Блок. Петр. Прочтение
Евг. Иванову
Он спит, пока закат румян.
И сонно розовеют латы.
И с тихим свистом сквозь туман
Глядится Змей, копытом сжатый.
Сойдут глухие вечера,
Змей расклубится над домами.
В руке протянутой Петра
Запляшет факельное пламя.
Зажгутся нити фонарей,
Блеснут витрины и троттуары.
В мерцаньи тусклых площадей
Потянутся рядами пары.
Плащами всех укроет мгла,
Потонет взгляд в манящем взгляде.
Пускай невинность из угла
Протяжно молит о пощаде!
Там, на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!
Бегите все на зов! на лов!
На перекрестки улиц лунных!
Весь город полон голосов
Мужских – крикливых, женских – струнных!
Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч
Над затихающей столицей.
22 февраля 1904
Из Примечаний в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– Иванов Евгений Павлович (1880-1942) – писатель, участник символистских изданий, университетский товарищ и ближайший друг Блока в 1900-х годах.
»
– Е.П. Иванов. – До революции – член «Петроградского религиозно-философского Общества» и «Вольфилы». После революции библиотекарь и статистик. Арестован по делу «Воскресения» 11 декабря 1929 г. как "участник к/р церковно-монархической организации А. А. Мейера «Воскресение»”. Выслан в Северный край на 3 года, в ссылке в Великом Устюге (1929—1932 гг.). В 1932—1942 гг. проживал в Ленинграде. Работал счетоводом, рабочим, кассиром в Консерватории. Умер в блокадном Ленинграде от голода.
Википедия.
– « Блеснут витрины и троттуары...» – во времена Блока «-туа-» в слове «троттуары» читалось в один слог.
В прошлом стихотворении («Последний день») мы видели, как проститутка призывала Апокалипсис на этот город. Город выстоял. Ибо его охраняет Петр.
Картина города осталась той же. Сравните, там:
«…Гудели крики, лай и ржанье.
Там, на грязной улице, где люди собрались…»
Здесь:
Блеснут витрины и троттуары.
В мерцаньи тусклых площадей
Потянутся рядами пары.
Плащами всех укроет мгла
Но там рука блудницы проклинала город:
«Женщина-блудница – от ложа пьяного желанья –
На коленях, в рубашке, поднимала руки ввысь...
Высоко – над домами – в тумане снежной бури,
На месте полуденных туч и полунощных звезд,
Розовым зигзагом в разверстой лазури
Тонкая рука распластала тонкий крест.»
Здесь длань Петра оберегает свой град:
В руке протянутой Петра
Запляшет факельное пламя…
…Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч…
Правда, сам он выглядит далеко не ангелом, да и хранит его несколько своеобразно:
Там, на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!
Бегите все на зов! на лов!
На перекрестки улиц лунных!
Весь город полон голосов
Мужских – крикливых, женских – струнных…
Что-то уж больно напоминает эта картина то ли Помпеи времен упадка Рима, то ли Гоморру накануне сошествия в неё Ангелов.
Пословица «Каков поп, таков и приход» верна в обе стороны.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
На восприятие Блоком Медного всадника повлияла трактовка Петра в символистской литературе ("демон древней Москвы" в стих. Ив. Коневского "Среда" (1900-1901), антихрист в романе Д.С. Мережковского "Петр и Алексей" , а также размышления Е.П. Иванова, нашедшие позднее воплощение в лирико-поэтическом этюде "Всадник" (1907), которыми он делился с поэтом.
"Кто он? – спрашивал собеседник Блока… – Е. Иванов пытался найти ответ, вглядываясь в памятник Петру I: "порой кажется, что Всадник с конем не готов к полету, а колеблется над бездною и ( ... ) змий не раздавлен конем, а укусил его в пяту и все грезит под великим" .
Восприятие Е.П. Ивановым Медного всадника как "демона мятежного" и в то же время, подсказанное фальконетопекой скульптурной группой (всадник, попирающий змею), сопоставление его с Георгием Победоносцем отразилось в блоковском стихотворении: образ Петра I с факелом, "руководящего" "ночной потехой" и образ Петра I с мечом, охраняющего город.
Сравнивая в позднейших мемуарах образ Медного всадника в стих. "Пушкинскому Дому" (1921) с образом 1904 г., Е. П. Иванов заметил, что «этот Петр совсем не тот, чем в "Петербургской поэме", где имя Петра только лишь "алеет на латах" от Зари, а сам он как Сатана» (Иванов Е.П. Воспоминания об Александре Блоке ).
– "И с тихим свистом сквозь туман // Глядится Змей, копытом сжатый. – "Зачем же свистит змей? – писал Ин. Анненский. – Ведь змей из меди не может свистеть! Верно – но не менее верно и то, что этот свистал, пользуясь закатной дремой всадника. Все дело в том, что свист здесь – символ придавленной жизни. ( ... ) Свистом змей подает знак союзникам, их же и высматривает он, еще пленный, из-под ноги коня. Змей и царь не кончили исконной борьбы" (Анненский И. О современном лиризме // Аполлон. 1909 . № 1. Отд. 1. С. 25).
»
Но наиболее точен, по-моему, Даниил Андреев:
«...Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, — но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» — уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного — цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды — жертвенник-дворец-капище — выступит из мутной лунной тьмы. Это — Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, — но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
Свидетельство о публикации №221102700726