Познание истины

       Мир познаваем. Отрицание этого факта называется агностицизмом. Агностицизм успешно преодолён современным философским знанием. Гегель, о котором Ленин говорил, что «умный идеалист лучше глупого материалиста», различал три ступени познания. Первая, - это правда. Вторая, - достоверная правда. Третья, - истина. Для того, чтобы успешно познавать окружающий нас объективный мир, нужно владеть эффективным механизмом (способом) мышления, в котором содержится научный метод.

       Доктор философских наук, академик Попов Михаил Васильевич различает два способа мышления, утверждая, что третьего («нового мышления», согласно М. Горбачёву) ещё не изобрело человечество. Печальная практика философско-политического плюрализма привела к разрушению СССР и геополитической катастрофе, в результате чего русский народ стал самым разделённым народом мира. Соглашаясь с М.В. Поповым, я, тем не менее, говорю о трёх способах: один из них древний и донаучный, два других – научные, появившиеся в результате развития философии. Они, все три, часто встречаются в обществе современных людей.

1.        Архаичный, древний, донаучный (ненаучный) способ мышления. Он обусловлен преимущественно эмоционально-чувственным восприятием реального мира, чрезмерной привязанностью мышления к ощущениям, исходящим от органов чувств. Такой способ мышления не поднимается выше аналогий и не способен к абстрактному (научному) обобщению. Эта особенность отражения действительности (рефлексии) в аналитической психологии называется конкретизмом (конкретинизмом). Указанный способ мышления в наихудшем варианте вполне может сочетаться с алекситимией – эмоциональной безграмотностью.

2.        Формально-логический способ мышления. Он порождает бескомпромиссную конкуренцию мнений – дихотомию: или – или. Если прав собеседник первый, то неправ собеседник второй. Здесь присутствуют две взаимоисключающие позиции без возможности их примирения: тезис и антитезис. Это и есть принцип «исключённого третьего». В такой логике, конечно, возможен формальный компромисс – движение взаимных уступок, но он никогда не снимает полностью напряжения борьбы противоположных тенденций. Всем известно неуничтожимое противоречие между трудом и капиталом.

       Формальная логика не всегда способствует развитию общественного бытия, хотя и применяется очень часто. К примеру, правовая система всех современных стран основана на формально-логическом римском праве, при котором практика правоприменения зависит от формы и идеологии, иногда контрреволюционной, государственной власти. С диктатурой, понятно, не поспоришь. Формальная логика, как бы озабоченная (безрезультатным) поиском истины, в итоге, чаще всего упиралась в искажённую (преувеличенную) правду.

       Формальная логика называется формальной потому, что изучает не содержание мышления, а его формы. Она интересуется не тем, о чем мы рассуждаем, а тем, как мы это делаем Однако же нужно считать неразумным пренебрежительное отношение к форме. Этот способ мышления нельзя назвать устаревшим и неприемлемым в жизни общества. Более того, он вполне совмещается с диалектической логикой, которая может (с отрицанием) включать его в себя.

3.        Диалектический способ мышления. Это современный способ мышления, который должен сочетаться с талантом его применения. Люди, сознание которых сформировано стереотипами формальной логики, с большим трудом воспринимают логику диалектическую или сбиваются с неё, часто переходя на логику привычно-формальных суждений. Алгоритм (порядок действий) диалектической логики обозначается простым философским языком: тезис – антитезис – синтез. Он несовместим с правилом «исключённого третьего».

       В основе рассматриваемого способа мышления лежит диалектический метод. Гегель определяет метод как «осознание формы внутреннего самодвижения содержания». Речь идёт об объективной причине всякого самодвижения, то есть о всеобщем противоречии. Окружающий нас мир изначально противоречив. Противоречие обеспечивает неиссякаемой энергией движение развития.

         Это свойство реальной действительности изменить невозможно. Его следует принять в качестве аксиомы – истины не требующей доказательств. Надо отдать дань должного уважения великому философу, предпринявшему изящную попытку научного обоснования этого непреложного факта. В.И. Ленин надёжно защитил его от бесполезной критики утверждая, что «Гегель гениально угадал в диалектике понятий диалектику вещей».

           Противоречие истины.

1. Противоречие соответствия (единства тождества и различия) понятия объекту.      

       Истина противоречива по природе своей, поскольку содержит в себе самой объективное противоречие. По определению, истина – соответствие понятия объекту и объекта понятию. Противоречие истины состоит в том, что если понятие и соответствует объекту, то объект не всегда соответствует понятию. Дело в том, что объект находится в перманентном развитии, а научная теория отражает его таким, каков он есть, но и предполагает должествование его дальнейшего изменения, то есть и соответствует, и не соответствует существующему в действительности объекту. Таким образом, истинное понятие соответствует тому объекту, который есть и тому, которого ещё нет. Следовательно, сам реальный (здесь и сейчас) объект и соответствует понятию, и не соответствует ему.

2. Противоречие (единство) субъективного и объективного в истине.

       Истина – субъективно-объективный материальный феномен. Понятие – «Высший продукт мозга высшего продукта материи» - В.И. Ленин. Оно отражает объективную реальность окружающего нас мира, то, что есть до,- вне,-  после сознания человека, и существует независимо от него. Способность отражать самою себя – универсальное свойство живой и неживой материи. Это прямое следствие детерминизма – причинно-следственной связи всего, что изменяется и происходит в окружающем человека мире. Следовательно, понятие, как высшая форма отражения в социальной материи - объективный феномен.
       Таким образом, «объективное» - это хорошо осознанное «всеобщее» в диалектической связи с «единичным». Понятие «объективное» включает в себя как сам объект, так и отражение его в сознании субъекта. Объективное – это то, что есть вне сознания и в сознании, одновременно. «Идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой» - Маркс. Истина всегда объективна и субъективна. Это главное условие бытия истины.

3. Противоречие (единство) всеобщего и единичного в истине.

       Всеобщее – это общее для всего, в том числе для всякого единичного и конкретного проявления жизни. Познание истины невозможно в отсутствие способности находить самое главное и важное в бесконечном разнообразии форм движений социального бытия. Есть общие законы материи и её движения, которые обнаруживаются в каждом проявлении конкретной человеческой жизни. Люди, малограмотные или пренебрегающие знанием о них, очень часто совершают ошибки и попадают в ловушки, рассчитанные на простаков. Исправить такие ошибки бывает непросто или нельзя вовсе. Не стоит усложнять себе жизнь отрицанием всеобщих законов материального мира. Истина - в единстве всеобщего и единичного.

4. Противоречие (единство) абстрактного и конкретного в истине.

       Абстрагирование – отвлечение от сложного, запутанного и противоречивого бытия повседневной жизни с целью упрощения понимания его. Познание истины начинается с наблюдения, созерцания, ощущения и восприятия материального мира, продолжается абстрагированием (отвлечением от всего второстепенного, обобщением, то есть упрощением сложных явлений общественной жизни) и завершается практической деятельностью.

        Этот единственный путь познания истины называется «восхождением абстрактного в конкретное». Сущность социального бытия заключается в конкретной (сложной) человеческой жизни. Главным критерием истины считается практика. Развитие человека и общества предполагает усложнение и упрощение социального бытия в одно и то же время. Жизнь должна усложняться так, чтобы становиться и проще, и легче.

5. Противоречие (единство) теории и практики в истине.

       Теория без практики мертва, а «без теории нам смерть» - И.В. Сталин. В утверждении истины необходимо единство мысли, слова и дела. Учение (преимущественно пассивный акт) без размышления вредно, размышление (активный акт) без учения опасно.

6. Противоречие (единство) абсолютного и относительного в истине.

       Познание безгранично, если речь идёт о познании человечества в целом, поскольку в коллективном, общественном бытии теоретически существует возможность бессмертия. Бесконечное познание материального мира множеством умов ранее живших, живущих и будущих поколений людей составляет бытие абсолютной истины. Однако же абсолютная истина не вмещается целиком в сознание отдельного человека, жизнь которого имеет предел. Его сознание может включать в себя часть объективной и абсолютной истины, вернее момент её. Всё то, что не имеет границ, то есть абсолютно,- разъясняет Гегель,- становится своей противоположностью. Абсолютная истина в пределах границ конечной человеческой жизни является истиной относительной. Таким образом истина и абсолютна, и относительна одновременно.

7. Противоречие (единство) конечного и бесконечного в истине.

       Всякое бесконечное состоит из бесконечного числа конечных моментов (конечных событий и человеческих жизней), но абсолютную истину нельзя        воспринимать как арифметическую совокупность относительных истин. Такую бесконечность Гегель называл «дурной бесконечностью». На самом деле относительная истина – момент истины абсолютной, то есть имеет с ней диалектическую связь в бесконечном процессе своего развития. Относительная истина существует как определение, то, что не изменяется в изменениях (в-себе-бытие – истина на все времена), и как бытие-для-иного – инобытие - уже в качестве истины абсолютной.

8. Противоречие (единство) моментов истины.

       Объективное противоречие истины порождает борьбу и единство противоположных моментов. Перманентная борьба этих противоположностей, находящихся в единстве приводит к исчезновению различия (разности) между ними. Такое взаимодействие моментов (борьба и единство) с их взаимопроникновением называется становлением, в результате чего возникает новое качество бытия (истины) – спокойная простота. Истина утверждает должествование диалектического компромисса (закон отрицания отрицания – отрицания с удержанием, созиданием), следствием чего является развитие, которое фиксируется состоянием покоя  и ясности (простоты).

9. Противоречие (единство) анализа и синтеза сложных понятий в познании истины.

       «Истина конкретна» - учил Г. Гегель. Истина сложна, конкретна и всегда одна. Анализ сложных понятий без использования истинных категорий диалектической логики может оказаться непростым делом. Все справочники, включая словари философские, составляются по формально-логическому принципу. Описать и усвоить сложные понятия в форме стройной системы научных взглядов на мир, человека и общество, изучая их только по словарям, практически невозможно. Проблему качества образовательного процесса может решить систематическое формирование в сознании каждого отдельного человека целостной картины мира, что и порождает способность к самостоятельному анализу и синтезу сложных понятий.

10. Противоречие (единство) формы и содержания в истине.

       Сущность – единое, что есть. Сущность является в бытие формой и содержанием. Содержание – материя в движении. Форма – движение материи. Материя – это «оформленная сущность», то есть «сущность, которая уже в форме» - Гегель. Содержание и форма – моменты диалектической взаимосвязи и находятся, следовательно, в борьбе и единстве: нет материи без движения, не бывает движения без материи. Форма, хотя и является моментом содержания, но обладает определённой степенью свободы по отношению к нему. Она как бы и должна соответствовать (и всегда соответствует) содержанию, никогда не соответствуя ему. Если бы форма всегда соответствовала содержанию, то прекратилось бы развитие (деградация, впрочем, тоже) общества.

        По этой причине, вопрос «О первичности материи и вторичности сознания (движения)», будучи решённым раз и навсегда, более не имеет уважительного статуса главного вопроса философии.  «Конечно, и противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области; в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна». – Ленин.

        Социальная форма движения материи (сознание, идея, теория, понятие истины), то есть субъективный фактор дальнейшего развития человеческой цивилизации приобретает всё большее значение. Доктор философских наук, профессор М.В. Попов подчёркивает важнейшую роль формы в связке формы-содержания: «В форме всё содержание сидит», «Гнилая идея овладела умами масс и разрушила великую страну».

Заключение: конкретная истина объективна (абсолютна), субъективна, относительна и всегда одна.
 

      


Рецензии