Курск Дружба Счетмаш

История производства жд моделей в СССР
 
    Информация о том, что в Курске начали с 1983 делать жд модели расползалась медленно. Я, например, об этом узнал лишь в начале 1985. Любой из 3 видов наборов (паровоз Ов с угольным, дровяным или нефтяным тендером + 2 2осных пассажирских вагона 14м) с овалом рельсов и трансформатором (он сначала был аж из 2 частей, на черном рынке с трудом за рубль можно было сдать) стоили 40 руб. Также  вагоны и паровозы продавались отдельно в пенопластовых коробках по 5 и 12 руб. соответственно. Ясно, что для моделистов они были предпочтительнее. Магазины Москвы и Ленинграда от «овец» не отказывались, просто все, что выпускал Счетмаш, прямо в Курске скупалось моделистами. А производственные мощности были невелики, даже в разгар поставок в ФРГ (заказ «Ленарц и Маркшефел» в 1988 году) в цехе не набиралось и десятка человек. Даже рельсы собирались вручную. В 1989 отдельно паровозы и вагоны фасовать перестали. В обмене с коллегами из ГДР «овцы» стали для нашего брата основной валютой, потеснив реимпорт ГДРовских книг и моделей, свою долю выдерживали лишь советские  автомодели масштаба 1:43 (машинки за 3-50, как их часто звали). Стена стеной, но из ГДР овцы перетекали в ФРГ. В 1987 вышла на пик мода на русских и из гамбургской торговой фирмы в Курск в 1988 пожаловал фотограф Петерсен. Сделал каталог в 3 стр. А4 с оборотом. Подписали контракт на поставку 2 000 наборов. Немцы потребовали убрать из набора рельсы и трансформатор. Упаковка стала формата А4, вместо А3, симпатичной, желто-красной с надписью «Дружба». За набор, стоивший в ФРГ в розницу 159 марок, в СССР перечислялось 110 дм, 60 из которых осело во Внешторгбанке, 30 в министерстве и только 20 поступило на завод. До сотрудников КБ  и сборщиц дошли лишь устные благодарности, сделанные мимоходом. По первым результатам продаж немцы заказали еще 1000 наборов при условии, если накладные детали на паровоз будут сделаны в металле, а не в пластике. Счетмаш это не выполнил, на том и дело закончилось. Но к выставке в Нюрнберге в 1990 спешно представили ТЭП-10. Недоделанный тепловоз интереса у немцев не вызвал, ровно как и Ов с 4-осным тендером, буксовавшим на радиусе 440мм.
«Ленарц и Маркшефел» испытали слишком сильную конкуренцию от частных поставок в Германию. С 1989 границы уже приоткрылись для частных поездок, а почта и раньше исправно работала... Потом уже откровенным демпингом занялись всякие чехо-поляки. Наборы покупались немецкими магазина по 50 марок, продавались по 100.
   Это отвадило фирму от новых контрактов, хотя мода на русских продержалась до 1992.
Чтобы добиться производства Ов с 4-осным тендером мы с В.Ворониным, предводителем  жд модельного отделения секции масштабных моделей Общества коллекционеров, составляли официальные бумаги о заказе  партии паровозов. Плюс к тому я ежемесячно привозил в Курск по несколько писем от немецких коллег с аналогичными пожеланиями. Но далее 8 Ов  зеленого цвета в сейфе начальника КБ дело не сдвинулось.
   По заявлениям бухгалтерии себестоимость наборов на 1990 год составляла 80 руб. Стали выяснять  чем дело. Оказалось что на них, как экспортный товар повесили чуть не весь расход завода по пенопласту и полистиролу. А Счетмаш выпускал еще и пишущие машинки «Любава». Кстати, лучшие из отечественных портативных. Кассовые аппараты и многое другое... При таком раскладе на трансформатор приходилось 25 руб. и 10 на рельсы. Удалось заставить цех выпускать наборы только в экспортном исполнении по 45 руб. и эффективность труда «челночных моделистов» повысилась. Дороговизна и, мягко говоря, убожественность трансформатора застопорила  стартовые наборы. Они упаковывались в тортообразную коробку, стоили 25 руб., но конкуренции с «юниорами» ПИКО не выдерживали. Большинство «овец» в Курске уже раскупалось прямо с базы, не доходя до местных магазинов. После павловского подорожания наборы стали стоить 90 руб.
    В 1995 я попытался узнать о судьбе пресс-форм, в надежде реанимировать их производство. Но названная цена даже за копии(!)  чертежей на вагон была значительно выше стоимости пресс-формы. Знакомый из КБ пояснил такое странное ценообразование. «По бухучету они числятся в основных фондах. Похоже, им выгоднее их сгноить, оставив повешенными на них энные суммы, чем получить реальные деньги.»   

Ю.А.Афанасьева, сделавшего заводские чертежи на «овцы»  из КБ Счетмаша знал лично, видел его мастер-модели танков  Т-28 и Т-35, они были сделаны даже лучше появившихся в 1993 году в Белгороде серийных моделей. А вот коммерческие предложения его я рассказывал в клубе как анекдот. – Давай – говорит – ты нам профинансируешь работу над пресс-формами, а мы потом тебе будем продавать модели по льготным ценам...


Рецензии