Блок. Город в красные пределы... Прочтение
* * *
Город в красные пределы
Мертвый лик свой обратил,
Серо-каменное тело
Кровью солнца окатил.
Стены фабрик, стекла окон,
Грязно-рыжее пальто,
Развевающийся локон –
Всё закатом залито.
Блещут искристые гривы
Золотых, как жар, коней,
Мчатся бешеные дива
Жадных облачных грудей,
Красный дворник плещет ведра
С пьяно-алою водой,
Пляшут огненные бедра
Проститутки площадной,
И на башне колокольной
В гулкий пляс и медный зык
Кажет колокол раздольный
Окровавленный язык.
28 июня 1904
Стихотворение, в котором сто оттенков красного…
– "Блещут искристые гривы // Золотых, как жар, коней – облака, конечно, которые непосредственно у горизонта.
– "Мчатся бешеные дива // Жадных облачных грудей – а это, которые ближе к зениту, которым жара не достало…
Стихотворение – непосредственное продолжение предыдущего(«Вечность бросила в город»), еще один взгляд на тот же город, затопленный тою же зарею:
«Вечность бросила в город
Оловянный закат.
Край небесный распорот,
Переулки гудят…
26 июня 1904»
И в заглавном стихотворении заря теперь рождает не –
«…закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…» (Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого),
не –
«Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"; они узнавали друг друга; тянуло делиться друг с другом непонятным знанием их; и они тяготели друг к другу, слагая естественно братство зари, воспринимая культуру особо: от крупных событий до хроникерских газетных заметок; интерес ко всему наблюдаемому разгорался у них; все казалось им новым, охваченным зорями космической и исторической важности: борьбой света с тьмой, происходящей уже в атмосфере душевных событий, еще не сгущенных до явных событий истории, подготовляющей их… "видящие"… соглашались друг с другом на факте зари: "нечто" светит; из этого "нечто" грядущее развернет свои судьбы.»
Андрей Белый. «Воспоминания о Блоке»
Теперь заря – это разлив похоти.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«Послано Е.П. Иванову 28 июня 1904 г. вместе со стихотворением "В час, когда пьянеют нарциссы ... " (1904). "Позвольте мне кончить,– писал Блок, – двумя стихотворениями – для характеристики пережитого – прежде и теперь".
“Прежде, – поясняет Е.П. Иванов в позднейших мемуарах,– май 1904 г.: – до отречения и успения Зари стихотворение "В час, когда пьянеют нарциссы ... " Теперь – июнь 1904 – после отречения и успения – "Город в красные пределы ... ". Так еще невидимо во вне, но видимо лишь на дне глубин духа в Ал. Блоке начинался поворот обращения» (БС-1. С. 379).»
Из Примечаний в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«– Иванов Евгений Павлович (1880-1942) – писатель, участник символистских изданий, университетский товарищ и ближайший друг Блока в 1900-х годах.»
Приведу упомянутое стихотворение:
«В час, когда пьянеют нарциссы,
И театр в закатном огне,
В полутень последней кулисы
Кто-то ходит вздыхать обо мне...
Арлекин, забывший о роли?
Ты, моя тихоокая лань?
Ветерок, приносящий с поля
Дуновений легкую дань?
Я, паяц, у блестящей рампы
Возникаю в открытый люк.
Это – бездна смотрит сквозь лампы –
Ненасытно-жадный паук.
И, пока пьянеют нарциссы,
Я кривляюсь, крутясь и звеня...
Но в тени последней кулисы
Кто-то плачет, жалея меня.
Нежный друг с голубым туманом,
Убаюкан качелью снов.
Сиротливо приникший к ранам
Легкоперстный запах цветов.
26 мая 1904. С. Шахматово»
Мне кажется, что у Блока нет противопоставления, а есть шаг следующий: вот из тяжелого запаха этих «пьяных нарциссов» и вызреет угарный «дымно-сизый туман...», в мареве которого всё окрашивается красным.
*
*
Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»:
«…Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это — тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» – уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного – цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.»
Свидетельство о публикации №221110600927