Посвящается памяти Елены Фабиановны Гнесиной

Посвящается памяти Елены Фабиановны Гнесиной (1874-1967) 
Поварская улица в центре Москвы всегда немноголюдна. Здесь каждый дом -живая история. К комплексу учебных заведений имени Гнесиных, по адресу: Поварская 30-36, каждый день стекается живой ручеёк молодых людей;будущих музыкантов. Сюда проложена большая невидимая дорога воспоминаний, уже не одного поколения выпускников, посвятивших свою жизнь служению великому искусству;музыке. Их имена известны всему миру: Арам Хачатурян,  Тихон Хренников, Микаэл Таривердиев, Людмила Зыкина , Владимир Федосеев, Иосиф Кобзон, Давид Тухманов, Евгений Кисин и другие.
  Проходит год за годом, многое меняется, но остаётся неизменным особенный день 15 февраля, когда на Поварской улице, в Мемориальном музее- квартире Елены Фабиановны Гнесиной, собираются друзья Гнесинцы на традиционный праздник основания учебных заведений имени Гнесиных.
Лора, с шести лет часто  слышала имя прославленной пианистки Елены Фабиановны Гнесиной, поскольку её  родная  тётя  была лечащим врачом  сестёр Елены и Ольги Гнесиных.  Знаменитые сёстры  любили Подмосковное Архангельское,  часто  лечились  и отдыхали в  военном клиническом санатории Архангельское,  корпуса которого, ещё с довоенного 1933 года, расположились на территории  старинной усадьбы Голицыных-Юсуповых -памятника архитектуры ХVII-XIX вв.
Великолепие усадебных  видов , с  гармоничным соединением  художественных коллекций из частных собраний западноевропейского и русского искусства конца XVIII и XIX веков, богатейшая  библиотека Юсуповых и Голициных, природные богатства и рельеф местности – река, склон холма, лес, знаменитый  усадебный театр Пьетро Готтардо Гонзага, – всё это завораживало сестёр Гнесиных, располагало к спокойному восстановлению сил, к выздоровлению, к  появлению новых творческих  замыслов, идей.
Елена Фабиановна и Ольга Фабиановна  ценили  незаменимые   качества своего  доктора Зои Дмитриевны, её талант, внутреннюю культуру, образованность, начитанность.  Несмотря на большую занятость, доктор была в курсе культурных событий Москвы, следила за выходом новых публикаций, как в области медицины, так и в мире  художественной литературы.  В свободное от работы время, она много читала, была постоянным подписчиком знаменитого  магазина подписных изданий на Кузнецком мосту.   Чтение медицинской, художественной литературы на русском, латинском языках, было её любимым занятием. На работу Зоя Дмитриевна шла, как на сражение, всегда подтянутая, аккуратная, по фронтовой привычке в любой момент, она готова была принять срочные меры и оказать неотложную помощь.   Элегантность, безупречный вкус, эрудиция доктора, вызывали доверие у больных. Попасть на лечение к Зое Дмитриевне, считалось большой удачей.
Это о ней, в своём романе «Пробуждение», поэт, прозаик Дина Терещенко, писала: «Доброта в человеке всегда должна быть наготове, как солдат в войну: ;Не пропустить бы врага! А отчаянье, порой, страшнее врага!»
Лоре нравилось приезжать  на летние каникулы  в Архангельское, гулять по старинному парку, любоваться античными скульптурами, знакомиться с  больными, как правило известными и заслуженными деятелями искусства. С легендой Малого театра Александрой Александровной Яблочкиной,
    Еленой Фабиановновной Гнесиной- композитором, пианисткой, выдающимся педагогом. Здесь в Архангельском она встретила   красавицу, поэта Дину Терещенко, дружба с которой продолжалась на протяжении всей  жизни.      
      Историю с фотографией, Лоре удалось записать со слов Зои Дмитриевны и передать  в мемориальный музей Елены Гнесиной.
История с фотографией
Для музыкального мира, ещё при жизни, Елена Фабиановна стала  живой легендой не только в нашей стране, но и за рубежом. И это неудивительно. Она хорошо знала С.И.Танеева, П.И.Чайковского. В круг её друзей, однокурсников входили такие высокоодарённые пианисты-композиторы, как А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, А.Б.Гольденвейзер, Р.М.Глиэр, А.Т. Гречанинов. В период отдыха и лечения, несмотря на тревогу и беспокойство лечащих врачей санатория, Елена Фабиановна продолжала заниматься работой. В санаторий часто приезжали её ученики, прославленные музыканты.       
С первых дней пребывания в Архангельском,  Елена Фабиановна   не расставалась с  одной фотографией, возможно, это была фотография  её любимого учителя, профессора  Василия Ильича Сафонова .   О его влиянии и огромной роли в развитии культуры исполнительства и педагогического мастерства,  Елена Фабиановна  постоянно  рассказывала лечащему  доктору  Зое Дмитриевне Клепцовой.
Однажды,  в Подмосковный санаторий Архангельское, навестить знаменитых сестёр Елену и Ольгу Гнесиных приехал американский пианист Вэн Клайберн, победитель Первого Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве  (1958г.).  Молодой пианист рассказал Елене Фабиановне о своих родителях, о доме, где царила атмосфера любви, постоянно звучала музыка, что помогло   развитию его музыкального вкуса, способностей. С Вэном Клайберном можно было беседовать  несколько часов подряд,  казалось, что  рушатся все барьеры, преграды,  на глазах  вырастают фигуры гигантов музыкального мира, таких, как С.И.Танеев, педагог старшей сестры Евгении Фабиановны,  П.И.Чайковский- уже не преподававший в консерватории, но навещавший своё любимое учебное заведение. И, конечно, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Розина Левина.  Родная мама, Рильдия Клайберн,  первая учительница Вэна  по классу фортепиано –  в этом длинном списке занимала особенное место.
Она обладала тонким педагогическим чутьём. Ученица знаменитого немецкого пианиста Артура Фридгейма, Рильдия  понимала, что  многочасовые упражнения полезны, но, кроме тренировки нужна музыкальность, интерес и даже любовь  к музыке,  к инструменту.  Незаметно в игровой форме ей удалось ввести своего сына в мир большого искусства, научить  добиваться поставленной цели, часами играть не только разучиваемые произведения, но сложнейшие упражнения, этюды, гаммы.  Большое внимание она  уделяла ансамблевой игре в четыре руки, умению аккомпанировать. В то же время замечательная мама не принуждала ребёнка к многочасовым упражнениям.
Елена Фабиановна увлеклась беседой с Вэном, в которой  серьёзные темы сочетались с игривыми, шуточными оттенками.
;  Вэн! Вы ещё молоды, но я чувствую  родство в наших с Вами взглядах.
Вэн тоже улавливал  в интонации голоса Елены Фабиановны отдельные нотки, которые были ему близки. Ведь он ещё с самого раннего детства обладал   редкой способностью различать едва уловимые интонации не только в музыке, но и в общении с людьми, что  располагало  собеседников.
Зоя Дмитриевна всегда подчёркивала, что  Елене Фабиановне было свойственно уточнять всё до мелочей. Она была человеком чётко выполнявшим любое дело и не допускала никакой небрежности. В тоже время, любила шутить.                ;Вэн! Ваша мама была ученицей знаменитого Фридгейма, не так ли? ;рассуждала она.
;Yes, of course!
Покраснев от смущения, Вэн тут же перешёл на русский
;Да, да, да!
Елена Фабиановна продолжала:
- Артура Фридгейма, которого обучал сам Лист, а Лист ученик Черни! А Черни- Бетховена! – рассуждала она!
;Да, да, да- улыбаясь повторял Вэн.
 ;Боже мой! Как же всё тесно переплетено, взаимосвязано в нашем музыкальном мире!
Елена Фабиановна явно растрогалась, повернулась к портрету, который стоял на столике возле её кровати, бережно взяла его в руки, глубоко вздохнула:
; Дорогой Василий Ильич!
 Реакция Вэна была молниеносной:
;Это же  профессор моего педагога! Василий Ильич Сафонов!
 Вэн, словно  ребёнок, дотронулся до портрета и  поцеловал его:
; Когда сбылась моя  мечта и я стал заниматься в классе Розины Левиной, то стал   считать себя  фортепианным внуком профессора Сафонова.  Теперь, благодаря Вам, я увидел его портрет. 
Вэн даже  прослезился, поднёс  фотографию к груди и словно в молитве склонил перед дорогим образом  голову.
 ;Сафонов - педагог Розины Левиной, сам Сафонов! Невероятно!
; И мой профессор, ; с чувством особенной теплоты и гордости  произнесла   Елена Фабиановна!
Её взгляд устремился в пространство, недоступное никакому объяснению.  Возможно она  перенеслась в то далёкое время, когда совсем юной девочкой выдержала экзамен в знаменитую Московскую консерваторию.
; Однажды В.И. Сафонов зашел в класс, где под руководством опытного преподавателя Э.Л. Лангера я разучивала ре-минорный концерт Моцарта. Послушав  игру, он  сразу перевел меня в свой класс, в котором занимались только старшие студенты.
; Розина Левина, мой педагог преподававшая в   Джульярдской школе, воспитанница Московской консерватории по классу фортепиано профессора  Василия Ильича Сафонова, мне часто рассказывала о нём, ;  удивился Вэн. 
;Вот мы и выяснили наше с Вами родство!;засмеялась Елена Фабиановна.
;Я ученица Василия Ильича, Розина Левина тоже, а вы Вэн, значит  внук знаменитого профессора.
Теперь  от радости они вместе смеялись , как студенты, только что, покинувшие класс своего кумира, выдающегося профессора.
Если бы Пётр Ильич  Чайковский услышал свой  Первый концерт  для фортепиано с оркестром в Вашем исполнении,  его жизнь не оборвалась бы так рано. В последнее время я встречала его в консерватории, печальный он был.
;Да! Можно судить по его шестой симфонии, - вздохнул  Вэн.
Вэн! Вы просто живая легенда! Я не могу расстаться с Вами просто так! 
Растроганная Елена Фабиановна не могла представить, что  в  Подмосковном  Архангельском,   в течение нескольких часов, она   будет  наслаждаться беседой с пианистом  другого  поколения, с  другого далёкого континента,  и в то же время  с представителем  русской пианистической школы, к  которой  принадлежала  она, её однокурсник Серёжа Рахманинов, необыкновенный Саша Скрябин.   
 « Как  же мы близки!»- подумала она.
В порыве чувств, Елена Фабиановна,  совсем очарованная неземной непосредственностью пианиста,  подарила ему   драгоценную фотографию.   
Лечащий врач  Зоя Дмитриевна, вошла неожиданно. Вэн  встал, прищёлкнул своими блестящими туфлями:
;Как бы по военному, ;вспоминала  Зоя Дмитриевна.
Через некоторое время после отъезда пианиста,   Елена Фабиановна  плохо себя почувствовала,    у  неё  резко поднялось давление, разыгралась тахикардия. Доктор  испугалась не на шутку, сразу поняла, что произошло что-то непредсказуемое. Так и вышло.
 ; Как же я могла?  Как могла я так поступить?; сокрушалась Елена Фабиановна.  Я подарила фотографию своего  любимого профессора, с дарственной надписью. 
 Сильнейший сердечный приступ  стенокардии, угроза отёка лёгких,   требовали от врача  незамедлительных действий. 
;  «Срочно!», ; как на фронте, прозвучала команда - Зои Дмитриевны. «Срочно!»
Шприц через несколько секунд был в её  руке.  Не спуская глаз с больной, уже  почти без сознания Елены Фабиановны, прозвучал следующий приказ:
;Немедленно вызвать медсестру Марину Лыкову.
;Слушаюсь, ; приказ будет выполнен!;прозвучало в  ответ. 
Зоя Дмитриевна знала, что Марина, только Марина, верная медицинская сестра от Бога, сможет выполнить любое срочное задание. Марина понимает с полуслова. Она, как  доктор Зоя – не просто медсестра, она фронтовик. Этим всё сказано. К счастью,  сотрудники санатория жили рядом, возможно  задумано было так изначально.
Дверь санаторного номера распахнулась.
;Марина, ;скрывая волнение, произнесла доктор.
;Поняла,;прозвучало в ответ.
;Ничего, Мы….
;Стоп! Немедленно, без слов!
;Слушаюсь, доктор!
;Быстро, быстро! Ещё три секунды!
;Всё!
; Нет!
;Быстро!
;Выполнено!
Пульс медленно восстанавливался, на лице Елены Фабиановны, стал появляться  еле заметный румянец.  До самого утра доктор  и медсестра не покидали комнату больной.
Вот так, быстрым уверенным действием опытных  врача и медсестры,  была спасена легендарная Московская пианистка, педагог, организатор, общественный деятель Елена Фабиановна Гнесина. 
До самого утра доктор  и медсестра не покидали комнату больной. Марина, как часовой, так и простояла на посту всю ночь. Зоя-замерла с фонендоскопом, она не отпускала   руку Елены Фабиановны, прислушивалась к медленному, постепенному восстановлению дыхания.
Елена Фабиановна дремала.  Возможно, она вспоминала счастливое лицо молодого пианиста, его искренность, теплоту в общении с ней, его неподдельную радость,  глаза, трепетные руки, принимающие бесценный подарок -  портрет Василия Ильича Сафонова, воспитавшего  таких крупнейших музыкантов, как  А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, А.Ф.Гедике, Е.А.Бекман-Щербина ,Г.Н.Беклемишев,  Розина Левина, Ф.Ф.Кёниман.
Под утро, Елена Фабиановна еле слышно произнесла:
; Это был сон?
;Я подарила портрет своего профессора, Василия Ильича Вэну Клайберну?
;Марина, почему вы здесь?  Ещё рано! Зоя Дмитриевна, что с Вами?
;Дорогая Зоя Дмитриевна, Марина! Я поступила правильно, только очень  расстроилась и доставила вам немало хлопот.   
; Этот мальчик, американский пианист, расскажет  там, за океаном всем своим друзьям    о великом русском учителе Василии  Ильиче Сафонове, проложившим невидимый мост классического русского фортепианного исполнительства  между  такими далёкими и благодаря музыке   такими близкими странами.
 Елена Фабиановна задумалась, словно вспоминая, что-то очень важное, приподнялась и с улыбкой громким голосом произнесла:
;Вспомнила. Первый ученик Василия Ильича Давид Шор  в своих мемуарах написал о своём учителе:
;Одна из исключительных заслуг Сафонова заключалась в том, что он умел возбудить интерес к искусству, который не остывал и во всей последующей жизни. Можно смело сказать, что Сафонов дал направление всей музыкальной жизни Москвы. И это не будет преувеличением. Забыла я спросить у Вэна Клайберна, как он относится к  русской поэзии?
Василий Ильич Сафонов был тонким ценителем, стихи сравнивал с музыкой, а любимым поэтом был Александр Сергеевич Пушкин, особенно он любил стихотворение: «19 октября» и нас, своих учеников-детей заставлял учить наизусть!
; Зоя Дмитриевна,  Марина!  Сегодня, как никогда, я поняла, что любовь к учителю, к великой музыке бессмертна, она не имеет ни границ, ни преград. 
 ;Вэн  обещал вернуться и  дать концерт в санатории.
 Вы слышали, как трогательно он произносил:
- Я внук....внук... Василия Ильича Сафонова.
Прошло время. Елена Фабиановна стала поправляться,  вскоре ей разрешили выходить  из  лечебного корпуса и   прогуливаться по парку. Однажды,  во время прогулки, Зоя Дмитриевна познакомила свою племянницу Лору  с  Еленой  Фабиановной, рассказала   о её стремлении и желании заниматься музыкой.  Вот так этой шестилетней девочке выпало счастье   получить от самой Елены Фабиановны Гнесиной благословение на занятия музыкой, которое она пронесла через всю свою жизнь.   
С тех пор прошло много  лет, но тот  незабываемый  свет  жив в её сердце. Он сливается с неповторимыми  огнями вечерней любимой  Москвы, он тает в звуках прекрасной музыки, которые раздаются из окон Российской Академии музыки имени Гнесиных. Поэтому, каждый год 15 февраля, она спешит навстречу с добрыми мудрыми, искренними друзьям в  Московский дом  на старой Поварской улице, бывшей улице Воровского!  Спешит  навстречу с Гнесинцами!
 Мимо куда-то спешат  озабоченные москвичи и гости столицы.
Лоре всегда хочется крикнуть на всю Поварскую улицу:
; Остановитесь только на миг! Не спешите! Прислушайтесь!  Окунитесь в  мир настоящей музыки, в мир   звуков   лучшей школы на всём земном шаре;  Школы   имени Гнесиных, из окон которой бесконечным потоком  льются Божественные звуки музыки.  Вспомните великого педагога, организатора, пианистку Елену Фабиановну Гнесину.
;А как же портрет Сафонова?  ; спросите вы.
В мемориальном музее-квартире хранится портрет В.И.Сафонова с дарственной надписью, возможно, что такой  же портрет  был подарен Еленой Фабиановной победителю Первого международного конкурса имени П.И.Чайковского Вену Клайберну.
Портрет остаётся загадкой! Зоя Дмитриевна, в своём последнем  рассказе,   постоянно повторяла, что это был портрет любимого  учителя, профессора, сумевшего открыть для юной  Елены Гнесиной  тайны искусства русской пианистической школы, которой восхищается весь мир!
В Мемориальном музее –квартире А.Н.Скрябина была открыта  уникальная выставка: «Воспитанники класса В.И.Сафонова: Скрябин, Гнесины и другие». В экспозиции выставки  были представлены подлинные фотографии, документы, ноты, программы и письма из фондов  двух  музеев.
Накануне Рождества, объединились одним чувством, одной идеей два  старинных московских дома Елены Фабиановны Гнесиной и Александра Николаевича Скрябина. ;   продолжателей  служения великому искусству ; классической музыке,  не  только потому, что  они  находятся территориально рядом, объяснил  директор  музея А.Н.Скрябина Александр Иванович Лазарев, а потому, что дух   этих мемориальных домов-  музеев неразделим.
В концертном зале дома –музея А.Н.Скрябина, перед  роялем был установлен  большой портрет Василия Ильича Сафонова, а за роялем  на стене у окна ;  портрет Александра Николаевича Скрябина.
  Что же  в этом случайном или не случайном расположении портретов   так настойчиво  и необъяснимо притягивало взгляд? 
; Учитель и ученик!;вот неуловимый штрих, родство, объединяющее  два портрета ; В.И.Сафонова и А.Н. Скрябина.
 Елена Фабиановна Гнесина  стала продолжателем формирования  уникальной  русской   пианистической школы, которая отличается особой пластичностью, музыкальностью, культурой исполнительского мастерства, созвучной с высшей школой театрального искусства К.С.Станиславского.  Не случайна её тесная связь с кружком литературы и искусства, где формировалась идея будущего Московского Художественного театра.   Такие личности, как К.С.Станиславский, Качалов, Книппер и др., так же оказали на молодую пианистку огромное влияние. И что, особенно радует, что в круг её друзей- сверстников входили высокоодарённые пианисты-композиторы -  А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, А.Б.Гольденвейзер, Р.М.Глиэр, А.Т. Гречанинов. 



Рецензии
Лариса, спасибо большое. Окунули в мир великих музыкантов. Рассказали о прекрасных людях. Какой же талантливый народ у нас. Дальнейших творческих успехов. Ирина.

Ирина Юлина   22.05.2022 13:27     Заявить о нарушении