Блок. Вечность бросила в город... Прочтение

.                Александр Блок
  .          .            том II
  .          .    « Г  О  Р  О  Д »

4. «Вечность бросила в город…»







        * * *   

                Вечность бросила в город
                Оловянный закат.
                Край небесный распорот,
                Переулки гудят.

                Всё бессилье гаданья
                У меня на плечах.
                В окнах фабрик – преданья
                О разгульных ночах.

                Оловянные кровли –
                Всем безумным приют.
                В этот город торговли
                Небеса не сойдут.

                Этот воздух так гулок,
                Так заманчив обман.
                Уводи, переулок,
                В дымно-сизый туман...
                26 июня 1904   








 
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
     «…закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…»
И:
      «…произошло то, что я определял, как Видения (закаты)». 

     Но  это было у него – у “пророка и обладателя тайны”, это было  в 901 году «в поле за Старой Деревней», в здесь – город. Здесь и сейчас (26 июня 1904):

                Вечность бросила в город
                Оловянный закат.
                Край небесный распорот…

     Это в 901-ом году в разгар Мистического лета у Фабрики он и в груде камней увидит «истинное чудо»:

                «Признак истинного чуда
                В час полночной темноты —
                Мглистый мрак и камней груда,
                В них горишь алмазом ты.
                29 июля 1901. Фабрика»

     Здесь у многих «фабрик» – «оловянные кровли».
     Это там: «Ты» просияла «лазурью золотою», а этот город:

                В этот город торговли
                Небеса не сойдут…

     Потому что «сизый туман» – это угарный газ, отравляющий всё:

                «…Сизый стелется дымок,
                Рдеет красный уголек».
                («Угар»)

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
    - «Край небесный распорот, // Переулки гудят».- Андрей Белый, сославшись на эти стихи, писал: «Переулки, которыми водил меня Блок, я позднее узнал: я их встретил в "Нечаянной Радости"; ( ... ) то переулки, избороздившие петербургскую сторону, помню: закатный свершается час; небо красное под забором, который от этого кажется четким и черным; а впереди край Невы» (Белый, 2. С. 207-208).

     - Все бессилье гаданья ... - Ср. мотив гаданья в "Стихах о Прекрасной Даме" (см. т. 1).
    [в т.1 гадалка - одна и антагонистов главного героя, та, которая отвлекает его от цели, которая своими гаданиями затуманивает цель. Ср.:

                «Одинокий, к тебе прихожу,
                Околдован огнями любви.
                Ты гадаешь. – Меня не зови –
                Я и сам уж давно ворожу.

                От тяжелого бремени лет
                Я спасался одной ворожбой,
                И опять ворожу над тобой,
                Но неясен и смутен ответ.

                Ворожбой полоненные дни
                Я лелею года, – не зови…
                Только скоро ль погаснут огни
                Заколдованной темной любви?
                1 июня 1901. С. Шахматово»
 ]
     - «В этот город торговли // Небеса не сойдут». - Ср. лат. изречение: "Urbem vena1em et mature perituram, si emporem inverit" ("Вот продажный город, который скоро погибнет, если не найдет покупщика" (о Риме). Гай Саллюстий Крисп. Югуртинская война. XXXV. 10). Здесь отразилось временное разочарование поэта в апокалипсических чаяниях "нового" города, "сходящего с неба" (Откр. XXI. 2; ср.: «В смертном сне должна явиться эта мечта воскресения - как Достоевскому явился "новый град Петербург, сходящий с неба"».- СС-8(8) . С. 35 [СС-8(1-8) - Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. 1-8. Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л.: Гослитиздат, 1960-1963]).
»

 *

Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:

«…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга».

Ср. из статьи Блока "О современном состоянии русского символизма":
     «
     ...Переживающий все это - уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов - тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, - он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности - все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой - вздох моря, третий - аметист, четвертый - священного скарабея, крылатый глаз...»

    Текущая книга о том, как Блок в своих блужданиях с двойниками вышел на Град и застрял в нем. И больше нет никаких тебе "тучек" или "лучших драгоценностей",  а только "город", "город", "город"... Вечный город с оловянными закатами.
    И для начала Блок бродит - "один, как тень меж серых стен" - по самым его окраинам.


Рецензии