Ч. 256 Опасный мыс

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/10/27/1293
 
«Аврора» 30 декабря перешла экватор в 22° 53; западной долготы.  В тропиках наблюдали удивительное явление: ночью фрегат вошёл в полосы света и искр, протянувшихся по всему пространству океана от одного края горизонта до другого.
 
Когда «Аврора» пересекала эти полосы, становилось так светло, что даже верхние паруса освещались будто полной луной.
 
Светящиеся полосы оставались за кормой фрегата, как волшебная дорога. Матросы зачерпнули ведром воду и увидели маленьких моллюсков, рачков и крошечную рыбку, излучавших этот свет.
 
Иногда на палубу шлёпались летучие рыбы, внешне напоминавшие селёдку со спинкой темно-синего цвета, но с очень большими плавниками. Штилевые полосы при полном безветрии чередовались с полосами сильной зыби, которая создавала большой шум.
 
Ночью казалось, будто рядом бьются буруны о берег или о подводную скалу, хотя под днищем фрегата была бездонная глубь океана. Молодые офицеры, незнакомые раньше с подобным явлением, нервничали, стоя на вахте, в очередной раз проверяя положение судна по карте.
 
«Аврору» сопровождали стаи касаток и крупных рыб. На фрегате было много моряков из Архангельской губернии, привычных к охоте на морского зверя и крупных рыб. Они пытались добыть касаток острогой, но неудачно.
 
Безостановочный переход из Портсмута в Рио-де-Жанейро был крайне утомительным. У нескольких человек в команде появились признаки цинги. 52 дня матросы прожили только на сухарях и солонине. Морской учёный комитет в июне 1853 года перед отправлением «Авроры»  снабдил фрегат мясными сухарями Розентретера для испытания.
 
В Рио-де-Жанейро  Изыльметьев в посольстве узнал, что 7 января  «Диана» уже покинула Рио-де-Жанейро, они разминулись на неделю. Стояла непривычная для русских жара, тридцать градусов в тени.
 
Когда пришла «Аврора», посланник предупредил  Ивана Николаевича Изыльметьева, что любой почтовый пароход может доставить известие о начале войны с Англией и Францией, поэтому чем быстрее он покинет порт, тем лучше.
 
Посланник помог ему найти комиссионера, который обеспечивал продовольствием «Диану», и тот взялся поставить всё необходимое на «Аврору».
 
В гавани моряки обратили внимание на английский фрегат без артиллерии и парусов. Им объяснили, что на нём находятся невольные иммигранты: негры с захваченных англичанами рабовладельческих судов. Они ожидали решения своей судьбы.
 
Торговля рабами была объявлена вне закона, но в Бразилии сохранялось рабство, и мерзавцы всех мастей продолжали нелегально поставлять туда рабов, несмотря на то, что капитанов захваченных судов вешали, а команду отправляли на каторгу. Большие деньги побуждали авантюристов рисковать жизнью.
 
В Рио-де-Жанейро находился французский фрегат, а вскоре туда пришли и два английских парохода-фрегата. Изыльметьев после предупреждения графа Медема стремился как можно быстрее покинуть бухту.
 
Слишком велик был риск внезапного нападения французов и англичан. У них имелась налаженная связь со своими столицами, и они первыми бы узнали о начале войны. Его команда, измученная долгим переходом, не успела как следует отдохнуть.
 
В донесениях Ивана Николаевича Изыльметьева ничего не говорится о том, отпускал ли он команду в увольнение на берег. Если Лесовский сообщил, что он постарался, чтобы все моряки побольше побыли на берегу, кроме двух наказанных матросов,  то Изыльметьев об этом не сообщил ни слова.
 
Промолчал Иван Николаевич и о попытке дезертирства в Портсмуте семерых матросов. Их поймали с помощью полиции и вернули на фрегат. Скорее всего, опасаясь дезертирства, Изыльметьев не дал матросам отдохнуть на берегу.
 
Он доложил посланнику, что несколько человек, у которых появились признаки цинги, поправились, и граф Медем написал в Петербург, что здоровье команды удовлетворительное.
 
31 января на буксире нанятого бразильского парохода вышли в море и направились дальше в путь.
Когда проходили мимо архипелага Хуан Фернандес, офицеры с интересом рассматривали  в подзорную трубу пустынный скалистый остров Мас-а-Тьерра, на котором провёл свыше четырёх лет шотландский моряк Александр Селькирк, ставший прообразом Робинзона Крузо, пока его в 1709 году не забрал оттуда капитан Вуд Роджерс.
 
До мыса Горна шли в сопровождении сильных ветров, дождей, снега и туманов. Матросов на верхней палубе и на марсах снабдили непромокаемыми плащами, их моряки называли зипунами из просмолённой парусины. В этих неудобных зипунах было крайне тяжело работать.
 
Пока шли в жарких широтах, израсходовали много питьевой воды. Пришлось уменьшить ежедневные порции воды ещё до подхода к мысу Горну. Изыльметьев следил за тем, чтобы не прекращалась учёба гардемаринов и юнкеров.
 
Фрегатский священник отец Иона преподавал закон божий, капитан-лейтенант Михаил Петрович Тироль читал морскую практику, лейтенант князь Александр Петрович Максутов – математику, статистику, механику, физику и корабельную архитектуру, а командированный от Академии наук «ученый по части ботаники и зоологии магистр» Леопольд Иванович фон  Шренк  преподавал физическую географию и естественную историю.
 
С матросами тоже занимались – пушечными учениями, изучением компаса, управлением руля, бросанием лота во время тихих ветров, парусными учениями и другими работами. Не скучал на корабле никто.
 
Но вскоре стало не до занятий. «Аврора» следовала по пути «Дианы», приближаясь к мысу Горн, чтобы пройти проливом Дрейка. Сотни кораблей затонули возле мыса Горн с тех пор, как голландец Виллем Схоутен, штурман голландской Ост-Индской компании, обогнул мыс Горн в 1616 году.
 
Удивительным мужеством обладали голландцы и англичане, первыми проходившие это зловещее место на парусниках того времени.
 
Сейчас уже известно, что к юго-западу от мыса Горн дно океана резко поднимается с 4020 метров до 100 метров в пределах нескольких километров. Эта резкая разница в сочетании с мощными западными ветрами, кружащимися вокруг «яростных пятидесятых» широт, поднимает огромные волны.
 
Для полноты картины добавьте сюда ледяную океанскую воду,  каменистые прибрежные отмели, бродячие айсберги, которые дрейфуют на север от Антарктиды через пролив Дрейка, и вы поймёте, почему этот район известен как кладбище кораблей.
 
Здесь незадолго до Рождества 1832 года едва не погиб бриг «Бигль», на котором совершал своё знаменитое путешествие Чарльз Дарвин. Случись такая беда, и мы никогда бы не узнали, что произошли от обезьяны.
 
Продолжение http://proza.ru/2021/10/31/996

О плавании "Бигля" можно прочитать http://proza.ru/2015/07/19/1431


Рецензии
Интересное совпадение Вашего рассказа и рассказа о Магеллане. Магеллан искал пролив и наткнулся на тот, который в последствии назвали его именем. Но он и сейчас не для всех. Казалось бы, за мысом Горн места проплыть более чем, а вот смотри как - кладбище кораблей. С уважением.

Александр Алексеенко 2   13.11.2021 22:33     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Александр, пролив Магеллана для парусных судов опаснее пролива Дрейка. Удивительно смелые люди плавали тогда!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   13.11.2021 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.