4-Абрамцево

С большим волнением я приступаю к описанию событий, отложивших поистине неизгладимый след в моей памяти, повлиявший на состояние моей души, и, как, оказалось, определило во многом моё представление о сущности бытия, смысле существования.

В истории России есть места, неразрывно связанные с ней, это важная часть России, без которых немыслимо существование России, и которые бесконечно дороги каждому русскому по духу человеку, которые являются системообразующими, а не только географическими понятиями.

К ним можно отнести Кремль, Бородино, Сталинград… Достойное место в этом ряду занимают и Сергиев Посад, и Абрамцево.

Если вам доведётся ехать из Москвы по Ярославской железной дороге в поезде или на электричке, и вы любите Россию, и не равнодушны к её истории, то названия станций много скажут вам: Мамонтовская, Абрамцево, Сергиев Посад.

Сергиев Посад – это святой Сергий Радонежский, Мамонтовская – в память о Савве Ивановиче Мамонтове и его отце, и если вы бывали в Третьяковской галерее и видели картины Васнецова «Алёнушка» и «Богатыри», Серова «Девочка с персиками» – то знайте, они написаны в Абрамцево. И сказка «Аленький цветочек» Аксаковым тоже здесь написана, для внучки Оленьки.

За годы службы я несколько раз бывал в  усадьбе Абрамцево, был и в Сергиеве Посаде (в те времена – г. Загорск) и много раз на станции Мамонтовской.

В посёлке Мамонтовская, вдоль железной дороги расположились в ряд небольшие домики. В одном из таких домов жили мои родственники по матери, поэтому, когда удавалось получить увольнительную на выходные, я сначала заезжал к ним, переодевался в гражданскую одежду и затем уже отправлялся в Москву по музеям и выставкам. Ходить в солдатской форме по Москве крайне утомительно, постоянно надо быть начеку, то военные патрули потребуют увольнительную, то офицеру нужно честь отдать. Зазеваешься – и тут как повезёт.

Хозяин дома – Семён Васильевич Дроздов имел юридическое образование, увлекался философией, и мы часто беседовали с ним о жизни, о России, об искусстве. У них были хорошая библиотека и много пластинок с классической музыкой и русскими народными песнями. Запомнились мне часто звучавшие песни «У церкви стояла карета» и «Окрасился месяц багрянцем».


Мне было в те годы 18-20 лет, слушать его было очень интересно, от него я узнавал много нового, и о русском промышленнике и меценате Савве Ивановиче Мамонтове, много сделавшего для развития железных дорог России, и о французском философе Монтескьё, его знаменитом труде «О духе законов», в котором автор разбирает три формы, три образа правления: республиканский, монархический и деспотический.
Живи философ в наше время, интересно было бы узнать, куда бы он отнёс будущий цифровой концлагерь, успешно создаваемый «хозяевами мира»?

Обсуждали мы и Карибский кризис и возможность ядерной войны между СССР и США. Времена были тревожные, страна принимала, как мне тогда казалось, все необходимые меры, в городах подвалы домов переоборудовались под бомбоубежища.

Семён Васильевич же считал, что СССР не готов к длительной войне. Даже в таком вопросе, как отсутствие в городах достаточного количества общественных туалетов, он видел проблему. В случае войны будут выведены из строя источники электроэнергии, прекратится подача воды в многоэтажные дома, и при отсутствии общественных туалетов в городах начнутся эпидемии…

Именно по его настоянию я побывал и в Абрамцеве, и Сергиевом Посаде.

Уверен, в жизни каждого человека случаются события, которые имеют очень важное, даже решающее значение, формирующие его суть, определяющие его будущее. Эти - одни из таких.

Вспоминаю, как в первый раз вышел на платформе Абрамцево, осматриваюсь по сторонам и нахожу указатель «Музей-заповедник Абрамцево». К нему вела просёлочная дорога, расстояние немногим больше километра.

Глядя на скромный одноэтажный дом с мезонином и красной крышей я испытывал странное, волнующее меня чувство.
Вот по этим ступенькам давным-давно поднимались и писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков, и его желанные гости – писатели Н.В. Гоголь и И.С.Тургенев, актер М.С. Щепкин, другие знаменитые современники.
Гоголя хозяева любили, и к приезду Гоголя готовились.
Ему отводили лучшую комнату в мезонине.
Здесь он работал над второй частью «Мёртвых душ», читал первые главы романа.

А много позже имение приобрёл промышленник Савва Иванович Мамонтов и жизнь в имении преобразилась.
Вокруг него сплотились его гениальные друзья – художники В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, и ещё молодой тогда Ф. Шаляпин.

Я бывал в Абрамцево и летом и осенью. Во время моих посещений несколько раз попадались небольшие экскурсионные группы, состоящие из 5-7 человек, но чаще я был там один.
Усадьба была в запущенном состоянии, а в последние мои приезды некоторые помещения были уже закрыты из-за опасности обрушения потолков, осыпалась штукатурка.
Я часами бродил по изумительным окрестностям имения.
Рощи, знаменитый дуб, извилистая река Воря, заросшие пруды.

Вот где-то здесь, на берегу сидела знаменитая «Алёнушка», прообразом которой служила местная крестьянская девочка.

В помещении столовой у большого стола позировала В. Серову непоседа Веруша Мамонтова.
Картина «Девочка с персиками» находится в Третьяковской галерее, а в столовой висит копия знаменитой картины.

Савва Иванович Мамонтов – удивительно талантливая, с кипучей энергией личность. В юности во время учёбы в Горном корпусе Савва посещал драмкружок и выступал на сцене в «Грозе» вместе с автором пьесы А.Н. Островским.

Во время обучения торговле в Италии он взял несколько уроков пения и получил приглашение одного из театров дебютировать в операх.
Оберегая сына от лицедейства отец срочно отозвал его в Москву.

В Италии Савва Иванович познакомился со своей будущей женой Елизаветой Григорьевной. В 1865 году они обвенчались.
Елизавета Григорьевна получила хорошее домашнее образование, великолепно музицировала и старательно изучала искусство Италии.
 
Детей у Мамонтов было пятеро:
Сергей,
Андрей,
Всеволод,
Вера и
Александра.
Первые буквы их имён составляли имя САВВА.

Савва Иванович подшучивал, говоря: «САВВА у нас получился, теперь подумаем об ИВАНОВИЧЕ».

Семья Мамонтовых была удивительной семьёй. В ней царил настоящий дух взаимопонимания и дружбы между мужем и женой. Через 15 лет совместной жизни Савва в письме объясняется ей в любви.

Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе трудно совместимое: талантливый, богатый промышленник и меценат – с одной стороны, и художественный и театральный деятель – с другой..

Абрамцево стало центром художественной жизни России.
В Абрамцево неоднократно приезжали гостить В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие художники, актеры и музыканты.

Это собрание единомышленников вошло в историю русской культуры как Абрамцевский художественный кружок.

По инициативе жены Е.Г. Мамонтовой, при участии И.Е. Репина, В.Д. и Е.Д. Поленовых, В.М. Васнецова и Андрея Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного искусства (1881–1890-е). На основе этой коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в столярно-резчицкую. Художественное руководство мастерской с 1885 по 1892 г. осуществляла Е.Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта.

В работе мастерских участвовали также художники Васнецов, Поленов, Серов,  Андрей Мамонтов и другие художники. Абрамцевские изделия пользовались спросом как в Москве и Петербурге, так и других городах, получали премии на престижных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

В 1890 г. была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М.А. Врубель. Он создал изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды.

А духовной вдохновительницей всего была супруга С.И. Мамонтова Елизавета Григорьевна Мамонтова. Художник М.В. Нестеров так писал о ней: «В Абрамцеве меня пленяли не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга Елизавета Григорьевна и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг нее. Там было чему поучиться. Там кипела работа, и две женщины, друзья, Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова (сестра Н.В. Поленова), две умницы, влюбленные в русскую старину, создавали большое прекрасное дело — школу и столярную мастерскую, вскоре прославившуюся на всю Россию».

В Абрамцево возрождаются старинные ремесла, собирается коллекция предметов крестьянского быта.
Для детей Мамонтова и окрестных деревень художник Виктор Васнецов построил в парке сказочную Избушку на курьих ножках. Сруб сделан из огромных массивных брёвен, фронтоны украшены резными фигурами летящих совы и летучей мыши, а конёк крыши венчает резная конская голова.

В Абрамцеве существовала одна замечательная традиция. Все гости Мамонтовых, как и хозяева, оставляли на скатерти из синего сукна свои автографы. А хозяйка и дочери затем обшивали нитками их подписи.

Савва Иванович любил конкурсы и розыгрыши. Как-то устроил шутливый конкурс – у кого больше лысина. А однажды Репина на станции встречали «Бременские музыканты» - Савва Мамонтов в маске осла и художник Боголюбов с алым петушиным гребнем.

В Абрамцеве поддерживали существовавшую в те годы традицию домашних спектаклей. Режиссером, а часто и драматургом в них выступал С. И. Мамонтов, а роли исполняли все желающие, декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. В домашних спектаклях Мамонтовых впервые проявился актёрский талант Константина Алексеева – двоюродного брата Елизаветы Григорьевны, известного нам под псевдонимом Константин Станиславский. Эти домашние постановки привели в дальнейшем к созданию Мамонтовым Русской частной оперы в Москве.

Приведу большую цитату из книги Ф.И. Шаляпина «Маска и душа» о роли С.И. Мамонтова в его судьбе и судьбе русского театра: «Мамонтов открыл двери своего театра для великих русских композиторов, которыми пренебрегала императорская сцена. В короткое время он поставил четыре оперы Римского-Корсакова и воскресил к славе Мусоргского свежей постановкой «Бориса Годунова» и «Хованщины». У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все особенные черты моей артистической натуры, моего темперамента. Достаточно сказать, что из девятнадцати ролей, созданных мною в Москве, пятнадцать были роли русского репертуара, к которому я тяготел душою. Но самым большим благодеянием для меня было, конечно, то, что у Мамонтова я мог позволить себе смелые художественные опыты, от которых мои чиновные вицмундиры в Петербурге перепадали бы все в обморок. Помню, как однажды Мамонтов, пригласивший меня с собой в Париж, при посещении Лувра, когда я из любопытства залюбовался коронными драгоценностями, как всегда добродушно улыбаясь, сказал мне: – Кукишки, кукишки это, Федя. Не обращайте внимания на кукишки, а посмотрите, как величествен, как прост и как ярок Поль Веронез!»

На территории усадьбы, рядом с усадебным домом, были построены скульптурная мастерская и баня – образцы  «русского стиля».

Мамонтовский художественный кружок заложил основу нового направления и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К. С. Станиславского и Русских сезонов С. П. Дягилева.

Участники кружка создали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики.

Елизавета Мамонтова организовала школу для крестьянских детей и при ней вышивальную мастерскую для девочек, но эта мастерская просуществовала всего несколько лет.
Зато мастерская для мальчиков столярно-резчицкая оказалась востребованной. Учеников готовили 3 года, затем им выдавали верстак, и набор инструментов.

Школу возглавила сестра художника Поленова, Елена Поленова. Она сделала более 100 эскизов резной мебели. Изделия Абрамцевской  столярно- резчицкой мастерской продавали в Москве в 3 магазинах.
Абрамцевская резьба отличается узнаваемыми треугольными выемками. Изделия были столь успешны, что на всех рынках во всех губерниях России появились подделки.

Ещё Аксаковы мечтали построить храм, а построил Савва Иванович, но инициатором строительства опять была Елизавета Григорьевна. После продолжительных обсуждений было решено построить церковь в традициях древнерусской архитектуры. Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов, а продолжил В. М. Васнецов.
Абрамцевская церковь – это собирательный образ, здесь есть элементы архитектуры различных древнерусских соборов. Назвали её церковью Спаса нерукотворного.
Внутреннее убранство церкви создавалось в течение 10 лет.
Резной деревянный иконостас делался по эскизам Поленова Московскими мастерами. Царские врата  и иконы написаны художниками Абрамцевского кружка. Ниши в окнах были расписаны сыном Мамонтовых Андреем. Он был выпускником Училища живописи, ваяния и зодчества.
Вместе с Васнецовым Андрей Мамонтов расписывал Владимирский собор в Киеве. Эта роспись до сих пор поражает своим размахом и филигранностью исполнения.
Во время этих работ Андрей застудил себе почки и умер от нефрита. Ему было 21 год. Похоронен он в Абрамцево.
В начале 1890 года после смерти Андрея уже над его могилой с западной стороны по проекту Васнецова воздвигли часовню. Абрамцево стало местом упокоения и супругов.

В конце 80-х годов мне с сыном довелось вновь посетить Абрамцево на короткое время во время экскурсионной поездки по «Золотому кольцу».
Это уже были времена расцвета туристического бизнеса. Всё блистало и привлекало. Яркие плакаты и реклама, толпы народа в залах и постройках имения.

А я с тоской вспоминал прошлые мои приезды сюда, тишину и покой природы, спокойный неторопливый рассказ экскурсовода, с любовью описывающая природу окрестных мест, яркую жизнь удивительных людей, так много сделавших для России, сказочные постройки и картины великих художников, истории создания шедевров живописи, архитектуры и керамики.

Отступление

И ещё об одной важной характеристике владельцев имения Абрамцева следует сказать.
После смерти Сергея Тимофеевича Аксакова, его старшего сына Константина и двух дочерей, младшая дочь Софья Сергеевна с согласия матери продаёт Абрамцево Савве Мамонтову за 15 тысяч рублей. На эти деньги  Аксаковы открывают в Москве бесплатный приют для девочек-сирот, и начинают заниматься благотворительностью.

Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности. Многим художникам Мамонтов оказывал всяческую поддержку, в том числе финансовую.
В Абрамцево Елизавета Григорьевна открыла бесплатную больницу, библиотеку, школу грамотности. Мальчики безвозмездно три года учились столярно-резчицкому делу, а после обучения каждый ученик получал набор иностранных инструментов в подарок.
Затем ребят устраивали в столярно-резчицкую мастерскую, где они изготовляли мебель по многочисленным заказам.

Жизнь семей Аксаковых и Мамонтовых была проявление истинного патриотизма, поступки этих великих людей России являются прекрасным образцом для подражания, поскольку все их дела и мысли были служением России.

Тем горше сознавать, что нынешние российские миллиардеры в большинстве своём не связывают будущее своё и своих детей с Россией.

Справедливости ради можно привести в пример русского предпринимателя Игоря Алексеевича Алтушкина – главу «Русской медной компании» в Екатеринбурге. Он спонсировал Фонд Святой Екатерины, является инициатором восстановления храма Святой Екатерины, в 2020 году израсходовал 700 млн. рублей на борьбу с коронавирусом в Свердловской и Челябинской областях.
Его жена Татьяна Анатольевна Алтушкина организовала бесплатную православную гимназию «Русская классическая школа» с раздельным обучением мальчиков и девочек, с преподаванием по советским и лучшим дореволюционным учебникам.

В школе работает бесплатная столовая, кружки. Издают собственные учебники с использованием педагогического наследия К.Д. Ушинского и переиздают классические советские учебники.
У РКШ есть интернет-магазин, где можно заказать эти учебники. Многие учебники и пособия в электронном виде можно скачать бесплатно на их сайте.

Во многих городах России имеются филиалы и последователи РКШ. Ссылки намеренно не даю, их легко найти в поисковиках.

Конец отступления, продолжение текста

Много десятилетий минуло с той поры, но те незабываемые встречи с прекрасным память хранит до сих пор и согревает душу.

Продолжение
http://proza.ru/2021/11/10/1217


Рецензии
А я ни разу не была в Абрамцеве, но по рассказу живо представляешь его.

Может быть, и у нас со временем будут меценаты. "Жаль только жить в эту пору прекрасную..."

С теплом,

Галина Санорова   12.11.2021 03:56     Заявить о нарушении