О мудрой алектике и мудрёной диалектике
Понимание не может быть сложным. "Если ты не можешь объяснить что-либо просто - значит, ты сам этого не понимаешь" (Эйнштейн)... или говоришь о том, чего нет. Поэтому в незапамятные времена наука ничем не отличалась от мудрости, например: «Какое семя – такое и племя»; «Что посеешь – то и пожнёшь». Руководствуясь подобными простыми знаниями, древние люди вывели сотни пород домашних животных и множество сортов культурных растений. Более того, знание принципа «Какое семя – такое и племя» или интуитивное следование ему позволило женщинам и мужчинам, делая свой брачный (или выбраковочный) выбор, вывести породы современных людей. Так что, это не Бог создал человека по подобию своему, а человек создал человека по образу своему, то есть руководствуясь своими критериями красоты, доброты и приспособленности к жизни. Тот, кто говорит, что человека из обезьяны сделал труд, тоже по-своему прав, ведь лентяев никто не любит...
Естественный или обычный (обыденный и простой) тип мышления и способ познания, в котором наблюдение, опыт и эксперимент следуют впереди их осмысления и логичного обобщения, называется "алектикой". Алектика – это искусство (или умение) логичных обобщений и способ познания мира через наблюдательность, опыт и эксперимент путём поиска в нём истинной простоты. То есть, алектикой признаётся только эмпирический ("эмпирия" - опыт) путь познания мира. "Опыт - основа познания"; "Без опыта нет познания"; "Подсказки для ответов на все вопросы следует искать в природе и в лабораториях, а не в научных текстах" (Галилей)... и не в своих головах. И, конечно же, алектика – это наука отличать истину от лжи способом простых сопоставлений. При этом "Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна" (Лев Толстой).
Никаких идеологических предназначений у этой познавательной и полезной науки нет. Однако алектика косвенно утверждает: дескать, умных учёных не бывает; мол, умными и разумными бывают только опыт и эксперимент. А это нравится не всем. Тот, кто причисляет себя к некой интеллектуальной прослойке между Небом и Землёй, всегда будет противником этой науки и простого понимания чего бы то ни было. Да и философия гениев, то есть алектика, ему ни к чему.
Извращённый или заумный тип мышления (мудрствование или софистика) и тупиковый путь познания, в котором идея, гипотеза и "мысленный эксперимент" следуют впереди, а опыты и эксперименты игнорируются или отвергаются, называется идеализмом и волюнтаризмом. Закон "отрицания отрицания" можно сформулировать и так: "Если факт противоречит моей теории, тем хуже для факта" (Гегель); "Говорите, что эксперимент не соответствует теории?.. Тем хуже для эксперимента" (Эйнштейн). Там, где есть отвергнутый наукой "парадоксальный" опыт, всегда есть никому не понятная научность и ложь. "Вашу теорию относительности не понимает никто в мире, но Вы всё-таки стали великим человеком" (Чаплин Эйнштейну); "Человек, на исправление ошибок которого понадобились целые десятилетия, - это действительно Человек" (Оппенгеймер).
Во-вторых, при этом типе мышления понимание отсутствует, а присутствует вера: чем меньше понимания, тем больше веры. Для глупцов и дилетантов что признанные гении и учебники сказали, то и истина. Однако правильных теорий не бывает, поэтому "Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть"; "Теория, - это когда всё известно, но ничего не работает" (Эйнштейн). Иначе говоря, как бы мы ни пытались доказать теорию, мы сможем только её опровергнуть. Лучше уж сразу опровергать, чем доказывать. И делать это следует эмпирически, а не гипотетически.
Типичной идеалистической и идеологической философией, основанной на идее борьбы противоположностей и противоречий как движущей силе любого движения и развития, является диалектика. Это очень удобная философия и способ умствования: сам придумываю противоречия - сам их и объясняю. Но, заметим, "борьба", как философская категория, предполагает не только знание цели, но и способов её достижения, поэтому свойственна только людям... да и то далеко не всем (в массе своей люди просто приспосабливаются). Для объяснений явлений естественной природы это слово должно быть запрещено и нужно учиться обходиться без него.
Сравним. Диалектика - это философия борьбы; алектика - это философия единства. Аксиомы диалектики: "Мир дуален и противоречив" и "Всё существует в мнимом единстве и развивается в вечной борьбе". Аксиомы алектики: "Мир един" и "Ничто не может существовать - всё может только сосуществовать и соразвиваться в единстве по направлению к ещё более прочному, гармоничному и долговечному единству противоположностей"; "Естественной целью (или итогом) любого движения и развития является равновесие". Символ диалектики и развития в борьбе - "Ленин на броневике"; символ алектики и развития в единстве - "Бабочка на цветке". Бабочка, сидящая на цветке, может сказать о законах естественного развития больше. (Картинка вверху тоже может сказать и о развитии в борьбе (ископаемый ленивец-монстр слева) , и о развитии в единстве (современный ленивец-крошка справа). Похоже, Природа тоже одумалась и стала мудрее.)
Предметом изучения алектики в области эволюционной биологии являются природное равновесие как единственное условие и способ наиболее продолжительного сосуществования всех форм жизни и самые общие законы развития, приводящие к нему. Актуальность алектики на все последующие времена как раз в этом.
Продолжение в "Об алектике и дарвинизме": http://proza.ru/2021/09/27/1468
или в "Об эволюции чайникам и учёным": http://proza.ru/2021/10/24/1151
Свидетельство о публикации №221102000374
В ней Вы поднимаете много спорных вопросов.
С некоторыми аспектами алектики, философии, диалектики я согласна, но я против атеизма.
Хотя это мнение моё личное, на которое я имею право.
Вы согласны, мой уважаемый друг?
С теплом души,
Ольга Суханова 4 21.11.2025 20:53 Заявить о нарушении
Я рад быть Вам другом. До знакомства с Вами я совсем не знал, что такие остроумные и внимательные женщины вообще встречаются в природе. А что касается атеизма (безбожия), то тут я думаю так (давно думаю): вера в Бога способна сделать человека лучше, спокойнее, одухотвореннее; вера в непогрешимость и всезнание науки делает человека глупым. Это однозначно. Я не верю ни в божественное происхождение всего, ни учёным. Не могу верить. И это мой нелегкий крест. Видите ли, мне постоянно кажется, что если я не скажу чего-то важного, то и никто не скажет. Так и живу в постоянном и тревожном поиске чего-то ещё более важного. Со стороны смешно, наверное,поэтому никто и не знает, что я пишу, когда все спят.
Благодарю Вас за внимание к моим текстами... и вообще.
Всегда Ваш,
Виктор.
Виктор Бабинцев 21.11.2025 21:48 Заявить о нарушении