О мудрой алектике и мудрёной диалектике

«Философия»  буквально переводится как любовь к мудрости, а не к мудрствованию.  Мудрствование – это от лукавого; а мудрость – это краткий поучительный  вывод из конкретного наблюдения или личного опыта, а также кратко сформулированная закономерность совокупного опыта, имеющего общую причинность. Если простые выводы, сформулированные кем-то, полезны всем, то есть мудры, – значит, в них есть «научительность». "Его пример - другим наука" (Пушкин). Отсюда: наука – это сборник мудростей и логичная совокупность осмысленного опыта; а любовь к мудрости, то есть философия, – наука наук и наш пушкинский "просвещенья дух". И в своём идеале наука - это простая и логичная совокупность всего накопленного опыта и всех явлений. К этому мы и стремимся, даже часто того не осознавая.

Понимание не может быть сложным. "Если ты не можешь объяснить что-либо просто - значит, ты сам этого не понимаешь" (Эйнштейн)... или говоришь о том, чего нет. Поэтому в незапамятные времена наука ничем не отличалась от мудрости, например: «Какое семя – такое и племя»; «Что посеешь – то и пожнёшь». Руководствуясь подобными простыми знаниями, древние люди вывели сотни пород домашних животных и множество сортов культурных растений. Более того, знание принципа «Какое семя – такое и племя» или интуитивное следование ему позволило женщинам и мужчинам, делая свой брачный (или выбраковочный) выбор, вывести породы современных людей. Так что, это не Бог создал человека по подобию своему, а человек создал человека по образу своему, то есть руководствуясь своими критериями красоты, доброты и приспособленности к жизни. Тот, кто говорит, что человека из обезьяны сделал труд, тоже по-своему прав, ведь лентяев никто не любит...

Естественный или обычный (обыденный и простой) тип мышления и способ познания, в котором наблюдение, опыт и эксперимент следуют впереди их осмысления и логичного обобщения, называется "алектикой".  Алектика – это искусство (или умение) логичных обобщений и способ познания мира через наблюдательность, опыт и эксперимент путём поиска в нём истинной простоты. То есть, алектикой признаётся только эмпирический ("эмпирия" - опыт) путь познания мира. "Опыт - основа познания"; "Без опыта нет познания"; "Подсказки для ответов на все вопросы следует искать в природе и в лабораториях, а не в научных текстах" (Галилей)... и не в своих головах. И, конечно же, алектика – это наука отличать истину от лжи способом простых сопоставлений. При этом "Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна" (Лев Толстой).

Никаких идеологических предназначений у этой познавательной и полезной науки нет. Однако алектика косвенно утверждает: дескать, умных учёных не бывает; мол, умными и разумными бывают только опыт и эксперимент. А это нравится не всем. Тот, кто причисляет себя к некой интеллектуальной прослойке между Небом и Землёй, всегда будет противником этой науки и простого понимания чего бы то ни было. Да и философия гениев, то есть алектика, ему ни к чему.

Извращённый или заумный тип мышления (мудрствование или софистика) и тупиковый путь познания, в котором идея, гипотеза и "мысленный эксперимент" следуют впереди, а опыты и эксперименты игнорируются или отвергаются, называется идеализмом и волюнтаризмом. Закон "отрицания отрицания" можно сформулировать и так: "Если факт противоречит моей теории, тем хуже для факта" (Гегель); "Говорите, что эксперимент не соответствует теории?.. Тем хуже для эксперимента" (Эйнштейн). Там, где есть отвергнутый наукой "парадоксальный" опыт, всегда есть никому не понятная научность и ложь. "Вашу теорию относительности не понимает никто в мире, но Вы всё-таки стали великим человеком" (Чаплин Эйнштейну); "Человек, на исправление ошибок которого понадобились целые десятилетия, - это действительно Человек" (Оппенгеймер).

Во-вторых, при этом типе мышления понимание отсутствует, а присутствует вера: чем меньше понимания, тем больше веры. Для глупцов и дилетантов что признанные гении и учебники сказали, то и истина. Однако правильных теорий не бывает, поэтому "Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть"; "Теория, - это когда всё известно, но ничего не работает" (Эйнштейн). Иначе говоря, как бы мы ни пытались доказать теорию, мы сможем только её опровергнуть. Лучше уж сразу опровергать, чем доказывать. И делать это следует эмпирически, а не гипотетически.

Типичной идеалистической и идеологической философией, основанной на идее борьбы противоположностей и противоречий как движущей силе любого движения и развития, является диалектика. Это очень удобная философия и способ умствования: сам придумываю противоречия - сам их и объясняю. Но, заметим, "борьба", как философская категория, предполагает не только знание цели, но и способов её достижения, поэтому свойственна только людям... да и то далеко не всем (в массе своей люди просто приспосабливаются). Для объяснений явлений естественной природы это слово должно быть запрещено и нужно учиться обходиться без него.

Сравним. Диалектика - это философия борьбы; алектика - это философия единства. Аксиомы диалектики: "Мир дуален и противоречив" и "Всё существует в мнимом единстве и развивается в вечной борьбе". Аксиомы алектики: "Мир един" и "Ничто не может существовать - всё может только сосуществовать и соразвиваться в единстве по направлению к ещё более прочному, гармоничному и долговечному единству противоположностей"; "Естественной целью (или итогом) любого движения и развития является равновесие". Символ диалектики и развития в борьбе - "Ленин на броневике"; символ алектики и развития в единстве - "Бабочка на цветке". Бабочка, сидящая на цветке, может сказать о законах естественного развития больше. (Картинка вверху тоже может сказать и о развитии в борьбе (ископаемый ленивец-монстр слева) , и о развитии в единстве (современный ленивец-крошка справа). Похоже, Природа тоже одумалась и стала мудрее.)

Предметом изучения алектики в области эволюционной биологии являются природное равновесие как единственное условие и способ наиболее продолжительного сосуществования всех форм жизни и самые общие законы развития, приводящие к нему. Актуальность алектики на все последующие времена как раз в этом.

Продолжение в "Об алектике и дарвинизме": http://proza.ru/2021/09/27/1468

или в "Об эволюции чайникам и учёным": http://proza.ru/2021/10/24/1151


Рецензии
Уважаемый Виктор Аркадьевич! Вы очень многое для меня открыли. Я впервые узнал про алектику. Но познание идет через наблюдение и размышление. А мысль опирается на логику где основа – борьба противоположностей. Пример, Коперник как и все люди знал, что Земля неподвижна но вдруг усомнился, В его мозгу шла борьба противоположностей. И главным законом природы можно считать закон противодействия. Мы живем по этому закону. Если он где-то не действует, человек проваливается м погибает. Единство в жизни тоже есть, при взаимной любви, но оно иногда, а противодействие – почти всегда.

Павел Каравдин   09.01.2023 11:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел!

Но развитие в борьбе - это философия монстров. Природа мудрее наших учебников.

С уважением,
Виктор.

Виктор Бабинцев   09.01.2023 12:32   Заявить о нарушении
При чем здесь монстры?? Если илет борьба противоположных идей в голове. Илей только две. Одна их них верная, другая ложная. Волк хочет съесть зайца, а тот не хочет этого. Идет борьба противоположных желаний и т.д. и т.п.

Павел Каравдин   09.01.2023 13:00   Заявить о нарушении
Волки на зайцев не охотятся. Для них это бесполезная трата времени и сил. Основной пищевой объект волка в зоне тайги - это лось.

А что такое человеческий организм, к примеру? Это органичное сожительство множества видов одноклеточных организмов, образующих различные ткани: мышечную, костную, нервную, кровяную... Мы перевариваем пищу с помощью бактерий. И кто тут кого кормит мы - бактерий или бактерии - нас? Правильно, и мы кормим бактерий, и бактерии кормят нас. А если мы будем бороться за чистоту кишечника от бактертй, то на понос изойдем. Это называется дебактериоз. Вот так и в природе: все противоположности друг другу нужны и полезны. И так получилось потому, что развивалось в единстве, а не в борьбе. И в моей голове две противоречивые идеи не борются, так как я давно научился находить третью.

Виктор Бабинцев   09.01.2023 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.