26. Философия школы

   Итак, мы исходим из того, что философия русской школы, где нам довелось быть директором, это система идей совместного разума и свободных взглядов субъектов педагогического бытия на воспитательную реальность как подмножество существующего реального и идеального триединого мира вещей, знаний и деятельности с целью образования личности.

1 Имей философия статус точной науки, мы бы вывели свое единичное решение из общего решения при некотором конкретном выборе произвольных постоянных.

2 Учитывая, что философия точной наукой не является, мы выводим свое решение из ситуации, сложившейся в конкретной школе, а свою свободу выбора реализуем в традициях русской религиозной философии, поскольку Бог присутствует в жизни людей высокой духовной силы и в добродетельной творческой деятельности человека.

3 Русский космизм расширяет наше представление бытия понятием ноосфера как качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека.

4 В центре естественно – научных, философских и педагогических интересов использование целостного учения о всеединстве человека и Вселенной:

4.1 человек как живое вещество организует земную оболочку и эволюцию биосферы в ноосферу;
4.2 человек и среда его обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, создавая целостную динамическую систему, которая действует как геохимический фактор планетарного масштаба и значения.
4.3 учитель как человек организует среду для развития человечества в планетарном масштабе без упоминания ее сторон, прогресса или регресса.

5 Русская религиозная философия учит, что:

5.1 право обеспечивает лишь достижение минимального добра, идеалы же добра обеспечивает христианская религия;
5.2 нравственность имеет первенство над политикой и экономикой;
5.3 следование совершенному благу позволяет преодолеть разобщенность людей, народов, религий, человека и природы, материального и идеального.

   Придерживаясь многовековой православной традиции в образовании, и разрабатывая данную тему мы помним, что «философия истинная есть еже помнити смерть» (Юности честное зерцало. Репринтное издание. М.: «Планета», 1990. С.88).
   Именно поэтому мы с уважением относимся к пустым множествам, в том числе и к непостижимому ничто и не исключаем его в наших рассуждениях. Ничто вмещает реальное бытие и обеспечивает существование реального бытия.

   В своих воззрениях мы исходим из того, что человек есть форма форм, феномен изменчивого бытия, и имеет триединую сущность: материальное тело, психику и дух.
 
   Высшее свойство духа – творческая деятельность не во зло, а во имя добра, предстает как совершенное благо. Дух творит личность, определяя нашу сущность от действительного до возможного. Образование личности предстает как постоянное приближение к идеалу высшего блага и его развитие.

   Французы говорят: «Даже самая прекрасная девушка Франции может дать только то, что у нее есть». Всякий человек, являясь субъектом истории, создает материальные и духовные ценности, преобразует окружающий мир, строит города, творит науку, литературу и искусство. Но никто ближе педагогов не подходит к таинству развития человеческого духа, о котором сказано много и одновременно ничего. Именно поэтому, мы ни сколь не склонны преувеличивать достоинства нашей школы и принижать достижения коллег. Скорее речь идет о своеобразном подходе к общим проблемам.

   Таким образом, мы вплотную приблизились к вопросу, а какова форма, т.е. как мы осознаем реальные стороны педагогического бытия, какого мировоззрения придерживаемся, реализуя воспитательную реальность, какой системой идей руководствуется организатор педагогического процесса и какое разумное место отведено его субъектам?

   От ответа на данные вопросы и вытекает действительная и разумная целесообразность философии нашей школы.

   Нами принято изменение как общее свойство бытия. И мы в состоянии рассуждать об изменениях в человеке с прицелом в будущее, направленное на постоянное развитие.

   Действительное в человеке - объективная реальность во всей ее конкретности. Действительное наступило как следствие реализованной возможности в мире вещей, знаний и деятельности. Действительное исчезает под натиском времени.
 
   Возможное - тенденция развития ученика. Она ограничена способностью преодолевать инерцию действительного и брать ответственность за свою жизнь и образование на себя. Возможное всегда субъективно и зависимо от деятельности.

   Деятельность предстает необходимым условием преодоления инерции действительности и сама себе тезис, требующий доказательства, и антитезис как момент отрицания прежнего развития ученика, сохраняющая некоторые элементы в новом качестве. Человек каждый день смотрит на мир вещей, знаний и деятельности по-новому.

   В методологии управления процессом прогрессивного развития школы, по нашему мнению, самое сложное отличать деятельность от ее кажимости, воспринимаемой односторонне. Деятельность – подлинная реальность педагогического бытия, всегда действительна, но и субъективна одновременно. Субъективно и наше знание о ней. Отсюда любой критерий, на основании которого производится оценка деятельности также субъективен, а, следовательно, оценка деятельности скорее интуитивна, нежели объективна, а значит и мало доказательна, т.е. осуществляется путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей деятельности. Учителя всегда интересует деятельность ученика.

   Ученик в школе не персонал, но осуществляет деятельность как личность в развитии, которой не присущи многие признаки личности взрослого.

   Учитель же как персонал одним из признаков имеет деятельность по выставлению оценок ученику за осуществленную деятельность. Видимость значимости субъективной оценки создаёт иллюзии учителя, связанные с определенными социальными установками личности на его авторитет как персонала. Тем самым учитель предполагает, что мотивирует всех субъектов педагогического бытия к некоторой активности в дальнейших ситуациях. За активностью вновь должна следовать деятельность.
 
   Таким образом, изучение установок учителей может стать предпосылкой прогнозирования событий.

   Директор как персонал также имеет одним из признаков деятельность по оцениванию учителя. И отличие в оценивании состоит лишь в том, что дается субъективная оценка деятельности объективно существующей взрослой личности. И вновь возникают иллюзии субъектов педагогического бытия с предрасположенностью к определенной активности.

   Общество и родители, будучи заказчиками образования, используя как базис оценки, выставленные учителем, также в состоянии дать иллюзорную оценку совместной деятельности пересекающихся классов педагогического бытия, таких как учителя и ученики.

   Таким образом, как продукт субъективного разума, и возникают коллективные иллюзии о деятельности школ. Разумеется, всем хочется доказать, что их оценки отражают действительность, но, к сожалению, действительность преломляясь в сознании многих личностей способна стать своей противоположностью: социальная группа – школа теряет свой основной признак - совместная деятельность во благо ученика, и начинается коллективная иллюзия деятельности во имя персональных ролей.

   Мы стремимся сбалансировать эволюционные и революционные формы развития: нельзя душить революцию и нельзя разрушать ход эволюции. Предметом забот учителя являются изменения в себе и изменение ученика по восходящей линии прогресса, а не сползание в регресс. С учетом единичных особенностей воспитательной реальности школы общим для всех субъектов является прогрессивная деятельность по освобождению разума от невежества в противоречивой среде демократических процессов. Верный взгляд на вещи есть результат адекватного подхода к ним. Такой адекватной деятельностью является творчество.

   Безусловно, прорываясь в незнаемое «кто может взять на себя ответственность определить, что и как должно быть? Никто. А если кто и берет на себя такую смелость, то верить ему нельзя» (Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая: Издательство Олиты Аугустовской. 1993. С.288на стр. 6).

   Незнание есть предмет первого и последнего постижения человека (архиепископ Иоанн Шаховский) Возникающее при этом ощущение есть высшая мудрость и познавательная потребность человека . Истинное знание не насаждается злом и не является самоцелью, но помогает осуществлять воспитание как непрерывный творческий процесс, в котором личность сама создает свой положительный образ.

   Школа – не стены, школа — это дух. Нам дорог дух разума, творчества и свободы.
   
   Однако, осознав истину, наслаждаться бездействием мы не можем, ибо как говорил Заратустра: «Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди дел своих и всегда исполняет больше, чем обещал: ибо жаждет он гибели» (Ницше Ф. Афоризмы и изречения /Перевод с немецкого; Худож. обл. М.В.Драко. Минск: ООО «Попурри», 1997. 688 с.).
 
   Большим нежели «золотые слова» является дело свое, то есть деятельность. Будучи директором школы приходится ее осуществлять в соответствии с несложным алгоритмом: видение - план – реализация.


Рецензии
Ваш философский взгляд на устройство школьного образования мне близок.
Так важно, чтобы не исчезали духовность, нравственность, стремление к познанию и дух творчества. Это в идеале. А что имеем?
От каждого, причастного к образованию и особенно от учителя, зависит, чтобы искра этих ценностей разгоралась, а не затухала.
Спасибо за важную тему!
С уважением,
Мила

Мила Суркова   05.11.2021 11:55     Заявить о нарушении
Увы, Мила, духовность сегодня в образовании как рудимент: главное - "оптимизация". А это всего лишь холодный расчёт убытков, которые грядут, если образование финансировать...

Владимир Улас   05.11.2021 18:59   Заявить о нарушении