Что любил коллекционировать Николай Лесков?
Материал подготовили научные сотрудники Дома-музея Н.С. Лескова в городе Орле Тамара Синякова, Ольга Аракчеева, Светлана Труфанова.
Наш великий земляк любил собирать шкатулки, трости, прессы и ножички для бумаги, коллекционировал часы и живописные полотна. Руководствуясь практическим складом ума и имея вкус на добротные вещи, писатель насыщал бытовую обстановку полезными и эстетически привлекательными предметами.
Вот, к примеру, шкатулки, разного размера и назначения, из дорогих пород дерева, под ключ: дорожная, для бумаг, для украшений (перстней, печаток). Одна из любимых шкатулок Лескова представляет собой вход в храм египетской богини Исиды.
Или часы. По воспоминаниям издательницы журнала «Северный вестник» Л.Я. Гуревич, «многочисленные старинные часы, которыми была уставлена и увешана его [Н.С. Лескова] комната, перекликались каждые четверть часа…» Известно, что Николай Семёнович Лесков любил посещать различные блошиные рынки и лавочки с раритетами, где приобретал вещи, которые ему приглянулись. Сотрудники музея писателя рассказали, какие брендированные, если говорить на современный лад, часы были помещены в домашнюю обстановку, в частности, фабрики Мозер, с маятником.
Лесков ценил изобразительное искусство, окружал себя живописью, при этом вешал картины произвольно, создавая на стенах замысловатое соседство старинных гравюр, портретов в тяжёлых рамах, икон. Гости литературной встречи узнали, как у Лескова появилась фотография картины Н.Н. Ге «Что есть истина?», каким особым было воздействие на писателя сюжета «Оскорблённая Нетэта», отчего её графический силуэт в исполнении Е. Бём стал всегдашним спутником на рабочем столе. Оказывается, из своих заграничных поездок Н.С. Лесков привёз три гравюры на сцены из жизни английской королевы Джейн Грей (правила всего девять дней, с 10 июля по 19 июля 1553 года, была казнена 12 февраля 1554 года, на каждый день её правления была написана гравюра).
Интересно, что предметы быта и картины не просто были частью семейного круга и домашнего обихода – они вдохновляли писателя-орловца на создание самобытных сюжетов и персонажей, находили отражение в творчестве, остались в памяти главного биографа Н.С. Лескова – его сына Андрея. Поэтому в ходе интересной лекции с презентацией были прочитаны фрагменты из текстов писателя. Особенно зал оживился, когда освежил в памяти курьёзный эпизод об орловских «подлётах» и краже часов из рассказа «Грабёж».
В пятом зале Дома-музея Н.С. Лескова в Орле, напомним, был воссоздан интерьер последнего кабинета писателя из его петербургской квартиры, расположенной в доме 50 по улице Фурштатской. Фактически прошедший музейный вечер был посвящён обстановке этой комнаты, которая даёт представление о яркой человеческой индивидуальности писателя, о многообразии его интересов и увлечений.
Из воспоминаний писательницы Л.И. Веселитской: «Я вошла в комнату, которая сразу показалась мне похожей на Лескова – пёстрая, яркая, своеобразная… И казалось мне, что стены её говорят: «Пожито, попито, поработано, почитано, пописано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивали: «Да, пора, пора, пора…». А птица в клетке задорно и резко кричала: «Повоюем ещё, чёрт возьми!»
Ирина Крахмалева
(Материал из Интернет-сайта).
Свидетельство о публикации №221102401719