По краю легенд и озер 3 ч Цикл Окно в Прибалтику

Начало 1 ч.
http://proza.ru/2021/09/16/840

Предыдущая 2 ч.
http://proza.ru/2021/09/18/1508


АЛАНТА


            Дорога на Аланту - километров 15 к северу, за окном машины  ничем не примечательный, довольно скучный  пейзаж. Проезжаем мостик  через речушку Виринту – и вот она, Аланта предстаёт перед глазами путешественников – издалека видны сверкающие серебристые остроконечные башни белоснежного костёла Св. Апостола Йокубаса, расположенного на высоком зелёном холме. Это сердце городка и его главная достопримечательность. И на мой взгляд - один из самых красивых виденных мною в Литве костёлов. Дорога здесь поднимается вверх, и мы выезжаем в центр Аланты – на площадь, на которой расположен костёл.  В старину на этой площади  происходила торговля в базарные дни,   вокруг располагались магазинчики, аптека,  харчевни, в основном  принадлежавшие евреям, которые тут, как и в многих других литовских городках,  составляли  в конце XIX в. – первой половине XX в.  большинство населения.    Эти городки в Литве все так и называли  – «штетлах», что означает на языке идиш – «городок, местечко». На территории современной Литвы до войны было более 200 таких местечек. Проживавшие в них евреи занимались ремёслами и торговлей, и инфраструктура и застройка городков была соответствующей.
 
              Аланта, которая считается памятником урбанистики, сохранила свое историческое лицо – современных строений здесь почти нет или они незаметны.  Это типичный штетл – главная площадь с костёлом, обставленная  домишками, рядом, но всё же в стороне   чудом сохранившееся здание деревянной синагоги. Расположение построек  и планировка очень похожи на городок Жежмаряй в Кайшядорском районе. *
 
      Неоромантического стиля костёл Св. Апостола Йокубаса – безусловно жемчужина архитектуры Литвы.  Белоснежный, необыкновенно изящный, на площади он тоже стоит на возвышении. Две остроконечные фасадные башни, высотой 51 метр, круглое кружевное окно над центральным входом, с полукруглой апсидой сзади.  Костел  был построен перед Первой мировой войной, а обустройство его было завершено только по окончании войны.  Что интересно, строительство башен костёла было закончено именно благодаря проживавшим в городке евреям.  Поскольку на строительство костёла  не хватало средств, за финансовой помощью обратились к местным евреям. Те согласились помочь, а за это им было позволено построить корчму возле городской базарной площади. Вокруг базарных площадей, как я уже упоминала, во всех штетлах формировалась структура городков – лавки, мастерские, аптека и пр.   Сохранилась и эта бывшая корчма – сейчас в ней располагаются коммерческие помещения. Во время Второй мировой войны костёл пострадал – были разрушены башни, стены. После войны разрушения восстановили, и костёл по сей день  удивляет своей красотой людей.

       История городка, как и всюду в Литве, началась со строительства первого католического костёла, который был построен в 1504 году. Костёл менял конфессию – почти два столетия принадлежал евангелистам- реформатам, и только в XVII  веке опять отошёл католикам.  Много раз перестраивался, горел. Менялись и владельцы здешних земель – они  переходили из рук в руки разных знатных бояр Речи Посполитой. Эпидемии, войны и восстания не обходили  эти края стороной, и каждый раз оборачивались потерями и разрушениями…

       Неподалёку от костёла, немного в стороне от  площади , на спуске с холма находится прямоугольная деревянная синагога на каменном фундаменте, изысканное строение эпохи романтизма, построенное во второй половине XIX в.   Это   одна из 17 сохранившихся, разбросанных по всей Литве деревянных синагог.  Вообще в Европе их  сохранилось очень мало,  состояние большинства этих зданий  критическое. Синагога в Аланте единственная в Литве со сплошным внутренним пространством и внутренними лестницами, хотя   раньше синагоги такого типа преобладали в Литве,   теперь осталась только одна.  Она была построена с учетом местных ограничений и традиций – синагога не могла быть выше или просторней местного костёла, должна была отстоять  на определенном расстоянии от костёла, не должна была быть похожей на христианские храмы, не должна была выделяться из общей урбанистической среды. Недалеко должна была быть вода.

              После войны здание использовалось как склад, со временем пришло в ужасное состояние. Запущенное здание долгие годы напоминало не только о страшной истории прошлого и об уничтоженной  еврейской общине городка, но и о прохладном отношении общества к  идее сохранения религиозного и исторического еврейского наследия в Литве.  Постепенно ситуация стала меняться. Благодаря местным энтузиастам, в том числе художнику Вайдотасу Жукасу, здание было вычищено внутри, выстелено коврами, на стенах развешены экспонаты посвященной евреям выставки.      В 2015 году синагога получила статус охраняемого памятника, и здесь начались восстановительные работы – прежде всего, была ликвидирована опасность обрушения здания, укреплены стены. Теперь  здание красиво покрашено, но внутренние работы еще ведутся. Мы в этом убедились, заглянув в просторные окна.  Увы,  оборудование молитвенного дома не сохранилось. По завершении  реставрационных работ здание будет передано самоуправлению и приспособлено под  нужды туризма или другие культурные потребности местного общества. Здание  обретёт вторую новую жизнь. Но никогда здесь не соберутся на молитву те, для кого оно предназначалось…
 
         Накануне Второй мировой войны евреи составляли большинство жителей городков Молетского края. Здесь , в Аланте,  они обосновались во второй половине 19 века, когда городок получил право организовывать базары. Образовалась соответствующая инфраструктура -   школы, библиотеки, банк, синагога и пр., ведь накануне войны здесь проживало порядка пятисот  евреев. Сейчас в Аланте , как и во всем  Молетском районе не осталось ни одного еврея. Все они были убиты 29 августа 1941 г.  в Молетай.   Только спустя 75 лет в Литве почтили память невинных жертв.  И это мероприятие 29 августа 2016 года, открытие памятника  положили начало процессу восстановления исторической памяти, положили конец замалчивания горькой правды. 227 мест массовой казни жертв Холокоста - эти страшные места были отмечены памятниками и информационными стендами. Об этих событиях я рассказала в очерке «Особая карта прекрасной страны»
(http://proza.ru/2016/09/27/1998)

      Дело шло к вечеру, и мы поспешили в Молетай. По дороге завернули к дворянской усадьбе около Аланты – здесь в красивом парке XIX века расположен дворец, построенный в стиле неоклассицизма. В прошлом эти владения принадлежали именитым  сановникам Речи Посполитой, а затем знатным дворянам Российской империи. К сожалению, во время Первой мировой войны владельцы имения уехали за границу, а сама усадьба была разграблена.  С 1963 г. в усадьбе  действует краеведческий музей.  Здесь же расположена экспозиция работ художника Вайдотаса Жукаса. К сожалению недостаток времени не позволил нам обстоятельно осмотреть дворцовый комплекс  и парк, а музей уже был закрыт, поэтому мы ограничились  беглым обзором, но не пожалели, что завернули сюда  - дворец очень нарядный и красивый, парк ухоженный.  Вот только людей в этом пустынном месте совсем нет.

МОЛЕТАЙ


              В Молетай в этот раз мы попали уже довольно поздно вечером.   В этом городке прежде приходилось  бывать, последний раз - лет семь назад.  Но никогда мы не  посещали (или не замечали) тех мест, которые увидели в этой поездке. Мы просто раньше ничего о них  не знали.  Конечно,  мы прогулялись по набережным озёр, по симпатичным мостикам, опрокинувшим свои отражения в озерную гладь, забрались на обзорную площадку и погуляли по парку скульптур возле озера Пастовис. Приятный  городок, здесь много озёр, живописных мест отдыха и развлечений возле воды,  такая  спокойная, располагающая к отдыху обстановка.   За эти годы появилось много нового и интересного, городок стал более благоустроенным и ухоженным.
 
       В центре  прежде всего  мы отправились к костёлу. Построенный в  начале ХХ века в  стиле необарокко   костёл Св. Апостолов Петра и Павла  расположен на возвышении  и виден издалека.  Сильное, просто необыкновенное  впечатление производит огромное распятие, установленное в большом окне над центральным входом.  Костел украшают ценные картины, в нем  устраиваются органные концерты, фестивали сакральной музыки. Это, несомненно, делает храм центром религиозного и    культурного притяжения.
 
           А  сам городок   в исторических источниках впервые упоминается в 1387 г. в подарочной грамоте самого короля  Йогайлы Вильнюсскому епископу. Городок  пережил удивительно много пожаров, даже в ХХ веке четырежды горел, последний раз в 1949 г.  Чиновники Российской империи почему-то считали это место подходящим для ссылки политических заключённых. Евреи же в городке селились с давних пор, ещё с XVI века, Молетай считался одним из многих «штетлов» и имел развитую, связанную с этой частью населения, инфраструктуру. Евреи Молетай называли родной городок Малят, в межвоенное время еврейский квартал занимал центральную часть города, здесь располагались торговые предприятия, рестораны, кинотеатр, молитвенные дома – действовали 4 синагоги, а 75 процентов населения составляли евреи (в 1923 г. - 1343 чел.).

            На бывшей рыночной  площади сохранились «красные камни » - длинная городская постройка из красного кирпича, состоящая из слепившихся еврейских магазинчиков,  своебразный торговый центр прошлого.  Они были построены в 1936 году с помощью американских выходцев из Малят вместо еврейских развалюх, которые городские власти велели снести.  На первых этажах постройки были магазинчики, в мансардах жили люди. Сейчас здесь тоже размещаются торговые предприятия.
 
           Стену городской библиотеки украшает мемориальная доска, напоминающая о первой изданной в Молетай книге. Тогда, в 1898 году, Молетским раввином Рафаэлем Бен Шимшоном Гордоном было издано  толкование Талмуда.  Сохранились здесь и  некоторые аутентичные дома, в прошлом принадлежавшие евреям,  например, сдвоенный дом Базеля Левинаса и Рувеля Видецкиса с магазинчиком в полуподвале. Один из них  торговал материалами, зимой - яблоками,  а другой был парикмахером.

         От четырех Молетских синагог не осталось и следа.  Только место, где они когда-то стояли символически называется улицей Синагог и отмечено табличкой на двух языках. Но это даже не улица, а только площадка.  Несколько деревянных домов, принадлежавших евреям, сохранились и по сей день. Один из них – дом Ицика Харифа , где когда-то был  оборудован первый в городе кинотеатр, об этом тоже напоминает мемориальная доска.  Мемориальной доской отмечено и место, где когда-то стоял дом богатейшего еврея Малят   Йохеля Гордона, одного из родоначальников сионистского движения. В 1891 г. он перебрался в Палестину и стал одним из основателей одного из городов, основанных выходцами из России и Восточной Европы,  – города Хадеры.


УРОКИ ИСТОРИИ ПО- НАСТОЯЩЕМУ ОСОЗНАЛИ ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ
 
            Еврейская община Молетай и  окрестных  городков была уничтожена 29 августа 1941 г.  Тогда  за один самый кровавый день в истории Молетай исчезло 2/3 населения города.  На окраине города был выкопан ров длиной 50 м, 3-4 метра шириной и глубиной 4 м.  Отряд белоповязочников (около 20 человек) получил команду немецкого офицера расстрелять евреев.  Ко рву их приводили группами, люди «были уложены в яму вот тут и расстреляны, а на них были уложены другие, живые, и тоже расстреляны, и снова другие – дети и женщины на трупы своих только что убитых отцов, мужей, стариков... И не „сколько-то“,  а несколько тысяч, две трети моего города исчезло за один день, самый кровавый день в истории Молетай – 29 августа 1941-го », так в 2016 г. писал об этих событиях драматург Марюс   Ивашкявичюс.** Экзекуция продолжалась около 4-5 часов. Согласно рапорту  полковника СС штандартенфюрера Карла  Ягера 29 августа 1941 г. в двух городках - Молетай и Утене было убито 3782 еврея.   И это страшное место, никак не отмеченное, зарастало бурьяном целых 75 лет.  Расстрельные рвы и ямы – эти страшные раны на теле Литвы - затягивались кустарником забвения. Ибо Литва тогда, как сказал М.Ивашкявичюс,  «избрала именно такой способ обращения с памятью о загубленных евреях», своих гражданах.  Только в 2016 году  здесь был установлен скромный памятник, организован Марш Памяти, за которым последовала большая работа по восстановлению исторической памяти и в других местах, связанных с Холокостом. Это положило  начало  примирению и очищению общества.  Но все это скорее было данью приличиям.  По-моему, настоящее понимание трагедии тогда ещё не пришло. Оно пришло только теперь и сразу ко многим людям.

         Именно сейчас, в свете последних событий, многие жители нашей страны особенно  остро  осознали, как и почему ЭТО  могло произойти.  Они осознали, что фашизм  может возродиться  в любое время, что  Холокост может  коснуться любого, что это не обязательно беда какого-то одного народа (евреев, цыган и пр.), но что это всегда унижение и сегрегация конкретных людей, угнетение части общества по любому надуманному поводу, что это всегда раскол общества и натравливание друг на друга его отдельных групп,  раздувание ненависти и  оголтелой пропаганды и мракобесия ,  с чем наше общество и столкнулось теперь. Никогда за все послевоенные годы люди так ясно не понимали, ЧТО в те трагические годы оккупации  произошло на самом деле, ПОЧЕМУ это произошло.  Не понимали, потому что идеологи всё заболтали, а время затянуло память паутиной забвения. Настоящее  же понимание сути пришло теперь, когда история повторилась. И пусть кажется, что физически сейчас всё происходит по-другому:  казалось бы сейчас нет расстрельных рвов и автоматных очередей, но суть не поменялась – унижение, сегрегация, мракобесие, охота на ведьм, психологический террор, изоляция и ограничения   -  всё это есть. А что нас ждёт  впереди, если это не остановить? Фашизм ведь когда-то  тоже не свалился на голову человечеству, он пришёл постепенно, мелкими шажками. А вылился в миллионы жертв.

        Мы побывали  в Молетском  мемориале Холокоста. Он находится на окраине города, практически возле дороги.  Скромный памятник. И много –много памятных камушков, которые приносят сюда люди. Значит, приходят, помнят…

       Посещением мемориала  мы закончили в тот день наше  путешествие по этому маршруту и отправились домой. Уже темнело. В памяти записана ещё одна страница  познания своего края.

           Ещё одно путешествие по Молетскому краю мы  совершили уже осенью. Об этой поездке я расскажу в следующем очерке этой серии.
Примечания.

*   См. репортаж «По близкому маршруту»
http://proza.ru/2021/05/23/21
*.   Цитата из статьи драматурга М.Ивашкявичюса «Я - не еврей»
Фотоколлаж автора


продолжение 4 часть
http://proza.ru/2021/12/25/1930




;


Рецензии
Прочитал. Потом еще раз..... У меня было свое окно в Прибалтику. Я срочную службу служил под Псковом и был и в Выру и Алуксне. Но это была тогда другая Прибалтика....
Автор - сильный человек. Именно человек. Без ложного стыда и всегда с особым мнением. Которое никогда не менятся в сторону какой то выгоды. Что еще? Удивительно пишет - политкорректно. Это наверно дар. Я так не могу, эмоции захлестывают.
И пишет Автор, то, что было. Без искажений истории. Особенно это нужно сейчас, когда историю переписывают все кому не лень. И идет настоящий нацизм.
Пусть люди задумаются... Может быть и за ними придут завтра, рано утром? Обязательно придут, если будут молчать как бараны.....
С уважением, к Автору.

Игорь Донской   04.02.2024 22:25     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Игорь, за добрый отзыв
Очерки этого цикла у меня включены в книгу, которая недавно вышла

Эми Ариель   04.02.2024 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.