Тревожная осень 1812 года. Гл. 3

   По старому Смоленскому тракту.
 После столкновения при Вязьме, дальнейшее движение отступающей французской армии одной колонной и за ней преследовавшей русской армией, до Красного, происходило без сражений. Солдаты и офицеры русской армии, лошади в кавалерии и артиллерии были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее. Погода была морозная, ясная и снежная,с дневной температурой около  минус 20 градусов, а к вечеру стало выясняться и  виднелось серо-лиловое звездное небо. Снег скрипел под ногами, вдоль дороги высокие снежные сугробы. Недалеко от дороги расположились  у костров, отогреваясь, солдаты. Часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес у дороги и тотчас же послышались в лесу стук топоров, треск ломающихся сучьев ветвей; заготавливались дрова для костров на ночь. Разгорались костры кухонь, варились котелки с пищей, трещали дрова, таял снег, и солдаты сновали туда и сюда по всей занятой, притоптанной в снегу площадке вокруг костров, а также приводили в порядок амуницию и ружья.
Седьмая рота Софийского полка стояла у самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные снегом ветви деревьев. Прапорщик Чернышов сидел у костра и смотрел как солдаты взвода устанавливали трофейную французскую палатку для ночлега офицеров.

2(14 ноября) начала отступать из Смоленска, где в течение пяти дней французская армия отдыхала и накапливала силы, опасаясь окружения — с севера в направлении к Борисову согласно приказу  Фельдмаршала Кутузова двигалась армия  Витгенштейна, а с юга туда же шёл с Дунайской армией адмирал Чичагов.
Значительная часть армии Наполеона ещё сохраняла боеспособность и отступала дальше на Запад. Численность армии Наполеона была около 70-80 тыс. человек, из них примерно 50-тыс. сохраняли боеспособность.  Отход снова был продолжен одной колонной и войска сильно растянулись. В авангарде шёл 5-й корпус Понятовского, за ним следовал 8-й корпус Жюно, Гвардия и остальные войска. В арьергарде остался 3-й корпус Нея, который вступил в разорённый Смоленск уже после ухода других войск. Ней задержался в городе, чтобы хоть как-то навести порядок в войсках, пополнить запасы провианта и боеприпасов. К вечеру 3 (15) ноября Гвардия, корпус Жюно и кавалерия Мюрата вышли к Красному.
 
Но здесь выяснилось, что город уже захвачен русскими. Отряд Ожаровского захватил в плен французский гарнизон стоявший в Красном. Кроме того, появились казачьи эскадроны, которые тревожили французские войска своими налётами.
Для наблюдения за действиями противника Фельдмаршал Кутузов выдвинул 4-й пехотный и 4-й кавалерийский корпуса вперед, южнее Смоленска. В это время основные силы армии перешли с Рославльской на Мстиславскую дорогу и начали движение на Юрово. Получив сообщение от генерала Милорадовича, который командовал авангардом, что противник движется по дороге на Оршу, Кутузов посчитал, что часть армии Наполеона миновала Красный. Это создавало угрозу для войск Витгенштейна. К тому же пришло известие от Чичагова, что его армия вышла к Минску. Это меняло обстановку. Наполеон больше не мог отступать в южном направлении. Поэтому Кутузов отдал Милорадовичу распоряжение усилить нажим на противника, чтобы нанести ему новое поражение. Он приказал отрезать и разгромить часть французской армии у Красного. На помощь Милорадовичу были направлены две кирасирские дивизии под началом Голицына. Кроме того, Милорадович и Голицын должны были установить связь и действовать совместно с партизанами и отрядом Ожаровского.

Для полного выяснения обстановки Фельдмаршал Кутузов приказал отрядам Ожаровского и Давыдова произвести разведку боем. Отряд Ожаровского был усилен кавалерией, в него вошли два Полтавских казачьих полка, два Донских казачьих полка, Мариупольский гусарский полк, 19-й егерский полк и 6 орудий конной артиллерии. 28 октября (9 ноября) отряд Ожаровского атаковал и разбил французов в селение Хмара.        2 (14) ноября Ожаровский с боем занял Красный и пленил тамошний гарнизон.
Особенно значительные потери французы понесли в боях под Красным 3 (15) – 6 (18) ноября. Между тем войска Наполеона теряли людей не только в столкновениях с преследователями, но и от нападений партизан, от голода и холода. 3 (15) ноября в город Красный вошел Наполеон и поставил 15 тысячную гвардию на биваках в предместье.

 К вечеру 3 (15) ноября Гвардия, корпус Жюно и кавалерия Мюрата вышли к Красному. Но здесь выяснилось, что город уже захвачен русскими. Отряд Ожаровского захватил в плен французский гарнизон стоявший в Красном. Кроме того, появились эскадроны казаков, которые тревожили французские войска своими налётами. Наполеон приказал выбить русских из города и остановился, дожидаясь подхода других войск3 (15) ноября. Дивизия генерала Клапареда выбила из Красного отряд Ожаровского, который  отступил к Кутьково. В 4 часа дня 3 (15) ноября авангард Милорадовича (2-й, 7-й пехотные, 1-й кавалерийский корпуса, около 18 тыс. человек), получил приказ Фельдмаршала Кутузова отрезать часть растянувшихся сил французской армии от Красного, подошёл к Смоленской дороге и развернул свои войска вдоль дороги в районе Ржавки. По ней двигались гвардейские части армии Наполеона. Генерал Милорадович решил не атаковать противника, большая часть императорской гвардии прошла мимо (12-13 тыс.), а ударил по замыкающим колоннам и после ожесточенного боя рассеял их. Было захвачено 2 тыс. пленных и 11 орудий. Наполеон с императорской гвардией вошел в Красный и стал ожидать остальные войска.
Наполеон, получив известие, что отдельный русский отряд расположен недалеко от Красного, Наполеон приказал Молодой гвардии уничтожить его. В ночь с 3(15) на 4(16) ноября дивизия под началом генерала Роге атаковала отряд Ожаровского и заставило его отступить. Отсутствие кавалерии не позволило Роге развить преследование.
 
Во второй половине дня 4 (16) ноября к позиции Милорадовича, который передвинулся к Мерлино, подошёл 4-й корпус Богарне. Командир 4-й пехотной дивизии Вюртембергский выдвинул на дорогу артиллерию и начал обстрел передовых колонн противника. Вскоре его поддержали 12-я и 26-я дивизии 7-го корпуса. Головная колонна вражеского корпуса была рассеяна. Прибывший к месту сражения генерал Милорадович, отвёл все три дивизии с тракта и расположил их параллельно дороге, оставив для прикрытия артиллерии только два пехотных полка. Вскоре к месту боя подошли остальные войска  Богарне, который,  решил пробиваться и бросил на прорыв остатки 14-й пехотной дивизии Бруссье. Однако она была также рассеяна огнем артиллерии. Следом Богарне бросил в бой 13-ю дивизию Орнано. Батальоны Софийского полка по команде «Пли» в упор  дали  дружный залп по неприятелю и не останавливаясь и не перезаряжая  ружей с криком « Ура»  сразу бросились в штыковую атаку. Среди  атакующих, впереди взвода бежал прапорщик Чернышев.      
– Братцы, вдогон! — закричал Чернышов, взмахивая саблей. Несмотря  на храброе сопротивление, атака французской пехоты была отбита от расположения русской батареи и в беспорядке отступала. Русская легкая кавалерия, используя  удобный момент, бросилась вдогон и  врубилась в расстроенные ряды вражеской пехоты,окружила её и принудила сложить оружие.

Вслед за 13-й дивизией в бой была брошена 15-я дивизия и другие оставшиеся части. Богарне построил оставшиеся войска в три колонны. Левая колонна была отрезана и сдалась, средняя рассеяна огнем артиллерии, только часть правой смогла прорваться в Красный. В результате 4-й армейский корпус итальянского вице-короля был окончательно разгромлен. В этом бою корпус вице-короля потерял 2 тыс. человек только пленными от своих 6 тысяч, а также оставшиеся орудия и обоз.

Наполеон, получивший известие о поражении Богарне, развернул гвардейские части в Красный, чтобы спасти корпуса Даву и Нея. Продолжали движение на Оршу только части Жюно и Понятовского.
В этот же день основные силы Кутузова вышли к Красному, они сосредоточились в 5 км к востоку от города. Успех генерала Милорадовича придал решительности войскам на общее наступление. По замыслу главнокомандующего Кутузова предусматривался двойной удар по противнику. Главная колонна Тормасова: 5-й, 6-й, 8-й пехотные корпуса, 1-я кирасирская дивизия, авангард Розена и отряд Ожаровского (22-23 тыс. штыков и сабель при 120 пушках) с утра 5 (17) ноября должна была обойти город с юга,  и через Сидоровичи и Сорокино, выйти к селению Доброе (3 версты западнее Красного) и преградить противнику путь на запад. Вспомогательная колонна Голицына: 3-й пехотный корпус, 2-я кирасирская дивизия и Черниговский полк (около 15 тыс. человек), должна была выступить чуть позже колонны Тормасова и выйти к деревне Уварово, чтобы ударить по врагу с юго-востока. Кроме того, авангард Милорадовича – 2 пехотных и 2 кавалерийских корпуса, должен был атаковать противника с востока.

Замысел Кутузова по одновременному удару по силам противника 5 (17) ноября  не был реализован. Когда колонны Тормасова и Голицына находились в процессе движения, на Смоленской дороге показалась головная колонна 1-го корпуса Даву (7,5 тыс. человек при 15 орудиях). Даву оставил лагерь, расположенный возле Ржавки, около 3 часов утра, получил известие о разгроме Богарне, недожидаясь корпуса Нея.
Русские войска, державшие дорогу под контролем, обстреляли войска Даву, но в атаку не пошли. Генерал Милорадович имел приказ Кутузова пропустить противника. Французов хотели зажать между Голицыным и Милорадовичем. В результате корпус Даву, хоть и с потерями, но прошёл к Красному.

В это время Наполеон услышав артиллерийскую стрельбу, решил поддержать Даву и ударить по войскам Кутузова. Ранним утром 11 тысяч солдат Императорской гвардии выдвинулись из Красного в южном и юго-западном направлениях. Гвардия была разделена на две колонны: 5 тыс. шли по дороге на Смоленск, остальные 6 тыс. Молодой Гвардии под началом Роге двигались на Уварово.
Появление гвардии Наполеона у Уварово стало неожиданностью для русского командования. Кутузов предполагал, что Гвардия, корпуса Понятовского и Жюно покинули Красный и ему придётся иметь дело только с корпусами вице-короля, Даву и Нея. Французская гвардия выбила из Уварово силы Голицына (там стояло только два батальона). Голицын открыл по деревне ожесточённый артиллерийский огонь, который нанёс большой урон Молодой Гвардии. Дальнейшие французские атаки успеха не имели.
Наполеон, не планировал вести под Красным решительного сражения, поэтому по мере подхода части Даву направлялись по дороге на Оршу. Около 11 часов дня, когда большая часть корпуса Даву была за Красным, Наполеон получил известие, что значительные русские силы выходят к Доброму и он  принял решение о немедленном отступлении. на Ляды и Оршу, куда выдвинулись Старая гвардия и остатки корпуса Богарне.  Командовать войсками в Красном был оставлен Даву. Молодая Гвардия должна была временно оставаться возле Уварова, но вскоре и она начала отступление.

Тормасов не успел перехватить французские войска, так как когда французская гвардия атаковала Уварово, он получил приказ усилить Голицына и
 французы отступили. Отряды Розена и Ожаровского смогли нанести сильный удар по арьергарду корпуса Даву, фактически уничтожив его.
С наступлением ночи Кутузов разместил  армию в Красном и его окрестностях, преграждая путь корпусу Нея.
 В четырёхдневном сражении под Красным французская армия потерпела поражение и фактически бежала с поля сражения, бросая орудия и обозы.
 Французская армия потеряла 10-13 тыс. человек убитыми и ранеными, 20-26 тыс. человек пленными, примерно 200 орудий, почти все обозы. Фактически армия Наполеона осталась  без кавалерии и артиллерии. Корпуса Богарне и Нея были разгромлены, корпус Даву понес тяжёлые потери. Это поражение поставило остатки армии Наполеона на грань катастрофы. Полностью деморализованные французские части отступали к Березине.Потери русской армии были незначительны около 2 тыс. человек.
 
Софийский полк принимал активное участие в сражении при Красном Смоленской губернии 3–6 (15–18) ноября 1812 года. Полк потерял три четверти личного состава и был совершенно обескровлен; в строю оставалось не более 120 человек – полк был в составе роты. Командование решило весь рядовой состав полка распределить по другим подразделениям 24-ой пехотной дивизии, а кадры (офицеров и унтер-офицеров) отправить на формирование нового состава полка в Могилевскую губернию с размещением в казармах города Могилева.. Туда же прибыл, после излечения от тяжелого ранения командир полка полковник  Попов. В середине января 1813 года полк был полностью укомплектован личным составом и готов к новым боям.
Освобождение территории Российской империи от неприятеля завершилось в день 14 (26) декабря, когда русские войска заняли пограничные города Белосток и Брест-Литовский

Софийский полк участвовал в  заграничных походах русской армии. 1-го (13) января 1813 года русские войска под начальством Кутузова перешли границу и направились в Германию и Францию. К Русской армии присоединили свои войска сперва Пруссия, потом Австрия, Швеция и Англия. В продолжении 1813 и 1814 годов союзные войска разбили Наполеона и низложили его с престола. В этой компании против Наполеона принял участие и Софийский полк.

В 1813 году полк участвовал в следующих сражениях: с 9-го (21) по 19(31) января в блокаде крепости Модлина; с 24 февраля (8 марта) по 5(17) марта при блокаде крепости Кюстрина. Находясь в небольшом городке от Кюстрина, в день Светлого Христова Воскресения, 13(25) апреля 1813 года на площади был воздвигнут походный алтарь, вокруг которого собрался полк Русской армии. Полковой священник в богатых облачениях совершил богослужение. Паства, состоящая из русских воинов полка: - Христос воскресе! Воистину воскресе!-громко ответила  воинская паства и эхо ответа раздавалось над площадью. Закончилась служба, офицеры и солдаты приветствовали друг друга словами «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» и обменивались троекратным поцелуем. Немцы в ошеломлении и восторге смотрели на величайшее религиозное действо. Прапорщику Чернышову вспомнилось, как в детстве они семьей ехали в коляске в храм соседнего села, на пасхальную службу, а также никогда  не пропускали обедни в воскресенье и большие праздники.
Полк участвовал в следующих сражениях: 20 апреля (2 мая)1813 года при гор. Люцене; 8(20) и 9(21) мая в сражении при гор. Баудене; 10(22) мая в сражении при городе Рейхенбахе; 7-го(19) августа, состоя в авангарде майора Рудзевича, полк участвовал в сражении при селении Зайбиненхине; 14(26) августа — в сражении при реке Кацбахе; 17(29) августа в сражении при городе Левенберге; б(18) сентября — при блокаде крепости Дрездена и в сражении.

С 6(18) ноября Софийский полк стоит в самом Дрездене; вечером после исполнения служебных обязанностей прапорщик Чернышов  решил написать домой письмо.                «Милая матушка, сестренка Дарья, и брат Коля! Если бы вы знали, как хочется вас увидеть. Еще не скоро конец нашим бедам, лишениям, после стольких отчаянных сражений, наши храбрые Русские войска везде одерживают победы и идут торжественно и победоносно на Запад, освобождая все новые города и селения Саксонии. Несомненно, что на следующий год Париж будет взят. Как только будет объявлен мир, а говорят, что это будет в будущем году, я возьму отпуск и буду с вами. Бог меня милует -  я жив, здоров; из всех сражений вышел без ранений. С 6(18) ноября наш полк стоит в самом Дрездене, где мы разместились по квартирам. Когда мы проходили, население Дрездена вышло посмотреть на нас, кричали «ура» и «Слава России». Молодые девушки,  стояли по обочинам улиц и забрасывали путь цветами и выражали неподдельную сердечную радость. Вечером была устроена иллюминация, и на улицах было многолюдно. Вместе с другими офицерами гуляли по городу. Посмотрел каменный старинный мост состоящий  из  15 арок через Эльбу, две, из которых, повреждены при отступлении французской армии и другие архитектурные достопримечательности. На следующий день мы отправились в  знаменитую Картинную галерею. Вхожу, изумляюсь; восхищен и спешу рассматривать, что больше приглянется. Здесь не полная коллекция картин, а все лучшие картины и драгоценнейшие редкости увезены из Дрездена в известный по неприступности своей замок Кенигштейн.
Здесь уже вступила в свои владения поздняя осень. Зелень травы в парке еще сохранилась и деревья роняют желтую листву.
Целую и обнимаю сестру и брата, а у вас, дорогая матушка, прошу вашего благословения.
   Ваш покорный сын                Александр Чернышов »

Софийский полк с 30 октября (11) ноября но 10(22) декабря участвовал при блокаде крепости Майнца; 30 декабря(11) января в сражении при переправе через реку Рейн у Майнгейма.
В 1814 году Софийский полк участвовал; 14(26) января при взятии штурмом города Линьи, 17(29)  января в сражении при Биино-де-Шато, 30-го января (11 февраля) в сражении при гор. Монмираль; 1-го(13) марта в сражении при городе Саусане, около 100 верст от Парижа.


Рецензии
Спасибо Вам, Фёдор за военные очерки Войны 12-года.
Очень интересно и нужно знать историю своего Отечества.
Поклон Вам за сей великий Труд.
С благодарностью,

Варвара Сотникова   14.07.2022 21:17     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и Вашу оценку. Вам творческого вдохновения... С уважением,Федор.

Федор Дубневич   14.07.2022 21:47   Заявить о нарушении