Рожки да ножки от Физелер-Шторха

     Чего только нет среди океана документов периода Великой Отечественной войны! Тут и распоряжения воинских начальников, деловая переписка штабов, рапорты о героических подвигах, горестные списки потерь и многое-многое другое. Разумеется, встречаются факты грубого нарушения дисциплины, разгильдяйства и прочих безобразий. Вот, например, слегка отредактированное, распоряжение руководства 14-го Укрепленного района по поводу одного такого инцидента:   

     «В боевых порядках 261-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона (в расположении 482-го стрелкового полка) упал 5.9.1943 года сбитый зенитной артиллерией самолёт типа Физелер-Шторх-156.
     Несмотря на то, что директивой Генерального штаба Красной Армии требуется обеспечить сохранность трофейной техники, а вещественное доказательство о сбитии самолётов должны передавать в Главное Управление Красной Армии, командир 261-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона и командир 482-го стрелкового полка не приняли необходимых мер. Наоборот, командир 2-й роты 1-го батальона 482-го стрелкового полка старший лейтенант В. В. Жогов явился инициатором расхищения оборудования самолёта.
     Похищены не только личные вещи, но и фотоаппарат, приборы и отделка самолёта. Через 2 часа от самолёта остался один остов.

     Комендант Укрепрайона приказал:
     1. Обратить внимание командира 261-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона майора Н. Г. Мурадошвили на недопустимое поведение личного состава подразделений батальона к трофейному имуществу.
     2. Довести до сведения всех командиров отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов о недопустимости впредь подобных безобразий.

     Зам. начальника штаба 14-го Укрепленного района Ленинградского фронта
     Подполковник М. А. Светильников».

     Да, тогда на фронте действовали суровые законы и правила. Конечно, дисциплина – дисциплиной, но можно понять и наших бойцов, которым необходимо было хоть как-то благоустраивать свои землянки, окопы и другие сооружения, а имеющихся подручных материалов не хватало.

     Правда, присвоение личных вещей погибших — это довольно щепетильная тема, которая, в общем-то, по законным понятиям называется мародерством. Однако положа руку на сердце честно признаемся, что в то время подобная практика была повсеместной, к этому уже давно все привыкли и не обращали особого внимания.

     Непонятно только, для каких нужд по рукам наших бойцов разошлись приборы самолёта? Хотя, если разобраться, то, можно согласиться с известным выражением о том, что в хозяйстве всё сгодится...


Рецензии
Просто отличный самолёт "Аист"! Говорю как авиаспециалист. Обалденная, неслыханная для того времени механизация крыла, 60 метров разбега на взлёте, 50 метров пробега при посадке, возможность эвакуировать раненого на носилках с сопровождающим - это фантастика. Но дороговизна в ущерб простоте, дешевизне и массовости (У-2=По-2) сделалали этот самолёт, хоть и уникальным, но, всё же, обычным связным самолётом ( по памяти: было выпущено чуть более 2000 "Шторхов" против, на порядок больше, "кукурузников")
Ранее встречал инфу, что "Шторхи" выпускались в Аргентине, Бразилии и Парагвае вплоть до 1980-х годов. Думаю, что для перевозчиков колумбийского кокаина, посадок и взлётов на спешно созданных ВПП в южноамериканских джунглях, такой самолёт был востребован как никакой другой.
С уважением и благодарностью,

Сергей Кувалда   05.11.2021 15:00     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Сергей! Приятно иметь дело со знающим человеком.
С уважением и благодарностью,

Олег Каминский   05.11.2021 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.