Первая Сапожковская 1994 г

               Летопись за 23.07.94 (суббота), 14 день экспедиции.
см. https://krylatl.livejournal.com/26693.html
и
http://proza.ru/2016/05/13/1853
 
В этот день состоялась встреча с фольклорной группой пгт. Шилово.
            Накануне все  легли спать традиционно поздно.  А между тем          троим героям нашего рассказа предстоял очень,  очень,  очень,          невозможно ранний подъём. Их путь лежал не далеко и не близко  - в Старую Рязань. По карте - километров сорок, а с транспортом - проблемы.  Но они знали, на что шли, а может быть, и не    знали, но очень хотели отправиться в этот поход. Некоторые из них любили совершать подвиги и побеждать обстоятельства,  некоторые любили  хорошую  компанию,  некоторые больше всего хотели попасть в конечную точку маршрута.  И всеони были неленивы и сильны духом, поскольку проспав всего часов  пять  и будучи еще и простужены,  они поднялись в четыре  тридцать утра,  собрались и помчались на вокзал.  А помчались  потому,  что, когда они выходили из школы, сторож спросил их, куда они собрались и сказал,  что первая электричка уходит  в  пять  ноль пять.  А было - почти пять часов.  Но в электричку   они успели, а вот билетов взять не успели. Но это ничего. Пожалуй, следует назвать их имена. Это были Арсеньев Николай,Саяпин Артем и Ефимова Елена Алексеевна. На каждом из них была  куртка,  более-менее теплый свитер,  футболка,  брюки и   вполне промокаемая обувь.  А сапоги резиновые, зонтики, штормовки  и  прочие  непромокаемые  и теплые вещи они в поход не взяли.  Потому что этнографы, однако. Колька с тех пор вообще   считает  слово  "этнограф"  синонимом слова " легкомысленный, непредусмотрительный человек". Так и отряд назвали - "Этногрфы,  однако". Еще у них была кое-какая еда и вода в пластмассовой бутылке.  Этнографический дневник взяла с собой  только ЕА, поскольку она была летописцем. После недолгого пути в утренней электричке наши герои  высадились  на полустанке "270 километр",  где не было ни станции,  ни кассы, ни расписания. Пассажиры, вышедшие на этой же остановке хорошо знали,  куда идти, и тут же разошлись в разные стороны.  Удалось спросить дорогу в с.Сушки у двух одетых по-городскому мужиков,  но идти за ними следом через лес наши   путешественники не рискнули. Пошли не следом, а через некоторое время. ... Дорога, скользкая,как масло,ввиду ночного дождя,шла по   краю  мокрого  поля.  Первые несколько метров они еще берегли обувь,  а потом стали беречь одежду,  озабоченные тем, как бы   не упасть,  катаясь на этих грязевых коньках. Попытки идти по  траве со словами:"Пусть лучше мои кроссовки будут не  грязными,  но мокрыми",  - ни к чему не привели,как и желание посоревноваться, кто меньше раз поскользнется. И вдруг  - появились дома,  приличная дорога,  и вдалеке в   зелени - крыша Кирицкого замка. Оказывается, пришли не в Сушки,  а прямо в Кирицы,  а нам туда и надо.  Автобус в сторону  Старой Рязани уехал в 7 часов и будет в 9.  И это -  то,  что  надо.  Потому  что Кирицы - это вторая по значимости и первая по времени цель похода.  Потому что в Кирицах,  кроме  широко  известного в кругах КНТ замка фон Дервиза,  расположен лагерь "Светлячок",  который для некоторых очень дорог и  в  который   некоторые хотели бы попасть - просто так, для воспоминаний. Итак, путешественники направились в замок.  Он  был  такой   же, как четыре года назад - красивый, причудливый и испорченный неуместными вкраплениями современности - столбами,  занавесками, свалкой медицинского оборудования... Состоялось фотографирование, хотя один фотоаппарат забыли, однако.  А во втором, как оказалось, впоследствии пленка была  засвечена (этнографом, однако; фотографом, однако). Завтрак был  подан  в беседке с видом на грот.  Картошка в    мундире оказалась несколько недоваренной,  и Николай  за  это   проклинал  не  очень  виноватого повара вчерашнего дня Сергея Савелова. "Чертов мост" был пройден благополучно.  Но еще одно архитектурное сооружение они так и не нашли - " Красные  ворота".  Пошли прямо - не нашли, были мнения, что надо было направо. А    уже потом,  в Шилово Александр Владимирович сказал,  что надо   было налево. В общем, темная история, а были покушения на то, чтобы поставить "синий" ведущему (им была ЕА, за которой, кажется, больше никаких грехов не числится, так что не поставили). В "Светлячке" тоже всё было,  как четыре года назад...  На   Артема лагерь,  видимо, большого впечатления не произвел, так     как он там раньше не был.  А ЕА восторгалась: "Вот здесь у нас была игротека!  Интересно,  как там сейчас? А вот столовая! А   там территория,  куда посторонним вход воспрещен!" "Не посторонним,  а детям",- сказал Николай. Вдруг прозвучал сигнал по радио - подъём,  8 часов. Это у них только подъём... Сфотогрфировались и пошли в Кирицы.  По дороге купили печенье.  ЕА и   Николай  вспоминали лагерь 1990 года,  но воспоминания как-то не совпадали. Возле автобусной остановке в Кирицах  купили  шоколадки  и  угробили бутылку, а, значит, и воду. Было около девяти часов, и уже хотелось спать.  Наглый автобус на Кутуково притормозил  и  удрал на семь минут раньше,  чем должен был по расписанию. По счастью,  потерпевших крушение принял на борт  автобус  на   Исады, и они не застряли в Кирицах надолго. Езды было всего полчаса - а лучше бы подольше, поскольку парни как сели,  тут же заснули.  Но испытания только начинались. И вот высадка у надписи  "Совхоз  Россия".  Знакомые  валы    Старой Рязани.  Огромное городище,  стадо коров внизу,  простор... Вдалеке слева какое-то строение - пойдем туда! Вдруг -  палатку, что ли, ставят? Археологи?
На самом деле все началось с того, что в 1992 г. А.В. и Д. Королев проходили вдвоем маршрут Кирицы - Спасск, через д. Засечье, Никитино и с. Старая Рязань. Хотели  идти больше участников, но по повелению “его величества” Григорьева В.М. вышел запрет на участие. Он не возжелал... И вот вместо группы из Лесного Городка, Крылатского, Солнцева и др... вышли только двое. Доехали до Кириц, поселились в п/л “Светлячок”, проводили и записывали в течении одного дня там игры, а 1-го августа 1992 г. направились в Старую Рязань... Маршрут они конечно прошли. Многое, что интересного увидели, но это не главное. Главное, что 1-го августа был найден чудесным образом золотой клад на раскопе в Старой Рязани. Бог для умных делает подарки, а дуракам и Божья помощь во вред.
Археологи! Приблизились. -"Простите, вы откуда?" -"Ну я, например, из    Москвы..." -"И мы тоже из Москвы и тоже в экспедиции. Историко-этнографическая экспедиция Московского  городского  Дворца  творчества детей и юношества. Основная группа у нас в Шилово, а мы приехали на Старую Рязань. (Сколько раз еще за этот день  Елене  Алексеевне придется произносить эту фразу из непомерно  длинных слов!...) Вы у Даркевича работаете?" -"Да." - "А можно на Даркевича посмотреть?" - "А вон он,  в берете..." (Даркевич, однако... Владислав Петрович, однако...) Вокруг Даркевича  толпились  люди  и  слышалась английская  речь. Наши путешественники некоторое время скромно постояли в   сторонке,  поедая глазами знаменитого археолога, два года назад нашедшего второй в истории археологического изучения  городища  Старая Рязань золотой клад.  Американцы отошли,  и ЕА  скромно приблизилась к  начальнику  экспедиции  АН  России  и представилась вышеуказанной фразой. Она не утаила от В.П.Даркевича и тематику наших изысканий и даже выяснила,  что он  в  детстве в лапту не играл, а играл в городки. Для ЕА это был подлинно день воспоминаний. Первая археологическая  экспедиция  ("У  меня  на куртке на спине написано: "Фанагория - 75")...  Черепковый  отвал,  из  которого  можно брать  сувениры  на  память!..  Венчики  и донышки сосудов!.. "Там,  на кромке лежит фрагмент стенки амфоры..." "А  игрушки    есть?" "Конечно, свистульки есть, и бабки..." (Из разговора с    начальником раскопа сотрудницей Спасского историко-археологического музея Еленой Владимировной). Не смея более задерживать серьезных людей,  наши путешественники отправились дальше. Было 10 часов 30 минут. Они прошли по тому валу,  с которого в 1990 году запускали змеев.  Им  встретилась  земляника  (совсем мало по сравнению с красноуглянской земляникой), затем крутой склон оврага и вишневое дерево в овраге,  которое объедали вместе с девушками из археологической экспедиции.  Погода исправилась, солнце припекало, мокрая одежда уже частично высохла. Вышли к Преображенской церкви, в которой, помнится, четыре   года назад был музей. На дверях - замок, но новый и современный.  Поскольку все устали, решили тут посидеть и подождать -  вдруг церковь откроют. И вот возле церкви Преображения села Старая Рязань образовалась стоянка довольно первобытного человека. Сохла одежда и  обувь и лежали три хомо сапиенса.  Порою их  кусали  муравьи. Приближался полдень. ЕА, как самая сознательная, начала уговаривать ребят - пора бы и возвращаться,  что хотели - увидали,  а наши в Шилово   как без нас?..  Но сперва нужно выяснить, как отсюда выехать. Спросим у местных жителей. Жители, где вы, ау! Нету. Конечно, все на сенокосе... Вдруг, очень  красиво,  как в сказке,  появились три феи -  пожилая женщина,  молодая женщина и девушка. А с ними маленькая  пушистая собачка.  ЕА подошла к ним и спросила про автобус, представившись вышеупомянутой длинной фразой. Упоминание    истории,  Москвы  и Дворца произвело неожиданное впечатление. Семейство оказалось из подмосковной Ватутинки, в которой проходила конференция,  где старшеклассница Ира выступала с докладом о своей родословной и где  ей  запомнился  доклад  Мити  Барташова о царской фамилии.  Кроме того,  она была во Дворце  на лекции.  Но самое интересное было  впереди.  Оказалось,  в  церкви  сейчас хранится имущество археологов,  а Ирина Викторовна (старшая) несколько лет работала экскурсоводом в  церкви,  пока это был музей. А Елена Олеговна каждый год собирает местных ребят, и они помогают археологам. Более того, золотой  клад  1992 года был найден при участии этих ребят и наших новых знакомых.  А в огороде у них тоже были  найдены  бусинки, серьги и кусочки браслетов.  И наши герои, потрясенные узнанным, смотрели слайды и иллюстрации с изображением золотых украшений XIII века и осторожно трогали пальцем бусинки и стекло, прикрепленные к картонкам. А узнав  о сегодняшних мытарствах и страданиях наших путешественников, добрые феи пригласили их в дом (избу они купили   в  1984 году и живут здесь с весны до осени) и напоили чаем с   вареньем.  И уставшие странники только благодарили хозяек  да  переглядывались  -  говорили  друг  другу  взглядами: "Вот это да... Потрясающе..." Разговоры за  столом  велись  и об истории села Старая Рязань,  и о раскопках,  и о погоде, и о комете, которая свалилась 16 числа на Юпитер.  Солнце за окном ушло в тучи,  полил дождь, - и хозяева, и гости были рады, что находятся под крышей. И никто не знал, что еще сегодня приподнесет нам погода... Здесь, пожалуй, надо отвлечься. Чтобы не пропали сведения, полученные во время этой беседы,  их следует перенести из этнографического дневника ЕА в летопись. 1. Преображенская церковь посвящена святому Василию, который похоронен под стеной Рязанского кремля.  И  якобы  он  на  плаще  приплыл  именно в Старую Рязань.  В церкви сохранилась  роспись на куполе. На стенах не сохранилось ничего. Когда там был музей, в экспозиции были черепки, рыболовные крючки, спаявшаяся кольчуга, украшения, цветное стекло - из числа археологических находок. Теперь всё увезли в Спасский музей. 2. Как были найдены золотые колты 1 августа 1992 года. Там  между двумя раскопами оставался участок 16 квадратных метров. Даркевич говорил, что этот участок ему 12 лет покоя не давал. И  вот у него предоставилась возможность заняться этим кусочком (у него у квартире ремонт был,  и он смог уехать).  В качестве  рабочих  были  ребята их Старой Рязани и двое молодых  людей из Спасска. Один из них - Игорь Артюхевич, студент МГИАИ  -  и нашел золото.  Копнул - "Золото..." Тут же это место закрыли, пошли звать Даркевича. Он отвечает:"Подождите, минут    через 40 приду".  Но понял, что что-то особенное и пришел тут  же. Посмотрел, сел на край раскопа и попросил валидол. Он всю  жизнь это золото искал,  и вот первый раз оно далось.  А хранился первые три дня клад в доме у Ирины Викторовны  и  Елены  Олеговны - и эта коробочка до сих пор стоит на полочке, в ней немного песку и маленькая жемчужинка, отскочившая от украшений. 3. Существует предание,  что за валом возле холма, под которым похоронены в  братской  могиле  защитники  Рязани, под  престольные  праздники  раньше  были слышны стоны и церковное пение.  Об этом Ирине Викторовне рассказывала Скворцова Мария  Ивановна,  которая жили в доме недалеко от этого холма,  а ей  рассказывала ее свекровь. Об этом же рассказали А.Монгайту, и после этого были начаты раскопки холма, и найдено захоронение. 4. Город Спасск,  откуда родом Ирина  Виктровна,  в  конце прошлого - начале этого века был хорошим тихим городом,  было  много интеллегенции;  стояли добротные купеческие  дома.  Был   собор, разрушенный в 1937 г.(развалины стояли долго, люди потом думали,  что это результаты бомбежек). На дочери местного  врача  Казанского  женат  известный  исследователь  Рязанщины  Г.К.Вагнер,  а сам он из местных помещиков, из Старой Рязани. В  Спасске  жил  в  1970-х годах В.Песков,  есть публикации в   "Комсомольской правде" о Старой Рязани с видом окрестностей с   вертолета. 5. Старожилы села Старая  Рязань  -  Екатерина  Алексеевна   Расторгуева,  93 года (ей раньше принадлежал этот дом); Лебедев Петр Ефимович,  ему за 90 лет,живет с сестрой в доме выше  по течению Оки, пчеловод, до сих пор сам косит. Разговор коснулся  1237  года  - и о тех событиях говорили   так,  как будто это недавнее прошлое всех участников  беседы. Возник образ Евпатия Коловрата - и оказалось, что есть предание,  что похоронен он не в Суздальской земле,  а неподалеку, возле  Исад.  Там  есть  три дуба (которые сейчас не сохранились), между которыми находится его могила. Несколько поколений крестьян кланялись этой могиле, проходя мимо... Но сколько  можно  занимать время и внимание гостеприимных   хозяев - пора и уходить.  У наших героев нашлись силы и энтузиазм  исследователей  и  этнографов  (в хорошем смысле этого  слова),  чтобы не отчалить в направлении лагеря,  а пойти  на опрос. Они попросили Елену Олеговну проводить их к бабе Кате. Я точно могу сказать, что ЕА сама бы не пошла - но парни сказали: "Пойдем!" - и пошли. Баба Катя оказалась маленькой старушкой, всю жизнь ведущей монашеский образ жизни. Она готовилась в монастырь, но в 1918  году монастырь в Сушках был ликвидирован буквально за день до   намеченного дня ее пострига,  и она не стала монахиней.  Ясно  было,  что об играх здесь не  поговоришь.  Беседу  направляла  Елена Олеговна,  а остальные ее поддерживали и хранили приличиствующее обстановке выражение лиц. Отец ее был звонарем,  строгим человеком.  Мать была очень  верующей женщиной и трижды совершала паломничество в  Иерусалим.  В семье, как мы поняли, было четверо детей - две сестры и два брата. Но Катя отличалась от них своим аскетическим образом жизни. Один из братьев был веселого характера, играл на  гармони.  Однажды он не послушался отца,  вышел  с  гармонью, когда тот не разрешил,  и потерял гармонь. Потом новую купил. - " А что играл-то он на гармони?" -  "Русского  играл.  Песни..."  -  "А что пели?" - "Песни пели...  "Чудный месяц" пели..." - " Да что ты говоришь?  Ты-то сама не пела!" - вмешалась  племянница,  приехавшая из Ленинграда,  женщина лет 7О. Она и правда не пела... У нее есть похвальный лист об окончании с отличием церковно-приходской школы.  И она рассказывает, как ученики входили   в класс,  и батюшка говорил:"Дети,  приготовьтесь.  Дежурный, читай молитву." И дежурный читал.  А батюшка еще спрашивал  у   каждого:"А ты умывалась?" О том,  как учились, она не рассказывает, а только о том, как молились. Всё же кое-что о праздниках баба Катя рассказала.  На Преображение - престольный праздник Старой Рязани были гуляния в   парке у Стерлиговых.  На Масленицу гуляли с гармошкой,  катались на санках.  Малыши насажаются по несколько человек и катятся  -  с горы (валы Старой Рязани) и на речку.  С гармонью   гуляют, огни жгут, пляшут, блины пекут. На городище  бывали ярмарки на Петров день.  Ставили карусель с конями,  с бахромой.  Мальчики катались  на  конях  по двое-трое. Девочки - на диванчиках. Невесты - рядом с женихами.  Дети просили мать:"Мама,  дай копеечку - круг за копеечку!"  -  "Денег нет." - " А продай яйца!  А то когда карусель снова будет!" А сколько разных  товаров  навозили!  Гостинцы, орехи - орехи она больше всего любила. Баба Катя,  по словам Елены Олеговны,  много  рассказывает  про  жизнь  помещиков Стерлиговых.  Но в этот раз она сказала   довольно мало. У Петра Петровича Стерлигова были дети - Нина, Людмила, Елена. Когда замерзала река, они катались на настоящих металлических коньках. А мы - только на санках. Насадимся  по трое и катимся. Мы им завидывали. Летом Стерлигов ставил в  парке качели и разрешал кататься всем. ... И вот перед нашими героями последняя задача и  последняя  финишная  прямая  - обратная дорога,  путь на Шилово.  В 15-20 они покинули городище Старая Рязань и вышли на  дорогу. По этой дороге, по словам девушки по имени Ольга, через сорок   минут должен пройти автобус из Исад на Рязань.  Если  бы  эти   сорок минут не сопровождались никакими неприятностями, обратный путь был бы проще и короче.  Но налетел дождь  -  ливень, тайфун,  как из ведра, как из душа. И спрятаться негде - кругом чистое поле, только вдалеке лесок. Дождь был косой, и девушка  Ольга удрала от него под откос.  А на обочине остались  трое, накрывшиеся круткой и орущие:  "Мокро, однако! Очень мокро, однако! Однако, на ночь здесь не останемся!" Попутных машин было мало,  и они не останавливались.  Полчаса под  таким  дождем - и на дороге голосуют уже три, то есть четыре, мокрых водяных крысы.  Остались сухими только свитера  в  рюкзаке  и сумке, но об этом потом. Ольга предложила всё же спрятаться в  леске - но только прошли несколько шагов, как дождь перестал, и все остались там же.  Всё же им еще раз повезло - остановилась легковая машина и подобрала их всех.  Доехали  (задаром) до Разбердеево,  куда и нужно было Ольге. Там была автобусная  остановка,  где уже прятались от дождя двое велосипедистов  с  двумя ведрами смородины. Дождь, который перегнали, когда ехали  на машине,  прибыл на остановку.  Но здесь всё же есть крыша. Парни  переоделись  в сухие свитера и стали искать угол,  где    меньше льет.  Нашли его у стенки в положении на  корточках  с мокрыми  куртками  над головами.  Сборщики смородины угостили    водоплавающих путешественников ягодами и уехали,  выбрав  момент между двумя заходами наступающей армии дождя. Тогда оказалось, что самый сухой угол – это  тот, где стояли их велосипеды. В 17-05  приехал автобус,  и через пять минут наши водяные  крысы были уже на Куйбышевском шоссе, на границе между Спасским и Шиловским районами. Автобус уехал в Спасский, в Кирицы, они пошли в Шиловский. Может быть, надо было ехать в Кирицы и  стараться выехать в Шилово оттуда? Но"что было, то было". Это  из старинной песни 60-х годов. "На границе тучи ходят хмуро".   Это  из еще более старинной довоенной песни.  Но это - про 23  июля 1994 года. Небо всё время было закрыто облаками, но дул ветер, и была  надежда,  что развиднется. Дождь то ослабевал, то усиливался. Возле  очень большой вывески "Шиловский район" сидели две маленькие мокрые фигурки, а третья стояла на обочине с поднятой  рукой.  Мимо  проносились  легковые и грузовые машины;  очень часто шли "Камазы",  от которых происходил дополнительный порыв ветра и дождя с брызгами из-под колес.  Никто не останавливалися.  Час,  проведенный на шоссе,  был самым тяжелым  из всего дня. Правда, был один забавный эпизод.  Вдруг невдалеке остановился  "Камаз".  ЕА  подошла  и  выдала свою фразу из длинных  слов, заканчивавшуюся просьбой подвезти до Шилова. "По русски  не  понимай!  Тюрка!" - энергично ответил водитель "Камаза" с  иностранным номером. Наконец решили  занять  еще более активную позицию и пойти   вперед пешком до следующей остановки автобуса.  Шли и голосовали, но так же безрезультатно. Добрались до деревни Фролово,  где была остановка, маленький базарчик и вообще цивилизация. Ближайший автобус на Шилово - через час. Будем ловить попутку. Но базарчик  был упомянут выше не случайно.  Не только нас  привлекла малина (600 рублей банка),  но и водителей двух машин, купленных в Ленинграде. Ехали они в Уфу. Шилово расположено,  конечно,  в стороне,  но до разъезда, до поста ГАИ нас довезли.  Уже светило солнце,  дождь перестал,  зато протекла  малина, которую не успели съесть во Фролово. И еще  раз  усталые путешественники убедились,  что мир не  без добрых людей. И до Шилово их довезла попутка, и опять задаром. Водитель оказался москвичом. И вот наша шиловская школа, наш класс - а там только Вадим   и Наташа Ефимова.  Остальные купаются.  Елки-палки,  а мы уже   почти спектакль про наш поход сочинили!  Ладно, надо скорее в  баню,  а то помрем.  Собрались,  вдруг - откуда не возьмись -   Александр Владимирович!  Те купальщики тоже в  баню  идут,  а  она, между прочим - до восьми работает. В баню примчались в 19-30,  и не знаю кто как, а ЕА сидела  в парилке до 20-05 с целью 1) не заболеть и 2) выяснить,  что  же надо делать в парилке и в чем заключается банное лихачество.  Вторая  цель достигнута не была,  а первая частично - во  время экспедиции она не заболела.  Потом,  в Москве,  правда, было хуже. То же можно сказать и про парней. Остаток дня ( точнее - суток) кое-кто из наших героев  полег сразу после еды,  а кое-кто еще бодрился, но и его не миновала чаша сия.  Спектакль частично  отрепетировали  и  даже частично  представили,  а  частично  включили в эту летопись. Рассказали,  как смогли,  остальным участникам экспедиции про  прошедший день - чтоб завидовали. Но они, в большинстве своем сказали,  что так рано встать,  так много ходить,  и  столько   мокнуть им слабо. Даже во имя невиданных земель и неслыханных   чудес. Ну, и не жалко. По поступившим  сведениям,  в  лагере в этот день было всё спокойно. Кроме купания была обработка материалов (что радует   души этнографа и научного руководителя). АВ и девочки были на   встрече с девочками из  коллектива  Гаврилова  А.Н.,  которые   очень хорошо пели, и эти песни были записаны на магнитофон. Поход и его участников оценили на "красный",  а ЕА, заканчивая 2 августа (в чем честно признается) летопись этого дня, заявляет:
                ЭТОТ ДЕНЬ БЫЛ ЛУЧШИМ ИЗ ВСЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ !
            И   пусть   бы   таких   дней   было   побольше  ...


Рецензии