Мания величия

(Из записей Марка Неснова)

                Мы все глядим в Наполеоны
                А.С.Пушкин

 Из четырёх моих школьных друзей все четверо получили высшее образование.
Это  совсем не помешало троим из них стать алкоголиками.

За свою жизнь я так и не научился расставаться с близкими мне людьми, а потому каждый мой приезд с севера в Николаев обязательно сопровождался посещением психбольницы, в которой кто-то из моих друзей в очередной раз пытался избавиться от этого зловредного недуга.

На этот раз на лечении находился Жора Глухоньков, с которым мы сидели за одной партой и я, накупив всякой всячины, отправился его проведать.

Подарки я приносил в каждый свой визит, поэтому был там всегда желанным гостем не только для больных и персонала, но и для главного врача  Игоря Борисовича Волковича.
Как и все психиатры, он был немного «с приветом», но это нисколько не мешало ему быть хорошим специалистом.

Человеком он был тоже довольно интересным и контактным.

Поскольку был я для него уже почти своим человеком, то мне позволялось находиться с моими друзьями в общем дворике, где кроме алкоголиков, прогуливались и другие больные, не представляющие опасности для окружающих.

Люди эти, в большинстве своём, были тихие и задумчивые.

Выделялась среди них  молодая красавица, которую все называли Анной Павловной, а за глаза Аннушкой.
Про Аннушку говорили, что она театральная актриса из Москвы, а в больницу попала из-за несчастной любви.

Однако, ни своим видом, ни своим поведением на несчастную возлюбленную она не походила.

Её больничная одежда смотрелась на ней, как платье от кутюр, а высокие каблуки, макияж и причёска дополняли ощущение вечного праздника в душе этой привлекательной женщины.
Не обратить на неё внимания не было никакой возможности, тем более, что она была очень приветлива и разговорчива.
Из-за неё, в этот мой приезд, посещение Жоры стало почти ежедневным.

Она постоянно рассказывала о сыгранных ролях, сыпала бесконечно актёрскими байками, читала наизусть стихи и монологи из пьес, и  совсем не напоминала угнетённого мрачными мыслями человека.

Почему она находится в больнице, было непонятно и любопытно, и мне очень захотелось познакомиться с ней поближе, что её очень  обрадовало.

Она сразу же начала мне рассказывать массу интересных вещей, всегда с юмором и самоиронией.
Казалось, что ей даже приятно подшучивать над собой, потому что в своих достоинствах и уме она не сомневалась.

Она рассказывала о своих романах с известными актёрами, по-доброму подшучивая над их чудачествами и всегда жалела брошеных ею знаменитостей.

Видя перед собой такую яркую, умную и красивую женщину, я нисколько не сомневался, что говорит она правду, потому что не много женщин были мне так интересны, как Анна Павловна.

И только моя жизненная школа не позволила мне расслабиться и пойти на поводу возникающего увлечения.

В один из моих визитов к моему другу, я зашёл к Игорю Борисовичу с бутылкой коньяка и спросил за разговором про Анну Павловну.
Почему, дескать, нормальная и интересная женщина скрывается за стенами
 жёлтого дома.

-Дело в том, что она очень больной человек, пожалуй, самый тяжёлый из всех, кого ты видел.
У неё мания величия, и вывести её из этого состояния практически невозможно.
В Москве пытались помочь ей с помощью гипноза, так дело чуть не закончилось суицидом. Еле успели спасти.

-Какая мания величия? Не слышал я, чтобы она величала себя императрицей.
Простая, рядовая актриса. Какая же тут мания величия?
-Так в том-то и беда, что она не актриса.
Она костюмер в театре.
А актёрство её маниакальный бред.

Я даже опешил от этих слов.
Уж в её профессионализме я не сомневался никогда.
Я растерянно молчал.

Игорь Борисович рассмеялся:
-Да брось ты принимать это так близко к сердцу.
Больные люди.
А мания величия - это не только Наполеоны и Кутузовы.
Кстати, её родные рассказывают, что в реальной жизни она очень скромная и даже застенчивая женщина с массой комплексов.
У нас тут бывает всякое.

И он повёл меня по коридору в палату, где двое мужчин играли в шахматы.

-Соколовский – обратился главврач к тому, что постарше.
Вот тут проверяющий, по Вашей жалобе, интересуется тем, как Вы себя чувствуете и готовы ли к выписке?

Мужчина изучающе на меня посмотрел:
-Да мне давно уже надо быть на службе.
Держат, понимаешь ли, здорового человека без всякой причины.
Без меня там всё развалится.
Я вообще не понимаю, что я здесь делаю, когда мне нужно быть на службе.
Я буду вынужден обратиться в Москву, если меня не выпишут.

И он, недовольный, повернулся к партнёру по шахматам.

-Простите Соколовский, а где вы служите?
-Я заведующий овощной базы - сказал он просто, не отрываясь от игры.

Мы вернулись в кабинет.
-Ну, видел Наполеона? А? Вот это бред! Пальчики оближешь!
Хоть садись за диссертацию.

-Не пойму я, Игорь Борисович. Какой же это Наполеон. Простой заведующий овощебазы.
-Так в том-то и дело, что он не заведующий овощебазы.
Он  заведующий склада  на этой овощебазе.
А должность заведующего базой– это его мания величия.
Маниакальный бред.

Я удивлённо смотрел на доктора:
-С ума можно сойти!
-Так  это у нас пожалуйста! Милости просим.
Место, по блату, дадим у окна.

Игорь Борисович невесело рассмеялся.


Рецензии