Дело и бездействие

    "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше".  Лк. 12:47



Когда я пришла к вере, то своё знакомство с Библией начала с Ветхого Завета. Мне, как и многим, он показался очень жестоким и, не находя этому объяснения, я перестала его читать и обратилась к Новому. Теперь понимаю, что сделала правильно, потому что кроме раздражения и осуждения из его чтения я ничего бы не вынесла. Сейчас читаю книги пророков с огромным удовольствием, потому что знаю кому и в какое историческое время они были даны.

    Израильтяне в египетском плену были четыреста лет. Четыреста лет рабства в государстве, которое поклоняется идолам и о милосердии не знает даже понаслышке. Несправедливость, голод, гонения, каторжный труд- вот их удел. Люди мало чем отличались от животных, видя в своем ближнем не друга и соотечественника, а врага и противника. Чтобы вернуть их в рамки человеческих отношений и даны им были такие заповеди: не укради, не убей, не пожелай, чти отца и мать и т.д.
 
    То есть если ты выбил своему противнику зубы, то и сам останешься без зубов. Если ты раскроил своему обидчику череп, то и тебе пробьют голову. Так что прежде чем делать кому-то плохо, подумай, что в ответ ты получишь то же самое.

    Я думаю, что такой принцип многих останавливал от нанесения увечий. И что-то мне подсказывает, что многие наши соотечественники не были бы против таких законов и сейчас. Народ устал от того, что преступники уходят от заслуженного наказания и беспредел в нашей стране процветает. Это с одной стороны.

    Теперь посмотрим с другой: в драке вы сломали кому-то руку. А значит вам не перебьют все имеющиеся у вас конечности, не зарежут, и не изобьют до полусмерти. Вы отделаетесь всего лишь переломом руки. Как часто приходится нам сейчас слышать в новостях, что за замечание, толчок или удар по капоту машины избивают до полусмерти, а то и убивают. Это адекватно? Это гуманно? Это по-человечески ?

      Но я отвлеклась. Эта статья задумывалась с другой целью. А именно- показать разницу между двумя этими заветами.
 
     Святитель Григорий Великий писал: «Некоторые думают, что заповеди Ветхого Завета суровее, чем заповеди Нового, но на самом деле они глубоко заблуждаются".

     И действительно! В чём заключается главная мысль Торы ? В том, чтобы воздерживаться от зла кому бы то ни было.

     Однажды к Гиллелю -  великому законоучителю эпохи царя Ирода и основателю фарисейской школы, пришел язычник и задал вопрос:

  – Можете ли вы сформулировать смысл всей Торы, пока я буду стоять на одной ноге?

  Гиллель ответил:

  – Не делай другим того, чего себе не желаешь.

  Святитель Василий Великий писал: «Всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, не убивай, не прелюбодействуй, не кради : каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности.

   В чём же суть Нового Завета? Удалися от зла и сотвори благо. То есть мало не делать ничего плохого людям, но нужно любить ближнего своего, как самого себя, и делать ему благо.

   В старом завете написано- не укради, а в новом- если попросят у тебя рубашку, отдай и верхнюю одежду.

   В Евангельской притче о богаче и Лазаре, богач порицается не за то, что украл, а за то, что не накормил нищего даже крошками со своего стола.

   В притче о самарянине Господь осуждает всех, кто прошел мимо больного человека и не оказал помощи.

   В притче о талантах вообще говорится о том, что раба, который закопал в землю денные ему деньги, надлежит выбросить во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов.

   Но кроме притч есть много заповедей, которые говорят о том, что вера христианская должна быть деятельная :

  - да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга;

  - отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;

  - будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга
    предупреждайте;

  - в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;

  - утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;

  - в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве;

  - Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте;

  - Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

  - никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми
    человеками;

  - Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов;

  - Люби ближнего твоего, как самого себя;

  - кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

  - любите врагов ваших;

  - будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд;

  - благотвори с радушием;

  - бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

  - Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

  - всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь... Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.

   Мы родились и выросли не при первобытном строе, не во времена смуты, не при крепостном праве, и даже не при капиталистическом строе. Мы выросли на принципах добра и равноправия. И поэтому нам не нужно прививать мысли о том, что убивать, красть, обманывать нехорошо. Это мы впитали, можно сказать, с молоком матери.

 Основание в нас было заложено, а вот строительство дома так и не началось. А если стройка заморожена на долгие годы, то построенное начинается разрушаться. Так и мы- изменились условия жизни, теперь мы живем при капитализме и потихоньку забываем принципы добра и справедливости. И если не впустить в себя Христа, если не начать строить в свой душе храм, мы опустимся до скотского состояния. Как писал современник Достоевского И.С.Аксаков: совлечём с себя образ человеческий, и возревнуем об образе зверином, уже совлекаем.

    И тогда, придя на Страшный Суд Господа нашего, услышим от Него: отойдите от меня, я никогда не знал вас.

   - За что?- скажем мы.- Мы никого не убили, никого не ограбили. Ничего плохого никому не сделали.

   И получим ответ: но и ничего хорошего вы тоже не сделали.

"... алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

   -Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

   -Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне".

   Вот и получается, что бездействие тоже грех, потому что вера без дел мертва.

   И незнание заповедей- грех, "потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их…".

   И равнодушное отношение к своему спасению - грех, потому что души наши искуплены большой ценой- Иисус взошёл ради нас на крест, а мы своим равнодушием к бессмертной душе своей обесцениваем Его подвиг.

   Люди, не будьте неблагодарными, потому что сказано в Евангелии:  "За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия".



     Георгиевна


Рецензии
Незнание закона не освобождает от ответственности. Так и здесь: незнание заповедей... А знание и невыполнение, влечет еще большую ответственость... Ибо с тех, кто знали, больше спросится.

Благодарю, Татьяна за то, что сподвигаете размышлять. Поправьте заголовок, там опечатка.

С уважением!

Эдуард Тубакин   01.11.2021 10:46     Заявить о нарушении
Именно так: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше". Спасибо. Поставлю этот стих эпиграфом.))
Спасибо за рецензию и подсказку. Татьяна

Георгиевна   01.11.2021 13:29   Заявить о нарушении