Блок. Обман. Прочтение
. . том II
. . « Г О Р О Д »
3.«Обман»
О Б М А Н
В пустом переулке весенние воды
Бегут, бормочут, а девушка хохочет.
Пьяный красный карлик не дает проходу,
Пляшет, брызжет воду, платье мочит.
Девушке страшно. Закрылась платочком.
Темный вечер ближе. Солнце за трубой.
Карлик прыгнул в лужицу красным комочком,
Гонит струйку к струйке сморщенной рукой.
Девушку мани'т и пугает отраженье.
Издали мигнул одинокий фонарь.
Красное солнце село за строенье.
Хохот. Всплески. Брызги. Фабричная гарь.
Будто издали невнятно доносятся звуки...
Где-то каплет с крыши... где-то кашель старика...
Безжизненно цепляются холодные руки...
В расширенных глазах не видно зрачка...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как страшно! Как бездомно! Там, у забора,
Легла некрасивым мокрым комком.
Плачет, чтобы ночь протянулась не скоро –
Стыдно возвратиться с дьявольским клеймом...
Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки.
В светлых струйках весело пляшет синева.
По улицам ставят красные рогатки.
Шлепают солдатики: раз! два! раз! два!
В переулке у мокрого забора над телом
Спящей девушки – трясется, бормочет голова;
Безобразный карлик занят делом:
Спускает в ручеек башмаки: раз! два!
Башмаки, крутясь, несутся по теченью,
Стремительно обгоняет их красный колпак...
Хохот. Всплески. Брызги. Еще мгновенье -
Плывут собачьи уши, борода и красный фрак...
Пронеслись, – и струйки шепчутся невнятно.
Девушка медленно очнулась от сна:
В глазах ее красно-голубые пятна.
Блестки солнца. Струйки. Брызги. Весна.
5 марта 1904
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки». – Зеленые кадки ставились на петербургских тротуарах под водосточными трубами (см.: Добужинский М.В. Петербург моего детства// Он же. Воспоминания. М., 1987. С. 10).
– «По улицам ставят красные рогатки». – М.В. Добужинский вспоминает: "Иногда панель загораживалась рогатками – дворники сбрасывали с крыши снег ( ... ) Летом мостовые повсюду чинились, ( ... ) и красные рогатки загораживали половину улицы" (Там же. С. 10-11).
»
Анна Ахматова. «Поэма без героя»:
«Ветер, не то вспоминая, не то пророчествуя, бормочет:
…На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Оттого, что по всем дорогам,
Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень,
Ветер рвал со стены афиши,
Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман.
И выглядывал вновь из мрака
Старый питерщик и гуляка,
Как пред казнью бил барабан...
И всегда в темноте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул…»
Вот такой «Город» – достоевский и бесноватый» увидел Блок, вот этот гул за десятилетие до Ахматовой услышал он. В стихотворении «Петр» он дал его общую картину:
«…Там, на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!
Бегите все на зов! на лов!
На перекрестки улиц лунных!
Весь город полон голосов
Мужских – крикливых, женских – струнных!..
22 февраля 1904»
В этом он пригляделся к одному из этих “перекрестков лунных улиц”, где «…невинность из угла // Протяжно молит о пощаде»:
В пустом переулке весенние воды
Бегут, бормочут, а девушка хохочет.
Пьяный красный карлик не дает проходу,
Пляшет, брызжет воду, платье мочит.
Девушке страшно. Закрылась платочком.
Темный вечер ближе…
Красный карлик… Это сквозной персонаж "Трехкнижия" Блока.
Вот он в конце тома первого в "Распутьях"(черновики к стихотворению "ДАЛИ СЛЕПЫ, ДНИ БЕЗГНЕВНЫ " ):
«В непробудном сне Царевны
В теремах
Предо мной
Исполинский карлик тянет
Руки к лунному лучу».
Вот, в томе втором (Разные стихотворения) он служит герою:
«Поет, краснея, медь. Над горном
Стою – и карлик служит мне;
Согбенный карлик в платье черном,
Какой являлся мне во сне.
Сбылось немного – слишком много,
И в гроб переплавляю медь...
4 июля 1904»
...он помогает в кощунственной работе металл переплавлять не в меч, а в гроб.
А от - в той же книге - он останавливает земное время:
«В голубой далекой спаленке
Твой ребенок опочил.
Тихо вылез карлик маленький
И часы остановил.
Всё, как было. Только странная
Воцарилась тишина…
4 октября 1905».
И он же будет спутником Незнакомки:
«…Я сдавлен давкой человечьей,
Едва не оттеснен назад...
И вот – ее глаза и плечи,
И черных перьев водопад...
Проходит в час определенный,
За нею – карлик, шлейф влача...
И я смотрю вослед, влюбленный,
Как пленный раб – на палача...
Она проходит – и не взглянет,
Пренебрежением казня...
И только карлик не устанет
Глядеть с усмешкой на меня.
Февраль 1908»
(Данная сценка была в предыдущей книге, но будет только через 4 (четыре) года в реальном времени. Так оно было или будет?)
Последний раз "карлик" появится в поэме "Возмездие":
...Так Зигфрид правит меч над горном:
То в красный уголь обратит,
То быстро в воду погрузит –
И зашипит, и станет черным
Любимцу вверенный клинок…
Удар – он блещет, Нотунг верный,
И Миме, карлик лицемерный,
В смятеньи падает у ног!
Из Примечаний к поэме в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Так Зигфрид правит меч над горном ~ В смятеньи падает у ног!» – Зигфрид, Нотунг (волшебный меч героя), Миме – образы оперно-драматического цикла Р. Вагнера "Кольцо нибелунга", созданного на основе древнегерманского эпоса "Песня о Нибелунгах". Вагнеровские реминисценции, в частности, мотивы "ковки меча", занимают важное место в блоковской символике действенного, героического отношения к жизни.
См. об этом в коммент. к стих. "Поет, краснея, медь. Над горном ... " (1904), "Бред" (1905), "За холмом отзвенели упругие латы ... " (1907) (наст. изд., т. 2).
…Образ ковки меча в Прологе исследователи возводят к сцене из первого действия оперы "Зигфрид". Впервые отражение ее см. в стих. "Поет, краснея, медь ...”
[
Из Примечаний к стихотворению "Поет, краснея, медь ...” в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Поет, краснея, медь. Над горном ...» – Вероятный источник образа – сцена ковки меча в "Кольце Нибелунга" Р. Вагнера. В древности существовали медные литые мечи. Кованые мечи изготовляли из стали, однако рукоять меча часто украшали медными накладками.
«…и карлик служит мне...» – В первом действии оперы Вагнера "Зигфрид" коварный карлик Миме притворяется, что хочет сковать меч герою, однако Зигфрид сам выковывает себе меч (Вагнер Р. Зигфрид. М., 1901. С. 3-19). 1902
»
Впрочем, очень похож на него и ”Иммануил Кант” из «Распутий».
Тогда поэт писал Белому: «…мне во сто раз хуже жить теперь, чем прежде». И вот тогда когда ему было во сто раз хуже, чем накануне его объяснеия с Л.Д., когда он практически решился на самоубийство, вот тогда и появился этот «философ», позже на него только напялят красный кафтан и он пустится развлекаться:
«Сижу за ширмой. У меня
Такие крохотные ножки..
Такие ручки у меня,
Такое темное окошко…
Тепло и темно. Я гашу
Свечу, которую приносят,
Но благодарность приношу.
Меня давно развлечься просят.
Но эти ручки… Я влюблен
В мою морщинистую кожу..
Могу увидеть сладкий сон,
Но я себя не потревожу
Не потревожу забытья,
Вот этих бликов на окошке
И ручки скрещиваю я,
И также скрещиваю ножки.
Сижу за ширмой. Здесь тепло
Здесь кто то есть. Не надо свечки
Глаза бездонны, как стекло.
На ручке сморщенной колечки.
18 октября 1903»
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Андрей Белый воспринял "Обман" как предчувствие надвигающейся "опасности". «Молюсь о том, – писал он Блоку 28 марта 1904 г., – чтобы Ты спокойно и счастливо "существовал" среди весенних "струек", "брызг", "опрокинутых кадок". Чувствую я, что Ты находишься на каком-то "междудорожьи" и молю господа о ниспослании Тебе сил. ( ... )Лик безумия сходит на мир, и все мы стоим перед страшной опасностью. Опасность, грозящую мне, я усмотрел в веянии, исходящем от Твоего стихотворения: "плывут собачьи уши, борода и красный фрак" ... Вот "оно", вот именно ... » (Блок и Белый. С. 75).
В письме к Э.К. Метнеру в мае 1904 г. Белый снова обращается к образам данного стихотворения: "Почти у всех членов нашего кружка с аргонавтическим налетом были ужасы – сначала мистические, потом психические и наконец реальные ( ... ) Потом я уже узнал, что Блок тоже погибал внутренне за эти дни (началом ужаса у него были стихотворения о карлике с девушкой и тому подобные)" (Л Н. Т. 92. Кн. 3. С. 213).
По мнению Блока, в "Обмане" отразилось не только нагнетание, но и "разрешение" "ужасов" и преодоление "страха". «"Лик безумия, сошедший в мир" – и притом нынешнего нашего безумия, – отвечает он Белому 7 апреля 1904 г.,– грозил и прежде. Но знаешь ли? Он разрешит грозу и освежит. Я спал и видел холодные сны (в буквальном смысле). ( ... ) Среди бела дня снился мне кошмар об "опрокинутых кадках" и девушке с карликом. Но вдруг я ( ... ) смотрю: ( ... ) погас огонек, бежавший по шнурку, готовый, казалось, зажечь тысячи свечей. И темно. Прежних лиц я уже не вижу, страх перед ними отошел ( ... ) Больше некого бояться ( СС-8(8) . С. 98 [СС-8(1-8) - Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. 1-8. Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л.]).
»
С моей сегодняшней точки зрения,вся книга "Город" - она не о земном Питере, она о "городе всемирном".
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:
«…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга».
Ср. из статьи Блока "О современном состоянии русского символизма":
«
...Переживающий все это - уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов - тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, - он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности - все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой - вздох моря, третий - аметист, четвертый - священного скарабея, крылатый глаз...»
Текущая книга о том, как Блок в своих блужданиях с двойниками вышел на Град и застрял в нем (ср. из вышеупомянутого письма: "Среди бела дня снился мне кошмар об "опрокинутых кадках" и девушке с карликом"... ). И больше нет никаких тебе "тучек" или "лучших драгоценностей", а только "город", "город", "город"...
И для начала Блок бродит по его окраинам -"один, как тень меж серых стен". Смотрит по сторонам и сразу замечает знакомого карлика... Так вот он откуда...
Свидетельство о публикации №221110200808