1-Мона Лиза дель Джокондо - портрет Земли

Статья опубликована в сокращенном виде
Статья без сокращений здесь:http://proza.ru/2021/10/30/1827
Статья в сокращенном виде на английском языке: http://proza.ru/2021/11/02/1547

«Mona Lisa» (del Giocondo) — is the portrait of the Earth

Abstract

The article proposes a hypothesis that answers the question: who is depicted in the painting «Mona Lisa» by the artist Leonardo da Vinci. This portrait is a reflection of his philosophy of being, it became the crown of Leonardo's inner work to create a portrait of the Earth. Perhaps Lisa del Giocondo (Gerardini) was originally a model and the official name of this image, but Leonardo was interested, first of all, not in painting a portrait of a specific woman. In this portrait Leonardo depicted a more universal cosmological interpretation of the feminine principle, he created a portrait of our planet, embodied in the image of a woman. That's why this picture is so infinitely mysterious and will remain so forever. Lisa del Giocondo's facial features may have associatively answered Leonardo's search for the essence of the image of the Earth and became the starting point for the realization of his plan. Or, in the process of working on this order, the idea arose to create a portrait of the Earth, and, when thinking about this topic, there was a selection of traits, moods closest to solving this difficult task. The Earth, the Mother of all life, including a man, - this is the main semantic message in the portrait «Mona Lisa». Leonardo da Vinci subtly transformed the image of a woman, and the Earth (Nature), the Mother Deity, appeared in front of the viewer in a human form. Also, this Female Deity is not just a direct quotation of ancient culture and religion, which the Renaissance rediscovered for itself. In this painting Leonardo da Vinci raised the mythological interpretation of the deification of nature, with all the asceticism of the image, into an emotionally rich dialogue of the wise, completely incomprehensible Creator - the Earth and each of us who looks at this picture.

Введение

Цель и задачи исследования: выявление символики портрета «Мона Лиза».

Гипотеза: главная идея картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»  - это изображение в женском портрете образа Земли.

Расшифровка «лунности» образа Джоконды

«…если бы кто-то встал на Луне, … то увидел бы он нашу Землю со стихией воды на ней, так же как мы видим Луну, и Земля освещала бы ее, как Луна освещает нас» [1, с. 193] — написал Леонардо в своих дневниках, и это было не просто одно из наблюдений художника и мыслителя эпохи Возрождения. Он смотрел на Луну и пытался представить себе вид Земли: такой же круглый диск над горизонтом, такой же сияющий свет, исходящий от неё, такое же черное небо вокруг…
Эти мысли о Земле в его дневниках: как она должна выглядеть из космоса, необходимы были Леонардо для написания портрета Моны Лизы — портрета Земли.
Другими словами, этот образ, в том окончательном виде, который мы имеем, - это портрет Земли, нашей планеты, праматери всего живущего на земле, и не является портретом какой бы то ни было конкретной женщины. Также, это не обобщённый универсальный портрет совершенного одухотворённого интеллектуального человека, как высказывались некоторые исследователи, Джоконда — портрет, можно сказать, божества Геи, как верили древние греки, живого существа. Это божество стало прообразом Моны Лизы, но в собственном переосмыслении этого образа художником Леонардо да Винчи.
Глядя на Джоконду, еще до осознания её улыбки и взгляда, ощущается некое подобие лунного сияния, исходящего от этого портрета. Это и есть в буквальном смысле эффект сияния Земли, которое должно исходить от нее, по рассуждениям Леонардо, подобно лунному.
 «Лунность» образа Джоконды, и все детали и черты абсолютно уместны и точны в раскрытии образа, если рассматривать этот портрет, как замысел изображения портрета Земли. Например, округлое лицо Джоконды не молодой и не старой зрелой женщины, также вызывает ассоциацию с Луной. Объемности и яркости свечения лицу Джоконды на фоне сумеречного пейзажа добавляет более тёмное обрамление головы: тёмные волосы, вуаль, накинутая на голову, с левой стороны лица глубокая тень. Благодаря подобию свечения, контрасту, похожему на черноту ночного неба, пейзажу внизу и вдалеке, лицо ассоциируется с плывущей над этим миром в небе Луной. Даже поворот её головы, эта едва уловимая неторопливая динамика движения напоминает незаметное движение по небосводу этого спутника Земли. Исходя из вышесказанного, можно было бы решить, что Леонардо и хотел изобразить Луну, но цвет одежды Джоконды в различных оттенках коричневого, охристого, зеленоватого говорит в пользу того, что это изображение именно Земли.

Особенности мировоззрения Леонардо

В эпоху Возрождения возникает активный интерес к познанию окружающего мира и, в первую очередь, к изучению природы и человека. Природное начало, считавшееся в средневековой традиции греховным и не достойным внимания, общество постепенно реабилитирует и встраивает в новую систему ценностей:

«Человек есть прежде всего не божественное, а природное существо, он — «дитя природы», а природа — «колыбель человека» [2, с 350].

При этом, в общем контексте возвеличивания человека и его роли в развитии общества, в мировоззрении Леонардо отношение к человеку более драматичное. Мысль, поместить человека в центр мироздания, невозможна для гуманизма Леонардо:

«Гармония мира у Леонардо – вовсе не ясная и безоблачная гармония, она не чужда оттенков мрачности и трагизма. В особенности это относится к Леонардовым размышлением о человеке и его месте и роли в мире природы» [3, с. 113].

Он мог очень нелицеприятно отзываться о человеке, и, как к всемогущему, наделенному чувствами, живому существу, он обращается к Земле:

«О, земля, почему ты не разверзнешься, чтобы сбросить их в глубокие трещины твоих великих пропастей и недр и не будешь больше являть небу чудовище столь жестокое и бесчувственное?» [4, c. 403].

Понимание Земли, как некой живой сущности — это и знак личного отношения, уважения и почитания Земли в мировоззрении Леонардо, и дань учёного, понимающего необъятность источника знаний.

Черты лица Джоконды

Написав картину «Мона Лиза», Леонардо визуализировал образ Земли, который фактически был его постоянным внутренним собеседником.
Что же такого странного в этом лице, какие загадки не дают покоя исследователям? На первый взгляд оно, даже, скучное и некрасивое. Губы не имеют «алости», описанной Дж. Вазари и общее колористическое решение лица Джоконды в охристых земных оттенках скорее роднит его с окружающим пейзажем. И в этом мы можем проследить определенную логику — желание показать общую природу всех элементов картины. Кроме того, обычно в картинах Леонардо освещение лиц, драпировок решено так, чтобы максимально рельефно передать объем, выявить каждое изменение формы предмета. Но в данном случае такая внимательная светотеневая моделировка лица Джоконды, не просто привычный для Леонардо художественный прием, такое решение позволяет объединить в этом лице два понятия: рельеф лица и рельеф земли. Это немного одутловатое лицо очень тактично стилизовано, и ассоциируется с мягким холмистым ландшафтом.  Все черты, можно сказать, условно человеческие, по форме и цветовому решению, перекликающиеся с окружающим пейзажем.
Более того, отсутствие бровей и ресниц, также логично и объяснимо в контексте того, что это портрет Земли: брови, даже самые тонкие и малозаметные сделали бы выражение лица Джоконды более статичным и определенным, что не позволило бы Леонардо придать этому образу такую невероятную психологическую многозначность.
Еще одна загадка Джоконды, и, на первый взгляд, несоответствие внешнего и внутреннего в этом образе — это траурная вуаль и весёлое настроение модели. Объяснить это противоречие, рассматривая Мону Лизу, как обычную женщину, невозможно. Но, если рассматривать этот портрет, как портрет Земли — все становится на свои места. И эта вуаль уже не знак траура, а некий таинственный покров, окутывающий Землю и скрывающий от нас её бесчисленные тайны. В такой интерпретации черная вуаль и улыбка Джоконды выглядят абсолютно уместными и не противоречат друг другу.

Композиционное решение картины

Одним из главных аргументов, почему в портрете «Мона Лиза» изображен все-таки не человек, является несопоставимость масштабов обычного земного человека и той женщины, которая смотрит на нас с этой картины.
Размер картины очень небольшой, но этот женский образ смотрится величественно. Фигура статична, сглажена и массивна — все эти эпитеты можно употребить, описывая нашу Землю, какой она является в нашем человеческом ощущении. Джоконда размещена, по отношению к пейзажу, немного сверху. Благодаря такому композиционному решению Леонардо сделал ее фигуру, как бы, возвышающейся, властвующей над пространством и сомасштабной пейзажу — Джоконда кажется такой же исполинской и необъятной, как эти горы.

Имперсональный психологизм Джоконды

Чтобы не отвлекать от главного, картина минималистична, насколько это возможно. Из бытовых, принадлежащих миру человека, атрибутов на переднем плане условно показана только необходимая часть кресла под рукой. По бокам картины почти незаметны колонны, опирающиеся на балюстраду. Все остальное в картине — это Джоконда и окружающий ее пейзаж, точнее, единство этих двух составляющих.
Например, рельефные складки рукавов похожи на складки гор, а переброшенный через плечо шлейф, сборка платья напоминают то ли водопад, то ли изрезанные водными потоками полосы земли. Тонкая черная вуаль-накидка, полупрозрачностью и воздушностью местами размывает контур фигуры Джоконды, позволяет избежать излишней четкости, определенности, материалистичности ее фигуры.
Таким образом, в портрете только формально есть разделение на пейзаж и Джоконду на переднем плане, но по сути это одно неразрывное целое материальной земной составляющей и сущности Земли, со своей психологической, этической глубиной и со своей, можно сказать, историей и палитрой взаимоотношений с человеком. Это, действительно, достойная Леонардо задача, отразить в портрете масштаб сверхчеловеческого (мыслящего и чувствующего природно-духовного) существа — Земли, и сделать его абсолютно близким нам и своим душевным состоянием и ментально. При этом с ее стороны нам задана высокая планка понимания и осознанности.
Невозможно однозначно описать улыбку Джоконды. Она порождает разные эмоции и сбивает с толку. Нам кажется, что она улыбается или насмехается над нами, хотя это, всего лишь, субъективная оценка, отражающая наше состояние: наши страхи, надежды, грусть или радость.
Но, все-таки, главное чувство, которое существует без всяких наших личных интерпретаций, в образе Моны Лизы — это безусловное чувство любви матери к своему ребенку. Именно это означает ее улыбка. Кроме того, как настоящая любящая мать, она достойно потрудилась, все приготовила для нас, чтобы мы ни в чем не нуждались. И это чувство внутренней удовлетворенности своими трудами сквозит в ее взгляде и улыбке. При этом божественно прекрасные руки Моны Лизы лежат в сложенном виде. Все, что нам необходимо для жизни, все, чем мы пользуемся, мы берем у природы, у Земли сами. Это выглядит как знак доверия с её стороны, она просто смотрит на нас, улыбается и надеется на нас, нет ни тени сомнения или укора.
Еще одна важная подробность из жизни Леонардо, которую необходимо упомянуть: уже в детстве, Леонардо, лишился близкого общения с матерью, а, будучи взрослым, как и многие другие неординарные люди, мог испытывать чувство одиночества вне зависимости от количества друзей и почитателей в своем окружении. С другой стороны, он стремился к одиночеству, чтобы время полностью принадлежало ему, его внутреннему миру и его исследованиям.
Таким образом, в картине «Мона Лиза» много очень личных переживаний Леонардо. Думается, Леонардо да Винчи изобразил этот взгляд и улыбку так, как он хотел, чтобы Земля смотрела именно на него и улыбалась именно ему. Человек или человечество, с которым Джоконда вот уже столько лет ведет свой диалог, отражается в ее взгляде. Но в первую очередь в ее глазах отражается Леонардо, тот человек, на которого она смотрит с самого своего рождения.

Картина «Мона Лиза» несёт в себе образ конкретного человека, с которого на начальном этапе был написан портрет. Но главное в этом образе — заложенная художником и мыслителем идея представить нашу Землю в виде образа матери-Земли, прародительницы всего живого. Это изображение Земли, как существа со своей нравственно-этической глубиной, со своим отношением к человеку, и главной составляющей этого отношения — чувством любви матери к своему ребенку. Эта задача воплощена в портрете «Мона Лиза» на основе религиозно-мифологических мировоззрений Древней Греции, других древних культур, обожествляющих Землю и считающих, что Земля — это живое существо.

Литература:

1. Кортунова, Наталья, пер. с англ. Дневник Леонардо да Винчи. М.: Издательство АСТ, 2018.
2. Найдыш, В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М.: Гардарики, 2002.
3. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. Пособие. М.: Высшая школа, 1980. 368 c.
4. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. / пер. А.А. Губера, В.П. Зубова, В.К. Шилейко, А.М. Эфроса. [ Текст печатается по изданию: Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. М.; Л.: Academia, 1935.] М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2010, т. 1. 480 c.


Рецензии