Дети подземелья

З0-летию клуба моделистов-железнодорожников в 1998 году посвящается...

Инкубационный период 1958-1972
Первые секции нумизматов и филателистов появились еще 20е, но 1938 год поставил точку на довоенной истории Общества. В 1958 инициативой этих секций, а также фалеристов и книголюбов ЛОК возродилось. Штаб квартира находилась на Литейной проспекте, угол с ул. Некрасова и имела под своим управлением районные организации, где доминировали филателисты. Постепенно в клубе появлялись новые секции. Ярко проявили себя филокартисты. Инициаторы секции во главе Н.С. Тагриным ( всемирно известным коллекционером, автором  книги «Мир в открытке», его собрание насчитывало более 690 000 экз.), в 1972 пробили для клуба полуподвальное помещение на пр. Римского-Корсакова 53. Это место площадью 130 кв м  на долгие годы стало настоящей Меккой для коллекционеров всего СССР. Первым председателем стал Н.С.Тагрин. В ЛОК состояло тогда 700 членов.
   С 1966 с началом поставок  в СССР моделей ТТ-Цойке и ПИКО у соответствующего отдела ДЛТ (дом ленинградской торговли) с тали собираться поклонники новой темы коллекционирования. 2 года спустя их официальным местом стал ДК Железнодорожников. Там занимались в основном макетным творчеством. Первым председателем клуба стал Валентин Смирнов, единственный из того поколения, кто до сих пор не оставил хобби. Его членский билет от 15-12-1968 с «ленинским» номером 001 уже исторический документ.
Появление такой организации вызвало резонанс за рубежом, о нем писали жд журналы Ирландии, Японии, США и ФРГ, оценивая это событие вторым, после октябрьской революции.

Период становления 1972-1975
С 1970, с появлением в продаже моделей фирмы «Коржи» возникли автомоделисты масштаба 1:43. До 1974 они в теплое время собирались в сквере у ДК К.Маркса, а в холодное – примыкали к железнодорожникам. Их «аксакалом» стал Жан Дмитриевич Голдобин. В 1973 их вынудили уйти из ДК, а 2 годами позже за ними на Римского-Корсакова последовали и железнодорожники. В том же 1975 в ЛОК появились собиратели самолетов и танков. Если с 1973 масштабные модели относились к секции предметного коллекционирования, то теперь выделились в свою секцию. Про нашу «альма-матер». В эту лоскутную империю входили собиратели всего движимого имущества, коим не было международных названий. Секция ПК прекратила существование в 1989 из-за излишнего криминального интереса к этим немногочисленным  коллекционерам и их собраниям. Во всех статьях о клубе им уделялось особое внимание, они были элитой.

Эпоха расцвета 1975-1989
ЛОК вело активно пропаганду силами всех секций. В 1975 СММ провела свою первую большую выставку в кинотеатре «Ленинград». Несмотря на то, что часть экспонатов украли (больше таких «накладок» не было) выставочная кампания стремительно разрасталась. Вскоре был принят план проводить 300 выставок в год. Несколько из них было объединенных, многие на выезде. Например, грандиозная выставка была в 1987 в 3 павильоне ВДНХ. Большинство выставок были секционные однодневки. Последняя объединенная выставка была в 1989 в ДК Ленсовета. На это время в 10 секциях ЛОК было 2500 членов.
   Вступившим в клуб  (с18 лет) выдавались членские билеты с указанием номера секции. Члены клуба могли бесплатно посещать собрания других секций и платили ежеквартально членские взносы. До 1985 даже получали значок с эмблемой общества. В 1983 взносы были 1 руб. 20 коп. и входной билет для не членов  50 коп. В 1996  25 и 5 тыс. руб. соответственно. Денег хватало тогда на выставочную кампанию, командировочные и даже премии участникам выставок.
   Нашим днем был четверг. По составу СММ 60%составляли «самолетчики», последние годы их достопримечательностью был сын Боярского, Сережа, к недоумению отца. Железнодорожников и автомобилистов примерно поровну. Наших  постоянных, примерно 50, ТТшников и НОлевцев поровну и единственный «девяточник» Вадим Воронин, глава фракции жд в секции.
   Из начинающих собирать был численный перевес ТТшников (путевое хозяйство на 12 мм колею никогда не был дефицитом, да и подвижной состав поставлялся регулярнее, чем на НО). Потом, войдя во вкус, насмотревшись буржуазных каталогов, проскочивших железный занавес, некоторые ТТшники перебегали на НО.
  Анализируя причины, приведшие ЛОК в нынешний упадок, видна следующая цепочка.
Постперестроечные материальные проблемы ограничили приток новых членов и посетителей, выросла плата за помещение, выставки стали финансово недоступны. Это заставило поднять взносы и цену входных билетов, что убавило народу. И так – по нарастающей. Главное – при социализме клуб был уникальной легальной биржей коллекционного материала, а рыночная экономика лишила его этой симпатичной монополии. Свою роль сыграла отмена в 1993 многих  маршрутов общественного транспорта. Но об этом позже. Хотелось бы описать наш быт в «застойные» годы.
   Кроме обменно-торговых дел, неразрывных с коллекционированием, собирались мы  посмотреть-показать новинки и самоделки, узнать новости, пообщаться в спокойной обстановке. Собирались многие и по субботам в ДЛТ, но коммерческая часть хобби там была конспиративной. У москвичей таким местом был Детский мир. Постоянного настоящего клуба они никогда не имели. Всегда в ЛОК бывали гости со всех концов тогда единой державы, чаще других – ростовчане, ну а москвичи –  само собой. В 1994 это прекратилось.

Нет, мы – не спекулянты, мы  честные коллекционеры...и продавцы.  (М.Добров, ТТшник)

Большинство коллекционеров – интеллигенция, многие семейные, с детьми или еще студенты. Переводить коллекции на хозрасчет, приторговывать приходилось почти всем. Основных способов было 3.
  1.Скупка коллекций  по объявлениям. Были тогда, кроме неформальных,  платные застекленные информационные доски.  Кроме пополнения коллекций, получалась прибыль от разницы оптовых и розничных цен при сдаче нагрузки.
2. Челночный. Покупать модели в малоизвестных магазинах на периферии и продавать их в ДЛТ. «Караванные пути» пролегали от «Юных Техников» на Торжковской, Благодатной, Краснопутиловской и Гражданском проспекте. Сюда же можно отнести закупку про запас дефицита, например, стрелок на НО.
3.Знавшие немецкий занимались обменом с коллегами из ГДР. Для продажи заказывались каталоги и строения  «Мамос».
  Иногда делались макеты или самоделки на заказ. Хотя некоторые коллекционеры торговали весьма активно, те,  кто хотел только делать деньги, у нас не приживались. Торговать не своим масштабом тоже было дурным тоном. Корпоративная честь жестко соблюдалась. Если по поводу редкости модели клиента еще можно было ввести в заблуждение, то никак нельзя было втюхать ему вещь со скрытым дефектом. Проданной тяге обеспечивался гарантийный ремонт, делалось все, чтобы люди не боялись брать модели с рук барыгами нас никто не считал. У постоянных участников «субботников» штат своей клиентуры доходил до 300. Некоторые клиенты были «общими», к «чужим», как правило, не лезли. Существование клуба от клиентов скрывали. Суть этой политэкономии классически выразил Дима-заика, купивший 2 книги «модели жд» за 11 руб. и продавший одну из них за 15: - Вот неээ было у меня книги, а я взял себе ее да подаяярил и 4 рубля на меээлкие расходы.
   Было отмеченное еще Гоголем русское пристрастие давать друг другу клички. Без них обошлись кроме меня, Демина и Земскова (тогда он еще был в тени) немногие. Склиз, мясо, я-я беру, моршвайн, дуремар, гопик, доктор Шпак, Леша-Ваня. В общем, список длинный и далеко не безобидный.
   Несколько условная иерархия по объему коллекций существовала. В НО был явным лидером легендарный Пал Антоныч, скульптор. Лениниана давала ему возможность брать весь запад, попадавший в Питер. С 1985 в клубе он почти не появлялся. На «девятку» еще бесспорнее было лидерство Вадима Воронина, ибо из редких гостей клуба его коллег не набиралось и десятка. Королем в ТТ до 1986 был Виктор Демин, обладатель Е70 единственного в городе, да возможно и во всей стране. Следующие 5 лет пальма первенства была у меня, а с 1992 у Саши Воронова. В то время я уже завязал с ТТ, вскоре обстоятельства вынудили сдать свою коллекцию и Демина. После объединения Германии ряды железнодорожников сильно поредели, особенно ТТшников.

Кризис

Катастрофой для секции стал в 1993 исход самолетчиков. Одни из них открыли в городе 4 магазина,  другие стали их клиентами. Самой тусовочной точкой стал Хобби-центр в Артиллерийском музее. Если раньше по четвергам была давка, то теперь появились даже пустые столы (!). Железнодорожников тогда оставалось человек 15. Активно торгующие автомобилисты,  в 1995 поделив город на сферы влияния, тоже стали редкими гостями клуба, ибо клиентура по четвергам таяла. К тяготам 1993 добавилось исчезновение некой Вики, сидевшей на входе, а с ней 500 000 руб. – почти годового бюджета секции. На ворота вернулся бессменный Сан Саныч, но весной 1996 неожиданно повторил подвиг Вики.

Борьба за выживание

На 1996 в СММ числилось 180 человек, из них 150 – «мертвые души». Новых людей не появлялось, железнодорожников можно было пересчитать оп пальцам, причем левой руки Ельцина. Летом СММ пережила интервенцию филофонистов – нас на 2 четверга загнали в комнату правления. Скученность там напомнила доброе старое время. Филофонисты давали ЛОК во вторник львиную долю доходов, но свой дополнительный день  не разрекламировали. Несколько человек бродило по освобожденным для них залам. В общем, оккупация не состоялась. Оставшиеся моделисты перед угрозой новой осенней интервенции выдвинули временным председателем А.М.Шемаринова, повысили себе на полгода членские взносы (до 35 000) и заплатили их вперед. Отчитавшись перед правлением СПОК, отстояли свою независимость.
    Александр Михайлович Шемаринов,  инженер-экономист с ЛОМО, становление производства ЗИСов в  масштабе 1:43 в конце 1991 года там – в первую очередь его заслуга, как и то, что это производство до сих пор не захлебнулось.
   После долгого перерыва (с 1987) в апреле 1994 прошла «первая» выставка жд моделей в ЦМЖТ. Железнодорожники стали оживать раз в году. Ее успех показал, что потенциал у хобби еще сохранился. В декабре 1996 Леня Москалев организовал по средам встречи железнодорожников в кинозале музея Окт жд. на Литейном 62. В первый раз пришло человек 15. А после коллективной рекламной кампании на выставке в январе 1997 число посетителей дошло до 40. Успех тем более удивителен, что с 1990 притока новых моделистов не было. В Москве в зал Гипротранса, арендуемый по вторникам оптовиками-автомобилистами, ходит до десятка железнодорожников.
   Новое место выиграло из-за расположения. Рядом с Невским,  до метро 5 минут пешком. От Садовой до Римского-Корсакова идти минут 15. И вход всего 3 000. Для закрепления успеха в марте Леня устроил мобилизацию в ВОЛЖД на коммерческой основе: новые члены имели скидку 50% на вход и платили 15 000 руб. взносов за год. Несложная арифметика увеличила ряды ВОЛЖД  человек на 20. А с 1 октября входная плата по распоряжению начальника Окт. жд сократилась до 2 000 руб.
   В 1997 из железнодорожников в СПОК я остался один. Создавшееся положение встревожило не только секцию, но и правление. Все-таки СММ шла на втором месте по наполнению бюджета СПОК. 6 февраля состоялось собрание СММ с участием правления. От СММ были одни автомобилисты, посему в тройку бюро, ранее имевшей по представителю каждой фракции, избрали двух автомобилистов и меня. Из моего «доклада» стало ясно, что возвращения «блудных железнодорожников» не ожидается. Председатель СПОК Б.М.Кришталь порадовал тем, что появилась новая секция – собиратели киндер-сюрпризов. Председателем СММ единогласно избрали Шемаринова. Его финансовый отчет убедил, что отступать некуда, но продержаться реально. И «28 шемаринцев» (столько было на собрании) успешно держатся до сих пор, в секции остались только самые стойкие.
   Сейчас в 5 секциях СПОК числится 330 членов. Из них кроме СММ примерно 100 филофонистов, 80 нумизматов, 60 филотаймистов (календарики) и 60 «киндерсюрпризов».
Общественную работу ведут только филофонисты, программу «Джаз-коллекция», на петербургском радио.
Локотранс 6-1997


Рецензии
Разносторонний Вы человек Петр.
Уважаю.

Реймен   14.11.2022 21:06     Заявить о нарушении
CПАСИБИЩЕ
Вы на похвалы не щедрый - тем ценнее!

Петр Кондратьев   14.11.2022 21:23   Заявить о нарушении