Как писать яркие истории

Времени как всегда мало, а мастер-класс уже через час. Заранее придумать что-то гениальное не получилось. Но об этом не мне судить.

КАК ПИСАТЬ ЯРКИЕ ИСТОРИИ

1. ПИШИТЕ ЛЕГКО! Пишите легко, когда хочется, когда нельзя, когда не ждут и не требуют. Пишите, нарушая правила. Ведь так здорово немного похулиганить!

2. ОТПУСТИТЕ СЕБЯ! Дайте полетать фантазии, не смотрите на себя строго. Не смейтесь над собой, не унижайте себя, не контролируйте, не ищите ошибки.

3. ПИШИТЕ, если НЕ МОЖЕТЕ не писать! Писать можно и нужно НАПОЛНЕННОМУ автору. Вас должны переполнять мысли, эмоции, желание высказаться. Выводы, впечатления должны вызреть и проситься наружу! Вы уже не можете молчать и бездействовать – это роды, схватки! Берите ручку, бумагу и выпускайте наружу чадо!

4. ЗАХОДИТЕ В РАССКАЗ с неожиданной стороны. Можно спуститься с лестницы, подслушать соседей, подсмотреть из-под дивана и т.д… Первые строчки Вашего текста должны «цеплять». Хорошенько подумайте об интригующем начале. Тут все жестко. Или Вам удалось увлечь читателя первыми предложениями, или нет.

5. ФИНАЛ В НАЧАЛЕ. Расскажу Вам секрет. Я никогда не сажусь писать историю, если не придумала ее конец. Более того. Конец обычно сочиняю первым. Прямо вперед начала. Концовка запоминается читателю более всего. Тут важна каждая буква, каждый вздох, вибрация произнесенных звуков.

6. ПОСЛЕ РОДОВ КРИТИКА. Когда Вы разрешили себе выпустить текст, теперь можно и нужно посмотреть на него критически. Наберите слова рукописи на компьютер или телефон (в заметки или сообщения себе), уверяю, что Вы уже в процессе многое поменяете в тексте.

7. ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ И ЭМОЦИЯ. Прочтите текст заново и проанализируйте, смогли ли Вы передать читателю одну главную мысль. Есть ли сквозная эмоция? Если нет, то усильте текст образами, переживаниями героев, обострением конфликтов главных героев. Лишнее, отвлекающее выкидывайте. Работает простое правило: о чем много слов, то и главное.

8. ЛЕГКИЙ СЛОГ. Тут Вы можете со мной не согласиться, но я считаю, что лаконичные, вкусные тексты проще читать. И приятнее. Если текст состоит из сложносочиненных предложений, отягощен терминами или наоборот грубыми жаргонными словами, то его не дочитают до конца.

9. ДРУЖИТЕ С ЧИТАТЕЛЕМ. Четко поймите для кого Вы пишите. Что любит Ваш читатель, какие беды и страхи его мучают? Пишите так, как будто Вы говорите с ним о жизни, просто болтаете. Размещайте свой текст там, где работают и отдыхают Ваши читатели, и не перепутайте аудиторию. Иначе никаких хороших откликов Вы не найдете.

10. ДЕРЖИТЕ РИТМ, как в стихах: «Там. Там. Та – та -та-та-та-та – там. Там. Там. Та –та-та-та-та-та – там. Там. Там. Там.» Не подумайте, что ритм есть только в стихотворении. Ничего подобного! Посмотрите внимательно на текст, и Вы поймете. Смелее чередуйте длинные и короткие предложения, делайте акценты и паузы.

11. БОЛЬНАЯ ТЕМА. Пишите о проблеме близкой Вашему читателю. Боль зацепит, заставит думать, но потом не бросайте его, не оставляйте с проблемой, дайте выход, покажите свет. Читатель наполнится чувством благодарности.

12. ЯРКИЕ ГЕРОИ. Не жалейте красок, эпитетов, ассоциаций, для изображения героев и их характеров. Не брезгуйте описать типичные привычки, действия. Они еще больше говорят о человеке, чем его одежда.

13. КОНФЛИКТ – СЕРДЦЕ ИСТОРИИ. Противостояние интересов, целей, ценностей главных героев – это основа сюжета, его кровь. Не забывайте про конфликты, без них произведение будет пресным, недосоленным.

14. АТМОСФЕРА. Давайте читателю небольшие кусочки текста, где он может просто отдохнуть от присутствия главных героев. Опишите в деталях обстановку, картины природы, запахи дома… Погрузите в атмосферу рассказа. Это дает эффект присутствия, в воображении читателя начинает играть музыка, он слышит шумы и звуки. История без атмосферы выглядит как раскраска, которую забыли оживить карандашами.

15. ДИАЛОГИ. Не люблю рассказы без диалогов. Создается впечатление, что ты смотришь на мир только глазами автора, а это скучно. Однако, чтобы ярко и правдиво прописать диалоги, нужно погрузиться в аналитику. Подробно изучить цели, ценности, привычки главных героев, понять их правду жизни. Нужно быть и психологом, и художником. Диалоги – это сладкие конфеты повествования.

16. ЮМОР. Любой текст очень выиграет, если у Вас получится раскрасить его юмором, шуткой, иронией. Добавляйте эту «приправу» в описание образов героев, в неожиданные обстоятельства и действия. Смех лечит, порой, лучше всяких врачей.

17. СТРУКТУРА РАССКАЗА. Читателю, вдохновленному произведением, и в голову не придет, что у истории, как и у фильма, у диплома или статьи есть своя внутренняя структура, свои блоки. Вот главные элементы рассказа или сценария.

Первое - предшествующее событие. Это та часть жизни, которая осталась «за кадром», происходила до начала нашей истории. Ее важно продумать, ведь у главных героев жизнь была «до» и будет «после». Главное тщательно продумать предшествующие события, чтобы читатель поверил автору.

Второе – это начальное событие, где подробно описываются характеры героев, их действия в обычной обстановке текущих будней. Здесь происходит знакомство с действующими лицами, их портретами и устоями.

Третье – главное событие. Здесь и происходит основная стычка, конфликт героев, конфликт их интересов, целей, ценностей, борьба за ресурсы и т.д. … В момент кульминации происходит главное – изменение поведения людей, трансформируются их характеры. Вот, где основное волшебство истории! Вот, где герои, а с ними и читатели, получают уроки жизни!

Четвертое – это режиссерское/авторское событие, которое описывает жизнь героев после конфликта, после бури. Здесь можно отпустить свою фантазию и выдать мораль сюжета. Однако лучшие авторы не навязывают свою точку зрения на события, дают читателю сформулировать выводы из истории самостоятельно.

18. ПОДГЛЯДЫВАЙТЕ и ПОДСЛУШИВАЙТЕ. Живите широко расставив свои ушки и раскрыв глазки. Носите с собой ручку и записную книжечку везде: и на работе, и в транспорте, и в путешествиях, и в гостях. Поверьте, Вам нигде теперь не будет скучно! Делайте быстрые наброски сюжетов, идей, портретов людей, записывайте шутки, диалоги, анекдоты, коллекционируйте конфликты.

Жизнь Вам сама поможет найти гениальные сюжеты к Вашим историям!


Рецензии
Здравствуйте, Дарья.
Прочёл Ваш рассказ «Ночная охота».

Дорогая Дарья, если уж Вы решились прописывать литературные рецепты и процедуры другим, то почему не следуете им сама?
Вы же не выполнили в рассказе «Ночная охота» ни одной своей рекомендации.

Почему?

Может, потому, что рекомендации Ваши безлики и туманны? Просто бодрые пожелания ни о чём и написаны дилетантом?
В них ведь нет и тени конкретики. А вот она-то и важна.

Правила написания рассказа сродни правилам дорожного движения. Автор, если он не прирождённый Шумахер, хочет знать: куда и как повернуть, где остановиться, где быстро и где медленно…
А Вы ему: «Езжай хорошо!».

Да он бы рад, но КАК?!
Как чередовать ударные и безударные слоги?!
Через сколько строк допустимо повторение слов?
Сколько прилагательных вытерпит предложение?
Что писать в синопсисе, чтобы редактор не отворотил нос?!
Что сказать в прологе, а что в эпилоге?!

Тут, на «Прозе», есть очень хорошая страница:

http://proza.ru/avtor/shcola

Не поленитесь, ознакомьтесь. Возможно, в дальнейшем это удержит Вас от соблазна давать банальные и пустые назидания.

Воки Шрап   01.06.2023 07:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.