Блок. Последний день. Прочтение
Ранним утром, когда люди ленились шевелиться
Серый сон предчувствуя последних дней зимы,
Пробудились в комнате мужчина и блудница,
Медленно очнулись среди угарной тьмы.
Утро копошилось. Безнадежно догорели свечи,
Оплывший огарок маячил в оплывших глазах.
За холодным окном дрожали женские плечи,
Мужчина перед зеркалом расчесывал пробор в волосах.
Но серое утро уже не обмануло:
Сегодня была она, как смерть, бледна.
Еще вечером у фонаря ее лицо блеснуло,
В этой самой комнате была влюблена.
Сегодня безобразно повисли складки рубашки,
На всем был серый постылый налет.
Углами торчала мебель, валялись окурки, бумажки,
Всех ужасней в комнате был красный комод.
И вдруг влетели звуки. Верба, раздувшая почки,
Раскачнулась под ветром, осыпая снег.
В церкви ударил колокол. Распахнулись форточки,
И внизу стал слышен торопливый бег.
Люди суетливо выбегали за ворота
(Улицу скрывал дощатый забор).
Мальчишки, женщины, дворники заметили что-то,
Махали руками, чертя незнакомый узор.
Бился колокол. Гудели крики, лай и ржанье.
Там, на грязной улице, где люди собрались,
Женщина-блудница – от ложа пьяного желанья –
На коленях, в рубашке, поднимала руки ввысь...
Высоко – над домами – в тумане снежной бури,
На месте полуденных туч и полунощных звезд,
Розовым зигзагом в разверстой лазури
Тонкая рука распластала тонкий крест.
3 февраля 1904
Напомню последнее стихотворение предыдущей книги «Разные стихотворения»:
«Твое лицо мне так знакомо,
Как будто ты жила со мной.
В гостях, на улице и дома
Я вижу тонкий профиль твой.
Твои шаги звенят за мною,
Куда я ни войду, ты там…
…Спустилась к речке и запела...
На голос твой колокола
Откликнулись вечерним звоном...
…Но знаю горестно, что где-то
Еще увидимся с тобой.
1 августа 1908»
И вот, начало книги следующей:
…Пробудились в комнате мужчина и блудница…
…И вдруг влетели звуки. Верба, раздувшая почки,
Раскачнулась под ветром, осыпая снег.
В церкви ударил колокол...
…Бился колокол…
Про колокол он тоже уже писал:
«…А над болотом – проклятый звонарь
Бил и будил колокольную медь.
Звуки летели, как филины,
В ночное пространство.
Колокол самый блаженный,
Самый большой и святой,
Тот, что утром скликал прихожан,
По ночам расточал эти звуки.
…Я в туманах бродил.
Люди спали. О, люди! Пока не пробудитесь вы, –
Месяц будет вам – красный, зловещий фонарь,
Страшный колокол будет вам петь!
7 ноября 1906»
И вот, мужчина увиделся с женщиной, а люди проснулись…
–" Последний день" – Название можно причитать двояко, и как последний день зимы: «…предчувствуя последних дней зимы» и как первый день Апокалипсиса, глашатаем которого станут не четыре грозных ангела, а замызганная блудница.
Но у Блока любая женщина – актор высших сил. Любая. (…что почти от слова – “Люба”.)
*
В первоначальной редакции у стихотворения был эпиграф из стихотворения В. Брюсова «Конь Блед».
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции
и варианты»:
«
Варианты публикации в журн. "Перевал",
Эпиграф Люди! Вы ль не узнаёте Божьей Десницы?
Брюсов)
»
В той маленькой поэме Брюсова Конь Блед Апокалипсиса появился на переполненной улице города:
«И внезапно — в эту бурю, в этот адский шепот,
В этот воплотившийся в земные формы бред,–
Ворвался, вонзился чуждый, несозвучный топот,
Заглушая гулы, говор, грохоты карет.
Показался с поворота всадник огнеликий,
Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах…
…И в великом ужасе, скрывая лица,– люди
То бессмысленно взывали: «Горе! с нами бог!»,
То, упав на мостовую, бились в общей груде…
Звери морды прятали, в смятенье, между ног.
Только женщина, пришедшая сюда для сбыта
Красоты своей,– в восторге бросилась к коню,
Плача целовала лошадиные копыта,
Руки простирала к огневеющему дню.
Но восторг и ужас длились — краткое мгновенье.
Через миг в толпе смятенной не стоял никто:
Набежало с улиц смежных новое движенье,
Было все обычном светом ярко залито.
И никто не мог ответить, в буре многошумной,
Было ль то виденье свыше или сон пустой…»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Непосредственным толчком к написанию стихотворения послужил "Конь блед" (1903) В. Брюсова.
Это "влияние" указано поэтом в примечаниях к II2 [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 2. Нечаянная Радость (1904-1906). 2-е изд., дол. М.: Мусагет, 1912…
Брюсовскую поэму Блок слышал в исполнении автора в январе 1904 г. в Москве (см. письмо к матери от 14-15 января 1904 г.). С просьбой прислать ее текст он обращается к П.П. Перцову 10 мая 1904 г. (СС-88 . С. 101).
"С этого стихотворения начинается сильное влияние поэзии Валерия Брюсова, продолжавшееся до осени 1904 г." (Иванов-Разумник. Л. 167). Более сдержанный блоковский отзыв о поэме – в письме С.М. Соловьеву от 21 октября 1904 г.
»
Чтобы сделать ссылку на этот «непосредственный толчок» Блок вставил эпиграф. Но в поэтической системе Блока эпиграф – это не объяснения текста или повода для его написания, а ссылка на сцену, непосредственно предшествующую собственному тексту. Чего здесь нет.
И Блок эпиграф убрал.
Свидетельство о публикации №221102501232