Журналистика Сибири

               
                Журналистика Сибири.

   Два слова скажет о Енисейской журналистики. Ее зарождении.   На мой взгляд:  первенство литературное и журналистское в Сибири стоит отдать протопопу Аввакуму. Он писал уникальные репортажи о своих невольных путешествиях по Ангаре и Байкалу.  Издательство «Буква Статейнова» в прошлом году выпустил книгу о нем «Протопоп Аввакум». Читайте.
   Это действительно писатель и с большим талантом.  Хотя он родился в 1620 году, а монах Савва Осипов в  то время уже был в Тобольске, ходил по кельям архиерейского дома с чернильницей на груди и пером в руке. С раннего утра затеплив на столе свечечку, писал о народном герое Ермаке, восхвалял первых сибирских архиереев. Он их троих или четверых пережил.  Каждого возвеличил. За это хоть и жил при монастыре, но сладко.
   А еще до Саввы в Сибири  были два летописца при Ермаке. В его команде они походной жизнью жили. По штату были включены в отряд, чтобы писать о всех событиях с походом  Ермака.  Я этого не знал, пока не  стал искать материалы по первым литераторам Сибири.  Савва об этом писал.  А рукописи первых летописцев Ермака сожгли те, кто переврал специально всю историю России. Теперь прихожу к выводу,  скорее всего, Ермак совсем другой человек, чем нам его показывают. Если бы поехал за Урал атаман – убивец, зачем ему знамена, священники, летописцы? Как Колумбу, например.  Пушнины набрал, золотишка и обратно. На Дон родной. Вести разгульную жизнь. Принцесс персидских топить в реке.
    За Урал пошел отряд во главе с серьезным государственником. Продолжать Русь -  цель Ермака, не грабить местное население, как это сделали «первопроходцы» в Америке. Палачи поехали в Америку почище Гитлера. Выкосили быстренько миллионы индейцев как траву. 
    Только Аввакум  действительно  авторитетный литератор. Почитайте его письма из Сибири. При всей разнице стилей очень, очень он похож на нашего Виктора Петровича.  Тот же изумительный слог как у Астафьева, та же нетерпимость к критике, та же способность измесить в грязи своих обидчиков.  Правы обидчики или нет, для таких авторов – второй вопрос и далеко не главный.   Если внимательно одолеешь пару рассказов Астафьева и Аввакума – сразу приходишь  к этому выводу.  Не случайно Аввакум и открывает  рассказ о журналистике Приенисейского края.  Первый он словотворец Сибири, и не только по алфавиту. И самый талантливый из них.
   Знаменитый автор «Конька –Горбунка» Петр Павлович  Ершов тоже заслужил право быть в числе первых литераторов Сибири. Сейчас Петр Павлович  в  опале.  Хотя от даты его рождения и прошло уже двести лет.  Пишут, что этот шедевр создал не он, а его друг Александр Сергеевич Пушкин. Говорят,  недавно, в начале двадцать первого века, в Москве «Конек» издан снова, и автор там стоит уже  Пушкин.
  По стилю «Конек», действительно, похож на язык Пушкина.  Тем паче в сказке много героев из русских былин и сказок.  А в то время во всей империи в русской старине силен был только Пушкин. Ершов не получил того блестящего домашнего образования, что имелось у Александра Сергеевича.  У Ершова не  случилось няни Арины Родионовны. Потому не мог он, как Пушкин, знать русские народные были, былины, сказки. 
   Но вопрос этот спорный,  встревать не будем. Просто представьте себе Ершова как известного сибирского литератора.  Не первого, но литератора и неплохого. Вообще, тему о схожести «Конька – Горбунка» со слогом Пушкина поднял некто П.В. Анненков.  Но Анненков этот  слыл и слывет, и останется в истории, большим специалистом найти грязь на самой чистой  скатерти и размазать её по всему дому,  да ещё и улицу прихватить. Очень  большой «специалист». 

Зарождение сибирской журналистики, имею ввиду и  издательские дела,  началось в Тобольске. Сейчас можно издать газету в интернете, без типографии, раньше этого сделать было нельзя: сначала – типография, потом – газета.
  В 1789 году в  типографии купца Корпильева  выходил первый сибирский журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Когда мы учились в Иркутском университете,  журнал давался нам преподавателями как второе событие в истории после якобы  пришествия Христа. Но и одно и другое вранье. И Христа не случалось, выдумки, и журнал делался хоть и народным училищем Тобольска, но людьми мало сведущими  в литературе. Без огонька.  Скупой он и скудный. Хотя Иппокрена – мифический источник  на горе в Европе, кто попьет из него воды – станет говорить стихами. Но Иртыш так и не превратился в Ипокрену. И мало способствовал появлению в Сибири новых писателей и поэтому, журналистов.
  В те годы это было возможно, единственное переферийное  издание, выходившее в России. Корреспондентами  журнала были многие образованные, иногда и не очень,  жители сибирских городов, присылавшие в Тобольск свои статьи, заметки, наблюдения, воспоминания. Но люди эти были слабы в журналистике и литературе, журнал,  признать нужно за правду, был не интересен. В лучшие месяцы он выходил тиражом триста экземпляров. Потом тираж падал и падал.  Потому издание оное  и скоропостижно скончалось. Да  и про Сибирь он толком ничего не написал. Работали в нем одни ссыльные. Панкратий Сумароков, например, да-да, родственник  самому известному Сумарокову. А сослан был за мошенничество в подделке ассигнаций. Фризе, журнал есть в интернете, можно почитать пустословные материалы этого автора. Тоже ссыльный, как и Сумарокова, по заслугам сослали.
В 1796 году вспыхнул указ Екатерины II-ой: о закрытии «вольных типографий»,  издавать в Сибири периодику прекратили. Но остановить движение литературы  в Сибири было уже  нельзя.
В 1818 году в Петербурге некто Григорий Спасский, в купе с другом Дмитриевым,  начинают издание ежемесячного журнала «Сибирский вестник». По тем временам журнал добирался в Красноярск и дальше не менее полугода. Но в принципе он и рассчитывался больше на Петербург. Городу была интересна сибирская экзотика. Автор старался осветить многообразие сибирской жизни, дать читателю  этнографические и географические сведения о необъятном  регионе. Однако из-за конкуренции на книжном рынке тираж «Сибирского вестника» начинает падать, и в 1824 году журнал закрывается.
  Спасский уже через год предпринял выпуск другого журнала - под названием «Азиатский вестник». Но и на этот раз его постигла неудача. В 1827 году выпуск журнала прекратился. Григорий Иванович Спасский  - историк, исследователь Сибири, член-корреспондент Петербургской академии наук. Титулов как  блох на собаке. Хотя не имел ни какого законченного образования. Все у него завершилось неоконченной семинарией. О уже долгое время его пыжатся показать ученым.
Родился в конце сентября 1783 года в поселке Егорьевске Рязанской губернии, в семье священника. Не завершив курса обучения в Коломенской духовной семинарии, в связи с её переводом в Тулу, по упразднению в 1799 году  Коломенской епархии, поступил в октябре 1799 года на службу в Московский уездный суд. Затем переехал в 1800 году в Петербург, где служил канцеляристом в Берг-коллегии, посещал публичные лекции, организованные Академией наук, вступил в Вольное Общество любителей наук, словесности и художеств. Судя по всему, так и не состоявшийся поп имел какую-то очень  волосатую руку. Может и не одну.  Он всегда  удачно устраивался на многие должности в течение всей жизни.
С 1803 года  служил в Красноярске, Кузнецке, с мая 1806 года — в Бийском уездном суде. Участвовал в работе ученой части посольства графа Ю. А. Головкина в Китай в 1805 году. Какой с него ученый? Но ведь взяли ученым в посольство. Так что прав я в своих предположениях.  В 1807 году был назначен кузнецким земским исправником, а в 1809 по «желанию своему и склонности» был зачислен в штат колывано-воскресенских заводов с переименованием из губернских секретарей в соответствующий горный чин — «берггешворена». Провел большую часть своей горной службы в Змеиногорском руднике. В 1817 году  назначен сопровождать караван серебра в Петербург, и уже не возвратился в Сибирь, поскольку получил повышение — был определен в горную экспедицию Кабинета Его Величества, с оставлением в штате заводов.
В 1835 году был назначен заведующим соляными промыслами Крыма. Проводил там научные исследования. В 1838 году вышел в отставку, поселился в Москве, где проживал до самой кончины в возрасте почти 80-ти лет.
Собрал большую археологическую коллекцию, хранится в Историческом музее в Москве. Выпустил « Горный словарь».
Личный архив Григория Спасского в конце XIX века был приобретен красноярцем  Г. В. Юдиным. Сегодня многие документы из этого уникального собрания хранятся в Государственном архиве Красноярского края. Но правды не знаем, возможно, часть материалов подарены Юдиным библиотеке Конгресса США. Все доброе он туда отволок.
   Затем в Сибири появляется Александр Степанов. В 1828 году, в Москве по его инициативе был издан первый в литературный сборник «Енисейский альманах». Хоть и говорят, что там было много красноярцев, все это оказывался  шалый народ, прибывший вместе с губернатором Степановым.
Через два года выходит в свет книга А. П. Степанова «Енисейская губерния». Шедевром ее не назвать,  но книга. Несколько лет назад профессор Быконя Г.Ф. переиздавал ее в нашем издательства. Поэтому я знаком с ней основательно.  Корреспондент журнала Министерства народного просвещения писал, что бывший Енисейский губернатор «осветил доселе для нас темный угол». Таких спешных выводов о книге Степанова можно  найти много. Пишутся они явно под чьим-то нажимом и по заказу. Быконя ее раза в три сократил. Иначе ее читать невозможно. А Енисейская губерния с момента создания ни когда темным углом не было.
Открытие богатейших месторождений золота на территориях Томской и Енисейской губерний в 30-х годах XIX века дали первый крупный толчок к развитию сибирской промышленности и торговли, культуры. В 1851 году в Иркутске создается Сибирский отдел императорского Русского географического общества. С открытием его у ссыльных либералов  родилась   возможность приобщиться к первым росткам местной журналисткой и литературной жизни.
В эти годы шла  активная переписка между главным управлением по делам печати и губернскими администрациями о начале издания  в Сибири «Губернских ведомостей». В Государственном Иркутском областном архиве сохранились документы, рассказывающие об этой  волоките. С 1828 года почти ежегодно иркутские чиновники обращались в столицу за разрешением открыть в Красноярске и Иркутске газетные столы, при которых впоследствии издавать местные газеты – «Губернские ведомости». Только в 1857 году 2 июля в Красноярске был выпущен первый номер газеты «Енисейские губернские ведомости».  Тираж первого номера газеты «Иркутские губернские ведомости», вышедшего 16 мая 1857 года, составлял 800 экземпляров,  в Красноярске  «Ведомостей» было в два раза меньше. Иркутск всегда опережал нас в культуре.
Этот еженедельник местной администрации был разбит на два отдела. В официальном публиковались правительственные указы и распоряжения, приказы Енисейского губернатора. Во второй части - краеведческие статьи и заметки, хроника. Хотя Россия была и оставалась самой духовной страной, газеты, как думали губернаторы, должны были помочь ей стать величественно  духовной.  Увы, у редакторов этих газет были совсем другие цели в жизни. А главное – они разрушали духовность Сибири.
Газета «Енисейские губернские ведомости» стала   местным литераторам  какой-то  школой написания статей. Публиковались очерки и заметки Н. Скорнякова, ставшего затем известным  красноярским   журналистом, С. Шашкова, выросшего в 1870-80 годы в  публициста, первого епископа Енисейской епархии Никодима. Минусинского исправника князя Н. Кострова, его  статьи с 1859 года не сходили со страниц «Ведомостей». Многие его материалы, опубликованные в местных и столичных изданиях,  впоследствии  высоко оценены. В 1878 году за этнографические труды Костров удостоился золотой медали императорского Русского географического общества. Может и по делу, хотя вряд ли. Тогда все премии вручали только своим, разрушителям.
Корреспондентом газеты был и  врач из Енисейска М. Кривошапкин. Его первые очерки и корреспонденции, которые впоследствии легли в основу его же книги «Енисейский округ и его жизнь», также  увидели свет на страницах «Енисейских губернских ведомостей». В этом же году книга М. Кривошапкина получила золотую медаль императорского Русского географического общества. Неисправимый  революционер Берви-Флеровский, работавший в это время над книгой «Положение рабочего класса в России», дал работе сибиряка либеральную оценку.  В одном из писем К. Марксу сообщал, что книга Кривошапкина написана с душой «и лишь отчасти в ней отдает чиновником».  Черт его знает, что под этим имел в виду либерал Берви- Флеровский. Но ляпнул же.
 Кривошапкин со временем  переезжает в Казань с надеждой развить свои научные и публицистические возможности. Однако реализовать задуманное  не удалось. Ни крупных монографий, ни значительных научных статей Кривошапкин в Казани не написал.
В газете «Енисейские губернские ведомости» под многочисленными псевдонимами  публиковался  первый якобы  социалист России - ссыльный М. В. Буташевич-Петрашевский.
 В письмах Буташевич- Петрашевский нередко сетовал друзьям на то, что «глупость здешнего начальства заставляет меня изводить бумагу». В свою очередь местные чиновники называли ссыльного революционера ябедой, склочником, пройдохой. Он действительно был психически неустойчивым, злым,  как писали его друзья: всегда старался быть первым или впереди всех. Люто ненавидел российскую империю. Неустойчивость характера сказалась на его здоровье. Пишут, что он умер в возрасте сорока пяти лет, от кровоизлияния. Но кто ему в деревне Енисейского уезда мог поставить правильный диагноз.  Сам себя загнал в могилу.
 Имена В. Латкина, М. Сидорова часто встречались на страницах столичных газет.  На мой взгляд,  это люди со странными, выдуманными биографиями. Эти провинциальные авторы писали, что «пора перестать жаловаться на бедность и безденежье, на нашу непроизводительность. Надо самим искать причины упадка нашего экономического благосостояния. Не прозябать, а быстрее строить железные дороги, развивать мореходство, вести торговлю сибирским лесом». Следует сказать, что слова купцов не расходились с их делами.
В 1862 году бывший домашний учитель Михаил Сидоров, случайно разбогател при разработке золотоносных участков. Так пишут. Но, как мы знаем из философии, случайного ничего не бывает.  Юдин тоже, якобы совершенно случайно, выиграл большие деньги в две лотереи. Это фальсификация его биографии. Деньги ему на спиртовые заводы кто-то дал. А Михаилу Сидорову деньги дал его тесть Латкин.
 Но вернемся к Сидорову. О нем очень много и интересно писал  известный красноярский писатель Владимир Шанин. Причем в восторженных томах.   Сидоров первым из красноярских предпринимателей везет свои экспонаты на Всемирную выставку в Лондон. Здесь он демонстрирует туруханский графит, признанный специалистами лучшим в мире, каменный уголь, железные руды, мамонтовую кость, меха соболей, горностая, белки. Цель, которой задается предприниматель, - открыть перед иностранными промышленниками удивительные богатства Сибири и призвать их вкладывать свои капиталы в освоение этого края.
 Он создавал экспедиции для исследования русского севера. Чаще всего нанимал иностранных мореплавателей. Финансировал создание школ для детей северных народов.
   До 1879 года Сидоров участвует в 13 промышленных выставках, в том числе в 7 международных, на которых его деятельность была высоко оценена не только золотыми, серебряными, бронзовыми медалями и дипломами, но и двумя орденами - Святого Станислава 11 степени. И Святой  Анны II степени.
Одним из первых  купцов Сидоров призывал правительство к освоению северного морского пути из Европы через Карское море в устья Оби и Енисея.
  - Но до открытия этого пути, -  писал он, - на меня смотрели, как на фантазера, который разоряет себя для осуществления своей несбыточной мечты. Я не встречал сочувствия ни среди ученых, ни в среде промышленников. Администрация не только меня не поддерживала, но и противодействовала.
Но сказки, а не правда,  то, что на него наложили миллионный штраф, и он разорился. Выдумки для недалеких. Разорил он себя сам, хотя и не до конца. Так в северные экспедиции он вложил порядка 1,7 миллиона рублей. А когда заболел, уехал лечиться Германию, где быстренько и почил. Но его привезли в Петербург и похоронили рядом с могилой Ломоносова. Однако к настоящему времени могила его утеряна. Чтобы там не говорили, Сидоров стал богатым купцом и золотопромышленником благодаря Николаю Латкину. Он учил его детей и на одной из его дочерей - Ольге- женился. Да и публицистом, Михаил Сидоров опубликовал, почти сто крупных статей, стал тоже стал благодаря Латкину.
Красноярскую журналистику середины XIX века невозможно себе представить без имени Николая Васильевича Латкина. Получив в наследство огромное состояние, он постепенно уходит от предпринимательских дел и целиком посвящает свою жизнь журналистике. Свои первые краеведческие статьи он печатает на страницах «Енисейских губернских ведомостей».
   В 1869 году его «Очерк северной и южной систем золотых промыслов Енисейского округа и описание американского способа промывки золота» был отмечен золотой медалью императорского Русского географического общества. А очерк «Красноярский округ Енисейской губернии» в 1875 году был опубликован в Париже на французском языке.
Статьи Латкина можно было прочитать и в «Горном журнале», и в «Финансовом обозрении». Им опубликована масса статей по вопросам: географии, статистики, торговли, городскому благоустройству в газетах: «Голос», «С. - Петербургские Ведомости», «Биржевые Ведомости», «Новое время», «Новости». Никто ни из местных или  столичных библиографов не составил полный список его трудов. А ведь Латкин состоял еще сотрудником двух немецких географических журналов, где опубликовал статьи: «Золотая лихорадка в Енисейекой губернии», «Начало русского судостроения в Сибири», «По поводу сибирского университета» и другие.
В свое время я возгорелся желанием переиздать какую-нибудь книгу Николая Васильевича. Увы и ах. Писал он так занудно, так долго развивал мысль, что нынешний читатель его не примет. Но Леонид Бердников, так много восторженных слов сказал б этом публицисте, что я сразу понял: Леня его и не читал совсем. Что в голову приходило, то и считал правдой.
С редакциями газет сотрудничали не только политические ссыльные, но и учителя, духовенство. Как правило, все эти люди по складу характера были неизлечимые либералы.
  Священник Гавриил Лебедев из села Шало Красноярского округа в корреспонденции «Земледелец с сохою брал азбучку с собой» утвердительно отвечал на злободневный вопрос современности: нужна ли крестьянам грамотность? В газете «Енисейские губернские ведомости» Лебедев сообщал об одном из своих прихожан: «Он работал до пота, не знал отдыха и учился грамоте. Сейчас не нарадуется крестьянин своей грамоте и прямо говорит, что теперь ни одна моя трудовая копеечка не пропадет напрасно за работниками: все я запишу, когда работник, что взял у меня и на какую нужду; сколько бывает у меня расходов по дому и на какие потребности. Не нарадуется и вся семья своему молодому грамотному хозяину. В воскресные дни и другие праздники он не ходит в круг товарищей безграмотных, не проводит с ними время в пустых разговорах, он сидит дома, читает духовные журналы, упражняется в письме и сознается, что ему никогда не бывает скучно за книгой.
 -  Дай Бог, - заканчивает эту корреспонденцию автор, - чтобы такие примеры повторялись почаще.
Все как в сказке, но на то и газета, чтобы, в том числе, нам рассказывать и сказки.
 Неутомимым журналистом и писателем был священник из села Никольского Ачинского округа Сергей Александрович Сретенский. Сын ачинского соборного протоиерея после окончания томской духовной семинарии становится преподавателем здешнего духовного училища, но вскоре, по настоянию своих родителей, надевает рясу сельского священника. Его друзья вспоминали.
 - Как ни тяжела для него была эта карьера, которая часто расходилась с его внутренним строем, он всегда относился к ней честно и добросовестно, заслужив этим любовь и полное уважение прихожан.
В 1886 году во второй книжке «Сибирского сборника», выходившего приложением к газете «Восточное обозрение», были опубликованы его очерки из жизни приисковых рабочих под названием «Сибирские мученики». Здесь в полной мере проявилась любовь к сибирскому крестьянству, которое в надежде заработать миллионы отправлялось в сибирскую тайгу на заработки. Возвращались они домой  забулдыгами и глубоко пьющими.  С пустыми  карманами. Главный искатель счастья, герой очерков Сретенского крестьянин-горемыка Степан произвел сильное впечатление на столичных рецензентов. В один голос они отмечали, что священник из Ачинского округа «обладал решительным литературным дарованием».
История сибирской, енисейской  журналистики неразрывно связана с жизнью политических ссыльных. Более десяти лет провел в минусинском  раю брат  революционера Петра Кропоткина Александр.  В материальном плане А. А. Кропоткин был в ссылке обеспечен. По словам И. Белоконского, князь несколько лет был единственным «государственным преступником» в Минусинске. Он перезнакомился со многими обывателями и, чтобы поддержать престиж поднадзорного, отдавал им тем же, что получал: устраивал у себя вечера, не уступавшие обывательским. Семейство его состояло из жены и трех детей.
Отставной титулярный советник Александр Кропоткин жил тихо и мирно: занимался изучением вопросов религии, выписывал и читал по этой части дозволенные сочинения и производил метеорологические наблюдения. Князь Кропоткин вращался в среде лучшего минусинского общества. Имел своего кучера и великолепный экипаж, запряженный парой лошадей. В 1886 году он собирался вернуться в Россию и поэтому переехал на местожительство в Томск. Однако вскоре ему сообщили, что за десять лет ссылки он прожил все свое состояние и у него осталось имущества не больше, чем на 300 рублей. В 45 лет Александру Кропоткину предстояло впервые серьезно подумать о том, чем жить и на что содержать семью. Это во многом предопределило его трагедию. В один из вечеров в приступе отчаяния и обреченности он выстрелил из револьвера себе в висок.
Енисейская  губерния дала приют многим политическим ссыльным, ставшими впоследствии  журналистами. Активно участвовавших в развале империи.  Викторин Арефьев, Соломон Чудновский, Сергей Елпатьевский, Феликс Кон, Дмитрий Клеменц, Александр Иванчин-Писа- рев, Максимилиан Маркс, Михаил Овчинников и многие другие. Современники вспоминали, что только благодаря терпению и необычайному трудолюбию Алексей Алексеевич Дробыш-Дробышевский (псевдоним Уманьский) достиг, находясь в ссылке в. Енисейске, заметного журналистского  мастерства. После 1888 года, когда из печати вышла его книга «Очерки золотопромышленности в Енисейской тайге",  журналистика стала его призванием. С тех пор он не изменил ей до конца жизни. После ссылки Дробыш-Дробышевский был редактором многих поволжских изданий.
Первая частная газета в Красноярске вышла в свет 1 января 1889 года. Название ее было длинное, скудное. Большинство обывателей затею с выпуском газеты считали пустой и никчемной. Тираж ее поначалу не достигал даже 300 экз.  Немногие верили, что  у газеты Емельяна Кудрявцева есть будущее. Одним из первых, кто поддерживал в эти годы молодого редактора и издателя, был директор красноярской учительской семинарии Иван Тимофеевич Савенков. Известный и ныне литератор, хотя и не без слабостей. Он гордился, что его воспитанник стал в городе заметным человеком, к  которому прислушивались  влиятельные лица Сибири.
Еженедельная газета «Справочный листок Енисейской губернии» быстро меняла программу и направление. В 1891 году столичная цензура благосклонно разрешает расширить отделы газеты и именовать ее «Енисейским справочным листком». Через год программа издания снова меняется и снова переименование - в «Енисейский листок». Наконец, в 1894 году газета выпускается три раза в неделю с названием «Енисей», в точности соответствуя программе общественно-политической газеты. С этим именем издание прожило более десяти лет. Чисто революционная газета, приучала сибирского читателя ненавидеть царя и империю.
 14 февраля 1904 года, когда тираж «Енисея» достиг более двух тысяч экземпляров, газета, по распоряжению местной администрации, была на три месяца приостановлена. Кудрявцев всегда бил сам, а тут шаркнули по нему. Удар оказался неожиданным,  Кудрявцев вынужден был в 1906 году отдать за долги собственные типографии сначала в Ачинске, а потом и в Красноярска.
В 1876 году после окончания учительской семинарии Кудрявцев работал в  сибирских деревнях.  Человек  верующий, он первым из красноярских учителей стал проводить свои уроки в местных храмах. Поэтому ученики его хорошо знали устройство церкви. Умели понимать, что такое  алтарь,  амвона, клирос,  иконостас. Кудрявцев старался каждый урок проводить с выдумкой, применяя наказания детям лишь в крайних случаях. Однако вознаграждение за свой труд 18-летний юноша получал небольшое, как и все сельские учителя.. Сельское общество относилось к школе по своим возможностям. Его романтические стремления увлечь не только детей, но и взрослых литературой, искусством, науками   разбивались о тяжелый  сельский быт, экономическую несостоятельность большинства крестьян. Но к грамоте крестьяне тянулись.  Видимо, еще тогда родилась у него мысль об издании частной газеты.
Чтобы осуществить мечту, он уже в августе 1879 года перебирается в Красноярск. Савенков устраивает его на должность учителя начальной школы при учительской семинарии. Кудрявцев в свободное время преподает в школах города гимнастику. В это же время начинается борьба за создание частной газеты. Много времени он тратит на общественную работу: становится членом красноярского общества попечения о начальном образовании, участвует в литературно-драматическом обществе, а также усиленно занимается самообразованием, начинает сбор домашней библиотеки, которая впоследствии вошла в сотню лучших библиотек России. Так пишут многое, в том числе Леонид Бердников. Но это билеберда. Наши помещики в те времена имели библиотеки, которые собирались веками. Их все во время революции сожгли ненавистники Руси. Сожгли бесценные клади. А у Кудрявцева библиотека была собрана сплошь из новодела.
В августе 1888 года Кудрявцев приобрел типографское оборудование, на котором в Томске печаталась «Сибирская газета». Но на какие деньги? Этот вопрос история пока оставляет нам открытым.
Приобретение типографии окрылило Кудрявцева. Он становится в Красноярске крупным издателем. Выпускает не только газету, о чем мы говорили выше, но и книги. Одна из первых литературно - публицистических работ, вышедших в Красноярске, принадлежит Емельяну Кудрявцеву. В 1889 году в своей типографии под псевдонимом Чембарский он выпустил книгу под названием «Статьи, заметки и наброски», в которой опубликовал ряд своих журналистских материалов.
  В 1894 году Кудрявцев открывает еще одну типографию - в Ачинске. Имя Емельяна Федоровича становится известным не только в Красноярске. Славу Кудрявцеву приносит знаменитая красноярская типография. Об этом говорят награды, завоеванные ее печатниками: 1890 год - золотая медаль на Казанской научно-промышленной выставке; 1892 - золотая медаль на Красноярской сельскохозяйственной и промышленной выставке, золотая медаль на международной выставке в Париже; 1894 - серебряная медаль на международной выставке в Бельгии.
     Кудрявцев следил за  достижениями типографских возможностей  того времени. Новости от Москвы к нам доходили позже. Но Кудрявцев постоянно вводил все усовершенствования, какие приняты были в  типографиях того времени. Как  русских, так  и заграничных. Поздравительные открытки, визитки исполнялись типолитографией Кудрявцева в день заказа. При ней имелось одно из лучших в Восточной Сибири перелетно - линеновальное заведение. Переплетные работы стоили в пределах от 15 копеек до 2 рублей и дороже. Книги, альбомы одевались в шагреневые коленкоры разного цвета. Мастера владели высочайшим переплетным искусством, могли производить золочение корешков книг, «одевать», особенно церковные, книги в роскошные бархатные переплеты с медными застежками, производить золотой обрез.
У Кудрявцева трудились около 40 человек. Только одних наборщиков в типографии работало от 10 до 15, учеников от 7 до 10 человек. Машинное отделение типографии обслуживали 8 мастеров. В переплетной мастерской работало 5 человек, в литографии - 6. Управляющим типографией и конторой был С. М. Соколов. Обязанности метранпажа исполнял И. А. Пузырев, работу корректора газеты - И. И. Лебедев, набор «Енисея» вел Ефремов, роль штатных корреспондентов исполняли А. Жалудский, Н. В. Скорняков. Валовый доход составлял в 1898 году до 12 тысяч рублей. Все эти данные нашел Леонид Бердников.
В 1901 году Кудрявцев создал «первое сибирское товарищество печатного дела Е. Ф. Кудрявцева» и ввел впервые в Восточной Сибири 8- ми часовой рабочий день.. После банкротства в 1906 году у него умирает жена Евдокия Ивановна. Он работает страховым агентом, разъезжая по разным городам России. В 1911 году снова начинает издавать свою газету «Сибирский край» и снова неудача. Газета закрывается из-за сложных экономических условий, в которых оказался наш город ввиду неурожая 1909 - 1911 годов.
В 1915 году коллежский регистратор Е. Ф. Кудрявцев вновь был принят на государственную службу и назначен исполняющим обязанности делопроизводителя. Но, не выдержав нищеты, 22 мая 1916 года в возрасте 59 лет Кудрявцев застрелился. Так закончилась жизнь этого  не простого  человека.
Его внук Леонид Михайлович Кудрявцев долгое время работал журналистом в Швеции, США. Был корреспондентом «Радио «Свобода» в Мюнхене (ФРГ). Сейчас он живет в Швеции и по крупицам собирает материалы о своем деде. Леонид Михайлович собирается написать о нем большую книгу. Судя по походке внук тоже либерал. Как писали древние славяне: сука не может родити жеребяти, аще бы родила, кто на нем ездити будет. На современном языке: яблоко от яблони недалеко падает.


Рецензии