Блок. Последний день. Прочтение
. . том II
. . « Г О Р О Д »
1.«Последний день»
П О С Л Е Д Н И Й Д Е Н Ь
Ранним утром, когда люди ленились шевелиться,
Серый сон предчувствуя последних дней зимы,
Пробудились в комнате мужчина и блудница,
Медленно очнулись среди угарной тьмы.
Утро копошилось. Безнадежно догорели свечи,
Оплывший огарок маячил в оплывших глазах.
За холодным окном дрожали женские плечи,
Мужчина перед зеркалом расчесывал пробор в волосах.
Но серое утро уже не обмануло:
Сегодня была она, как смерть, бледна.
Еще вечером у фонаря ее лицо блеснуло,
В этой самой комнате была влюблена.
Сегодня безобразно повисли складки рубашки,
На всем был серый постылый налет.
Углами торчала мебель, валялись окурки, бумажки,
Всех ужасней в комнате был красный комод.
И вдруг влетели звуки. Верба, раздувшая почки,
Раскачнулась под ветром, осыпая снег.
В церкви ударил колокол. Распахнулись форточки,
И внизу стал слышен торопливый бег.
Люди суетливо выбегали за ворота
(Улицу скрывал дощатый забор).
Мальчишки, женщины, дворники заметили что-то,
Махали руками, чертя незнакомый узор.
Бился колокол. Гудели крики, лай и ржанье.
Там, на грязной улице, где люди собрались,
Женщина-блудница – от ложа пьяного желанья –
На коленях, в рубашке, поднимала руки ввысь...
Высоко – над домами – в тумане снежной бури,
На месте полуденных туч и полунощных звезд,
Розовым зигзагом в разверстой лазури
Тонкая рука распластала тонкий крест.
3 февраля 1904
Напомню последнее стихотворение предыдущей книги «Разные стихотворения»:
«Твое лицо мне так знакомо,
Как будто ты жила со мной.
В гостях, на улице и дома
Я вижу тонкий профиль твой.
Твои шаги звенят за мною,
Куда я ни войду, ты там…
…Спустилась к речке и запела...
На голос твой колокола
Откликнулись вечерним звоном...
…Но знаю горестно, что где-то
Еще увидимся с тобой.
1 августа 1908»
И вот, начало книги следующей:
…Пробудились в комнате мужчина и блудница…
…И вдруг влетели звуки. Верба, раздувшая почки,
Раскачнулась под ветром, осыпая снег.
В церкви ударил колокол...
…Бился колокол…
Про колокол он тоже уже писал:
«…А над болотом – проклятый звонарь
Бил и будил колокольную медь.
Звуки летели, как филины,
В ночное пространство.
Колокол самый блаженный,
Самый большой и святой,
Тот, что утром скликал прихожан,
По ночам расточал эти звуки.
…Я в туманах бродил.
Люди спали. О, люди! Пока не пробудитесь вы, –
Месяц будет вам – красный, зловещий фонарь,
Страшный колокол будет вам петь!
7 ноября 1906»
И вот, мужчина увиделся с женщиной, а люди проснулись…
–" Последний день" – Название можно причитать двояко, и как последний день зимы: «…предчувствуя последних дней зимы» и как первый день Апокалипсиса, глашатаем которого станут не четыре грозных ангела, а замызганная блудница.
Но у Блока любая женщина – актор высших сил. Любая (…что почти от слова, от имени – “Люба”). У Блока любая женщина может скрывать свой истинный облик - облик Жены, Облеченной в Солнце, которую спасли Архангелы от "великого дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною" и которая скрывается теперь от него среди нас.
*
В первоначальной редакции у стихотворения был эпиграф из стихотворения В. Брюсова «Конь Блед».
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции
и варианты»:
«
Варианты публикации в журн. "Перевал",
Эпиграф Люди! Вы ль не узнаёте Божьей Десницы?
Брюсов)
»
В той маленькой поэме Брюсова Конь Блед Апокалипсиса появился на переполненной улице города:
«И внезапно — в эту бурю, в этот адский шепот,
В этот воплотившийся в земные формы бред,–
Ворвался, вонзился чуждый, несозвучный топот,
Заглушая гулы, говор, грохоты карет.
Показался с поворота всадник огнеликий,
Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах…
…И в великом ужасе, скрывая лица,– люди
То бессмысленно взывали: «Горе! с нами бог!»,
То, упав на мостовую, бились в общей груде…
Звери морды прятали, в смятенье, между ног.
Только женщина, пришедшая сюда для сбыта
Красоты своей,– в восторге бросилась к коню,
Плача целовала лошадиные копыта,
Руки простирала к огневеющему дню.
Но восторг и ужас длились — краткое мгновенье.
Через миг в толпе смятенной не стоял никто:
Набежало с улиц смежных новое движенье,
Было все обычном светом ярко залито.
И никто не мог ответить, в буре многошумной,
Было ль то виденье свыше или сон пустой…»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Стихотворение, начинающее раздел, вводит типичные для символистов в 1900-е годы эсхатологические чаяния "конца света" и последующего сотворения "новой земли" и "нового неба". Андрей Белый вспоминал, что Блоку "вовсе чужда была историческая проблема религии", однако "апокалиптическое настроение преобладало в нем явственно" (Белый, 2. С. 189).
...Непосредственным толчком к написанию стихотворения послужил "Конь блед" (1903) В. Брюсова.
Это "влияние" указано поэтом в примечаниях к II2 [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 2. Нечаянная Радость (1904-1906). 2-е изд., дол. М.: Мусагет, 1912…
Брюсовскую поэму Блок слышал в исполнении автора в январе 1904 г. в Москве (см. письмо к матери от 14-15 января 1904 г.). С просьбой прислать ее текст он обращается к П.П. Перцову 10 мая 1904 г. (СС-8(8) . С. 101) [СС-8(1-8) - Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. 1-8. Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л.: Гослитиздат, 1960-1963].
"С этого стихотворения начинается сильное влияние поэзии Валерия Брюсова, продолжавшееся до осени 1904 г." (Иванов-Разумник. Л. 167). Более сдержанный блоковский отзыв о поэме – в письме С.М. Соловьеву от 21 октября 1904 г.
...Заглавие и сюжет восходят к библейскому преданию, согласно которому "в последние дни" "люди будут ( ... ) более сластолюбивы, нежели боголюбивы ( ... ) К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих в грехах ( ... )" (Второе послание к Тимофею св. апостола Павла. III. 4, б); см. также выписки о "последнем дне" из новозаветных текстов в ЗК. С. 35.
»
Чтобы сделать ссылку на «непосредственный толчок» Блок вставил эпиграф. Но в поэтической системе Блока эпиграф – это не объяснения текста или повода для его написания, а ссылка на сцену, непосредственно предшествующую собственному тексту. Чего здесь нет.
И Блок эпиграф убрал.
Свидетельство о публикации №221102501232