Дело и бездействие
Когда я пришла к вере, то своё знакомство с Библией начала с Ветхого Завета. Мне, как и многим, он показался очень жестоким и, не находя этому объяснения, я перестала его читать и обратилась к Новому. Теперь понимаю, что сделала правильно, потому что кроме раздражения и осуждения из его чтения я ничего бы не вынесла. Сейчас читаю книги пророков с огромным удовольствием, потому что знаю кому и в какое историческое время они были даны.
Израильтяне в египетском плену были четыреста лет. Четыреста лет рабства в государстве, которое поклоняется идолам и о милосердии не знает даже понаслышке. Несправедливость, голод, гонения, каторжный труд- вот их удел. Люди мало чем отличались от животных, видя в своем ближнем не друга и соотечественника, а врага и противника. Чтобы вернуть их в рамки человеческих отношений и даны им были такие заповеди: не укради, не убей, не пожелай, чти отца и мать и т.д.
То есть если ты выбил своему противнику зубы, то и сам останешься без зубов. Если ты раскроил своему обидчику череп, то и тебе пробьют голову. Так что прежде чем делать кому-то плохо, подумай, что в ответ ты получишь то же самое.
Я думаю, что такой принцип многих останавливал от нанесения увечий. И что-то мне подсказывает, что многие наши соотечественники не были бы против таких законов и сейчас. Народ устал от того, что преступники уходят от заслуженного наказания и беспредел в нашей стране процветает. Это с одной стороны.
Теперь посмотрим с другой: в драке вы сломали кому-то руку. А значит вам не перебьют все имеющиеся у вас конечности, не зарежут, и не изобьют до полусмерти. Вы отделаетесь всего лишь переломом руки. Как часто приходится нам сейчас слышать в новостях, что за замечание, толчок или удар по капоту машины избивают до полусмерти, а то и убивают. Это адекватно? Это гуманно? Это по-человечески ?
Но я отвлеклась. Эта статья задумывалась с другой целью. А именно- показать разницу между двумя этими заветами.
Святитель Григорий Великий писал: «Некоторые думают, что заповеди Ветхого Завета суровее, чем заповеди Нового, но на самом деле они глубоко заблуждаются".
И действительно! В чём заключается главная мысль Торы ? В том, чтобы воздерживаться от зла кому бы то ни было.
Однажды к Гиллелю - великому законоучителю эпохи царя Ирода и основателю фарисейской школы, пришел язычник и задал вопрос:
– Можете ли вы сформулировать смысл всей Торы, пока я буду стоять на одной ноге?
Гиллель ответил:
– Не делай другим того, чего себе не желаешь.
Святитель Василий Великий писал: «Всякое бездействие гораздо легче какого бы то ни было дела. Например, не убивай, не прелюбодействуй, не кради : каждая из сих заповедей требует только бездействия и неподвижности.
В чём же суть Нового Завета? Удалися от зла и сотвори благо. То есть мало не делать ничего плохого людям, но нужно любить ближнего своего, как самого себя, и делать ему благо.
В старом завете написано- не укради, а в новом- если попросят у тебя рубашку, отдай и верхнюю одежду.
В Евангельской притче о богаче и Лазаре, богач порицается не за то, что украл, а за то, что не накормил нищего даже крошками со своего стола.
В притче о самарянине Господь осуждает всех, кто прошел мимо больного человека и не оказал помощи.
В притче о талантах вообще говорится о том, что раба, который закопал в землю денные ему деньги, надлежит выбросить во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов.
Но кроме притч есть много заповедей, которые говорят о том, что вера христианская должна быть деятельная :
- да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга;
- отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
- будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга
предупреждайте;
- в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
- утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
- в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве;
- Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте;
- Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
- никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми
человеками;
- Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов;
- Люби ближнего твоего, как самого себя;
- кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
- любите врагов ваших;
- будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд;
- благотвори с радушием;
- бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
- Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
- всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь... Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла.
Мы родились и выросли не при первобытном строе, не во времена смуты, не при крепостном праве, и даже не при капиталистическом строе. Мы выросли на принципах добра и равноправия. И поэтому нам не нужно прививать мысли о том, что убивать, красть, обманывать нехорошо. Это мы впитали, можно сказать, с молоком матери.
Основание в нас было заложено, а вот строительство дома так и не началось. А если стройка заморожена на долгие годы, то построенное начинается разрушаться. Так и мы- изменились условия жизни, теперь мы живем при капитализме и потихоньку забываем принципы добра и справедливости. И если не впустить в себя Христа, если не начать строить в свой душе храм, мы опустимся до скотского состояния. Как писал современник Достоевского И.С.Аксаков: совлечём с себя образ человеческий, и возревнуем об образе зверином, уже совлекаем.
И тогда, придя на Страшный Суд Господа нашего, услышим от Него: отойдите от меня, я никогда не знал вас.
- За что?- скажем мы.- Мы никого не убили, никого не ограбили. Ничего плохого никому не сделали.
И получим ответ: но и ничего хорошего вы тоже не сделали.
"... алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
-Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
-Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне".
Вот и получается, что бездействие тоже грех, потому что вера без дел мертва.
И незнание заповедей- грех, "потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их…".
И равнодушное отношение к своему спасению - грех, потому что души наши искуплены большой ценой- Иисус взошёл ради нас на крест, а мы своим равнодушием к бессмертной душе своей обесцениваем Его подвиг.
Люди, не будьте неблагодарными, потому что сказано в Евангелии: "За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия".
Георгиевна
Свидетельство о публикации №221103101808
Благодарю, Татьяна за то, что сподвигаете размышлять. Поправьте заголовок, там опечатка.
С уважением!
Эдуард Тубакин 01.11.2021 10:46 Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и подсказку. Татьяна
Георгиевна 01.11.2021 13:29 Заявить о нарушении