сможет им гордиться. А это так важно для детей! Этот страх парализует душу, мозг, ребёнок способен мыслить только об одном: "Меня накажут..."
"Хочешь, я поставлю тебе "10"? Просто так, даром, чтобы тебя не наказали?" Спрашиваю, а у самой чешутся руки набрать номер и сказать: МАМЫ! У ВАС ЗДОРОВЫЙ, НОРМАЛЬНЫЙ, КРАСИВЫЙ И УМНЫЙ РЕБЁНОК!!! НЕ СХОДИТЕ С УМА! Не третируйте за отметку ваше солнышко, не отравляйте ему и себе жизнь, пожалуйста!"
Не звоню. Даю возможность переписать... Понимаю, что отметка не стоит ни одной слезинки ребёнка.

ИСТОРИЯ 2.
 Парень получил "2". Так бывает иногда.
"Майя Леонидовна, мама изобьёт меня... И обматерит... Можно переписать?"
"Можно, конечно. Приходи!"
Приходит, сидит, мучается, ни одной задачи решить не может. Чуть не плачет.
Подсаживаюсь, помогаю, практически решаем вместе. Отметку ставить не за что. Ну не помещаются формулы в голове мальчишки. Я разрешаю пользоваться всем: подставить не может...
А в голове у меня одно: "Изобьёт, изобьёт..." Ставлю "6".
"Хватит?"
"Нет..."
Ставлю "7".
"А сейчас?"
"Спасибо..."
Уходит понурый, ему стыдно-престыдно. Мы оба понимаем, что семёрка - это плата маме за не избиение собственного ребёнка.

ИСТОРИЯ 3.
 Девочка получила "8". Плачет.
"Можно переписать?"
"Зачем? "8" - это хорошая отметка!"
"Мама сказала, что праздновать день рождения не будет, если получу ниже "9-ки"... А я так ждала! Я весь год ждала!.."
Сажаю переписывать. Отметка "7". Рыдает навзрыд. А мне хочется убить маму... И где моя гуманная педагогика в таком случае?
Знаете, друзья мои, я попросила детей написать мне темы, о которых они хотят со мной поговорить. "Возможно, сказала я, у вас есть проблемы, о которых вы хотели бы поговорить, но не можете озвучить. Подписывать фамилии не нужно. Просто дайте мне темы."
Пятеро детей из 25 написали, что хотели бы, чтобы я поговорила с родителями о наказаниях за плохие отметки.

У меня в классе самые замечательные родители - это мне Господь сделал такой подарок на старости лет. Мы можем говорить обо всём. И говорим. Но, видимо, желание видеть ребёнка-отличника у некоторых мам и пап затмевает остальные желания. Любой ценой...
Поймите, что отметка "для мамы" - это самая низкая мотивация для ребёнка познать предмет. Уходит что-то очень важное в образовании.
А как я же счастлива видеть детей, которые знают, что да, мамы не будут счастливы от "6"-ки, но и наказывать не будут, а сделают всё возможное и невозможное, чтобы ребёнок был счастлив и спокоен...

Мы с Женей не ругали детей за отметки никогда. Ира с Андреем Алексеенки не ругали своих детей за отметки никогда. Это не значит, что мы не хотели этих хороших отметок. Это значит, что мы делали всё, чтобы повысить эти отметки: садились сами, нанимали репетиторов (куда без них?), учили вместе стихи, рисовали картины, вырезали, пришивали, делали всё, что в наших силах. И если мы видели, что дети наши стараются, но никак - кого ругать? Себя, за то, что мы их ТАКИМИ родили? Бабушек или дедушек? Всевышнего, за то, что ума недодал? И заметьте, у нас все дети получили высшее образование! Я эти не хвалюсь, просто излагаю как данность: можно и без страха, и без битья...

Простите меня за резкость, друзья. Терпела две недели. Начались отметки - каждый день истерики. Больно смотреть на детские слёзы. Но не я придумала отметки и я не в силах их отменить.
Ещё раз приведу цитату Любавичского Ребе, которая является моей "настольной" вот уже много-много лет. Прочитала, когда не знала что делать с Данькой, для которого школа стала ужасом... Прочитайте и подумайте "Какое счастье, что у меня здоровый ребёнок! Какое счастье, что он у меня вообще есть! .."

"Иногда вы не знаете, как поступить, - приласкать ребёнка или наказать его. Наказывая ребёнка, когда он нуждается в ласке, вы допускаете серьёзную ошибку. Если же вы приласкаете его, в то время, как он заслуживает наказания, то совершаете дополнительную заповедь Всевышнего."

Продолжение: http://proza.ru/2021/09/24/1817


Рецензии