Три дня в Лондоне

           До чего же все-таки увлекательны, познавательны, да и просто интересны путешествия за пределы нашей Родины!  Впервые прокатившись на автобусе по Европе,  мы с женой увидели Польшу, Германию,  Голландию, Бельгию, Францию, Швецию, Финляндию.  И пусть пребывание в каждой стране,  кроме Франции, в которой мы были пять дней,  не превысило нескольких часов, мы были рады этому замечательному путешествию.  Оно только  “распалило”  наше  неуемное желание увидеть мир не через экран телевизора с пояснениями и шуточками  Дмитрия Крылова, а воочию и собственными глазами.  Поэтому мы с женой ждали весны и изучали предложения туристических фирм. 
           Автобусный тур по Европе, в программе которого были запланированы три дня в Лондоне и три дня в Париже нас заинтересовал и мы поспешили с заявкой, так как группа была почти сформирована.  И вот 29 апреля 2004 года ранним утром мы отбываем в Европу из  Санкт Петербурга.   Маршрут знакомый - на паромах через Финляндию и Швецию.  Это намного интереснее и менее утомительно, чем ехать на поезде из Петербурга до Бреста,  затем пробег 800 км по территории Польши, да и переход границы с Финляндией, на мой взгляд, предпочтительнее и быстрее.  Еще свежи были в памяти задержки на белорусско-польском переходе с характерным названием Пыталово.   
          Не буду останавливаться на пересечении границы и  транзите через Скандинавию.  Об этом маршруте я подробно написал в мемуарах  “Впервые в Европу”.  Финляндия,  ночь на пароме Силья Лайн ,  Швеция,  еще одна ночь на пароме Скандилайн  и  мы в  немецком порту Росток.  Из разговора с водителями нашего автобуса, а это опять были литовцы, я узнал, что нам предстоит проехать по северу Германии и немного по Голландии, Бельгии и Франции.   Всего около 900 километров от Ростока до французского порта Кале, где была запланирована ночь в отеле.  За этот насыщенный день, который начался для нас в шесть утра, а именно в это время паром из шведского Треллеборга доставил наш автобус в гавань Ростока,  мы должны не только преодолеть это расстояние,  но и осмотреть  города Бремен и Антверпен.  Недаром такие поездки называют  “Галопом по Европам”!
           Мчим по превосходному немецкому автобану со  скоростью 100 километров в час.  Нас обгоняют легковушки,  ведь  у немцев нет ограничений на скоростных автострадах, и здесь  остается рассчитывать на здравый смысл и мастерство водителей.  Сразу скажу, что проехав не один десяток тысяч километров по дорогам Европы, не увидел ни одной серьезной аварии. 
             Успеваю читать указатели – вот проехали по окружной дороге Гамбург,  через 120 километров Бремен.  Проходит чуть больше часа и  автобус в центре  старинного  торгового Ганзейского города, основанного в 787 году.  Нас уже встречает экскурсовод и начинается прогулка по городу.  Первые впечатления:  монументальная готическая  застройка исторических  зданий:  собор Святого Петра с двумя стометровыми шпилями,  ратуша из красного кирпича,  центральная рыночная площадь,  скульптура, олицетворяющая главных героев известной сказки братьев Гримм. Этот символ города будет встречаться довольно часто и, разумеется, на всяких сувенирах.  Наш экскурсовод не торопится, группа  медленно перемещается  по площади,  слушаем, и ничего толком не удается запомнить, а ведь так много хочется увидеть за эти два часа!    Оставляем группу и устремляемся в заинтересовавшую нас улочку Bettherschtrasse.   Довольно узкая, с уникальными фасадами, скульптурами, фонтанами и поразившим нас домом с Карильоном.  Через несколько минут сюда подтянулась и наша группа, а экскурсовод разъяснила,  что карильон – это механический музыкальный инструмент, представляющий собой три десятка колокольчиков из фарфора. С наступлением каждого часа колокольчики играют мелодию новой песни, а в башенке открывается окошко и показывается панель.  На каждой панели изображены выдающиеся ученые, путешественники – Колумб, Фултон, Линдберг и другие.   Эта улочка словно предназначена для туристов – здесь много магазинов, кафешек, сувенирных лавочек и еще один памятник бременским музыкантам.  Вот, пожалуй, и все,  чем запомнился Бремен. 
               Теперь нам предстояло выполнить бросок в 400 километров до Антверпена, быстро пробежаться по городу, затем преодолеть 200 километров и заночевать в Кале. 
                В Антверпен мы приехали заметно уставшими,  сказался не только длительный переезд, но и предыдущая ночь на пароме, где выспаться за шесть часов перехода через Балтику, не удалось.  Да и времени на прогулку по городу не оставалось.  Ограничились осмотром набережной и посещением парочки сувенирных магазинов и кафе.  Не думаю, что мои соотечественники мечтали приобрести в “столице алмазов” - так называют Антверпен драгоценные украшения.  Ведь подавляющее большинство путешественников на автобусах это бюджетные туристы и едем мы за впечатлениями.  Так что прицениться к алмазам не удалось, да оно и не надо!               
            В Кале приехали к полуночи и получили возможность нормально выспаться.  Утром нас ожидала переправа через пролив Ла-Манш.   
            Отель располагался в центре города и до завтрака мы выкроили немного времени, чтобы полюбоваться величественным зданием ратуши с 75 метровой колокольней.  Тихую мирную обстановку утреннего города нарушала кавалькада из трех десятков машин, разъезжающих по улицам. Водители непрерывно сигналили, а пассажиры размахивали флагами и что-то выкрикивали, привлекая внимание редких прохожих.  Французы любят бастовать, и эта акция выражала  какие–то требования водителей такси.  Запомнилось множество ухоженных клумб с разнообразными цветами.  Впечатление от Кале - симпатичный ухоженный чистый город.   После завтрака автобус выехал к терминалу и, пройдя паспортный контроль,  мы  въехали на паром. 
            Грузопассажирские паромы P&O ходят между Кале и Дувром с интервалом в один час. Они сравнительно небольшие с двумя пассажирскими палубами,  однако довольно вместительные и за полтора часа, а именно столько длится переход через пролив, успеваешь выпить кофе  и полюбоваться открывающимися видами сначала французского, а затем и английского берега.  В хорошую погоду с французской стороны можно видеть белые меловые скалы Дувра,  ведь ширина пролива 34 километра.  Через небольшой промежуток времени мы в этом убедились, когда открылся южный край острова, откуда на соседний континент взирали высокие меловые скалы.  Паром причалил, и все пассажиры   сошли по трапу для прохождения паспортного контроля,  /здесь предстояло показать английскую визу /.    Через некоторое время из парома выехал наш автобус, мы расселись и помчались в Лондон,  расстояние до которого составляло 120км.
             Я поразился тому, как мастерски наши водители перестроились на правостороннюю манеру движения  и  уверенно, не снижая скорости,  вели автобус по английскому автобану,  хотя меня сначала не покидало ощущение, что весь транспортный поток двигается по  “встречке”. 
            В соответствии с программой этого дня нам предстояла обзорная экскурсия по городу, свободное время и заселение в отель.  Въезд в город обошелся на удивление без пробок, и мы едва успевали “переваривать”  информацию, которую торопясь бубнила девушка – экскурсовод,  подсевшая в автобус.  Первое впечатление от города - здесь нет широких улиц и проспектов, подобных парижским бульварам,   максимум – движение транспорта в два ряда в каждом направлении,  много велосипедистов, которые не катаются по тротуарам, а равноправные участники движения.  Вот провожаем взглядами красный двухэтажный автобус – символ города, знаменитые черные кэбы –  такси, красные телефонные будки.  И если на въезде в город дома были невысокие, двухэтажные, то  по мере приближения к центру их сменили помпезные здания. 
            Конечно, за сравнительно короткую автобусную  экскурсию невозможно получить полное представление об этом многомиллионном городе,  однако из окна автобуса смогли увидеть Парламент,  Вестминстерское аббатство,  Собор Святого Петра.  Делали остановки у  Тауэра, который за свою тысячелетнюю историю побывал крепостью, арсеналом,  тюрьмой, резиденцией и  Гринвича, через который проходит нулевой меридиан, поразились зданием службы Би Би Си, постояли у  Букингемского дворца,  поразились красотой чайного клипера Катти Сарк – самого быстроходного судна  19 века.  Произвело впечатление здание музея мадам Тюссо и Гайд - парк в центре Лондона, где полежали на газоне. 
             Наш гид много рассказывала о городе и его жителях, но память сохранила лишь некоторые фрагменты этой беседы.  Вот характерные черты и стереотипы о Лондоне и его жителях – дожди, чопорность англичан, любовь к королеве,  файф оф клок – обязательный дневной чай.  Люди неприветливые,  мрачные, холодные, в соответствии с их климатом.  Знакомятся неохотно, не терпят панибратства,  друзей заводят с трудом, лишь через многолетнее сотрудничество,  занавесок на  окнах не вешают, ведь порядочные люди не имеют привычки заглядывать в чужие окна.               
             Пребывание в пабе для англичанина – это как глоток свежего воздуха.  Пьют крепко,  мешая пиво с виски, и почти не закусывают, причем женщины в этом отношении не отстают от мужчин.   В пятницу в пабах не протолкнуться, разговаривают громко,  создавая шум и не обращая внимания на окружающих,  ведут себя бесцеремонно и эти оргии длятся до утра.
             Много позднее, автор этих строк мог убедиться в подобной характеристике, данной нашим экскурсоводом англичанам.  Горе вам, если на отдыхе вашими соседями за стенкой номера оказались молодые, да и не только представители Великобритании. В одиннадцать вечера они уйдут в поисках приключений, а вернутся часов в пять утра,  а это их возвращение будет сопровождаться шумными разборками.    
             Такое знакомое русскому обывателю понятие  “блат”,  в Англии отсутствует.  Конечно, стремление порадеть родному человечку существует,  но главное отличие в том, что здесь развито гражданское общество и нет всевластия чиновников, а человек, пристроенный по знакомству, непременно окажется на виду.  Личности некомпетентные будут вынуждены уйти,  да и с карьерой непременно будут проблемы.               
              Англичане любят и знают футбол,  а с покупкой Абрамовичем клуба Челси, интересуются и российским чемпионатом.  Сказанное выше есть лишь малая часть той информации,  которую выдала нам гидесса.               
              Тем временем автобус припарковался на стоянке у Тауэра, и нам предложили отправиться на экскурсию в мрачные подземелья старейшего дворца – крепости Англии, но мы с женой отправились к набережной Темзы.
              Конечно, после  панорамы родного Петербурга, удивить нас довольно сложно, однако мы залюбовались символом Великобритании - мостом Тауэр Бридж. Построенный в 1894 году, он имеет оригинальную конструкцию,  позволяющую пешеходам пересекать Темзу при поднятом среднем пролете.  Башни моста и связывающая их пешеходная галерея служат идеальной смотровой площадкой.   Мы успели сделать лишь несколько снимков, как начавшийся ливень серьезно затруднил нашу прогулку.  Под проливным дождем, укрываясь небольшим зонтом, предусмотрительно взятым женой,  мы продолжили движение по набережной.  Можно считать везением, что  на пути оказался музей, в котором мы переждали дождь и смогли обсохнуть.  Это был музей естествознания,  с подвешенным под потолком огромных размеров потрясающим скелетом какого-то доисторического ящера.  В наши планы не входило изучение животного мира острова, хотя не сомневаюсь, что в этом дворце, безусловно собраны интересные экспонаты.  Когда через полчаса мы вышли из музея, дождь перестал, и появилась возможность полюбоваться панорамой английской столицы.  Мостов было много, но несомненным украшением явился Тауэрский,  башенки которого были словно из сказки, а пешеходный переход между ними являлся вторым ярусом.  Поразили размеры гигантского колеса обозрения и здание в форме огурца – 41 этажный небоскреб Мэри  Экс, а также вызвал интерес военный корабль Белфаст,  участвовавший в высадке десанта союзников в Нормандии в 1944 году.   Теперь это судно стало музеем и пришвартовано на вечную стоянку к набережной.
          Нам многое удалось увидеть в этот первый день: посетить собор Святого Петра, который входит в пятерку крупнейших соборов мира и соперничал даже с собором в Ватикане.  Здесь погребен адмирал Нельсон и находится самой большой колокол в Англии весом 16 тонн,  затем вышли на Пикадилли и смогли прогуляться по ней, вспоминая песню Лаймы Вайкуле,  Здесь и известная на весь мир неоновая реклама SONY, вывески,  щиты. 
         Трафальгарская площадь – это центр Лондона, место массовых городских праздников.  Четыре бронзовых льва, окружающие шестидесятиметровую колонну создают неповторимый колорит и гармонично сочетаются с окружающими зданиями,  самое впечатляющее из которых – Лондонская национальная галерея, где собраны произведения  Рембрандта, Рубенса, Тициана,  Рафаэля, Леонардо Да Винчи, Веласкеса, Ван Дейка, Гойя.  Если бы у нас была, хотя бы неделя!  Здесь, в самом сердце Лондона, располагаются Арка Адмиралтейства,  здания посольств. 
         Очень много туристов и , соответственно, уличных торговцев.  Остановившись около одного из них, мы рассматривали, выставленные на продажу сувенирные подносы, фигурки солдат в мохнатых медвежьих шапках,  футболки,  магниты,  модели такси, автобуса,  телефонной будки и множество других товаров, вплоть до полицейских касок.  Продавец, услышав русскую речь,  продемонстрировал нам  знание русской классической музыки и  произнес с придыханием: Чайковский,  Мусоргский,  Глинка!  Мои познания в английской классике были более чем скромные, и я смог назвать лишь рок-звезд:  Битлз, Роллинг Стоунз,  Элтон Джон.  Услышав подобное, продавец лишь  покачал головой.  К чему он так сделал, я не понял…?   Купив у знатока русской музыки футболку за 5 фунтов, мы двинулись к Тауэру – намеченному месту сбора группы. Наш автобус прибыл вовремя и отвез туристов в отель. 
         Для бюджетных туристов, а мы такими и были, был выбран недорогой, однако вполне приличный отель на периферии.   На рецепции мы взяли план лондонской подземки и нашли на нем ближайшую станцию, чтобы на следующий день самостоятельно добираться до места ночлега.  Утром группа, в соответствии с планом поездки, должна была знакомиться с королевской загородной резиденцией Виндзор.
         Виндзорский замок один из старейших и самых больших замков в мире,  действующая резиденция королевы Англии.  Здесь она живет несколько месяцев в году, принимает гостей, подписывает договора.  Вход в покои королевы закрыт для публичного доступа, но другие помещения замка, его историческая часть,  открыты для осмотра.  Первое, на что обращаешь внимание – это Круглая башня. Когда на ней развевается штандарт Ее величества, то значит королева в резиденции.  Если войти в главные ворота, то видишь памятник Карлу второму, сад у подножия башни с множеством роз, аккуратно подстриженные газоны. Красивые строгие здания,  внутреннее убранство которых поражает богатством и роскошью.  Впечатляет часовня Святого Георгия с высокими узорчатыми потолками, на которых королевские гербы, цветные оконные витражи, на стенах флаги,  мечи, копья, шлемы рыцарей ордена Подвязки.  В стиле стрельчатой английской готики выполнено здание Государственной палаты.  Внутри на стеллажах и в шкафах за стеклом королевские сервизы, хрустальные бокалы,  золоченая и серебряная посуда, подставки для блюд.  В комнате Ватерлоо на стенах портреты исторических деятелей – глав государств, принявших участие в победе над Наполеоном.  Есть здесь портрет и нашего государя Александра первого.  В Тронном зале, где проводятся заседания рыцарей ордена Подвязки, можно полюбоваться на трон из слоновой кости, на котором, во время подобных собраний,  восседает королева.  На стенах картины, разумеется подлинники, Рафаэля, Рембрандта, Ван Гога.  Вся эта роскошь стоит довольно дорого английским налогоплательщикам, но они готовы обеспечивать сохранение многовековых традиций,  хотя иногда и проникают в прессу слухи о том, что дороговато обходится содержание королевского двора. Конечно, 19 фунтов, а именно столько пришлось заплатить за входной билет - немаленькая цена, но оно того стоило. 
             На обратном пути мы проехали мимо дома-музея Шерлока Холмса  на знаменитой улице Бейкер стрит,  но желание побродить по лондонским улицам  нас не покидало, так как хороший солнечный день этому благоприятствовал,  хотя побывать в музее великого сыщика стоило.  Вышли мы у здания Парламента.   
             Оплот английской демократии Парламент – одно из самых известных зданий в мире.  Здесь Палата лордов и Палата общин.  Поздняя готика, стрельчатые окна, башенки, розетки, шпили – длинное, вытянутое вдоль набережной Темзы здание.  Знакомый по многочисленным открыткам, плакатам, картинам Биг - Бен – башня с часами, диаметр циферблата которых 9 метров,  а высота самой башни около 100 метров. Впечатляющее и красивое сооружение! Мы перешли Темзу по Вестминстерскому мосту и полюбовались видом, запечатленным на многих открытках,  сувенирах, рекламе. Весь комплекс зданий, а это Парламент, Вестминстерское аббатство,  Биг-Бен, производит сильное впечатление.  Проникаешься  духом истории и вспоминаешь отрывки из книг Диккенса, Голсуорси, других авторов, отображающих Лондон 19 века.  Именно здесь, у этих исторических зданий, ощущается дыхание истории. 
            Нам с женой составил компанию в этой прогулке Александр,  место которого в автобусе было рядом с нами.  Как это часто бывает в подобных поездках, мы быстро познакомились и часто обменивались впечатлениями.  В один из моментов у него вырвалась следующая фраза: - Мог ли я, простой русский обыватель, даже мечтать о том, что буду сидеть на газоне у здания Парламента  и восхищаться этой красотой!  Невозможно было в этот момент с ним не согласиться!
           Гуляя по Лондону мы не ставили своей целью посещение музеев, театров, выставок.  Уже следующий день должен был стать заключительным, в нашей столь короткой ознакомительной поездке.  Однако некоторыми наблюдениями хочу поделиться с читателями.  Полицейские в Лондоне доброжелательны и вежливы, они  фотографируются с туристами, улыбаются и все их вооружение – это наручники и электрошокер.  Никаких пистолетов и дубинок мне видеть не приходилось. Водитель лондонского такси – знаменитого “кэба”, увидев,  что мы заинтересовались автомобилем, который не претерпел никак изменений за последний век,  вышел из машины и распахнул дверь, предоставив нам возможность сделать удачное фото.  Кэб внешне напоминает старый английский экипаж с высокой крышей, позволяющей садиться в цилиндре. Водитель отделен прозрачной перегородкой, а пятеро пассажиров сидят лицом друг к другу.
           К гостинице мы добирались на лондонской подземке, стоимость проезда в которой оказалась довольно высокой 4 фунта.   Это была наша единственная поездка, и пользоваться скидками при покупке билетов не было смысла. В сравнении с парижским метрополитеном здесь, пожалуй, чище, но не так просторно в вагонах как у нас дома.  Платформы узкие, указателей много и мы не заблудились. Поезда ходят часто и  информации достаточно.  В общем, ничего особенного, что заслуживает внимания.
           На следующий день после завтрака мы гуляли в районе недалеко от отеля.  Время было ограничено, так как в полдень предстояло выезжать в Дувр и переправляться на пароме во Францию,  ведь наша поездка называлась “ Маршрут Д” Артаньяна за подвесками королевы”.   Нас ждал Париж!
    PS.  Туристический автобус Neoplan мчал со скоростью 100 километров в час, увозя российских туристов из английской столицы,  а я не мог отделаться от ощущения, что не испытываю восторга и радости от знакомства с этим незаурядным европейским городом. Почему многие соотечественники, достигнув определенного успеха и финансового благополучия, стремятся переехать жить именно в Лондон, в город дождей, туманов,  неулыбчивых, хотя и воспитанных,  жителей?  Все-таки мне больше по душе  элегантный, изысканный и романтический Париж!  Город – праздник, в который я буду всегда стремиться, и ждать встречи с ним!  А Лондон?  Он великолепен, интересен, здесь все дышит историей, однако, это не мой город!  Пусть он останется городом-мечтой  некоторых наших соотечественников!
            

             
            
            
               


Рецензии
Виктор, великолепное турне! Мы с супругом 10 лет, по месяцу в год колесили по Европе на ,,Матизе". Знакомые места описываете, очень понравились Ваши впечатления. Кстати, обратили внимание, какие в Тауэре огромные вороны? Тоже предпочитаю Париж, меланхоличному Лондону. С теплом, Виктория.

Виктория Романюк   18.11.2021 13:46     Заявить о нарушении
Улетят вороны и конец Тауэру - символу королевства! Значит и Великобритании!

Виктор Кутуркин   18.11.2021 23:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.