Блок. Поединок. Прочтение
Дни и ночи я безволен,
Жду чудес, дремлю без сна.
В песнях дальних колоколен
Пробуждается весна.
Чутко веет над столицей
Угнетенного Петра.
Вечерница льнет к деннице,
Несказа'нней вечера.
И зарей – очам усталым
Предстоит, озарена,
За прозрачным покрывалом
Лучезарная Жена...
Вдруг летит с отвагой ратной –
В бранном шлеме голова –
Ясный, Кроткий, Златолатный,
Кем возвысилась Москва!
Ангел, Мученик, Посланец
Поднял звонкую трубу...
Слышу ко'ней тяжкий танец,
Вижу смертную борьбу...
Светлый Муж ударил Деда!
Белый – черного коня!..
Пусть последняя победа
Довершится без меня!..
Я бегу на воздух вольный,
Жаром битвы утомлен...
Бейся, колокол раздольный,
Разглашай весенний звон!
Чуждый спорам, верный взорам
Девы алых вечеров,
Я опять иду дозором
В тень узорных теремов:
Не мелькнет ли луч в светлице?
Не зажгутся ль терема?
Не сойдет ли от божницы
Лучезарная Сама?
22 февраля 1904
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Описание БА беловой автограф] "Петербургской поэмы", второй частью которой по первоначальному замыслу являлось стихотворение, см. коммент. к стих. "Петр".
[Примечание к стих. "Петр":
…Стихотворение первоначально представляло собой первую часть "Петербургской поэмы" вместе со стих. "Поединок" (вторая часть) с общими для обоих текстов заглавием, посвящением, эпиграфом и датой.]
– " Вечерница льнет к деннице ... – Вечерница – вечерняя заря, денница – утренняя… Ср. также: "Одна заря сменить другую // Спешит ( ... )" (Пушкин А.С. Медный всадник; вступление); "Над сонною столицей // Румяный запад с новою денницей // На севере сливались" (Лермонтов М.Ю. Сказка для детей; гл. 10).
– "Кем возвысилась Москва! – С XIV в. изображение всадника, поражающего змея (Георгий Победоносец), становится эмблемой Москвы.
– "Светлый Муж ударил Деда! // Белый – черного коня!.. – В славянской мифологии борьба света и тьмы, добра и зла, представлялась как единоборство Белбога и Чернобога (см.: Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884. С. 141; Афанасьев, 1. С. 93).
Афанасьев указывал, что в христианстве понятие о светлом (белом) боге перенесено на Георгия Победоносца, "свет Георгия Храброго" (Фаминцын А.С. Указ. соч. С. 142; ср. у Блока "светлый Муж"). В иконографической традиции он изображается на белом коне.
Дед – одно из названий верховного небесного божества у славян (Фаминцын А.С. Указ. соч. С. 146); Блок придает "Деду" черты Чернобога (черный конь). На изображение Петра I ("Медного всадника") Чернобогом, который в свою очередь, отождествляется с дьяволом (Афанасьев, 1. С. 102), повлияли, помимо всего прочего, как свидетельствует Е.П. Иванов, беседы Блока с ним и с Л.Д. Семеновым о Всаднике-Петре.
Отношение Л. Семенова к Медному всаднику, по воспоминаниям мемуариста, «было отрицательное, как к городской "нечистой силе", противоположной "чистой силе" Матери Земли и Солнечному Всаднику ее на белом златогривом коне ... » (БС-1. С. 376-377). Об отношении Е.П. Иванова к Медному всаднику свидетельствует открытка с изображением этого памятника, посланная Блоку к Новому (1905) году с надписью: "Милый и страшный Демон, сидящий на водах многих реки и ее протоков, вливающихся в море" (ИРЛИ. Ф. 411. Ед. хр. 45. Л. 9) .
»
Явление Лучезарной Жены в середине «Тома II» – несколько неожиданно, но дата стихотворения «22 февраля 1904» объясняет происходящее. Зима 904 года – это разгар «Распутий», когда Блок ещё не бросил Служение, и оставалась ещё надежда на свершение его миссии.
И декорации «поединка» характерны именно для «тома I»:
Колокольный звон – это перезвон храмов, а не нечто потустороннее, как в предыдущей книге "Разные стихотворения":
«А над болотом – проклятый звонарь
Бил и будил колокольную медь.
Звуки летели, как филины,
В ночное пространство.
7 ноября 1906»
И зори – они те самые, о которых писал Андрей Белый:
«В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...»
… те самые, которые предрекали явление Девы, те самые которые были призывом Господним к действию – то есть его – молодого Блока – личной Купиной:
«…закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…» и «…произошло то, что я определял, как Видения (закаты)». (Ал. Блок. Дневники 18 года о весне 1901):
И зарей – очам усталым
Предстоит, озарена,
За прозрачным покрывалом
Лучезарная Жена...
Заглавное стихотворение является непосредственным продолжением предыдущего – «Петр». И Петр в этом – тот же, который с весельем во взоре берет под свою руку со зловонным кадилом «всех» – и крикливых мужчин и струнно-голосых женщин. И «…Пускай невинность из угла // Протяжно молит о пощаде!», его горящий меч будет гарантом стражи, и: «Плащами всех укроет мгла.»
И вниз к ним не пробьется
…Ясный, Кроткий, Златолатный,
Кем возвысилась Москва!
Ангел, Мученик, Посланец…
Но поэту нет дела до исхода их вечного поединка.
Пусть последняя победа
Довершится без меня!..
Я бегу на воздух вольный…
Он надеется, он ждет:
Не мелькнет ли луч в светлице?
Не зажгутся ль терема?
Не сойдет ли от божницы
Лучезарная Сама?
Ведь:
«…Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?
28 декабря 1903»
Свидетельство о публикации №221102900619