Детская болезнь левизны в моделизме

Во-первых, о статье Дм.Мамина (ЛТ6-2000). Написана она хорошо, с четким планом и задачу выполнила – дискуссия о путях развития  российского жд моделизма началась. Фундаментален пункт 2 о необходимости унификации, грамотного выбора производственной программы и кооперации производителей. Мой комплимент имел бы скрытую иронию, если бы всем нашим производителям это было ясно. Но в жизни это ни у кого, кроме «Пересвета» и Стальцева не отразилось. К фразе Мамина «всегда необходимо трезво оценивать качество предлагаемых моделей и их цену» как цитате, достойной тиражирования, хотел бы добавить слова Никольского, адаптированные к моделизму «не нравится – сделай лучше и дешевле». И от этого всегда исходить.
    О том, что у Мамина ошибочно. Не вижу основания для паники от появления жд моделей по-китайски, подобное выпускалось и советской промышленностью, только ассортимент был меньше и развитию моделизма оно скорее помогало.  У меня, лично, в детстве первым жд набором был наш, на пластмассовых рельсах с какой-то электричкой. Потом, после потрясения от увиденной в ЦМЖТ сортировочной горки, к 1 классу набор ВТТВ. Подобная цепочка может быть и в наше время: от китайского к полноценному. Моделизм (не только железнодорожный) за 1990 е годы в  развитых странах сдал позиции компьютерным играм. Виртуальным, а не реальным игрушкам. Модемы потеснили модели. Подобные игрушки есть в продаже и в Германии. Такая «конкуренция» моделизм ни через 2 года, ни через 20 не загубит.
1. Бесспорно, что без стартовых наборов по умеренным ценам массового моделизма у нас не будет. «Овечьи» наборы во времени с китайской интервенцией, во-первых, разминулись. Массовое производство на «Счетмаше» умерло еще в 1992. Кроме того, простые стартовые наборы из тепловозика и 2 осных грузовых вагонов + все необходимое (аналог ПИКОвского 7 рублевого «юниора», но с трансформатором) по 25 рублей там тоже делали.
2. Хотя злые языки (и все мои) утверждали, что название фирмы «Пересвет»  сокращение от «переругались со Светой» (С.Кукоба, исполнительный директор ТТМодель, фактический глава Г.Крюгер)но на самом деле конфликтов меж ними не было. Идею «русского набора» Крюгер не оставил, что у Кукобу не радует, т.к. коммерческий провал предсказуем. Калькуляция проста: ТЭП-10 «Пересвета» 1300 руб. 2 вагона упрощенных ТТ-модель по 264 руб. + рельсы 280 руб.+ к тому нужна качественная упаковка и торговля свое накинет. Если бы такая цена была на уровне массового спроса,  обе питерские фирмы еще 6 лет назад завалили бы всю Россию совместными наборами. Делать специально что-то «стартовское» в наших условиях тем более провально, т.к. на модели даже в России есть какой-то минимальный спрос, не говоря про Запад(!). На сегодня реальнее увеличивать наши ряды, вовлекая в оборот ГДРовские запасы. Это на рынке Питера и происходит. Полные, качественные б.у. комплекты – 500-900 рублей и дело движется, хотелось бы только большего размаха. В 2000 появились в продаже сразу во многих питерских магазинах стартовые наборы ПИКО новых  выпусков, с ценами 2000-2600. Несмотря на вчетверо дешевле стоящие рядом китайские наборы, продавцы говорят, что берут неплохо. Так что «запад нам поможет», нужно только эту помощь использовать. Не следует забывать о множестве моделистов, от дел отошедших, но коллекции свои не продавших. Целой армии любителей, наборы с дополнениями которых пылятся на антресолях. Кто-то может сразу прийти к моделизму в зрелом возрасте. Примеры увеличения наших рядов такими путями есть в питерском клубе. Внутренние резервы не только есть, но даже еще почти не задействованы. Несколько человек даже удалось отбить у «милитаристов» моделями бронепоездов (моими и РЕМодельскими).
4.О перспективах сборных моделей все верно, но пример неудачен. Как раз «ревелловские» паровозы (они в питерских магазинах от 400 руб) влет не идут, а трамваи по 100 спросом до сих пор пользуются. Кстати, из всего ассортимента РЕМодель окупился именно трамвай.
5. Организация сбыта моделей. Участие магазинов и оптовых фирм тоже понадобится, но любой магазин делает наценку 20-50%, а у фирм и вовсе от 100% + к тому маловероятно, что производитель получит свои деньги раньше, чем по реализации, а то и с дополнительной задержкой... Здесь и сейчас первую скрипку должны играть выставки, городские клубы, прямые контакты и журнал ЛОКОТРАНС, что он всегда и делает.
   Развитие нашего моделизма в одной упряжке с продвижением ЛТ «в народ». Здесь прогресс может идти снежным комом: если каждый из  подписчиков журнала «подсадит» на ЛТ еще двоих – журнал  за ту же цену вдвое увеличит объем. А это, учитывая убористый шрифт ЛТ – уровень информативности лучших западных журналов! Следующая подобная акция могла бы приблизить ЛТ к западным коллегам и по полиграфическому качеству – что, в свою очередь вызвало бы к журналу интерес новых читателей... В Германии, где сотни тысяч любителей жд и жд моделей действенность нескольких рядовых человек незаметна. У нас иначе – на весь быв.СССР нас около 1000, так что у каждого на руках 0,1% акций общего дела. Активность любого из нас в нем ощутима.
   Есть некоторая терминологическая путаница, насаждаемая искусственно  Меркутовым, считающем моделистами только делающих модели «с нуля», а остальных, презрительно, коллекционерами. В этом слове предосудительного ничего нет, но «коллекционер» даже в контексте ДТ крайне неточная формулировка, т.к. среди ЛТ-диаспоры есть коллекционеры не только моделей, но и многого другого, имеющего отношение к жд (униформа, таблички, марки, открытки, фотографии и т.д.) Публика, имеющая отношение к жд моделям, конечно, пестрая. Сужу по питерскому клубу. Есть делающие макеты, есть собирающие лишь подвижной состав. Есть активно торгующие, причем, кто-то цивильными моделями, кто-то откровенным секонд-хэндом. Из торгующих есть и модели не собирающие. Кто-то делает модели «с нуля», кто-то только переделывает-перекрашивает, кто-то только их меняет и приобретает. Можно навешать всем ярлыки, разделить на касты, а еще лучше – по понятиям: моделист в законе (зарабатывающий на жизнь моделизмом), полочник-домушник и далее сколь хватит языкотворчества. Даже поверхностный анализ доказывает, что все необходимы для существования моделизма, получается естественный баланс, как в природе, так что стрипшоу амбиций - лишнее. Хобби – не долг перед Родиной, каждый выбирает направление по своему вкусу и никто никому не мешает. Иное мнение не надо воспринимать по-большевиски, у нас не политическая борьба, а дискуссия, в которой является истина, а практика – ее критерий.
   Странно, что кому-то не ясно, есть ли у нас рынок своих моделей. Все очевидно: есть, мал, медленно развивается. Взаимопорождающие и формирующие рынка – спрос и предложение. Есть у нас спрос на свои модели? Безусловно! Предложение тоже есть:
ассортимент действующих фирм, прекративших свое существование, переделываемое и перекрашиваемое из «осколков витрины социализма». Такого изобилия своих моделей, как у немцев у нас никогда не будет, даже если средний уровень жизни в России будет выше, чем в Германии (а это тоже весьма сомнительно), но значительно улучшить положение общими усилиями мы сможем.
   Закрывая вопрос о терминах. Моделист – тот,  для кого масштабные модели уже не игрушки, а предмет хобби, моделизм – увлечение масштабными моделями, уровень моделизма – степень его популярности в стране, языком советской статистики «количество моделистов на душу населения». Интернациональных названий направлениям моделизма нет. А филуменист (филателист, нумизмат) – он и в Африке филуменист. Изготовление и производство  с точки зрения экономики такие же синонимы, как фабрика и завод. Производство бывает единичным, мелкосерийным (прессформы из легких металлов, литье на ручных вертикальных станках), серийным (заводские стальные прессформы, горизонтальные литьевые станки-автоматы).
   Те, кого интересуют настоящие жд и все с ними связанное у нас называются слишком длинно – «любители железных дорог». Предлагаю слово «натуралист», в контексте ЛТ коротко и ясно. Для любителей ЖД природа – живые паровозы, натурные образцы. Приживется ли слово – время покажет.
   О бросках в крайности, нашей ментальности свойственных. «Взбесившийся от ужасов капитализма мелкий буржуа – это социальное явление, свойственное,  как и анархизм, всем капиталистическим странам. Неустойчивость такой революционности, бесплодность ее, свойство быстро превращаться в покорность, апатию, фантастику, даже в бешенное увлечение там или иным буржуазным «модным» течением, - все это общеизвестно.»  Не напоминает ли «сам себе президента»? Воинственная шустовская скромность, постоянство взглядов, аккуратность, тактичность и корректность уже стали одиозными. Достаточно сравнить заметки о выставках в ЛТ 7-2000. Себя редактор ЛТ упомянул лишь в подписи под снимком участников выставки, хотя ясно, что именно он «заварил всю кашу». И как обставляет свое участие Шустов... Саша, никто твои заслуги в организации выставок в Москве и Подмосковье не  оспаривает и не редуцирует. Такое хождение в народ архиважно (если продолжить ленинским слогом). Только зачем расходовать силы на перебранки и амбиции, при этом периодически призывая к единству? Как-то не стыкуется... А слалом: «ай лов ю Америка!» и « ай фак ю, Америка». Даешь все русское  - долой его же, теперь и вовсе китаизация...Рукописные надписи на ТЭПах конечно, еще не то, что надо, но уже шаг вперед по сравнению с твоими декалями и аппликациями, которые тоже были лучше, чем ничего. Сравнение цены на ТЭП с «остатками былой роскоши» некорректно.  Сколько стоили ГДРовские модели тогда, особенно в сравнении с пенсиями и бюджетными зарплатами? А ныне ПИКОвские 120е стоят в ФРГ от 200 ДМ, а у нас ТЭП  110. Соотношение цена-качество не нарушено. Курских тепловозов я отправил на Запад штук 30 и ни одной рекламации на ходовые качества, в отличие от «овец» и ДР-1 не было! Стальцев, кстати, в своих каталогах их ходовые качества оценивает объективно. Ну а НОЛЖМ, из членов которого кроме Шустова, проскакивали только фамилия Дементьева и Третьякова (а знают ли они о своем членстве?), количеством своих участников намекает на несметное количество других, временных и также неформальных обществ возникавших в нашей стране по очень русскому поводу... В России такой манией величия в начале 90х уже переболели: канули 700 коварно-сырьевых бирж (на остальных 6/7 суши их было всего 140), надписи «супермаркет» на киосках, объявления «генеральному директору отопительного комплекса требует оператор котельной на твердом топливе» (кочегару нужен был сменщик).
   Не разделяю снобизма Меркутова и Дорошенко от увиденных ими во Франции макетов (ЛТ 8-1999). Тогда – позор француженкам за то, что пользуются стиральными машинами, а не стирают вручную. Для чего тогда продукция фирм «Вольмер»,» Фалер», «Аухаген»?  Уверен, будь у нас такой ассортимент -  И.Прохоров им бы не побрезговал и сделал  макетов значительно больше. Простор для творчества в моделизме всегда остается, а в железнодорожном – особенно. Всякая экономия  сводится к экономии рабочего времени.
   С одной стороны Меркутов  как бы ратует за развитие моделизма (не вполне понимая смысл слова), сотрудничество, отрицает наличие конкуренции (раз считает, что нет рынка)... А на деле? Почему он «аки лев рыкающий» в ЛТ 6-1997 набросился из всей РЕМодели именно на 2-осную платформу? Такая же модель была  в его ассортименте
И если забыть о тормозных колодках, была ничуть не лучше РЕМодельской. В этом мог убедиться любой посетитель питерской выставки 1997 года. А вот стоила на то время 20$, а не 5, как у РЕМодель. Теперь, когда запасы РЕМодель иссякли, она стоит у Меркутова уже 50... Расчет был точен: большинство читателей ЛТ и потенциальных покупателей нюансов деталировки рамы не знает. Не заметив других, более существенных недостатков модели, Меркутов запутал всех как мог упряжами и хребтовыми балками, громыхая резюме «действительности платформа не соответствует» и вместо того, чтобы дать чертежи прототипа (база 3900мм), привел эскиз платформы базы 3810мм. Другого вагона! Возможно, многие по невнимательности приняли его за правильный вид платформы, как, видимо, и сам Меркутов.
   Даже если бы все в его критике было верно, речь шла о несоответствии одной из частей вагона, которая при эксплуатации на макете и нахождении в витрине не видна. РЕМодельская платформа обладала одним уникальным достоинством: это единственная модель, ценой максимально приближенная к массовому спросу из всей отечественной продукции с 1994 года и поныне. Показательно, что Меркутов обошел критикой низы бронеплощадок, кои были совершенно «голые» - здесь ему конкуренции не было.
   Исходя из вышеизложенного,  легко предсказуемы рецензии Меркутова на новинки, которые совпадут с его ассортиментом. Даже при полном соответствии прототипу прицепиться к чему найдет, чтоб заявить «реальности не соответствует», не объясняя внятно почему. И после бури в стакане воды к рецензии будет приложен чертеж рамы вагона-ристалища, в котором император Нерон ездил по Аппиевой дороге и модель которого можно заказать, приложив для информации о цене самоадресованный конверт. А цена будет равной сумме долгов России МВФ, Лондонскому и Парижскому клубам и стоимости пакетика из 20 сцепок КАДИ.
   Фраза Меркутова «свои модели считаются дороже других» (ЛТ 8-2000) неожиданно самокритична. Сравните: цистерны ФЕНИКСА стоят по 30 $, примерно того же класса 4 осные полувагоны Шевчука (Беларусь) – 40, а 4осные цистерны Меркутова – 120. При том, что уже ФЕНИКС явно перебрал с ценой, даже относительно европейских аналогов. Не говоря уже о скидке на платежеспособность российского рынка. А такой немаловажный момент, как надписи, судя по фотографиям в ЛТ, у Меркутова выполнен хуже остальных даже для выставочных экземпляров, не говоря о том, что могут получить заказчики. Сравните уровень деталировки паровоза Е с обложки ЛТ 8-2000 и иллюстрацией на стр. 193 Ракова «Отечественные локомотивы1845-1955»... Минимизирован кулисный механизм, почти вся деталировка паровоза опущена, в лучшем случае выглядит как ОВ без накладных деталей, а стоит 1200$ (одну тысячу двести! не опечатка)
   Спекуляции бывают разные: биржевые, газетные. Бывают и в оценке своего труда. Можно ссылаться на то, что это эксклюзив, ручная работа. Но ручного труда хватает и при серийном производстве ведущих фирм. Отсюда, в частности, и более высокие цены жд моделей по сравнению с танками-самолетами. Например,  вы свободно владеете немецким и перед вами выбор: купить за 100 руб. «Айзенбанкурьер» или за 700 Локотранс. А недоумение  встречается аргументом, что у ЛТ тираж 1000, а у ЕК 60 000.
   Меркутовских цен я бы не касался, если  свою корысть он не прикрывал  бы  «поисками прототипа» и его высокомерная критика чужой работы не относилась бы в большей мере к нему самому.
    Удивляет организация его деятельности: владеть технологией фототравления в домашних условиях и до сих пор не сделать трафареты для нанесения надписей (как у КОНКИ), иметь большой ассортимент моделей и до сих пор не сделать если не примитивный чб каталог на ксероксе, то хотя бы распечатать на обычном принтере прайслист. Почему сразу не дать в ЛТ цены на модели, если они все делаются в надежде на продажу. Сколько можно было бы сберечь чужого, а главное своего времени!
   Усилия любого из нас по развитию моделизма складываются как векторы по закону параллелограмма и даже если направления их как у лебедя, рака и щуки – результат все равно будет. Но меньший, чем мог бы быть без «левых» уклонов. «Закон Мамина-Никольского не уголовный кодекс, но если при модельном производстве любого типа им пренебрегать – прогресса не будет.


Рецензии