Блок. Вечность бросила в город... Прочтение
* * *
Вечность бросила в город
Оловянный закат.
Край небесный распорот,
Переулки гудят.
Всё бессилье гаданья
У меня на плечах.
В окнах фабрик – преданья
О разгульных ночах.
Оловянные кровли –
Всем безумным приют.
В этот город торговли
Небеса не сойдут.
Этот воздух так гулок,
Так заманчив обман.
Уводи, переулок,
В дымно-сизый туман...
26 июня 1904
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
«…закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…»
И:
«…произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
Но это было у него – у “пророка и обладателя тайны”, это было в 901 году «в поле за Старой Деревней», в здесь – город. Здесь и сейчас:
Вечность бросила в город
Оловянный закат.
Край небесный распорот…
Это в 901-ом году в разгар Мистического лета у Фабрики он и в груде камней увидит «истинное чудо»:
«Признак истинного чуда
В час полночной темноты —
Мглистый мрак и камней груда,
В них горишь алмазом ты.
29 июля 1901. Фабрика»
Здесь у многих «фабрик» – «оловянные кровли».
Это там: «Ты» просияла «лазурью золотою», а этот город:
В этот город торговли
Небеса не сойдут…
Потому что «сизый туман» – это угарный газ, отравляющий всё:
«…Сизый стелется дымок,
Рдеет красный уголек.»
(«Угар»)
*
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:
«…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.
Свидетельство о публикации №221110400742