Пиночет и генерал Пратс. Изабель Альенде

Фрагмент автобиографической повести Изабель Альенде "Паула", в котором она рассказывает о бывшем главе Вооруженных Сил Чили генерале Пратсе, который незадолго до путча ушёл в отставку и на место которого сам Сальвадор Альенде назначил Аугусто Пиночета.

***

Будучи в отставке, генерал Пратс, который отказался сотрудничать с хунтой, был выдворен  из Чили. Ночью он был переправлен в Аргентину,  потому что, поскольку он пользовался большим уважением среди солдат, боялись, что он возглавит часть вооружённых сил, которая была против хунты. Но эта идея никогда не приходила ему в голову.

В Буэнос-Айресе он вёл жизнь уединенную и скромную, имел очень немного друзей, в числе которых были и мои родители. Он был  разлучен с дочерьми и боялся за их жизни. Закрывшись в своей квартире, он посвящал всё время секретному написанию  горьких воспоминаний о последнем времени.

Через год после восстания военная хунта всё-таки убила в Буэнос-Айресе генерала Пратса, потому что не оставляла идеи, что бывший глава Вооруженных Сил может возглавить восстание демократических военных.  Боялись также, что опубликует свои воспоминания, открыв предательство генералов. Уже была распространена официальная версия событий 11 сентября: им давалась своя оценка и возвеличивалась  до героизма фигура Пиночета.

 Телефонные звонки и анонимные письма предупреждали генерала Пратса, что его жизнь в опасности. Мой дядя Рамон, который подозревал это, хранил копию воспоминаний генерала, и даже он был подвержен угрозам в эти же самые дни, но не особо им верил.

Пратс, наоборот,  знал хорошо методы работы своих коллег и знал, что в Аргентине  начали действовать группы смерти, которые соответствовали  чилийской диктатуре по количеству трупов, заключённых в тюрьмах и исчезнувших людей. Он пытался, но напрасно, получить паспорт, чтобы оставить эту страну и уехать в Европу. Дядя Рамон просил  чилийского посла,  старого чиновника,  который был его другом много лет, чтобы он помог беглому генералу.  Он пообещал, но обещание не исполнил.

Сразу же после полуночи 29 сентября 1974 года бомба взорвалась в машине Пратса, когда он возвращался домой после ужина с моими родителями. Силой взрыва разметало фрагменты металла на 100 метров, разнеся на куски тело генерала и убив его жену в адском костре. Несколько минут спустя, место трагедии было окружено чилийскими журналистами, которые прибыли прежде аргентинской полиции, как будто ожидали покушения за углом.

 Дядя Рамон мне позвонил в 2:00  утра, чтоб я сообщила дочерям Пратса, и предупредил меня, что они  с моей матерью оставили дом, чтобы спрятаться в секретном месте.

 На следующий же день я села в самолёт на Буэнос-Айрес,  отправилась вслепую, потому что не знала, где их искать. В аэропорту меня встретил человек, очень высокий, он взял меня под руку и почти волоком потащил к чёрной машине, которая ожидала у выхода.

  - Не бойся, я друг, - сказал он мне на испанском с сильным немецким акцентом, и доброта, которую я прочла в его глазах, дала мне  уверенность. Это был чехословацкий представитель Объединённых Наций, который и перевёз моих родителей в секретное место, где рука террора не могла их достать. Он организовал нам встречу в центре, а затем организовал и бегство моих родителей.

- Посмотри, на что способны эти убийцы, дочь моя, ты должна оставить Чили, прошу тебя ещё раз, - говорила мне моя мать.

У нас не было много времени быть вместе, они смогли только рассказать мне о  происшедшем и дать некоторые указания.  В тот же день чехословацкий друг смог их вывезти из страны.

Несколько дней позже в Сантьяго, в резиденции главы Вооруженных Сил, где жил Пратс  до своей отставки и где располагался затем Пиночет, жена Пиночета увидела генерала Пратса белым днем, сидевшего за обеденным столом  спиной к окну, в лучах мягкого весеннего солнца. Когда прошёл первый испуг, она поняла, что  это видение от нечистой совести, и не придала  ему большой важности, но в следующие недели призрак убитого друга возвращался много раз: он появлялся в комнатах, спускался по лестницам с сильным шумом шагов, заглядывал в двери, до тех пор пока это враждебное присутствие не стало невыносимым.

Пиночет приказал было соорудить огромный бункер, окружённый усиленной стеной, способной защитить его от врагов, живых и мёртвых. Но ответственные за безопасность открыли ему, что это  очень лёгкая мишень для бомбардировки с воздуха, и тогда Пиночет приказал усилить все стены, окна, удвоил охрану, поместил пулемётные гнёзда вокруг дома и перекрыл дорогу, чтобы никто не мог приблизиться. Не знаю, как  генерал Пратс мог издеваться над ним при такой охране...


Рецензии
Страшные события....

Рада Марванова   06.11.2021 06:41     Заявить о нарушении
Да, что творят люди! Но фантазма генерала меня удивила, не придумала же она это.

Анисимова Ольга   06.11.2021 11:27   Заявить о нарушении