Руководить женским коллективом

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (147)
Текст с фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1988


 Не знаю, как теперь работается руководителям женских коллективов, а вот каково приходилось таким начальникам в красную эру, знаю очень даже хорошо, поскольку сам находился в той шкуре.

 Надоело мне в ремонтной мастерской «Сельхозтехники» работать старшим инженером-контролёром, поскольку был от каждой бочки затычкой.

 Терпение лопнуло, когда уволился мастер механического цеха, и меня поставили им временно, но на неопределённое время. А это значит - руководить полутора десятками лодырей, хапуг, скандалистов, пьяниц. По сути сам был таков – пил вместе с подчинёнными, поскольку так на нашем производстве полагалось. В общем, относительно вольготная производственная жизнь моя превратилась в ад – за выполнение цехом плана гоняют, загружают заданиями непомерно, станочники требуют приписок, поскольку за выработку фактической продукции ни хрена не получат.

 И вот прослышал, что на новый Лепельский опытно-экспериментальный завод шестерён в бюро технического контроля требуется мастер.

 А предприятие это считалось самым перспективным в Лепеле. Сходил на собеседование к начальнику бюро технического контроля Николаю Новицкому. Тот дал мне добро. И я 22 сентября 1982 года уволился из «Сельхозтехники», а 27 сентября уже работал контрольным мастером ЛОЭЗШ.

 Азами контрольного дела владел в совершенстве. Техническую часть на практике освоил быстро. И стал руководить семью женщинами. Все, кроме одной, по возрасту были моложе меня. Ух, и досталось же мне от столь молодого, а значит, задиристого женского коллектива!

 Поначалу следовал поучениям начальника: к той надо необоснованно придираться - жалобщица, ту требуется постоянно гонять – лентяйка, эту необходимо усиленно контролировать – слабо владеет навыками контроля, а вот эту нужно всегда перепроверять – невнимательная. Быстро входя в курс производственного процесса, понял, что начальник во многом не прав. Как я буду придираться к жалобщице, если она – лучший профессионал в контрольном деле? И вообще все контролёрки работали неплохо. Ну, а с недостатками каждой взялся сражаться добросовестно, без особых придирок.

 Некоторые девки были очень даже языкастыми и давали мне соответствующий отпор. Но я был принципиален, хоть в применении наказаний не усердствовал. Вот несколько примеров.

 Надоели мне отпрашиваниями с работы под всяческими надуманными причинами. И я по этому поводу собрал специальное производственное совещание. Сообщил суть дела и заявил, что никаких бытовых проблем, требующих немедленного ухода с работы, не признаю. Каждая серьёзная причина должна быть подтверждена документально: визит к врачу – соответствующей справкой, родительское собрание – тоже и т.д., и т.п.

 Погалдели. Повозмущались. Но я был непоколебим. Спросили: неужто не существует ни единой причины, которую я бы посчитал важной без документального подтверждения. Ответил:

 - Есть такая. Это если вам надо на свидание с мужиком.

 Поржали. На том и разошлись унылые.

 Через какое-то время во второй смене ко мне подходит одна замужняя молодка. Говорит:

 - Мастер, ты заявлял, что отлучка на свидание – это серьёзная причина для отпрашивания с работы?

 - Да, - растерянно подтверждаю.

 - Так вот. Мне надо на свидание.

 - Ха! – восклицаю. – А откуда я буду знать, что ты была на стрелке, а не дома отсыпалась?

 - Вот тебе номер телефона. Позвони и попроси, чтобы позвали Володю. А ему скажешь, что буду ждать его за Горгазом в 19 часов.

 Пошли ко мне в кабинет. Позвонил. Володя интересуется, кто говорит. Отвечаю:

 - Её доверенное лицо.

 - Скажи ей, пусть ждёт.

 - Ну, что? – ухмыляется. – Теперь веришь?

 - Верю, - сознаюсь.

 - Сколько времени мне даёшь на свидание?

 - Один час.

 - Так мало? Что ж мы за час сделаем?

 - В условиях машины больше одного раза у вас не получится, - рассуждаю со знанием дела. – А на это достаточно и часа. Ну, хорошо, на полтора часа отпускаю.

 Является счастливица часа через три. Отчитываю:

 - Я тебе сколько времени давал? А ты сколько прогуляла?

 - Так он меня не отпускал.

 - А ты ему говорила, на сколько я тебя отпустил?

 - Говорила.

 - А он?

 - А он сказал: какой дурак твой мастер.

 Я, молча, проглотил обидную критику в свой адрес и отправил подчинённую за контрольный стол. Через несколько дней она снова подходит ко мне:

 - Мастер, мне надо на свидание.

 - А работать я за тебя буду?

 - Сам же говорил, что это уважительная причина.

 - Ну, хорошо, только долго не будь.

 - Пойдёшь на телефон проверять?

 - Не пойду. Верю.

 - Тогда дай ключ от кабинета позвонить.

 Несколько раз она пользовалась таким оригинальным приёмом отпрашивания с работы.

 …Надьке надо было на приём к врачу. Отпустил с предупреждением, чтобы возвратилась со справкой. Пришла без справки. Врач не дал.

 - А ты говорила, что мастер требует справку?

 - Говорила, а он сказал, что ваш мастер дурной. Такие справки они не дают. Если не верит, что вы были на приёме, пусть позвонит и уточнит.

 Больше от пациенток я не требовал справки от врача.

 …Однажды на планёрке одна спросила у меня:

 - А почему вы не заводите среди нас любовницу?

 Я не растерялся и прямо ответил:

 - А потому, что потом не я ей буду руководить, а она мной. Как Познякова командовала Ивановским (фамилии изменены).

 Ответ моих подчинённых удовлетворил, поскольку весь завод знал, как в одной службе начальник завёл шашни с подчинённой. Она так вошла во вкус, что стала шантажировать шефа. Тот ей делал замечания, что беспричинно прогуливает, а он, покрывая прогулы, вызывает смех и склоки в коллективе, поскольку скрыть такое невозможно. На что она реагировала примерно так: ну и что, а не будешь отпускать меня в прогулы, расскажу твоей жене, чем её муженёк со мной занимается.

 …Контролёры несли службу нормально. Однако брак всё равно просачивался на головное предприятие – Минский завод шестерён. Тогда разбираться посылали меня, иногда с токарем для исправления, иногда с контролёркой для отсортировки. Однажды взял с собой Томку. Оформились в общагу при заводе. После окончания рабочего дня сели у неё в номере пить. Вообще-то она не пила, поскольку болела сахарным диабетом. Однако я её заставил, вернее, настойчиво уговорил. Утром пошёл из своего номера будить помощницу. Стучу. Не открывает. Мерещится плохое – больная всё-таки. Подставляю глаз к советской дверной дырке от старого замка. Томка колет укол себе в ягодицу. Инсулин! Значит, плохо девке.

 Когда открыла, на ней лица не было – настолько страдальческий вид имела. Начал извиняться за вчерашнее спаивание её. Она мучилась, не скрывая этого. Предложил опохмелиться. Как пробка из шампанского отскочила от меня. Опохмелился сам, и вместе пошли завершать разборку брака.

 …Регулярно делал обход завода с проверкой контролёров. Как ни приду, одной всё нет. Знаю, что сидит в женском гардеробе. Прошу рабочую позвать. Отчитаю, как следует, а через пару часов снова сидит в гардеробе. Созываю внеочередную сходку. Всем в науку объявляю, что за нарушение трудовой дисциплины снижаю Вальке коэффициент трудового участия, подхожу к информационному стенду и в табель ставлю ноль. Валька начинает всхлипывать и упрекать меня, что никогда её не пойму, потому что я мужик. Но я сходу понимаю:

 - Ты хочешь сказать, что у тебя месячные?
 - Да, - мямлит женщина.

 - Так бы сразу и сказала, - зачёркиваю поставленный ноль.

 - Мне стыдно было.

 – Откуда же я могу знать семь ваших менструальных циклов? Тем более что календарь их меняется из месяца в месяц. И вы в любое время можете злоупотреблять этим.

 - Я женщина здоровая, - всхлипывает Валька. – Поэтому месячные у меня всегда начинаются в одно и то же число.

 - Ну, хорошо, - принимаю решение. – Когда у тебя началось?

 - Вчера.

 - Вот я вчерашнее число помечаю на календаре первой буквой твоей фамилии. И всех помечу, чтобы в будущем учитывать ваши трудные дни. Орлова, когда у тебя месячные начинаются? А у тебя, Люда?

 Так у меня в календаре на каждом месячном квадрате появилось семь букв, понятных лишь сотрудникам бюро технического контроля.

 …Однажды одна линия по производству какой-то шестерни заваливала месячный план. Выручить коллектив и весь завод мог лишь выход на работу в субботу накануне большого праздника. Начальник Коля Новицкий приказал мне обеспечить линию контролёром. Как я ни бился, ни одна не согласилась. Никакие посулы и запугивания не подействовали. С виноватым видом признался начальнику в своём бессилии. Он приказал собрать всех на экстреннее совещание. Пришёл Новицкий и жалобно рассказал, как лишится премии весь завод, если завтра не будет работать провальная линия. Она не прочь поработать, да вот не сможет это сделать, если с ней не выйдет контролёр. Долго доказывал, как завтрашний день решит судьбу завода. Закончил так:

 - Пожалуйста, может кто-нибудь выручит производство от провала.

 - И вот одна из Тамар произнесла долгожданное согласие:

 - Ну, ладно, я могу выйти.

 Когда расходились, она подошла ко мне и радостно сказала:

 - Я всё же решила выручить тебя.

 На что я ей ответил:

 - Своим согласием ты не выручила, а утопила меня. Получилось, что мастер не способен вас уговорить, а у начальника это получилось сходу. Лучше бы ты не согласилась.

 Тамара лишь захлопала глазами – дошла до неё суть согласия выйти в субботу на работу.

 Это я рассказывал про свою смену контролёров. А работали ведь в две смены. Ещё семь молодиц возглавляла контрольный мастер Тамара Баранова. Однажды даже начальник БТК Коля Новицкий отправил нас двоих в Минск на разбраковку, чтобы там мы поделились опытом друг с дружкой, что пошло бы на пользу всему бюро технического контроля. Но вот Тамара перешла работать инспектором по кадрам в «Сельхозтехнику», и заводское руководство решило на её место никого не брать, а должность сократить. Так на меня навесили ещё семь девок, а мастеру предписали ходить лишь в первую смену. Для меня это означало, что будни будут навсегда вычеркнуты из жизни, поскольку перед второй сменой я мог свободно заниматься личными делами, даже ездить на рыбалку.

 И я не выдержал. Стал проситься перевести меня на должность старшего диспетчера производственно-диспетчерского бюро. В должностной инструкции должность эта к своему названию ещё имела приписку: «с исполнением обязанностей начальника смены». А это означало, что снова надо работать в две смены, и опять я смогу днём рыбалить, собирать грибы, даже слегка пьянствовать… И никогда больше не контролировать 14 опостылевших мне контролёрок-красавиц.


14 ноября 2021 года.


Рецензии