Стая

                или Бизнес в современной России.

   Со дня его основания, нет, высочайшего разрешения забитому народу заняться предпринимательской деятельностью,  бизнесу чинили препятствия все и в первую очередь, государственные  структуры.
   Чиновники изобретали способы что-то не разрешить и по максимуму  запретить. Причем сделать это так, чтобы запрет невозможно было обойти. На начальном этапе становления бизнеса в России чиновникам даже ничего не было нужно от бизнеса. Просто "непущать". Вахтеры со шлагбаумом. Царило полнейшее катастрофическое недоверие.

   В каждом  бизнесмене  государство заведомо видело преступника.
Регистрация  фирмы, получение документов, изготовления печатей, банковские операции, когда каждый раз надо было доказывать, что ты этим платежом не собираешься подорвать экономику государства. Для проведения каждой платежки в банке требовали обоснование – договор, письмо с разъяснением что, куда и зачем.
   Это была презумпция виновности в действии. 

   Банки лоббировали интересы МВД. Из банка запрещалось  выносить наличные  без оформления договора с милицией на сопровождение и охрану.

   В 90-е годы, помимо чиновников с их «непущать», была ещё одна напасть – вымогательство, рэкет, крышевание  бизнеса криминальными структурами.
Но с ними бизнес  научился работать. Во всяком случае,  была возможность как-то решить вопросы,   договориться. 

   Почти сразу началось шапито  с правовой формой  организаций: кооперативы, малые предприятия, ТОО, ООО и пр.   
Регистрации и перерегистрации, юридические адреса, новая отчетность, многократное увеличение количества налогов, лицензирование. И всем дай, дай, дай! 

   На определённом этапе   добавились и другие проблемы. Поставщики ресурсов, энергетики, структуры системы ЖКХ, как стая голодных псов набросились на бизнес, особенно малый и средний. Каждый стремился вцепиться зубами и оторвать побольше.   
   Люди,  работающие в этой сфере, в силу своей ограниченности,  не в состоянии сами что-либо создать.   Но они почувствовали возможность урвать и стали пользоваться своим монопольным  положением.
Им стало мало  махинаций и откровенного мошенничества  самого  низшего звена этих структур. Тех, кто ходит по объектам и незаметно срывает пломбы на счетчиках.
   Они придумали свой способ обираловки бизнеса. С их подачи приняты законы и правила, ставящие бизнес в крайне  жесткую зависимость от этих сантехников.
 От бизнеса требуются такие расчеты, что не всякий с этим справится сам. Любая процедура требует пакет документов. Надо обращаться к  фирмочкам,  которыми руководят близкие руководителей поставщиков ресурсов. И там, не бесплатно,  бизнесу нарисуют  абсолютно бесполезный и ненужный,  с точки зрения здравого смысла, документ. Фактически эти фирмочки продают  бизнесу лист бумаги по цене в тысячу рублей, в переводе на современные цены, а то и дороже.

   Не отстают в изощренном издевательстве над бизнесом и налоговые органы. Постоянно меняющиеся законы, формы отчетности, кассовые аппараты, способы проверок, правила ведения бухгалтерской документации и даже способы обращения в эти органы.  И опять - дай, дай, дай.
   Всё это не просто снижает возможности бизнеса, оно убивает  бизнес. Выживают и даже процветают только те, кто близок к чиновникам. А, если ты не родственник чиновника или высокого силовика , то дело твоё плохо.  В лучшем случае, никакой помощи от государства, в худшем – рейдерский захват.
   Модным стало использование силовиков для захвата налаженного  бизнеса. Повод - нарушения экономического характера, но уголовное дело возбуждается по уголовной статье 159, ч.4 - мошенничество в особо-крупном.  Успешного бизнесмена отправляют в следственный изолятор на срок проведения следствия. Этот срок может растянуться на несколько лет. И даже если бизнесмена признают невиновным, бизнеса уже нет. Потому что бизнес не живет без того, кто его создал. 

   Самыми  уязвимыми  в этом плане являются производства.   Захваченные предприятия  умирают очень быстро. Не могут они  производить  без своего создателя. Не могут. Они не приносят доход сами по себе. Они требуют квалифицированного внимания.

   Производственные предприятия  крайне  зависимы от банков. И для их захвата нередко используется банковский кредит. Отказ в пролонгации кредита в кризисные годы и градообразующее предприятие  в руках банка. А потом начинаются распродажи имущества, оставшегося после  предварительного  разграбления.

   В результате,  вместо заводов имеем пустые цеха с выбитыми стёклами и ободранными стенами.
Впоследствии,  на их месте нередко возникают жилищные комплексы в 32, а то и в 50 этажей. 
Вроде бы польза для людей – обеспечение жильём. И здесь тоже не так всё просто.
   Новые градостроительные нормы позволяют строить жилые комплексы без учета коэффициентов плотности застройки, проекты утверждаются по упрощенной схеме, без ряда, прежде обязательных,  согласований.  Минстрой в рамках борьбы с административными барьерами готовит поправки в свод правил проектирования, касающихся естественного освещения. Квартиры без естественного освещения это подвалы.
 
   В итоге получаем такую плотность  застройки, что человеку ступить некуда. В доме на каждые триста-четыреста жильцов один лифт! При этом, качество строительства  отвратительное. Люди получают квартиры, в которых голые бетонные стены и  плиты перекрытия вместо пола и потолка, протекающие трубы и неработающие лифты. А теперь ещё не будет и естественного света.
 
Но это другая история.  Вернёмся к проблемам бизнеса в России.

   Государство преподносило бизнесу сюрпризы в виде  дефолтов и кризисов. Бизнес выживал, вопреки.  Даже дефолт 1998 года не смог убить  новые  промышленные предприятия.  Они  выжили благодаря стойкости и целеустремлённости их создателей.

   Их добили потом. В плановом порядке.

Кризис 2008 года пережили далеко не все.
А 2014 год произвел окончательную зачистку.
Остались или хилые,  никому не нужные, или свои.   За редким исключением. 

   Как оказалось,  самый лучший бизнес  в нашей стране – быть ближе к распределению бюджетных средств.

Фото из интернета.


Рецензии
Стая Александр Сотников 2 - И агония ее организационно - производственной сущности. Спасибо. Зеленая кнопка. С Уважением, Лена Широкова

Лена Широкова   14.01.2022 11:18     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв.
К сожалению, агония продлится долго.
С уважением.

Александр Сотников 2   14.01.2022 12:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.